ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 4
Елизавета Геннадьевна Зорина,
аспирант кафедры государственной политики факультета политологии
МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРЕАЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Статья посвящена исследованию проблемы повсеместной информатизации и электронизации, ставшей причиной формирования своеобразной виртуальной реальности, неотъемлемой частью действительности. В статье анализируются особенности виртуальной реальности и их влияние на политическое пространство. Для обозначения среды, создаваемой особенностями виртуального пространства, используется термин «постреальность». В статье подробно рассматриваются такие явления, порожденные постреальностью, как постправда, созданная при слиянии политики с виртуальной средой, и постценности, непосредственно воздействующие на политическую информационную повестку. Постценности, в свою очередь, подразделяются на симуляцию популярности и симуляцию достижений, из-за которых реальные личности и действия, в том числе и связанные с политикой, обесцениваются. Их подменяют виртуальные аналоги, часто не имеющие отображения в действительности. В статье исследуется реакция на постреальность в политике.
Ключевые слова: постреальность, виртуальная реальность, постценности, постправда, виртуальная реальность, политическое пространство.
Elizaveta Gennadievna Zorina,
Graduate student, Public Policy Program,Political Science Department,
Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: [email protected]
FEATURES OF POST-REALITY AND THEIR INFLUENCE ON THE POLITICAL SPACE
This article is devoted to the study of the problem of ubiquitous informatization and electronization, which has caused the formation of a peculiar virtual reality as an integral part of actual reality. The author analyzes the features of virtual reality and their influence on the political space. The term "post-reality" is used to designate the environment created by the features of the virtual space. The article views in detail such phenomena generated by post-reality as the post- truth created by the merging of politics with the virtual environment and the post-values that directly affect the political information agenda. In turn, post-values are divided into simulations of popularity and simulations of achievements because of which
real personalities and actions, including those related to politics, are devalued. In turn, they are replaced by virtual analogues, which often do not register in actual reality. At the end of the article the author analyzes the reaction generated by the post-reality, offering examples of this reaction in politics.
Key words: post-reality, virtual reality, post-values, post-truth, virtual reality, political space.
...симуляция ставит под сомнение отличие «истинного» от «ложного», «реального» от «воображаемого».
Ж. Бодрийяр1
Непрерывное развитие информационных технологий, появление интернета, социальных сетей и мессенджеров привело к формированию своеобразных каналов коммуникации и виртуальных пространств, обладающих как преимуществами, так и негативными чертами. Преимуществами являются быстрота связи, доступ к информации в любое удобное время и из любого удобного места, экономия времени при выборе маршрута, компактное хранение десятков утилит в одном смартфоне, что, в частности, способствует расхламлению домашнего пространства.
При всем удобстве современные технические и виртуальные средства несовершенны, а именно: зависят от электроэнергии, сетей Wi-Fi, сотового оператора или интернет-провайдера.
Более того, виртуальные пространства и коммуникационные каналы таят такие опасности для пользователя, как взлом его коммуникаторов или онлайн-аккаунтов, в том числе и банковских, с последующим похищением его персональных данных и денег; интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр; скрытые манипуляции сознанием пользователя в сети. Более того, при несоблюдении «информационной гигиены» пользователь может стать объектом кибертравли (кибербуллинг). Ярким примером является волна кибербуллинга, поднятая в России во время Чемпионата мира по футболу 2018 г.: в группах «ВКонтакте» травили девушек из самых разных городов России за фотографии с иностранными болельщика-ми2. Этот социальный инцидент обнажил дыры в информационном суверенитете России — данная проблема не регулируется российским законодательством. Фактически сегодня кибертравлей можно заниматься безнаказанно, несмотря на то что угрозы в социальных
1 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкина. Тула: Тульский полиграфист, 2013. С. 18.
2 Чемпионат по травле // Новая газета. 2018. 30 июня. URL: https://www. novayagazeta.ru/articles/2018/06/30/76996-chempionat-po-travle
сетях подпадают под статью 119 Уголовного кодекса Российской Федерации3.
Помимо этого, информационный хаос в сети ведет к информационной перегрузке пользователя4, последний теряет ориентиры при оценке достоверности, важности и объективности информации.
Таким образом формируется новейшее симулятивное виртуальное пространство, своеобразная постреальность, отличающаяся своими принципами функционирования, объяснительными моделями, ценностными ориентирами. Можно увидеть, что постреальность практически «срослась» с действительностью, она проникла во все сферы жизни современного человека и общества, в частности в политическую. Зачастую граница между постреальностью и реальностью размыта. Пример тому — постправда.
Постправда в современной политике — это «совокупность обстоятельств, при которых объективные факты влияют на формирование общественного мнения в меньшей степени, нежели чем эмоции и убеждения»5. С.В. Чугров выделяет две причины возникновения постправды: чрезмерно либеральное общество, безответственно относящееся к информации, и проникновение политического дискурса в виртуальное пространство6. Таким образом, постправда стала возможной только в виртуальной среде и исключительно в процессе политических коммуникаций.
Передается «постправдивая» информация при помощи фейко-вых новостей с ссылками на анонимные источники и фактоидов — событий, обретших важность исключительно из-за их упоминания в СМИ7. Таким образом, постправда намеренно применяется для введения целевой аудитории в заблуждение относительно того или иного события либо субъекта.
Существует и другое мнение, согласно которому постправда возникла не для «оболванивания» целевой аудитории, а, напротив, по
3 Уголовный кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/37fd891311615f23654aa2bd69d 386fc6c0c8470/
4 Зорина Е.Г. Информационная энтропия в сетевом пространстве: политологический анализ // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Анти-пов. М.: МАКС Пресс, 2017. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/ data/10756/uid73263_report.pdf
5 Post-truth // English: Oxford Living Dictionary. URL: https://en.oxforddictionaries. com/definition/post-truth
6 Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. C. 42-59.
7 Богданов С.В. «Мерцающие» события: особенности фейковых новостей и их место в стратегических коммуникациях // Век информации. 2017. № 2. С. 231-232.
ее же запросу. Данную позицию хорошо описывают слова С. Джобса о телевидении: «Когда ты молод и смотришь телевизор, то думаешь, что телекомпании сговорились и хотят сделать людей тупыми. Но потом ты взрослеешь и приходит понимание: люди сами этого хотят... нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос.»8. Иными словами, современный индивид сам предпочитает жить в симулятивной реальности, соответствующей его мировоззрению. Поэтому он охотно воспринимает любые подтверждения своей позиции, игнорируя опровергающие ее доводы9. С этой точки зрения, широкое распространение постправды объясняется в большей степени иррациональными качествами целевых аудиторий, такими как убеждения и чувства.
Яркие примеры постправды можно найти в информационном сопровождении украинского вооруженного конфликта 2014 г. Постправдой стала публикация в 2015-2016 гг. Bellingcat10 и некоторыми другими интернет-источниками спутниковых снимков. На них запечатлены движущиеся по поверхности Земли объекты, напоминающие тяжелую технику, которые были представлены Bellingcat как «пересекающие границу Украины российские боевые машины». Некоторые онлайн-издания сообщили «о заснятом спутником переходе российскими войсками границы Украины»11.
При этом на предоставленных снимках объекты выглядят неразборчиво. На некоторых снимках удается идентифицировать крупные машины, однако характер их передвижения указывает на то, что спутник заснял сельскохозяйственную технику12. Также невозможно точно идентифицировать происхождение снимков, местность и объекты, представленные на них, — «наглядное доказательство» пересечения российской боевой техникой границы Украины оказалось фейком.
Одна из особенностей постреальности заключается в том, что она формирует новейшие виртуальные ценностные ориентиры поль-
8 Steve Jobs: The Next Insanely Great Thing // Wired. 1996. January 2. URL: https:// www.wired.com/1996/02/jobs-2/
9 Гарбузняк А.Ю. Феномен постправды: границы понятия // Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции (22 декабря 2017 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2017. С. 102-104.
10 Брат у ворот: следы перехода украинской границы и приграничных артиллерийских позиций на новом снимке Google Earth // Bellingcat. 2016. 15 июня. URL: https://ru.bellingcat.com/novosti/ukraine/2016/06/15/aug-26-ru/
11 Bellingcat: Брат у ворот: следы перехода украинской границы и приграничных артиллерийских позиций на новом снимке Google Earth // Эхо Москвы. 2016. 23 июня. URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/1789136-echo/
12 СМИ: Вашингтон принял зерноуборочные комбайны за «вторжение русских» // RT. 2014. 11 сентября. URL: https://russian.rt.com/article/49416
зователей. При этом зачастую за виртуальную ценность пользователю приходится платить реальные деньги. Например, существуют сервисы, которые за плату накручивают пользователю «лайки» и подписчиков в социальных сетях. Разработчики компьютерных игр часто продают виртуальные утилиты для героев игр (оружие, усиления и т.д.). В социальной сети «ВКонтакте» за реальные деньги продаются виртуальные подарки и наборы стикеров.
В целом новейшие ценности в постреальности можно разделить на симуляцию популярности и симуляцию достижений. В первом случае речь идет о виртуальных рейтингах: большом количестве «лайков», просмотров и подписчиков, подписке или «лайке» конкретного человека, как правило, знаменитости. Во втором случае — о достижениях игроков в компьютерных играх: платном «пропуске» сложного уровня, платном открытии новых уровней после прохождения демоверсии игры, виртуальных предметах, стоящих виртуальных или реальных денег.
Симулятивная популярность не имеет под собой никаких реальных оснований. Ранее человек обретал популярность благодаря своим достижениям (или антидостижениям), которые в массовом сознании связывались с его именем. Так, фараон Хеопс стал популярным, построив самую большую и высокую пирамиду в Египте, Д.И. Менделеев — после открытия Периодической системы химических элементов, а Ю.А. Гагарин обрел популярность как первый человек, побывавший в космосе. Антидостижения принадлежат А. Гитлеру, А.Р. Чикатило, У. бен Ладену и т.д.
Для обретения же симулятивной популярности достаточно делать простейшие вещи — выкладывать не всегда оригинальные селфи или видеоролики в социальные сети или блоги, собирать «лайки», комментарии, новых подписчиков, совершать экстравагантные поступки, рекламировать себя.
Так, недавним известным примером самопиара является хайп на трагедии в Кемерово 25 марта 2018 г. За счет этой трагедии некоторые политики, блогеры и обычные пользователи пытались повысить уровень популярности и решить свои собственные политические задачи, размещая в социальных сетях фейковые данные о количестве погибших, в несколько раз превышающие официальные цифры, обвиняя в трагедии действующий режим в целом и президента лично, занимаясь кибертравлей одного из родственников погибших13. Распространялись сведения, что власть специально вводит население в
13 Гришин А. Трупоеды ради хайпа: Зачем 30-летние пацаны, привыкшие сытно есть и вольно жить, накрутили панику вокруг трагедии в Кемерово // Комсомольская правда. 2018. 23 марта. иИЪ: https://www.kp.ru/daily/26811/3847474/; Панюков М. Как негодяи «ловят хайп» на трагедии в Кемерово // Экспресс газета. 2018. 29 марта.
заблуждение, искажая информацию о количестве погибших, чтобы трагедия не выглядела слишком масштабной, чтобы должностные лица избежали наказания за трагедию, которая стала возможна из-за их халатности и коррумпированности14. Позднее все сведения о нескольких сотнях погибших при пожаре в Кемерово были опровергнуты Следственным комитетом.
Другим примером создания симуляции популярности является деятельность художника-акциониста П.А. Павленского. Все его акции имели политические цели и были основаны на вандализме, публичном обнажении, самоповреждениях и даже самоампутации. Выражая недовольство современным российским политическим режимом, П.А. Павленский калечил себя и устраивал беспорядки, причем все эти действия он совершал в обнаженном виде. Видеозаписи его акций активно обсуждались пользователями интернета15. Таким образом, чтобы стать популярным в постреальности, художнику нет необходимости создавать шедевры, достаточно совершить спорный с точки зрения нравственности поступок, заснять его на видео и выложить в сеть.
Нечто подобное происходит с политиками и политическими партиями. Так, по мнению Д.В. Иванова, сегодня успешным политикам не нужны позиции, идеи, программы и действия. Сегодня успешность политика или политической партии основывается на его или ее виртуальном имидже. В результате интересы определенной социальной группы или групп, которые призвана выражать политическая партия, подменили набором символов и рекламных слоганов16.
Однако влияние постценностей на жизнь современного человека не безгранично, в сети набирает силу противодействие им. Так, одна из реакций на постреальность заключается в росте критического мышления пользователей интернета. В социальных сетях и в YouTube создаются блоги, видеоблоги и публичные страницы, либо разоблачающие ту или иную ложь, либо стремящиеся получить и поделиться наиболее объективными знаниями о событии или явлении. Подписчиков сообществ интересует знакомство с первоисточниками: археологическими находками, архивами, моделями
URL: https://www.eg.ru/society/495082/; Навальный А. Про Кемерово. Ч. 1 // YouTube. 2018. 29 марта. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sWj87AxgZWI
14 ШарийА. Когда мразям нужно объединяться // YouTube. 2018. 27 марта. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qD1R77uxwfk
15 Петр Павленский — акция «Туша» // YouTube. 2013. 27 мая. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=SbCUcLpCyFQ; Художник Павленский отрезал себе ухо // YouTube. 2014. 19 октября. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YwoMPyxi8PU
16 Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение,
2000. 96
реконструкций, показаниями свидетелей, визуальными материалами и т.д. К такого рода сообществам относятся «Символы славян»17 и «Ложь пабликов ВК»18 ВКонтакте, канал Анатолия Шария19 и канал "Bad Comedian"20 на YouTube и др. Члены этих сообществ признают, что их мнение может оказаться ошибочным.
Еще одной реакцией на постреальность является запуск акций «дни без мобильного телефона»21, «кафе без Wi-Fi»22 и т.д., которые преследуют цель вернуть человека в реальный мир, заняться настоящими делами, общаться с живыми друзьями, а не аккаунтами в мессенджерах.
Третья реакция — это освещение проблем постреальности в массовом искусстве. Ярким примером служат сериалы «Черное зеркало» (2011) (о катастрофических последствиях необдуманного и бесконтрольного сращивания реальности и постреальности) и «Запрос в друзья» (2016) (об уничтожении человека, не соблюдавшего информационную гигиену, виртуальными личностями в постреальности, которое переросло в уничтожение в реальной жизни).
Таким образом, постреальность оказывает колоссальное влияние на жизнь современного общества и в частности на пространство политики, что привело к распространению таких явлений, как постправда и постценности. Постправда представляет собой искусственно сконструированное, зачастую значительно искаженное представление о том или ином политическом объекте. Среди постценностей наибольшее влияние на политику оказывает ценность популярности, заставляющая искусственным путем добиваться известности, в том числе для решения политических задач. Эти явления вызвали критику как в виртуальном пространстве, так и в обществе. Негативная реакция на постправду способна «корректировать» ее неоднозначное влияние на политическую сферу.
ЛИТЕРАТУРА
Богданов С.В. «Мерцающие» события: особенности фейковых новостей и их место в стратегических коммуникациях // Век информации. 2017. № 2. С. 231-232.
17 Символы славян // ВКонтакте. URL: https://vk.com/symbols_of_slavs
18 Ложь пабликов ВК // ВКонтакте. URL: https://vk.com/fakebusters
19 Анатолий Шарий // YouTube. URL: https://www.youtube.com/user/SuperSharij
20 BadComedian // YouTube. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PL471 DC4C544B5A1B9
21 Батенева Т. Бросьте трубку! Проведи день без мобильного телефона // Российская газета. 2013. 7 февраля. URL: https://rg.ru/2013/02/06/mobilnik-site.html
22 У нас не чекинятся: первые кафе без Wi-Fi в Москве // РИАМО. 2015. 29 июня. URL: https://riamo.ru/article/72535/u-nas-ne-chekinyatsya-pervye-kafe-bez-wi-fi-v-moskve.xl?mTitle=&mDesc=&mImg
БодрийярЖ. Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкина. Тула: Тульский полиграфист, 2013.
Гарбузняк А.Ю. Феномен постправды: границы понятия // Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции (22 декабря 2017 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2017. С. 102-104.
Зорина Е.Г. Информационная энтропия в сетевом пространстве: политологический анализ // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Анти-пов. М.: МАКС Пресс, 2017. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/ data/10756/uid73263_report.pdf
Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. C. 42-59.
REFERENCES
Baudrillard, J. Simuliakry i simuliatsiia, transl. O. A. Pechenkina. Tula: Tul'skii poligrafist, 2013.
Bogdanov, S. V. " 'Mertsaiushchie' sobytiia: osobennosti feikovykh novostei i ikh mesto v strategicheskikh kommunikatsiiakh," Vek informatsii, No. 2, 2017, pp. 231-232.
Chugrov, S. V. "Post-truth: transformatsiia politicheskoi real'nosti ili samorazru-shenie liberal'noi demokratii?" Polis. Politicheskie issledovaniia, No. 2, 2017, pp. 42-59.
Garbuzniak, A. Iu. "Fenomen postpravdy: granitsy poniatiia," Kul'tura kommu-nikatsii v usloviiakh tsifrovoi i sotsiokul'turnoi globalizatsii: global'nyi i regional'nyi aspekty. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (22 dekabria 2017 goda). Moscow: Izdatel'stvo APK i PPRO, 2017, pp. 102-104.
Zorina, E. G. "Informatsionnaia entropiia v setevom prostranstve: politologicheskii analiz," Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «LOMONO-SOV-2017», eds. I. A. Aleshkovskii, A. V. Andriianov, and E. A. Antipov. Moscow: MAKS Press, 2017, URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10756/ uid73263_report.pdf