Научная статья на тему 'Особенности построения четырехлетнего олимпийского цикла подготовки в толкании ядра и в беге на короткие дистанции'

Особенности построения четырехлетнего олимпийского цикла подготовки в толкании ядра и в беге на короткие дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошевич В.Г., Масловский Е.А.

В статье представлена научно-методическая концепция построения четырехлетнего олимпийского цикла подготовки высококвалифицированных спортсменок (на примере толкания ядра и бега на короткие дистанции). Авторами изложена не только суть концепции, но и ее практическая реализация в течение 2001 2004 гг. на Олимпийских играх в Афинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярошевич В.Г., Масловский Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of construction of four-year-old Olympic cycle of preparation in pushing a nucleus and in sprint

In article the scientific methodical concept of construction of a four-year-old Olympic cycle of preparation highly skilled спортсменок (is submitted by the example of pushing a nucleus and sprint). To authors it is stated not only essence of the concept, but its practical realization during 2001 2004 on Olympic games in Athenes.

Текст научной работы на тему «Особенности построения четырехлетнего олимпийского цикла подготовки в толкании ядра и в беге на короткие дистанции»

УДК 797.21.015.52.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ В ТОЛКАНИИ ЯДРА И В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

В.Г. ЯРОШЕВИЧ1, Е.А. МАСЛОВСКИЙ2

'Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь, 2Полесский государственный университет, г. Пинск. Республика Беларусь

Четырехлетний цикл подготовки спортсменки, участвующей в финальных соревнованиях Олимпийских игр, или спортсменки, завоевавшей золотую медаль, является образцовой и выверенной научно-методической схемой, имеющей уникальный, индивидуально выраженный характер.

Целевым критерием 4-летнего олимпийского цикла (далее в сокращенном варианте - ОЦ) является возможность осуществлять анализ и синтез системных явлений и процессов, оценивать их и формировать утверждения о перспективности спортсменок в борьбе за олимпийские награды, планировать и контролировать явления и процессы, составлять представления о них и, главное, конструировать их [2,3,4]. В этой схеме одним из важнейших компонентов подготовки является психологическая составляющая, которая органически связана с педагогикой, кинезиологией и практикой спорта. В то же, время психологическая подготовка - это отдельная тема разговора, которая требует специфических знаний и особых способов ее реализации. Поэтому в настоящей статье мы можем лишь обозначить ее огромную значимость для теории и практики спорта высших достижений. Остановимся на педагогической сути этих явлений, то есть на научно-методической концепции построения 4-х летнего ОЦ подготовки высококвалифицированных спортсменок (на примере толкания ядра и бега на короткие дистанции). Эта концепция при ее представлении должна придерживаться определенного формата, а именно: схематизации, моделирования, использования аналитического и системного подходов. Сама по себе схематизация ОЦ это лишь отображение систематизируемого объекта не полностью, а лишь в тех его компонентах и связях между ними, которые субъекту кажутся. Поэтому построение схемы ОЦ предполагает нужную степень предварительного смыслового, содержательного обобщения и оценивания состава, структуры и функции этого объекта [4]. Для решения конкретной задачи по схематизации ОЦ лучше всего, если схема содержит все необходимые для этого детали и не содержит никаких лишних. В таком варианте она пригодна для решения именно этой задачи и ее формирование не выходит за рамки этой задачи.

Эта схема, ориентированная на решение конкретной задачи, своеобразная модель, содержащая все существенные для этого компоненты и не содержащая несущественные. В связи с чем следующим «шагом» является «отсекание» несущественных компонентов и последующая «детализация», более глубокое осмысливание предположительно существенных компонентов. Происходит «выход» на специализированную схему второго порядка, которая, в отличие от «общей» схемы объекта, ограничена временем действия, диапазоном средств, обладающих управляющими функциями в структуре конкретного круга задач и всех тех компонентов, которые необходимы для ее эффективного использования.

Среди тренинговых технологий «олимпийского образца» (особенно, если они постоянно преобразуются в каждом ОЦ одними и теми же участниками) нас интересуют модели, помогающие анализировать, синтезировать, оценивать тренировочные системы подготовки, его компоненты и избранные системы телодвижений в структуре соревновательной борьбы. В таких моделях лучше видны особенности моделируемого объекта, возможные пути его совершенствования с учетом индивидуальных особенностей спортсменок.

Важно не просто обеспечить высокую точность запланированных параметров конкретной модели, а создать условия для обеспечения разрешающей способности к реализации в ведущих двигательных действиях сенсорных механизмов коррекционной направленности в плане

воспроизводства кинематических и динамических параметров, адаптированных к условиям напряженной соревновательной борьбы.

Можно констатировать, что, в сущности, это управляемая адаптационно-приспособительная модель кондиционной, координационной, функциональной и психологической нагрузки, действующая по законам формирования динамического стереотипа с использованием метода «временной стабилизации». Так, например, в метаниях тренировочные броски максимальной мощности являются своеобразными показателями функциональных возможностей и уровня координации движений [1]. Для того чтобы в процессе тренировок обеспечить положительную динамику спортивных результатов, необходимо на какое-то время закрепиться на определенном рубеже, создать прочный фундамент двигательных качеств, стабилизировать технику, а значит, и максимальные тренировочные результаты (по А.П.Бондарчуку). Только после этого можно в процессе тренировки повысить свои функциональные возможности и поднять координационные связи на новую, более высокую ступень. Или, наоборот, при преждевременном достижении высокого уровня функциональных возможностей и уровня координации движений (наличие противоречия между календарем главных соревнований и достижением спортивной формы), следует сознательно «заблокировать» состав средств «второго порядка» (специализированная схема) путем активного заполнения тренировочного процесса составом средств «первого порядка» (общая схема) с целью понижения уровня соревновательной готовности.

Так, например, у А. Бондарчука (метание молота), когда в сезоне он установил 2 мировых рекорда, было 8 периодов временной стабилизации максимальных тренировочных результатов. Самый длительный из них занял по времени 3 месяца, а самый короткий - 3 недели. У олимпийской чемпионки в беге на 100 метров Ю. Нестеренко в 2004 году было 4 периода временной стабилизации (длительный - 2,5 месяца и короткий - 2,5 недели).

Если же максимальные тренировочные результаты в метании молота в тренировке снижались (по сравнению с предыдущим занятием) более чем на один метр или в беге на 100 метров увеличивались более чем на 0,3 с. (признак переутомления), то в тренировку следует срочно внести соответствующие коррективы путем снижения как объема, так и интенсивности беговых или метательных упражнений. Снижать интенсивность следует до тех пор, пока колебания в результатах не станут минимальными. Проектное использование «рычагов» управления тренировочной нагрузкой на основе аналитического подхода, в этих конкретных случаях, и достижение запланированных результатов на контрольных стартах - это свидетельство того, что данная форма аналитического подхода перешла на более высокоорганизованную ступень управления тренировочной нагрузкой и реализована в формате системного подхода. Рассматриваемые отдельно части тренировочных нагрузок объединяются в целое, то есть в систему.

Вырисовывается целостная совокупность частей, где каждая влияет на другие, и потому изменение любой части системы влияет на другие части и всю систему в целом. При переходе на «практические» способы реализации данной системы следует обязательно учитывать: а) состав (составляющие ее компоненты, элементы); б) структуру (схема или законы взаимосвязи элементов); в) функцию (для чего система предназначена); г) свойства (новые свойства, которых нет у самих элементов системы); д) самоорганизацию (системы, которые «умеют» сами себя адаптировать под конкретную выполняемую функцию и конкретные требования по ее выполнению).

С позиции системно-целевого подхода при построении микро, мезо и макро циклов тренировки обязательно включаются следующие компоненты:

а) целевой компонент (определение общей и специальной системы диагностических целей; акцентирование формирование силовых способностей с акцентом на развитие силовой выносливости во взаимосвязи со становлением спортивной техники в беге на короткие дистанции и развитие максимальной и «взрывной» силы - в метаниях) на каждом этапе реализации целостного процесса;

б) содержательный компонент (отбор средств сопряженного воздействия по специфике напряжений мышц-антагонистов разгибателей и сгибателей бедра, голени, рук, туловища и подошвенного сгибания; величине и характеру физических нагрузок и восстановления с учетом принципов тренировки, требовавшей индивидуально-сопряженного и дифференцированного подходов;

в) организационно-структурный компонент - оптимизация построения недельных циклов тренировки на основе учета специфики и направленности учебно-тренировочных комплексов и условий их выполнения (режимы: обычный, облегченный и затрудненный; характер: целостный, региональный, локальный; методы сопровождения двигательных действий: визуальный, звуковой, нервно-мышечный; специфика воздействия: полетная и опорная фазы бегового шага, опора на двух и на одной ноге - в метаниях, разгибатели и сгибатели опорно-двигательного аппарата;

г) операциональный компонент - сопряженное развитие силовых способностей и становление спортивной техники, формирующих и корригирующих двигательную основу стометровой дистанции (старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование) и метательных движений (предварительное замахивание, стартовое прямолинейное или дискообразное движение, повороты, финальное усилие - ядро, молот), включение в учебно-тренировочные комплексы тренажеров и вспомогательных упражнений на основе функциональной специфики двигательного аппарата и характера адаптационных возможностей ССС и ОДА;

д) диагностический компонент - осуществление обратной связи: включенным наблюдением, предварительным, текущим, итоговым контролем степени выраженности и уровня сопряженности двигательно-координационного и двигательно-силового потенциала достижений спортсменок, оценки функционального состояния систем организма. Системно-целевой подход служит основой для составления принципиальной структуры годичного цикла тренировки. В нашем примере (таблица 1) представлена схема подготовки спортсменки на базовом этапе 2003 года (за год до участия в стартах Олимпиады - 2004).

Система контрольных стартов должна естественным образом вписываться в логичный ряд построения нагрузок с учетом индивидуальных диспозиций спортсменки. Не должно быть стартов, которые не вписываются в эту концепцию. Соревновательный ритм должен планомерно перейти к участию в ответственных соревнованиях с целью получения олимпийской лицензии для попадания на Олимпийские Игры.

Таблица - Принципиальная структура годичного цикла тренировки

Этап Подэтап Характер мезоцикла -01* Характер мезоцикла -02 Длительность микроцикла

Подготовительно-восстановительный - 01 Вводный Базовый А А 5 5 - 7

« ы н ь « е т и в о т о г ч Подготовительно-специальный - 01 Контрольно-подготовительный Соревновательно-заловый И П 3 - 5 5

Подготовительно-восстановительный - 02 Подготовительно-специальный - 02 Базовый А 5

о По Подготовительно-специальный II Начальный Контрольно-подготовительный И 4

Предсоревновательный Подготовительно-соревновательный И+П 1 - 3

й и « Стабилизации Соревновательный П 2 - 4

8 з н вн о Сот Профессионально-главный Восстановительно-подготовительный Соревновательный И П 3 9

Заключи тельный Расстренировочный Лечебно-отдыхающий - - 3

*Характеристики мезоцикла: А - Аккумуляция. И - Интенсификация. П - Преобразование

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарчук, А.П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей (теория, методика, практика): автореф.дис.. .д-ра пед.наук /А.П.Бондарчук. - М., 1987. - 52 с.

2. Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам /Л.П.Матвеев, Ф.З.Меерсон // Очерки по теории физической кулшьтуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. -С.224 - 240.

3. Матвеев, Л.П. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации // Теория и практика физической культуры. - М., 2009. - №9. - С.18 - 34.

4. Букраба, В.А. Общие тенденции построения тренировочных макроциклов /В.А.Букраба/ Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: международный сборник научных статей: под общ.ред.Е.П.Врублевского. - Смоленск: СГАФКСТ, 2009. - С.85 - 89.

FEATURES OF CONSTRUCTION OF FOUR-YEAR-OLD OLYMPIC CYCLE OF PREPARATION IN PUSHING A NUCLEUS AND IN SPRINT

V.G. JAROSHEVICH, E.A. MASLOVSKIJ

Summary

In article the scientific - methodical concept of construction of a four-year-old Olympic cycle of preparation highly skilled спортсменок (is submitted by the example of pushing a nucleus and sprint). To authors it is stated not only essence of the concept, but its practical realization during 2001 - 2004 on Olympic games in Athenes.

Поступила в редакцию 24 августа 2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.