Научная статья на тему 'Особенности постижения традиционной музыки Японии сквозь призму концептосферы японского языка'

Особенности постижения традиционной музыки Японии сквозь призму концептосферы японского языка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
579
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / ОСВОЕНИЕ / МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ / КОНЦЕПТОСФЕРА / SHIZENKAN / SABI / IKITA MA / ZANSHIN / JAPANESE TRADITIONAL MUSIC / EXPLORATION / THE IMMERSION METHOD IN THE SEMANTIC FIELD OF / CONCEPT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гвоздевская Г. А.

В статье предлагается авторский методологический подход к постижению японской традиционной музыки, основанный на освоении концептосфер японского языка. Понятие концептосферы рассматривается в контексте исследований отечественной лингвокультурологии. Выделяется несколько основополагающих концептосфер: shizenkan («чувство природы») определяющая концепция японского восприятия окружающего мира; sabi («трансцендентная печаль») -концептуальный фундамент японской эстетики; ma («пустое пространство»; в музыке ikita ma «живая пауза») основа языка традиционных искусств Японии; концептосфера понятия zanshin («остающееся сердце») закон концентрации энергии. При этом концептосфера shizenkan представлена как главная составляющая образного строя японского традиционного искусства, частью которого является музыка. Сквозь призму данной концепции в статье даётся характеристика принципиальных отличий японского звуковосприятия от европейского (zatsuon «шумовые звуки» и др.), ставится задача постижения семантики природных тембров японских инструментов, законов интонирования в обертоновой зоне «живого пространства» отдельно взятого звука в процессе развития музыкального восприятия. Через концептосферу понятия sabi предлагается освоение интонационного строя японской музыки, через концептосферу ikita ma развитие адекватного восприятия специфики формообразования и её ритмической организации. В статье делается вывод о том, что погружение в смысловое поле концеп-тосфер языка является для европейского слушателя эффективным методом постижения не только японской, но и традиционной музыки Востока в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES COMPREHENSION OF TRADITIONAL MUSIC OF JAPAN THROUGH THE PRISM OF JAPANESE LANGUAGE KONTCEPTOSFERY

He article offers the author's methodological approach to comprehension of Japanese traditional music, based on the development of conceptosphere Japanese language. The concept conceptual sphere is considered in the context of studies of national cultural linguistics. Provided some basic kontseptosfer: shizenkan ("sense of nature") defines the concept of the Japanese perception of the world; sabi ("transcendental sadness") conceptual foundation of Japanese aesthetics; ma ("empty space" in music ikita ma "live pause") the basis of the language of traditional arts in Japan; concept zanshin concepts ("remaining heart") the law of energy concentration. Shizenkan presented as a main component of the shaped structure of Japanese traditional art, part of which is music. Through the prism of this concept in the article presents the characteristics of the fundamental differences between theJapanese sound reproduction from the European (zatsuon "noise sounds" and others), seeks to grasp the semantics of natural tones Japanese instruments, intonation laws in the overtone area of "living space" of a single sound in the development of music perception. Through kontceptosfery sabi concepts proposed development of intonation system of Japanese music through kontceptosfery ikita ma development of adequate perception of the specificity of morphogenesis and its rhythmic organization. The article concludes that the immersion in the semantic field kontseptosfer language is for the European listener effective method of training and development of the perception of not only Japanese, but also the traditional music of the East as a whole.

Текст научной работы на тему «Особенности постижения традиционной музыки Японии сквозь призму концептосферы японского языка»

ОСОБЕННОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ ЯПОНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА

Г. А. Гвоздевская,

Московский гуманитарный университет

Аннотация. В статье предлагается авторский методологический подход к постижению японской традиционной музыки, основанный на освоении концептосфер японского языка. Понятие концептосферы рассматривается в контексте исследований отечественной лингвокультурологии. Выделяется несколько основополагающих концептосфер: shizenkan («чувство природы») - определяющая концепция японского восприятия окружающего мира; sabi («трансцендентная печаль») -концептуальный фундамент японской эстетики; та («пустое пространство»; в музыке гкйа та - «живая пауза») - основа языка традиционных искусств Японии; концептосфера понятия ъашЫп («остающееся сердце») - закон концентрации энергии. При этом концептосфера shizenkan представлена как главная составляющая образного строя японского традиционного искусства, частью которого является музыка. Сквозь призму данной концепции в статье даётся характеристика принципиальных отличий японского звуковосприятия от европейского (zatsuon - «шумовые звуки» и др.), ставится задача постижения семантики природных тембров японских инструментов, законов интонирования в обертоновой зоне «живого пространства» отдельно взятого звука в процессе развития музыкального восприятия. Через концептосферу понятия sabi предлагается освоение интонационного строя японской музыки, через концептосферу гкйа та - развитие адекватного восприятия специфики формообразования и её ритмической организации. В статье делается вывод о том, что погружение в смысловое поле концеп-тосфер языка является для европейского слушателя эффективным методом постижения не только японской, но и традиционной музыки Востока в целом.

Ключевые слова: японская традиционная музыка, освоение, метод погружения в смысловое поле, концептосфера, shizenkan, sabi, гкйа та, zarLsЫrL.

51

Abstract. The article offers the author's methodological approach to comprehension of Japanese traditional music, based on the development of conceptosphere Japanese language. The concept conceptual sphere is considered in the context of studies of national cultural linguistics. Provided some basic kontseptosfer: shizenkan ("sense of nature") - defines the concept of the Japanese perception of the world; sabi ("transcendental sadness") - conceptual foundation of Japanese aesthetics; ma ("empty space" in music ikita ma - "live pause") - the basis of the language of traditional arts in Japan; concept zanshin concepts ("remaining heart") - the law of energy concentration. Shizenkan presented as a main component of the shaped structure of Japanese traditional art, part of which is music. Through

the prism of this concept in the article presents the characteristics of the fundamental differences between theJapanese sound reproduction from the European (zatsuon "noise sounds" and others), seeks to grasp the semantics of natural tones Japanese instruments, intonation laws in the overtone area of "living space" of a single sound in the development of music perception. Through kontceptosfery sabi concepts proposed development of intonation system of Japanese music through kontceptosfery ikita ma - development of adequate perception of the specificity of morphogenesis and its rhythmic organization. The article concludes that the immersion in the semantic field kontseptosfer language is for the European listener effective method of training and development of the perception of not only Japanese, but also the traditional music of the East as a whole.

Keywords: Japanese traditional music, the exploration, the immersion method in the semantic field of, concept, shizenkan, sabi, ikita ma, zanshin.

52

В ряде исследований автора настоящей статьи представлен методологический подход к постижению традиционной музыки Востока (в частности, японской), основанный на формировании широкого диапазона ассоциаций, характерного строя миросозерцания, необходимого для адекватного восприятия специфики музыкальных композиций [1-3]. Обращение к концептосфере японского языка, закономерного в русле данного подхода, представляет собой один из способов углубления восприятия японской традиционной музыки. Данная идея возникла в результате анализа трудов в области лингвокультуроло-гии (Д. С. Лихачёва [4], С. Г Воркачё-ва [5] и др.), в которых понятие кон-цептосферы вбирает в себя пласты миропонимания, отражённые в культуре. «Концепт - это единица коллективного знания/сознания (отправляющая к высшим духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» [5, с. 67]. Мы выделили несколько основополагающих концеп-тосфер, предполагая расширение их ряда в дальнейших исследованиях.

Й^Ш $Ы%епкап («чувство природы») - определяющая концепция японского восприятия окружающего мира, отражённая в японской архитектуре, поэзии, языке делового и повседневного общения, во всех видах традиционных искусств, среди которых музыка не является исключением. Созерцание природы - вслушивание в её звуки, всматривание, пристальное наблюдение за бесконечным множеством таинственных превращений растительного и животного мира, восхищение и растворение в микрокосме Бытия - главная составляющая образного строя японского традиционного искусства и основа повседневной жизни Японии с древности до настоящего времени. Образами природы наполнена жизнь современного японца, свидетельством чему является массовое любование расцветающими цветами фуджи, ирисами, тюльпанами и, конечно, сакурой, приобретающее характер национального праздника, где велика роль традиционной музыки. До сих пор в Японии сохраняется обычай обмена приветствиями, связанными с состоянием природы, как в повседневном, так и в деловом общении.

В японской традиционной музыке ^^zatsuon («шумовой звук») имитирует шелест бамбука, падение листьев в пору золотой осени, создаёт ощущение пребывания в естественной природной среде. Это принципиально отличает японское звуковосприятие от европейского, где значимы абсолютная высота и чистота тона. Постижение семантики природных тембров японских инструментов, законов интонирования в обертоновой зоне «живого пространства» отдельно взятого звука целесообразно в контексте японского отношения к природе, проявления shizenkan в различных областях традиционной культуры.

Японскую живопись, архитектуру и музыку объединяют общие идеи асимметрии как закона организации формы, использования природных материалов, первоисточник которых заключен в концепции shizenkan. В русле концепции shizenkan гармоничному восприятию японской музыки способствует организация пространства с использованием канонов традиции.

Как известно, после выхода японской музыки за рамки узкого круга профессионалов монастырских школ, с распространением ансамблевого музицирования исполнение на японских инструментах происходило в традиционной комнате с tatami, стенной нишей Шкопота с композицией икебаны, раздвижными перегородками ^ита, открывающими пространство в сад. Таким образом, слушание японской музыки тесно взаимосвязано с созерцанием природы, причём не только живой, но и представленной в живописи свитка, размещённого в Шкопота, картинах на стенных нишах и т. д. Так открывается

еще один пласт японской культуры -живопись, точнее sumie (картины, написанные черной тушью), fusumae, созерцание которых углубляет музыкальное восприятие.

Дополнение музыкальных представлений образами японской поэзии haiku, tanka c характерными kigo -«сезонными словами, выражениями» способствует пробуждению ассоциативного ряда, связанного с определенным временем года, состоянием, возникающим при наблюдении за той или иной картиной природы. В поэзии заложены своеобразные архетипы эмоциональных состояний, к примеру внутреннего умиротворения и покоя от созерцания старого пруда, красных листьев клена в горах, плывущих по реке цветов сакуры...

Концепция W^&sabi - «трансцендентной печали, одиночества», исток которой в буддийском законе shagyou mujyo («всё преходящее бренно»), - ощущение трансцендентного одиночества как объективного закона, установленного свыше» [1, с. 70], - отражается в интонационном строе японской музыки. В композициях для японских традиционных инструментов (цитры кото, флейты сякухачи, лютни сямисэн и др.) она проявляется в трогательных полутоновых интонациях внутри характерных модальных ладов. Следует отметить, что наличие полутона в тетрахорде лада принципиально отличает интонационный строй японских композиций от китайских, несмотря на общую пентатонную основу ладовой структуры. В монографии автора [1] представлено исследование закономерностей отражения дзенбуддийско-го мировоззрения, интонаций sabi (термин автора) в композициях для флейты сякухачи, в котором показано

53

54

различие семантики полутона в японской и западноевропейской музыке, где полутоновые интонации связаны с человеческими эмоциональными переживаниями грусти, тоски и т. д.

С точки зрения развития адекватного восприятия специфики формообразования и ритмической организации японской традиционной музыки особую роль играет постижение концепции И ma - «пустого пространства» (в музыке - ^^fcPal ikita ma -«живая пауза»). Понятие ma также является основополагающей константой миросозерцания японцев, в котором изначально состояние покоя первично, а движения - вторично. Концепцию ma можно рассматривать как категорию Пустоты, проявленную, к примеру, в незаполненном пространстве свитка sumie, характерных «пустот» в недосказанности трёхстро-чий haiku, медленного, постоянно стремящегося к остановке перемещения по сцене актёров японского театра No, осуществляющих чайную церемонию, и т. д.

Истоки концепции ma связаны с дзенскими представлениями о реверберации субстанции mu (Пустоты) как первоисточника абсолютной истины. В японском музыковедении ma определяется как временной интервал между двумя звуками, вводится термин muhaku no ma - ma с отсутствием метрических долей, то есть метрически неопределённый временной интервал. В музыковедческих исследованиях (Kikkawa Eishi [6], Fukui Terashi [7] и др.) приводится специфическая трактовка ma, исходящая из особенностей японского звуковоспри-ятия. «В ситуации физического отсутствия звука продолжается его реверберация. Для того чтобы прочувство-

вать угасание одного звука (отдельно взятого), долготу его реверберации, необходима достаточная та. Это время имеет смысл не только физический - как продление долготы резонанса, но, что более значимо, - психологический» [6, с. 37-38].

Данная трактовка та непосредственно связана с концептосферой понятия zanshin («остающееся сердце») -законом особой важности концентрации духовной энергии в момент остановки движения тела,, эмоциональной и мыслительной активности, на которой основаны все японские боевые искусства.

Предлагаемый в настоящей статье метод погружения в смысловое поле концептосфер языка может быть использован как эффективный путь постижения восточной музыки (не только японской, но и китайской, корейской, индийской и музыки других народов Востока при условии проведения исследований в данном направлении). Особенно это важно для европейского слушателя, которому необходим подготовительный этап перестройки миропонимания и звуковос-приятия на точку отсчёта восточной традиции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гвоздевская, Г. А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте фи-лософско-мировоззренческих традиций периодов древности и Средневековья (на примере Индии, Китая, Японии): [Текст] : монография / Г. А. Гвоздевская. - М. : Изд-во МосГУ, 2012. - 129 с.

2. Гвоздевская, Г. А. Традиционное обучение игре на музыкальных инструментах в Японии [Текст] / Г. А. Гвоздевская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 3. - С. 117-123.

3. Гвоздевская, Г. А. Японская традиционная система музыкального обучения и перспективы её использования в России [Текст] / Г. А. Гвоздевская // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 1. - С. 264-270.

4. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачёв // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. -1983. - Т. 52. - № 1. - С. 3-9.

5. Воркачёв, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст] // С. Г. Воркачёв // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.

6. Kikkawa, Eishi. Nihonongaku no seikaku [Характер японской музыки] / Eishi Kikkawa. - Tokyo: Ongakutomoshya, 1979. - 270 с. (на японском языке).

7. Fukui, Terashi. Yokuwakaru nihonongaku kisou kouza [Базовый курс для понимания японской музыки] /Terashi Fukui. - Tokyo: Ongakutomoshya, 2007. - 151 с. (на японском языке).

REFERENCES

1. Gvozvdevskaja G. A. Muzykal'noe vospita-nie v stranah Vostoka v kontekste filosofsko-mirovozzrencheskih tradicij periodov drev-nosti i srednevekov'ja (na primere Indii,

Kitaja, Japonii): monografija. Moscow: Izd-vo MosGU, 2012. 129 p. (in Russian)

2. Gvozvdevskaja G. A. Tradicionnoe obuche-nie igre na muzykal'nyh instrumentah v Japonii. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". -2013. - No. 3, pp. 117-123. (in Russian)

3. Gvozvdevskaja G. A. Japonskaja tradicion-naja sistema muzykal'nogo obuchenija i perspektivy ejo ispol'zovanija v Rossii. In: Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. No. 1, pp. 264-270. (in Russian)

4. Lihachyov D. S. Konceptosfera russkogo jazyka. In: Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka. 1983. T. 52. No. 1, pp. 3-9. (in Russian)

5. Vorkachyov S. G. Lingvokul'turologija, jazykovaja lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v jazyko-znanii. In: Filologicheskie nauki. 2001. No. 1, pp. 64-72. (in Russian)

6. Kikkawa Eishi. Nihonongaku no seikaku [Harakter japonskoj muzyki]. Tokyo: Ongakutomoshya, 1979. 270 p. (in Japan)

7. Fukui Terashi. Yokuwakaru nihonongaku kisou kouza [Bazovyj kurs dlja ponimanija japonskoj muzyki]. Toukyo: Ongakutomo-shya, 2007. 151 p. (in Japan)

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.