Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭКОНОМЕТРИКА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ / УЧЕБНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санаева Татьяна Александровна

В условия рыночной экономики особое место уделяется методологии по прогнозированию практически все финансовых параметров и показателей предприятия, что позволяет разрабатывать долгосрочные и краткосрочные бизнес-планы. В целях повышения уровня теоретической и практической подготовки студентов, развития навыков построения эконометрических моделей; выработки умений применять методы прогнозирования при решении практических задач в экономике и управлении разработано учебное пособие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONSTRUCTION OF ECONOMETRIC MODELS

In the conditions of a market economy, a special place is given to the methodology for forecasting almost all financial parameters and indicators of the enterprise, which allows developing long-term and short-term business plans. In order to increase the level of theoretical and practical training of students, the development of skills in constructing econometric models; the development of skills to apply forecasting methods in solving practical problems in economics and management, an educational and methodological manual has been developed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ»

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Аннотация

В условия рыночной экономики особое место уделяется методологии по прогнозированию практически все финансовых параметров и показателей предприятия, что позволяет разрабатывать долгосрочные и краткосрочные бизнес-планы. В целях повышения уровня теоретической и практической подготовки студентов, развития навыков построения эконометрических моделей; выработки умений применять методы прогнозирования при решении практических задач в экономике и управлении разработано учебное пособие.

Ключевые слова

прогнозирование, эконометрика, математическое моделирование, экономико-математические методы и модели, учебно-математическое пособие,

самостоятельная работа студентов

АВТОР

Санаева Татьяна Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва tatyanasanaeva@yandex.ru

Введение

В современном мире в условиях рыночной экономики деятельность крупных и мелких предприятий в большей степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития. Оценка будущего состояния предприятия, разработка вариантов развития бизнеса зависит в значительной степени от прогнозирования будущих событий или условий их возникновения.

Прогнозирование обусловлено процессом разработки экономических прогнозов, основанных на научных методах познания экономических явлений, использования совокупности методов, средств и способов экономической прогностики. Эффективная система прогнозирования должна быть основана на качественном и количественном анализе реальных экономических процессов, выявлении объективных условий, факторов развития финансового состояния предприятий.

Качественно, грамотно сделанный прогноз позволяет определить финансовые показатели бизнеса, финансовое состояние предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Зная закономерность изменения любого показателя, можно снизить риски при планировании и прогнозировании финансовых результатов, а правильный и оптимальный выбор изменения показателей позволяет снизить риски, что снизит непредвиденные издержки.

Методология и результаты исследования

Существует множество различных методов и моделей прогнозирования. Эффективности перспектив развития предприятия и прогнозирования финансового управления зависит от правильного выбора метода или модели. Построение модели прогно-

зирования представляет собой модель исследуемого объекта, записанную в математической форме. При определении прогнозной модели применяют один или несколько методов.

При выборе тех или иных методов построения прогнозных моделей предполагается:

1) Использование данных о динамике показателей, обуславливает выбор динамического анализа и анализа с помощью авторегрессионных зависимостей. Данный метод, а именно наличие временного ряда, часто используется на практике.

2) При отсутствии статистических данных о показателе или его значение определяется влиянием некоторых факторов, обуславливает применение многофакторного регрессионного анализа, т.е. представляет собой распространение динамического анализа на многомерный случай.

3) Применение пространственно-временной совокупности обусловлено следующими случаями:

а) при построении статистически значимых прогнозов ряды динамики по своей длине недостаточны;

б) использование в прогнозе факторов, различающихся по экономической природе и их динамике.

В этом случае входными данными являются матрицы показателей, элементами которой служат показатели за различные периоды или на разные последовательные даты. Финансовая модель, построенная на обработке полученной информации, позволяет оценить прогноз состояния предприятия с высокой степенью точности [1].

Прогнозирование результатов деятельности и финансовой отчетности является актуальной задачей.

Цикл прогнозирования можно представить в виде последовательно проводимых этапов:

1 этап: анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности, их классификация и установление прогнозных значений;

2 этап: выбор способа анализа, включающего анализ методов прогнозирования, анализ методов финансового планирования, анализ методов расчета стоимости капитала и анализ методов оценки стоимости бизнеса;

3 этап: финансовое планирование и составление бюджетов капитальных вложений и текущих затрат, бюджетов доходов, расходов и движения денежных потоков, составление прогнозного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;

4 этап: расчет цены привлеченного капитала, позволяющего определить стоимость отдельных источников финансирования и средневзвешенную стоимость капитала;

5 этап: расчет стоимости бизнеса, путем определения дисконтированных денежных потоков прогнозного и продленного периода.

В настоящее время процессы развития экономики, промышленности и технического образования характеризуются потребностью в специалистах нового поколения -разработчиках высокоэффективных технологий, владеющих самым современным инструментарием, в том числе современными математическими методами. Специалисты нового поколения - это высококвалифицированные специалисты, способные к работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Подготовка в вузе таких специалистов является социальным заказ общества.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и

ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [2].

Поэтому очень важно научить студентов - будущих руководителей предприятий, фирм и т.д. - использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; осуществлять разработку и исследование математических моделей поддержки принятия решений в экономике и бизнесе.

Так же студент в своей будущей профессиональной деятельности, кроме знаний, умений по предметам специализации, должен обладать информационной культурой, уметь применять средства информационных технологий. Применение компьютерных технологий при обработке, анализа и систематизации информации позволяет облегчить процесс моделирования финансовых показателей предприятия. Методы и модели прогнозирования рассматриваются в различных дисциплинах: теория вероятности, математическая статистика, экономико-математическое моделирование, эконометрика, анализ данных.

При выборе математического аппарата для создания качественной формализованной модели помогут различные электронные, учебные пособия по математическим методам и моделям.

В помощь студентам разработано учебное пособие «Компьютерный практикум по эконометрике», включающее в себя следующие темы:

- Простейшая обработка данных. Линейная регрессия;

- Проверка качества уравнений линейной регрессии;

- Нелинейные модели;

- Прогнозирование на основании линейной регрессии;

- Многофакторная линейная регрессия;

- Построение линейного, логарифмического, полиноминального, степенного, экспоненциального трендов;

- Автокорреляция уровней временного ряда;

- Анализ сезонных колебаний.

Данное пособие было разработано с целью приобретения студентами навыков использования основных приемов обработки статистических данных, построение эко-нометрических моделей, умения принимать наилучшие решения для достижения поставленной цели, осуществлять прогнозирование поведения объекта.

В пособие излагается теоретический материал: основные понятия, определения, формулы, необходимые для решения поставленной задачи; приведены методические рекомендации по построению математических моделей; задания для самостоятельного решения.

В каждом разделе пособия представлен теоретический материал, приведены примеры с выводами по каждому пункту условия задач, методические указания к выполнению самостоятельной работы. Составлено 20 вариантов заданий по каждой теме.

Рассмотрим один из разделов подробнее. В разделе «Нелинейные модели» студенты должны научиться строить нелинейные модели, проверить качество построенных моделей и вычислить прогнозные значения.

Для повышения эффективности системы прогнозирования финансовых результатов предприятия, в качестве прогнозируемого показателя возьмем чистую прибыль предприятия за 10 лет [3]. Для точности прогноза чистой прибыли воспользуемся линейной, степенной, экспоненциальной, обратной и полуквадратичной моделью регрессии. Для каждой модели определены коэффициент корреляции и его значимость, статистическая значимость коэффициентов, построено уравнение регрессии и оценка

качества построенной модели. Оценку статистической значимости коэффициента корреляции проведено с помощью ¿-критерия Стьюдента.

Рассмотрев все виды зависимостей чистой прибыли от времени, составлена критериальная таблица для выбора закономерности роста чистой прибыли по коэффициенту регрессии, ошибки аппроксимации.

№ Название модели Уравнение Коэффициент корреляции Ошибка аппроксимации

1 Линейная х(1)=4065,5+3995,61 0,97076 5,5

2 Степенная х = 7490,35* г0,7102 0,9796 6,7

3 Экспоненциальная х = 5907,63 * а03208 0,9627 5,9

4 Полуквадрат ичная х = 12076,76^/г - 4495,41 0,9844 4,6

5 Гиперболическая (обратная) , „ 15379,346 х = 22067 ,14 ' г -0,972 6,2

Из таблицы видно, что наиболее оптимальным является полуквадратичная зависимость чистой прибыли. На основании полученной зависимости можно спрогнозировать чистую прибыль

х(11) = 12076,76675 - 4495,41 = 22506,82 ТЬ|С руб х(12) = 12076,766^/6 - 4495,41 = 25086,5 ТЬ|С руб

Коэффициент корреляции равен 0,9844, значит связь чистой прибыли от времени имеет положительную и высокую тенденцию. В среднем расчетные значения отклоняются от фактических на 4,6%. Средняя ошибка аппроксимации не превышает 8-10%, тогда качество построенной модели оценивается как хорошее. Качество уравнения регрессии обусловлено высоким коэффициентом детерминации.

Относительные погрешности прогнозов при различных уровнях надежности

Уровень надежности 80% 90% 95°%

Относительная погрешность 10,5% 12,8% 15,3°%

Повышение уровня надежности с 0% до 95% снижает точность прогноза в 1,46 раз.

Заключение

В условия рыночной экономики особое место уделяется методологии по прогнозированию практически все финансовых параметров и показателей предприятия, что позволяет разрабатывать долгосрочные и краткосрочные бизнес-планы. В целях повышения уровня теоретической и практической подготовки студентов, развития навыков построения эконометрических моделей; выработки умений применять методы прогнозирования при решении практических задач в экономике и управлении разработано учебное пособие.

Учебное пособие будет полезно студентам, изучающим дисциплины «Экономико-математические методы и модели», «Эконометрика» и выполняющим индивидуальные и самостоятельные задания по предмету. Так же пособие может быть использовано преподавателями на аудиторных практических занятиях и для организации самостоятельной работы студентов.

Внедрение информационных технологий обеспечивает новое качество математического образования, расширяет возможности использования новых методик и технологий в изложении теоретического и практического материала, в задачах компьютерного моделировании различных процессов, а также стимулирует активное отношение студентов к учебе, помогает организовать самостоятельную работу, повышает эффективность обучения.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1. http://www.allbest.ru/Некоторые аспекты преподавания высшей математики в вузе Р.Д. Сейлова

2. Арсеньев, Ю.Н. Управление рисками / Ю.Н. Арсеньев. - М.: Высш. шк., 2012. - 420 с.

3. Таха Х. А. Введение в исследование операций. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

4. Я.Р. Магнус, П.К. Катышев. Эконометрика.- М.: Издательство «Дело», 2004

TatyanaA. Sanaeva,

Candidate of Physical-Mathematical Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Food Production. Moscow, Russia tatyanasanaeva@yandex. ru

Features of the construction of econometric models

Annotation. In the conditions of a market economy, a special place is given to the methodology for forecasting almost all financial parameters and indicators of the enterprise, which allows developing long-term and short-term business plans. In order to increase the level of theoretical and practical training of students, the development of skills in constructing econometric models; the development of skills to apply forecasting methods in solving practical problems in economics and management, an educational and methodological manual has been developed.

Keywords: forecasting, econometrics, mathematical modeling, economic and mathematical methods and models, educational and mathematical manual, independent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.