Секция «Молодежь, наука, творчество»
УДК 629.7.086
ОСОБЕННОСТИ ПОСАДКИ САМОЛЁТА ПРИ СИЛЬНОМ БОКОВОМ ВЕТРЕ
А. В. Симанкович, Ю. В. Козакова, Ю. В. Костогладова, С. В. Аркасов* Научный руководитель - И. И. Горбачева
Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» Российская федерация, 660135, г. Красноярск, ул. Взлетная, д. 15 *E-mail: serxioz@bk.ru
В исследовательской работе рассматриваются влияние бокового ветра на посадку самолета, специфика управления самолётом. Также рассмотрен принцип работы курсо-глиссадной системы.
Гражданская авиация, безопасность полета, боковой ветер при посадке, особенности посадки самолета.
FEATURES OF LANDING AN AIRCRAFT WITH A STRONG CROSSWIND
A. V. Simankovich, Y. V. Kozakova, Y. Y. Kostogladova, S. V. Arkasov* Scientific supervisor - I. I. Gorbacheva
Krasnoyarsk branch of Federal state budget institution of higher education "Saint- Petersburg state university of civil aviation" 15, Vzletnaya St, Krasnoyarsk, 660135, Russian Federation *E-mail: serxioz@bk.ru
The research work examines influence of strong crosswind on landing, features of flying the aircraft. Also the principle of glideslope system operation is considered.
Civil aviation, flight safety, crosswind on landing, features of landing an aircraft.
Одна из главных проблем авиации - обеспечение безопасности полета. Самыми опасными этапами полета являются взлёт и посадка. Среди прочих, влияющих на безопасность, факторов, находится и сильный боковой ветер, который влияет на траекторию авиалайнера, и осложняет его посадку, порой делает её невозможной, а иногда и вовсе может привести к аварии. Поэтому важно понимать природу данного явления, и особенности управления воздушным судном при наличии боковых ветров.
Серьезную опасность для воздушных судов, выполняющих полеты на малой высоте, представляет сдвиг ветра - резкое и значительное изменение скорости и (или) направления ветра на малом расстоянии. Чаще всего сдвиг ветра вызывается температурной инверсией на малой высоте, когда холодный воздух застаивается в приземном слое, например, в предгорных долинах, а теплые перемещаются над холодной воздушной массой [4].
Основная опасность сдвига ветра заключается в том, что помимо обычной турбулентности (болтанки) он вызывает резкое изменение воздушной скорости воздушного судна, а не только путевой скорости, как это иногда считается.
Специфика управления полетом в условиях сдвига ветра обусловлена рядом усложняющих обстоятельств:
- необходимостью быстрого обнаружения и установления количественных
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
характеристик изменения ветра;
- необходимостью экстренной оценки ситуации и выработкой решения;
- усложнением процесса пилотирования ВС
- При взлете и заходе на посадку необходимо:
- увеличить расчетные скорости в соответствии с требованиями руководства летной эксплуатации;
- осуществлять повышенный контроль за изменением поступательной и вертикальной скоростей и немедленно парировать возникающие отклонения от расчетных параметров и заданной траектории полета;
- при заходе на посадку немедленно уйти на второй круг с использованием взлетного режима и следовать на запасной аэродром, если для выдерживания заданной глиссады снижения требуется увеличение режима работы двигателей до номинального и (или) после полета.
Взлет и заход на посадку в условиях сильного сдвига ветра запрещается!
Взлёт или посадка лайнера осуществляется при соблюдении трёх минимумов, зависящих от погодных условий:
- Первый минимум. У каждого командира воздушного судна имеется свой личный минимум. Он может взлетать и садиться лишь при определённых погодных условиях, согласно своей квалификации.
- Второй минимум касается конкретного аэродрома. Он зависит от технического оснащения ВПП и её приспособленности к определённым метеоусловиям.
- Третий минимум устанавливается производителем воздушного судна. Изготовитель гарантирует безопасность эксплуатации лайнера при определённых погодных условиях [3].
Для большинства лайнеров попутная скорость воздушного ветрового потока не может превышать 5 м/с. Однако сила бокового ветра различна для разных типов самолётов. Например, для ТУ-154 она равна 17 м/с, а для ТУ-134 — 20.
При усилении ветряной бури, подлетающие к аэродрому самолёты, не смогут совершить посадку. Им нужно проследовать в другой пункт, где показатели скорости воздушного ветрового потока позволят приземлиться на ВПП [1].
Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции, чтобы удержать воздушное судно в нужной траектории движения, что приводит к жесткой посадке.
Боковой ветер, скорость которого более 20 м/с, опасен для самолёта. Внезапные ветряные порывы в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации [2].
Существуют общие требования, используемые при оценке рисков посадки в сложную и нелетную погоду. Большинство аэродромов указывают на способность принять борт при видимости от 900 метров. Самолет способен успешно садиться при видимости от 500 метров. Гипотетически пилот способен совершать посадку и при нулевой видимости за счет приборов, но на практике этого не допускают [3].
Курсо-глиссадная система представляет собой пару антенн, выдающих сигналы, в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной), по той прямой, по которой снижается и заходит на посадку борт. Таким образом, борту прокладывается безопасный путь, по которому он может следовать и практически вслепую. Эта система успешно работает даже с автопилотом, создавая экипажу минимум проблем при посадке, снимая массу рисков.
Нередко пилотам приходится осознанно решаться на жесткую посадку. К примеру, если взлетно-посадочная полоса имеет небольшие размеры, то тут некогда думать о мягкости приземления, здесь важно поставить на первый план безопасность, принять меры, чтобы вдруг не выехать за границы полосы.
Секция «<Молодежь, наука, творчество»)
Библиографические ссылки
1. Атлас облаков. Федер. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Гл. геофиз. обсерватория им. А.И. Воейкова: [Д. П. Беспалов и др. ; ред.: Л. К. Сурыгина]. - Санкт-Петербург: ДАРТ, 2011. - 248 с.
2. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2005.
3. Федеральные авиационные правила «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов» - М., 2015.
4. Doc. 9817. Руководство по сдвигу ветра на малых высотах (Издание 1 -е 2005г.)
© Симанкович А. В., Козакова Ю. В., Костогладова Ю. В., Аркасов С. В., 2021