КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Особенности понятийного мышления
оригинальная статья
Особенности понятийного мышления
как фактор психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образовательное звено
Санжаева Римма Дугаровна Гунзунова Бальжима Анатольевна
Бурятский государственный университет имени Доржи Бурятский государственный университет имени Доржи
Банзарова, Россия, Улан-Удэ Банзарова, Россия, Улан-Удэ
Миронова Татьяна Львовна Галсанова Долгор Раднанимаевна
Бурятский государственный университет имени Доржи Бурятский государственный университет имени Доржи
Банзарова, Россия, Улан-Удэ Банзарова, Россия, Улан-Удэ
Шапкин Никита Сергеевич
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Россия, Улан-Удэ https://orcid.org/0000-0003-0863-4369
Поступила в редакцию 25.04.2022. Принята после рецензирования 27.06.2022. Принята в печать 04.07.2022.
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки наиболее эффективных способов формирования психологической готовности к процессу перехода из начальной школы в общее среднее звено. Статья посвящена анализу понятийного мышления как фактора психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образовательное звено. Предполагается, что понятийное мышление может выступать фактором психологической готовности к переходу. Цель - выявить взаимосвязи между психологической готовностью и понятийным мышлением. Выделены элементы связи между двумя феноменами. Понятийное мышление является ключевым фактором для освоения учебных знаний и учебной программы, а также для формирования метапредметных компетенций, что выступает в качестве одного из критериев психологической готовности к образовательной деятельности. Психологическая готовность рассматривается с разных сторон, в том числе и с точки зрения адаптации к особенностям учебного процесса. Представлен анализ трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе обучения; проанализированы и необходимые компетенции, которые должны формироваться в процессе обучения; особенности и новообразования, с необходимые для обучения в средней школе. Подготовлен список рекомендаций для успешного формирования психо- О логической готовности к переходу из начальной школы в среднюю: сделать акцент в образовательном процессе на развитие способностей, в частности понятийного мышления (данная задача может быть реализована через применение Г специальных дополнительных программ, решение логических задач, работу по пособиям А. Зака); проанализировать И структуру учебных предметов, добавить в них логические, понятийные связи, т. к. для школьника важно изначально С строить целостную, однородную картину мира, подчиненную причинно-следственным законам (в некоторых курсах предмета Окружающий мир таких связей не наблюдается, и поэтому возникают сложности с освоением материала); р диагностировать понятийное мышление педагогов с целью помощи в организации образовательного процесса и его С построения по понятийному принципу. Полученные результаты можно использовать для широкого спектра педагогических и психологических задач сопровождения и модернизации процесса обучения. А Ключевые слова: мышление, понятие, общее образование, младшие подростки, психологическая готовность, эффек- и
тивность обучения И
с
Цитирование: Санжаева Р. Д., Миронова Т. Л., Шапкин Н. С., Гунзунова Б. А., Галсанова Д. Р. Особенности поня- Ч тийного мышления как фактор психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образова- с тельное звено. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 4. С. 533-540. https://doi.org/ и
10.21603/2078-8975-2022-24-4-533-540 н
О
с
ОГ и
© 2022. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии СС BY 4.0 533
с г с и
с
с ^
с
X
t-
<
а
full article
Conceptual Thinking as Part of Psychological Readiness of Younger Schoolchildren for Secondary School
Balzhima A. Gunzunova
Dorji Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude Dolgor R. Galsanova
Dorji Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Rimma D. Sanzhaeva
Dorji Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude Tatiana L. Mironova
Dorji Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude Nikita S. Shapkin
Dorji Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude https://orcid.org/0000-0003-0863-4369
Received 25 Apr 2022. Accepted after peer review 27 Jun 2022. Accepted for publication 4 Jul 2022.
Abstract: Psychological readiness for secondary school requires new development tools. The article focuses on conceptual thinking as a factor in the psychological readiness of younger schoolchildren for secondary school. The research objective was to identify the effect of conceptual thinking on psychological readiness for secondary education. Conceptual thinking is a key factor for the development of academic knowledge, as well as for the formation of meta-subject competencies. In fact, it is regarded as a criterion for psychological readiness for academic activities in general. The article focuses on psychological readiness from different angles, e.g., as adaptation to the peculiarities of the academic process. It describes the difficulties that students face in the learning process, as well as analyzes the necessary competencies and neoplasms necessary for secondary school. The authors developed recommendations for effective psychological readiness. The results obtained can be used for pedagogical and psychological support.
Keywords: thinking, concept, general education, younger adolescents, psychological readiness, learning efficiency
Citation: Sanzhaeva R. D., Mironova T. L., Shapkin N. S., Gunzunova B. A., Galsanova D. R. Conceptual Thinking as Part of Psychological Readiness ofYounger Schoolchildren for Secondary School. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, 24(4): 533-540. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-533-540
Введение
В современном мире сохраняются общие, базовые проблемы педагогической психологии, но в связи с глобализацией мировых процессов, цифровизацией и гаджетизацией происходит увеличение масштаба их влияния. Некоторые факторы становятся имплицитными и в связи с этим требуют специальных исследований.
Момент перехода школьника из четвертого класса в пятый всегда являлся одним из самых сложных в процессе школьного образования. Школьник должен завершить первый важный этап своего обучения - начальное образование - и начать новый этап - основное общее образование. Данный переход сопровождается рядом учебных, интеллектуальных, психологических трудностей, которые были исследованы в работах многих авторов. Так, А. В. Деянова и Л. Г. Юрченко исследуют особенности мотивации учащихся при переходе [1], Н. В. Иванова и др. рассматривают причины тревожности, связанные с переходом в пятый класс [2]. Широко вопрос перехода рассматривают Е. А. Меньшикова [3], С. М. Хапачева и др. [4].
Важно отметить, что ребенок, четыре года изучавший базовые предметы по программе начального образования с одним учителем, при переходе в среднюю школу
оказывается дезадаптированным, ему сложно освоиться в новой учебной среде. Необходимость изучать новые предметы, в основе которых стоят фундаментальные науки, создает дополнительные сложности в процессе адаптации. Как правило, эти трудности проходят в латентном периоде в пятом и шестом классах, а в седьмом классе, когда по данным курсам накоплено значительное количество учебных пробелов, это становится для ребенка поводом считать себя неуспешным в учебной деятельности и перевести свое внимание на другие виды деятельности.
В данной связи актуальным является вопрос психологической готовности к переходу из начальной школы в среднюю. Психологическая готовность - это сложное психическое явление, которое имеет множество подходов к своему определению. Также необходимо обратить внимание на формирование понятийного мышления как фактора психологической готовности к переходу. Понятийное мышление занимает ключевую роль в структуре мышления обучающегося субъекта, его формирование должно быть одной из задач школьного обучения. Важно определить, имеются ли значимые взаимосвязи между сформированным понятийным мышлением и психологической готовностью,
т. к. готовность - широкое понятие, включающее в себя различные психологические характеристики. В данной статье раскрываются особенности понятийного мышления как фактора психологической готовности, выявлены необходимые области изучения данного вопроса, обозначены актуальные вопросы исследования и показаны некоторые варианты их решения.
В статье представлен анализ исследования понятийного мышления как фактора психологической готовности к переходу в среднюю школу с целью выяснить основные особенности, точки схождения и развития, проблемы, сложившиеся к настоящему времени; обратить внимание на перспективы использования технологий развития понятийного мышления в образовательном процессе для повышения качества образования и успешности перехода в среднее звено обучения. Проведен обзор как отечественных, так и зарубежных научных трудов, охватывающих различные подходы и взгляды на особенности понятийного мышления, психологической готовности и их роль в формировании личности обучающегося. Анализ проводился по трем критериям:
1. Источники анализировались на предмет нахождения общих связей между психологией понятийного мышления и психологической готовностью школьников в процессе обучения.
2. Рассматривались взгляды авторов на технологии развития понятийного мышления и формирование психологической готовности к процессу обучения.
3. Выявлялись особенности и взаимосвязи сформированное™ психических процессов с непосредственной образовательной действительностью, учебным планом и теми компетенциями, которые должны освоить учащиеся. Такой анализ позволил не только выявить современное состояние изученности данной проблемы, но и сформировать представление о дальнейших направлениях исследования и применения полученной информации к модернизации учебного процесса.
Понятие психологическая готовность
Современный школьник встречается с внутренним конфликтом на уровне мотивации, т.к. ему хочется хорошо учиться, но при этом он видит легкие способы получать хорошие оценки и формально реализовывать свою изначальную цель без дополнительных трудозатрат. В этой связи формируется разочарование в процессе образования. Оно воспринимается как что-то, не требующее усилий, что можно получить легко и без трудозатрат. Лишь немногие школьники способы совершить переход к внутренней мотивации и действительно разобраться в учебных предметах при освоении школьного курса. Безусловно, данные проблемы являются решаемыми, если ребенок психологически готов и понимает механизмы их преодоления.
В отечественной психологии понятие готовность впервые было предложено Л. С. Выготским и рассматривалось как готовность детей к школьному обучению.
В психологическом словаре готовность трактуется как установка, направленная на выполнение того или иного действия. Такая установка предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действий препятствиям; приписывание какого-либо личностного смысла выполняемому действию [5]. Н. Д. Левитов, А. А. Ухтомский, В. Н. Пушкин и Л. С. Нерсесян в своих трудах дают различные определения психологической готовности. В понятие готовности входит не только психологическое содержание, но и другие компоненты, например, физическая подготовленность и психофизиологическое состояние, а также лежащие вне человека факторы, такие как оснащение, ресурсы, время. Для нашего дальнейшего исследования важно оставить только психологические компоненты. К психологической готовности относят индивидуально-психологические свойства и качества, важные с точки зрения предмета готовности; необходимые знания, умения и навыки, способности; а также все многообразие форм отношений к предмету готовности - установки, ценности, смыслы. В широком смысле к ней могут относиться практически все известные психологические конструкции. Важно выделить те качества предмета готовности, которые необходимы для качественного перехода в пятый класс.
Рассматривая психологическую готовность ребенка к переходу с начального звена в среднюю школу, следует отметить, что в нее будут входить как личностные характеристики, так и интеллектуальные способности. Важно, чтобы ребенок был организован, исполнителен, имел хороший уровень активности, при этом тревожность и эмоциональность не должны выходить за критические значения. Личностные особенности влияют на обучение, потому что от психологического состояния ребенка, уровня его стресса во многом зависит успешность его деятельности. Но на личностные особенности могут оказывать влияние и интеллектуальные способности, т. к. известно, что учащиеся со слабыми интеллектуальными способностями часто испытывают стресс при выполнении учебных заданий, а значит не могут спокойно и полноценно учиться.
В этом плане психологическая готовность должна соотноситься с понятием психологического здоровья как состояния благополучия, уверенности в собственных силах и способности преодолевать обычные жизненные стрессы. Если же учеба становится запредельной трудностью, с которой ребенок не может справиться без помощи, то такой ребенок не готов к учебной деятельности и требует полноценной помощи и сопровождения в учебном процессе.
Н. Д. Левитов определял готовность как пригодность или непригодность человека к выполнению данной работы, наличие или недостаток у него способностей, необходимых для данной работы [6]. Психологическую готовность к переходу в среднее звено школы также можно рассмотреть как готовность к деятельности, в данном случае учебной. Учебная деятельность характеризуется необходимостью осваивать новые знания, умения и навыки;
Я
о
х о
с г с и
с
с ^
с
X
<
а
формировать универсальные учебные действия. К этому следует отнести не только те виды деятельности, через которые ребенок проходит в процессе своего развития (игровая, учебная, общественно-значимая, профессионально-учебная), но и интеллектуальную деятельность. Так как ребенок ежедневно занимается науками, осваивает различные научные понятия, учится видеть связи между ними, то он должен быть психологически готов к этой деятельности ежедневно.
Факторы, мешающие эффективному образовательному процессу
На современных детей действует множество отвлекающих факторов, которые действовали и ранее, но сейчас усилились. Условия цифровизации и гаджетизации добавляют дополнительный стресс для ребенка, т. к. в его сознании постоянно имеется установка на гаджет-деятельность: желание проверить приходящее сообщение, зайти в игру на телефоне, а в случаях трудностей с пониманием учебных предметов - обратиться к Интернету, не прилагая усилий к самостоятельному пониманию материала [7]. Помимо внешних отвлекающих факторов на ребенка действуют и внутренние, такие как недостаток учебного внимания и учебной памяти, недостатки в развитии мышления, общая медлительность или, наоборот, гиперактивность.
Рассмотрим подробнее факторы, мешающие эффективному образовательному процессу. Современные школьники осваивают лишь небольшой процент школьных знаний на долговременной основе, большая часть информации проходит через промежуточную память и не остается в ней надолго. Учебный план и постоянные переходы к новым темам не позволяют обобщить и закрепить ранее изученный материал. В таких условиях общее образование является не целостным, а фрагментарным. При таком подходе успешно реализуются многие метапредметные компетенции, такие как умение использовать различные источники информации и быстро адаптироваться в меняющейся среде, но многие другие компетенции остаются нереализованными.
Задача значительного повышения уровня сохранения полученной в процессе обучения информации является важнейшей для современной педагогической психологии [7]. В условиях усложнения среды, цифровиазации и технологизации важнейшими кадрами становятся не те, кто может изобретать новые технологии, а те, кто эффективно может осваивать, использовать и внедрять уже имеющиеся. Практика эффективного использования технологий начинается со школы, потому что освоение научных знаний, их эффективная реализация и построение на их базе картины мира и являются основой для полноценной интеграции молодого человека в современный мир. Страх перед технологиями, непонимание процессов, происходящих в мире, - это проблема не только школьников, но и современного общества. Зачастую школьники оказываются более адаптированы к текущим условиям, но не могут объяснить для себя, зачем им нужны образовательные технологии старого образца.
Важно обозначить черты учащихся 10-11 лет. Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, это соответствует переходу из младшего школьного возраста в подростковый. Исходя из деятельностного подхода, мы можем обнаружить, что происходит важный, переломный период в жизни ребенка. С учебной деятельности, которая была наиболее актуальна в период с 6 до 10 лет, акцент смещается на общественно-значимую деятельность, которая будет превалировать с 10 до 15 лет, вплоть до перехода к учебно-профессиональной деятельности [8].
Следует отметить ряд особенностей, характеризующих учебную и общественно-значимую деятельность на данных этапах. Для учебной деятельности характерно формирование теоретического сознания и мышления; развитие способностей к логическим операциям (рефлексии, анализу, синтезу, мысленному планированию); формирование потребностей и мотивов учения. Важны такие виды общественной деятельности, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная и др. Важным новообразованием на данном этапе является умение строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм, умение оценивать возможности собственного «я», т. е. формирование практического сознания [9]. Современные дети часто оказываются не готовы к данному переходу, у них не происходит полноценного перехода с игровой (характерной для 3-6 лет) на учебную деятельность, и все остальные переходы происходят с опозданием.
Понятийное мышление
При переходе в среднее школьное звено ребенок сталкивается с трудностями, описанными в трудах многих авторов [10; 11]. Самые основные из них - это необходимость взаимодействия со сверстниками, взрослыми, учителями-предметниками; появление новых предметов, в основе которых лежат фундаментальные науки; необходимость формировать долговременные знания без повторения центрального ядра предмета, за исключением математики и русского языка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, период с 5 по 9 класс считается этапом основного общего образования и, безусловно, данный промежуток является центральным и базовым во всем школьном обучении. На начальном этапе главной задачей является освоение базовых умений и навыков: научиться читать, писать, считать и получить базовые представления о мире. В старшей школе учащиеся целиком посвящены подготовке к выпускным экзаменам, а весь основной научный базис школьного образования формируется именно в период среднего школьного звена.
В пятом классе в учебной программе появляются такие предметы, как биология, география и история, - предметы, в базе которых находятся фундаментальные естественные и гуманитарные науки. Данные дисциплины будут изучаться до конца школы, а знания по ним будут закономерным образом трансформироваться и усложняться. Так, программа
по биологии несет в себе основу для понимания физики и химии в старших классах. В программе по биологии даются базовые понятия о телах и веществах. Также изучение наук позволяет построить научную картину мира с позиции разных наук. Однако, как отмечают ученые, у школьников наблюдаются трудности с накоплением знаний и формированием целостных представлений. Так, по результатам исследования остаточных знаний по биологии, проведенного Н. С. Шапкиным и Р. В. Кушкоевым на базе Центра образовательных технологий Memo education, среди 33 учащихся 5-9 классов средний балл составил 26,1 из 100 возможных [8], что свидетельствует о низком качестве остаточных знаний и отсутствии сформированных базовых понятий.
Понятийный принцип освоения программы предполагает создание структуры предмета, понимания внутренних взаимосвязей между понятиями. В начальной школе, согласно Л. С. Выготскому, у ребенка превалируют процессы восприятия и памяти, и лишь на базе правильно сформированных общих положений у ребенка начинает формироваться теоретическое мышление. Ребенок не совершает этот переход сам, он знакомится с уже известными в науке положениями и улавливает принцип организации знаний. Со временем у него формируется навык выполнения действий по аналогии. Поэтому в начальной школе очень важны учебные программы, особенно по таким предметам, как математика, русский язык и окружающий мир.
На базе данных дисциплин формируются такие метапред-метные компетенции, как умение принимать и сохранять цели учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируются навыки смыслового чтения текстов разных стилей и жанров, ученик овладевает логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, базовым предметным и межпредметным понятиям, отражающим существенные связи и отношения между объектами и процессами. Реализация данных компетенций невозможна без формирования теоретического мышления.
Именно понятийное мышление является тем инструментом, с помощью которого ребенок постигает науку. Понятийное мышление - это вид мышления, который использует объективные категориальные обобщения, основывается на общетеоретических принципах науки, а не ситуативных, функциональных, эмоциональных или других обобщениях, которые использует ребенок. Формирование понятийного мышления происходит в результате регулярного, ежедневного занятия науками, что отмечал еще Л. С. Выготский [12].
Как вид познавательной деятельности, понятийное мышление рассматривается в контексте его неразрывности с процессом обучения [13]. Выделяются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся на пути формирования понятийного
мышления [14]. Важно отметить, что помимо личностных особенностей самого учащегося, которые могут стать тормозящими факторами для развития, имеет значение и та программа, по которой он занимается. В трудах Л. А. Ясюковой можно найти множество подтверждений того, что сегодня понятийное мышление развивается у учащихся медленно, случайно или только в тех школах, где дети занимаются по специальным программам [15; 16].
Безусловно, здесь мы можем говорить о понятийном мышлении как об инструменте для полноценного понимания математики, русского языка, биологии, географии, истории и других предметов. Как правило, именно усвоение базиса таких предметов, как биология, география и история, становится основой для формирования мышления. Математика и русский язык становятся дисциплинами, ориентированными на выполнение конкретных учебных операций, по которым учащиеся осваивают правила и способы действия, но не понимают внутренних закономерностей, лежащих в их основе. Если же ребенок понимает, как устроен мир с позиции биологии, географии, истории, то мы можем говорить о формировании у него научной картины мира и сформированности мышления более высокого уровня.
Так как в основе любой науки лежит понятийный принцип, в каждой науке есть некое центральное ядро, куда входят базовые понятия науки и основные структурные связи между понятиями. Л. С. Выготский называл построение такой структуры понятийной пирамидой [12]. Когда обучение строится по такому принципу, ребенок видит основную суть предмета и увязывает все новые темы с предыдущими. Логика освоения дисциплины становится причинно-следственной, и важнейшим фактором здесь является понятийное мышление.
В современной образовательной среде принцип укрупнения знаний, повторения базовых тем, формирования понятийного ядра встречаются редко. Чаще всего он используется в изучении математики и русского языка, т. к. именно по этим дисциплинам больше всего часов и базовые темы в них крепко связаны с последующими. Во всех остальных дисциплинах такого регулярного повторения не происходит. Общая структура формируется и обозначается лишь в первой четверти, дальше идет лишь последовательное изучение новых тем. Связать все с общей логикой повествования могут лишь учащиеся с хорошей памятью и хорошо развитым понятийным мышлением.
Понятийное мышление может выступать важнейшим фактором готовности школьника к переходу в среднее звено. Если понятийное мышление формируется в начальной школе, то это говорит о становлении интеллекта нового уровня и психологической готовности ребенка к процессу обучения. Школьник с таким мышлением будет адаптирован к изменившимся условиям среды, т. к. наличие понятийного мышления тесно связано с социальным интеллектом [16]. Учебные трудности могут быть самостоятельно преодолены ребенком, а связи между изучаемым материалом
Я
о 5 х о
с г с и
с
с ^
с
X
t-
<
а
будут находиться автоматически. Именно наличие такого мышления является основополагающим фактором наличия психологической готовности к обучению и последующей учебной успешности.
Обучение должно носить преемственный характер, новые знания должны опираться на уже освоенные [17], в том числе и в процессе перехода из начального звена в среднее, поскольку данный принцип напрямую влияет на адаптацию в образовательной среде и успешность реализации новых компетенций уже для основного общего образования. Мы можем проследить взаимосвязь между вышеотмеченными компетенциями и новыми, метапредметными компетенциями для основного общего образования. Многие компетенции закономерно повторяют компетенции для начального образования, но некоторые планомерно усложняются и для своего усложнения требуют базу из сформированных начальных навыков [18; 19]. Например, умение определять понятия - это более сложная логическая операция, чем овладение базовыми понятиями, данными в уже готовом виде. Для самостоятельного определения понятия ученик должен знать правила определения, видеть родовидовую принадлежность понятия [20]. Такие компетенции, как умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, предъявляют серьезные требования к развитию мышления учащихся и для реализации должны иметь под собой хорошую базу начальных навыков.
В структуре понятийного мышления можно выделить три компонента, которые по своей сути соотносятся с выделенными учебными компетенциями [12]. Понятийно-интуитивное мышление отвечает за способность видеть существенный признак в предлагаемом материале, понимать общий смысл текстового и речевого сообщения, напрямую влияет на осмысленность процесса чтения. За общие аналитические способности отвечает понятийно-логическое мышление. Именно данный вид мышления отвечает за способности к освоению логических операций, умение понимать смысл правила и формулы, а также правильно их применять. Понятийно-категориальное мышление отвечает за общую способность к классификации и категоризации информации, умение строить понятийные пирамиды, видеть и создавать структуру изучаемого материала. Именно эти три компонента вместе образуют полноценную структуру понятийного мышления, которое и позволяет успешно и эффективно учиться, а впоследствии заниматься науками.
Заключение
Понятийное мышление может выступать фактором психологической готовности к переходу младших школьников в среднее образовательное звено. Именно благодаря
особенностям развитого понятийного мышления школьники смогут успешно осваивать материалы различных наук, вникать в их суть, создавать полноценные понятийные пирамиды, которые обеспечат им надежное, долговременное понимание материала.
Исходя из полученных результатов, мы можем предложить следующие рекомендации:
• Сделать акцент в образовательном процессе на развитие способностей, в частности понятийного мышления. Данная задача может быть реализована через применение специальных дополнительных программ, решение логических задач, работу по пособиям А. Зака.
• Проанализировать структуру учебных предметов, добавить в них логические, понятийные связи, т.к. для школьника важно изначально строить целостную, однородную картину мира, подчиненную причинно-следственным законам. В некоторых курсах предмета Окружающий мир таких связей не наблюдается, и поэтому возникают сложности с освоением материала.
• Диагностировать понятийное мышление педагогов с целью помощи в организации образовательного процесса и его построения по понятийному принципу.
Результаты, полученные в ходе нашего исследования, можно применить для совершенствования образовательного процесса. Сделав больший акцент на развитии понятийного мышления в начальной школе, учащихся можно будет подготовить к переходу в среднее звено и минимизировать многие учебные трудности. Ребенок со сформированным понятийным мышлением будет психологически готов обучаться, приобретать знания и получать полноценное общее образование.
Исследования в этом направлении имеют актуальность, данную тему нужно углублять и расширять, выявляя различные аспекты психологической готовности. Также необходимо практическое подтверждение взаимосвязи понятийного мышления и психологической готовности. Так как настоящее исследование носит теоретический характер, его данные имеют ряд ограничений. Последующие исследования могут включать в себя проведение диагностики когнитивной сферы учащихся 4 и 5 классов, выявление уровня их понятийного мышления, оценку качественных взаимосвязей с уровнем психологической готовности.
Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Contribution: Ail the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.
Литература / References
1. Деянова А. В., Юрченко Л. Г. Особенности мотивации учеников начальных классов при переходе в среднее школьное звено. Ресурсы региона: культурно-историческое развитие в контексте науки и образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Славянск-на-Кубани, 12-16 сентября 2016 г.) Славянск-на-Кубани: Филиал ФГБОУ ВПО КубГУ 2014. С. 249-252. [Deyanova A. V., Yurchenko L. G. Motivation of primary school students during the transition to secondary school. Resources of the region: cultural and historical development in the context of science and education: Proc. All-Russian Sci.-Prac. Conf., Slavyansk-on-Kuban, 12-16 Sep 2016. Slavyansk-on-Kuban: Branch ofKubSU, 2014, 249-252. (In Russ.)]
2. Иванова Н. В., Кокорева Н. Е., Севастьянова А. Д. Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс. Мир педагогики и психологии. 2021. № 7. С. 50-59. [Ivanova N. V., Kokoreva N. E., Sevastyanova A. D. Significant reasons for students' anxiety about the transition to the fifth grade. Mir pedagogiki i psikhologii, 2021, (7): 50-59. (In Russ.)]
3. Меньшикова Е. А. Психологическая готовность детей к обучению как предпосылка развития активной познавательной позиции младших школьников. Евразийский союз ученых. 2014. № 7-6. С. 122-124. [Menshikova E. A. Psychological readiness of children for learning as a prerequisite for the development of an active cognitive position of younger schoolchildren. Eurasian Union of Scientists, 2014, (7-6): 122-124. (In Russ.)]
4. Хапачева С. М., Хапачева Ф. Т., Жажева Д. Д., Жажева С. А. Особенности адаптации обучаемых в период перехода из начальных классов в среднее звено. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 45. С. 16-19. [Hapacheva S. M., Hapacheva F. T., Zhazheva D. D., Zhazheva S. A. Adaptation of students during the transition from primary school to secondary school. Sborniki konferentsii NITS Sotsiosfera, 2019, (45): 16-19. (In Russ.)]
5. Санжаева Р. Д. Готовность и психологические механизмы ее формирования. Улан-Удэ: БГУ, 2017. 208 с. [Sanzhaeva R. D. Readiness and psychological mechanisms of its formation. Ulan-Ude: BSU, 2017, 208. (In Russ.)]
6. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 424 с. [Levitov N. D. Mental states of a person. Moscow: Prosveshchenie, 1964, 424. (In Russ.)]
7. Елшанский С. П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации. Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 130-152. [Elshansky S. P. Cognitive inefficiency of school education in the context of digitalization. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2021, (79): 130-152. (In Russ.)] https://doi.org/10.17223/17267080/7978
8. Шапкин Н. С., Кушкоев Р. В. Компоненты, отвечающие за общую способность к получению образования. Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 9-1. С. 174-177. [Shapkin N. S., Kushkoev R. V. ^mponents responsible for general education. Sovremennaia shkola Rossii. Voprosy modernizatsii, 2021, (9-1): 174-177. (In Russ.)]
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с. [Davydov V. V. The theory of developmental learning. Moscow: Intor, 1996, 544. (In Russ.)] §
10. Королькова Ж. И., Черенкова Н. В. Переход учащихся четвертых классов к обучению в основном звене школы. Педагогика с и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетеро- О генных организациях: VIII Междунар. научн.-практ. конф. (Рязань, 6-8 октября 2016 г. ) Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2016. С. 72-76. [Korolkova Zh. I., Cherenkova N. V. The transition of fourth grade students to education in the main school. > Pedagogy and psychology as a resource for the development of modern society: actual problems of the educational process § in heterogeneous organizations: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Ryazan, 6-8 Oct 2016. Ryazan: RSU, 2016, 72-76. (In Russ.)]
11. Платонова О. Г. Преемственность в обучении обучающихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу. § Преемственность в образовании. 2019. № 23. С. 310-314. [Platonova O. G. Continuity in teaching fifth grade students р during the transition from primary to secondary school. Preemstvennost v obrazovanii, 2019, (23): 310-314. (In Russ.)] С
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2009. 671 с. [Vygotsky L. S. Educational Psychology. Moscow: g AST, 2009, 671. (In Russ.)] а
13. Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности. Вестник ОГПУ. 2006. № 3. § С. 112-117. [YudinaN. V. Conceptual thinking as a kind of cognitive activity. Vestnik OSPU, 2006, (3): 112-117. (In Russ.)] |
14. Чиханова Е. В., Новикова А. Н. Проблемы развития понятийного мышления обучающихся и пути их преодоления. и Актуальные проблемы военной педагогики и психологии в системе военных образовательных организаций: мат-лы меж- О ведомственной науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2019 г.) 2-е изд., испр. и доп. СПб: Астерион, 2020. Т 416-423. [Chikhanova E. V., Novikova A. N. Problems of the development of conceptual thinking of students and ways to overcome them. Relevant issues of military pedagogy and psychology in the system of military educational organizations: р Proc. Interdepartmental Sci.-Prac. Conf., St. Petersburg, November 14-15, 2019, 2nd ed. St. Petersburg: Asterion, 2020, 416-423. (In Russ.)]
15. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. 2-е изд. СПб.: ИМАТОН, 2014. Ч. II. 216 с. О [Iasiukova L. A. Forecast and prevention of learning problems in grades 3-6. Pt. II. 2nd ed. St. Petersburg: IMATON, 2014, p 216. (In Russ.)] §
2
С
г с и
с
с ^
с
X
<
а
Conceptual Thinking as Part of Psychological kemerovo state university
16. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 3. С. 150-164. [Yasyukova L. A., Belavina O. V. Role of intellectual abilities in building-up of teenager personality. Vestnik Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 2010, (3): 150-164. (In Russ.)]
17. Аминов Н. А., Малахова В. Р., Чернявская В. С. Механизм самораскрытия способностей у подростков как фактор академической успешности. Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 96-119. [Aminov N. A., Malakhova V. R., Chernyavskaya V. S. Ability self-disclosure mechanism in adolescents as factor of academic success. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2021, (82): 96-119. (In Russ.)] https://doi.org/10.17223/17267080/8276
18. Веденева Ю. Б., Цилинская Т. Н. Взаимодействие учителя начальных классов с учителем-предметником при переходе учащихся в V класс. Начальная школа. 2011. № 1. С. 44-46. [Vedeneva Iu. B., Tsilinskaia T. N. Interaction of a primary school teacher with a subject teacher during the transition of students to the fifth grade. Nachalnaia shkola, 2011, (1): 44-46. (In Russ.)]
19. Винникова О. В., Бубновская О. В. Психологическая готовность к школе как фактор успешности обучения младшего школьника. Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 209-212. [Vinnikova O. V. Psychological readiness for school as a factor in the success of teaching younger students. International student research bulletin, 2015, (5-2): 209-212. (In Russ.)]
20. Волкова Н. И. Формирование понятийного мышления у учащихся 4 классов в рамках программы внеурочного курса «Основы научного мышления». Психологическое сопровождение образования: теория и практика: VII Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 28-30 декабря 2016 г.) Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2017. С. 79-84. [Volkova N. I. Formation of conceptual thinking in fourth grade students within the framework of the extracurricular course of Fundamentals of scientific thinking. Psychological support of education: theory and practice: Proc. VII Intern. Sci.-Prac. Conf., Yoshkar-Ola, 28-30 Dec
о 2016. Yoshkar-Ola: STRING, 2017, 79-84. (In Russ.)]