Научная статья на тему 'Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста'

Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБМАН / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / "МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО" / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ / УСПЕШНОСТЬ РАСПОЗНАВАНИЯ / УСЛОВИЯ / ПРИЗНАКИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / "THEORY OF MIND" / FRAUD / OFTEN BEING ILL CHILDREN / AGE SPECIALTIES / CONTENT / SUCCESS / WAYS OF RECOGNIZING / CIRCUMSTANCES / SIGNS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штумф Валентина Оскаровна, Ковалевский Валерий Анатольевич

В статье описаны ход и результаты исследования особенностей понимания обмана у часто болеющих детей 5-11 лет, как составляющие «модели психического». Были рассмотрены такие аспекты обмана, как возрастные особенности содержания, успешность и способы распознавания, условия применения разных признаков и его самостоятельное использование часто болеющими детьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Штумф Валентина Оскаровна, Ковалевский Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of understanding deception by the frequently ill children of preschool and primary school age

The article describes the process and the results of studying understanding the cases of fraud by often being ill children at the age of 5-11 as a part of theory of mind. There have been lighten such aspects of fraud as age specialties of content, success and ways of recognizing the fraud, circumstances of using its different signs and its self using by often being children.

Текст научной работы на тему «Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

РАЗДЕЛ XII

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК: 159.922.762: 616.89-008.453

Валентина Оскаровна Штумф

Аспирант, старший преподаватель кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск

Валерий Анатольевич Ковалевский

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии детства, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ОБМАНА ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Valentina Oskarovna Shtumf

Post-graduate student of chair of psychology of the childhood of Krasnoyarsk State Pedagogical University of V. P. Astafyeva, [email protected], Krasnoyarsk

Valery Anatol’evich Kovalevsky

Professor, doctor ofpsychology of the childhood ofKrasnoyarsk State Pedagogical University of V. P. Astafyeva, Krasnoyarsk

FEATURES OF UNDERSTANDING DECEPTION BY THE FREQUENTLY ILL CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

Традиционно проблема обмана рассматривается с позиций морального поведения в рамках формирования морально-нравственной сферы личности. Необычным и содержательным представляется рассмотрение обмана, как когнитивного феномена, отражающего становление «модели психического».

Понимание ребенком обмана, как собственного, так и со стороны других наделяет его способностью прогнозировать поведение окружающих и адаптировать свое собственное. В особой социальной ситуации развития находятся часто болеющие дети, которые сталкиваются с большими препятствиями в достижении целей и вынуждены находить не всегда адекватные способы их разрешения.

Изучение психических особенностей часто болеющих детей (далее ЧБД) остается одним из актуальных направлений отечественной психологии,

оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 г. государственные статистические данные показывали снижение числа абсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющих - до 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, В. Н. Касаткин, Т. М. Коценко, А. Г. Румянцев и др.) [1].

Обман - когнитивный феномен, отражающий становление «модели психического» [2]. «Модель психического» («theory of mind») - актуальный современный подход к изучению генезиса понимания психического других людей. Как пишут Е. А. Сергиенко и Е. И. Лебедева, базовыми врожденными способностями, позволяющими разделять мир вещей и мир людей наделен уже младенец [3]. Эти базовые способности выступают изначальной точкой последующего развития сложной многоуровневой системы его знаний о взаимодействии с другими. «Модель психического» - способность к осознанию того, что другой имеет собственное видение мира, собственные мысли и эмоции, убеждения и намерения, которые могут отличаться от его собственных. С помощью «модели психического» мы можем делать вывод о ментальных состояниях - представлениях, эмоциях, желаниях, намерений и т. п., как собственных, так и других. «Модель психического» не является врожденной, она конструируема ребенком на основе личного опыта взаимодействия с другими.

В основу исследования легло предположение о том, что частые соматические заболевания в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития, посредством родительского отношения влияют на понимание обмана часто болеющими детьми.

Исследование особенностей понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного - 5 и 7 лет и младшего школьного - 9 и 11 лет включало изучение следующих аспектов понимания обмана:

- возрастные особенности содержания понятия «обман»;

- успешность и способы распознавания обмана;

- условия применения разных признаков распознавания;

- самостоятельное использование обмана.

В исследовании приняло участие 240 детей: 120 старших дошкольников, из них 60 детей 5 лет и 60 детей 7 лет (по 30 часто болеющих и 30 относительно здоровых), а также 120 младших школьников, из них 60 детей 9 лет и 60 детей 11 лет (по 30 часто болеющих и 30 относительно здоровых). Исследование проводилось в период с сентября 2006 по май 2008 гг. Испытуемые посещали ДОУ № 139, МДОУ № 142, ДОУ № 211 и № 295 (программа М. А. Васильевой), а также СОШ № 32 и № 83 («Программа России») г. Красноярска.

Общее время тестирования детей занимало 1-1,5 часа с перерывами для отдыха. На первом, предварительном этапе с учетом специфики исследований в рамках «модели психического», в ходе индивидуального взаимодействия с испытуемым проводились методики на оценку уровня умственных

способностей: «Цветные прогрессивные матрицы Дж. К. Равена» (для детей

5, 7 и 9 лет), «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. К. Равена» (для детей 11 лет), а также проективный тест «Рисунок человека». В экспериментальную и контрольную группу были включены дети только со средним, хорошим и очень хорошим уровнем умственных способностей. На втором этапе с ребенком проводились методики: «Склонность к обману», «Опросник», «Распознавание обмана в разных областях».

При исследовании детей было задействовано 5 методик, 3 из которых были разработаны А. С. Герасимовой (2003). С помощью последних фиксировались как вербализуемые, так и поведенческие проявления понимания обмана [2].

Для оценки изучаемых параметров обмана, а также их динамики (что связано со спецификой развития у детей «модели психического») было сформировано восемь групп сравнения. Сначала особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного соотносились с особенностями понимания обмана их здоровыми сверстниками, а потом между часто болеющими детьми в последовательных -5 и 7 лет, 7 и 9 лет, 9 и 11 лет, а также контрастной - 5 и 11 лет - группах сравнения. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок по U-критерию Манна-Уитни. Расчет статистических показателей был выполнен с привлечением компьютерной программы Statgraphics Plus v.2.1.

Возрастные особенности содержания понятия «обман»

Изучение данного аспекта осуществлялось с использованием методики «Опросник» (блок 1: общее понимание обмана, блок 2: абстрактное понимание обмана). Полученные результаты представлены (табл. 1, 2).

Таблица 1

Направление и достоверность различий по общему пониманию обмана между часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Опросник»

Общее понимание, %

Параметры сравнения 5 лет 7 лет 9 лет 11 лет

ЧБД здоро" вые ЧБД здор°-вые ЧБД здоро" вые чбд здор°- вые

Затруднение > 95 > 90 * *

Оценка > 90 > 90 > 95 *

Синонимы * * < 99 < 95

Обман * < 90 * > 90

* Для уровня статистической значимости менее 90%.

Общее понимание обмана у часто болеющих детей в начале старшего дошкольного возраста характеризуется большей степенью затруднений (на уровне 95%) и использованием оценки (на уровне 90%). К концу старшего

дошкольного возраста - большим количеством затруднений и более частым использованием оценки (на уровне 90%) и более редким использованием понятия «обман» (на уровне 90%).

В середине младшего школьного возраста общее понимание обмана часто болеющими детьми отличается более частым использованием оценки предлагаемой ситуации (на уровне 95%) и более редким использованием синонимов обмана (на уровне 99%). К концу младшего школьного возраста у часто болеющих детей прослеживается более редкое использование понятия «обман» (на уровне 90%) и его синонимов (на уровне 95%).

Общее понимание обмана часто болеющими детьми в начале старшего дошкольного возраста характеризуется большей степенью затруднений (на уровне 99,99%), более частым использованием оценки (на уровне 95%). К концу данного возрастного периода происходит качественный скачок, при котором общее понимание обмана уже включает использование понятия «обман» (на уровне 99,9%) и его синонимов (на уровне 95%). К середине младшего школьного возраста тенденция к использованию понятия «обман» закрепляется (на уровне 90%). К концу младшего школьного возраста часто болеющие дети активно используют не только понятие «обман» (на уровне 95%), но и его синонимы (на уровне 99,9%). В отличие от часто болеющих старших дошкольников, часто болеющие младшие школьники активно используют непосредственно «обман» (на уровне 95%) и его синонимы (на уровне 99,9%).

Таблица 2

Направление и достоверность различий по абстрактному пониманию обмана между часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Опросник»

Абстрактное понимание, %

Параметры сравнения группы сравнения

5 лет 7 лет 9 лет 11 лет

ЧБД I здоровые ЧБД I здоровые ЧБД I здоровые ЧБД I здоровые

Затруднение > 90 * * *

Тавтология > 90 > 95 * *

Оценка > 90 * * *

Пример * * > 95 *

Синонимы * < 90 < 95 < 90

Обман * * < 95 *

* Для уровня статистической значимости менее 90%.

Абстрактное понимание обмана часто болеющими детьми в начале старшего дошкольного возраста характеризуется большей степенью затруднений, тавтологией и использованием оценки (на уровне 90%). К концу старшего дошкольного возраста - более частым по сравнению со здоровыми детьми использованием тавтологии (на уровне 95%) и более редким использованием синонимов (на уровне 90%).

В середине младшего школьного возраста при объяснении обмана у часто

болеющих детей чаще наблюдается использование примеров (на уровне

373

95%), реже понятия «обман» и его синонимов (на уровне 95%). К концу младшего школьного возраста часто болеющие дети склонны к более редкому, чем у здоровых сверстников, использованию синонимов обмана (на уровне 90%).

Абстрактное понимание обмана часто болеющими старшими дошкольниками 5 лет в отличие от старших дошкольников 7 лет, характеризуется большим количеством затруднений (на уровне 99%). У часто болеющих старших дошкольников 7 лет появляются примеры обмана (на уровне 99,9%). Скачок в абстрактном понимании обмана у часто болеющих детей происходит к середине младшего школьного возраста, когда дети, сначала опираясь на тавтологию (на уровне 95%) и пример (на уровне 90%) в 9 лет, начинают использовать понятие «обман» в 11 лет (на уровне 95%).

В отличие от часто болеющих старших дошкольников 5 лет, младшие школьники в 11 лет активно используют понятие «обман» (на уровне 99%).

Успешность и способы распознавания обмана

Данный аспект изучался с использованием методики «Распознавание обмана в разных областях». К способам распознавания обмана относились стратегии: принятие или отрицание ребенком предлагаемой информации; адекватная оценка, когда испытуемый правильно определял правду и обман и смешанная, когда вышеуказанные стратегии были представлены нечетко.

Таблица 3

Направление и достоверность различий в успешности и способах распознавания

обмана между часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Распознавание обмана в разных областях»

Область знаний,%

Параметры сравнения группы с равнения

5 лет 7 лет 9 лет 11 лет

ЧБД здоровые ЧБД здоровые ЧБД здоровые ЧБД здоровые

1 2 3 4 5

Ошибки лжи * >90 > 99 *

Ошибки правды * * * *

Принятие * * * *

Отрицание > 95 * * >99

Смешанная * * * < 99,9

Адекватная * * * *

Ошибки основные * * *

Ошибки дополнительные * > 90 > 99 *

Ошибок всего * > 90 > 99 *

Область эмоций

Ошибки лжи * > 95 * *

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

Ошибки правды * * * *

Принятие * * * *

Отрицание * * * *

Смешанная * >99 * *

Адекватная * * < 99 *

Ошибки основные * * * *

Ошибки дополнительные * > 95 * *

Ошибок всего * * * *

Область намерений

Ошибки лжи > 90 * > 90 *

Ошибки правды * * * *

Принятие * * * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицание * * > 95 *

Смешанная * * * *

Адекватная * * <95 *

Ошибки основные > 90 > 95 > 90 *

Ошибки дополнительные > 90 * * *

Ошибок всего * > 90 * *

* Для уровня статистической значимости менее 90%.

Часто болеющие старшие дошкольники 5 лет хуже, чем их здоровые сверстники, распознают обман в области основных намерений (подарить, украсть, спастись от наказания) и дополнительных (намерений с большей информационной нагрузкой), на уровне 90%, в большей степени демонстрируют стратегию отрицания правды в области знаний - у них преобладали ошибки, связанные с распознаванием таких утверждений, как: «у тебя двое ушей», «у собаки четыре ноги» (на уровне 90%). Старшие дошкольники 7 лет, в отличие от сверстников, демонстрируют худшую успешность распознавания обмана в области дополнительных знаний, таких как: «город Санкт-Петербург основал Петр I», «четыре времени года - это зима, весна, лето и осень» (на уровне 90%), и дополнительных эмоций, таких как: отвращение, презрение, интерес-волнение, вина, удивление, стыд (на уровне 95%). При этом они в большей степени, чем их здоровые сверстники, демонстрируют смешанную стратегию распознавания, то отрицая правду, то принимая за правду обман.

Часто болеющие младшие школьники 9 лет, в отличие от здоровых сверстников, демонстрируют худшую успешность распознавания обмана в области дополнительных знаний (на уровне 99%) и основных намерений

(на уровне 90%). В большей степени проявляют стратегию отрицания (на уровне 95%) и в меньшей степени адекватную стратегию распознавания (на уровне 95%) в области намерений, то есть хуже, чем здоровые сверстники, распознают обман. Младшие школьники 11 лет в большей степени, чем их здоровые сверстники, проявляют стратегию отрицания в области знаний (на уровне 99%) и в меньшей степени смешанную (на уровне 99,9%).

Часто болеющие старшие дошкольники 5 лет несколько хуже распознают ситуации обмана и правдивого предъявления в области не только дополнительных (на уровне 99,9%), но и основных знаний (на уровне более 99%), обмана в области основных (на уровне 99,9%) и дополнительных эмоций (на уровне 99,9%) и намерений (на уровне 99 и 95%). Они чаще используют стратегию принятия обмана за правду (на уровне 95% в области знаний и 90% в области эмоций и намерений). Старшие дошкольники 7 лет чаще проявляют смешанную - неопределенную стратегию распознавания обмана в области знаний (на уровне 95%) и адекватную в области эмоций (на уровне 90%).

Младшие школьники 9 лет хуже распознают обман и правду в области дополнительных знаний (на уровне 99,9%), обман в области дополнительных эмоций и намерений (на уровне 99,9 и 90%). Они чаще используют стратегию принятия обмана за правду в области эмоций (на уровне 95%). При распознавании обмана чаще, чем часто болеющие старшие дошкольники 7 лет, используют стратегию отрицания предлагаемой правды в области эмоций (на уровне 95%) и адекватную стратегию в области намерений (на уровне 99%). Младшие школьники 9 лет в хуже, чем младшие школьники 11 лет распознают ситуации обмана и правды в области дополнительных знаний (на уровне 99,9%), обман в области эмоций, обман и правду в области намерений (на уровне 90 и 95%), чаще демонстрируют стратегию принятия обмана за правду в области эмоций (на уровне 95%). Часто болеющие младшие школьники 11 лет уже демонстрируют адекватную стратегию распознавания обмана во всех областях (на уровне более 95%).

При сравнении часто болеющих детей в контрастной группе сравнения наблюдаются значимое улучшение распознавания обмана в сфере знаний (на уровне 99,9%) и улучшение распознавания обмана в области основных намерений (на уровне 90%).

Условия применения разных признаков распознавания обмана

Изучение данного аспекта осуществлялось с использованием методики «Опросник»: блок 3 - конкретное понимание обмана. К условиям применения относились ситуации обмана, представленные в личном опыте ребенка: ребенок, как обманщик и ребенок, как обманываемый. К признакам относились: слова (то, что сказано), поведенческие проявления (улыбка, движение, взгляд, общее впечатление), знания (абстрактные и конкретные знания, связанные с данной ситуацией), контекст (особенности внешнего окружения, возникающие во время или после обмана), индивидуальные особенности (личностные характеристики, пол и возраст).

Таблица 4

Направление и достоверность различий по условиям применения разных признаков при распознавании обмана между ЧБД и здоровыми детьми 5, 7, 9 и 11 лет по методике «Опросник»: конкретное понимание

Конкретное понимание (собственный обман), %

Параметры сравнения группы сравнения

5 лет 7 лет 9 лет 11 лет

ЧБД здоровые ЧБД здоровые ЧБД здоровые ЧБД здоровые

Слова * * * *

Поведение * * * < 90

Знания * * < 90 < 90

Контекст * * * *

Индивидуальные особенности * * * < 95

Конкретное понимание (обман со стороны другого)

Слова * > 95 > 95 < 90

Поведение < 95 < 95 * *

Знания * * * < 90

Контекст * * * *

Индивидуальные особенности < 95 * * < 99

* Для уровня статистической значимости менее 90%.

В ситуации собственного обмана значимых отличий в опоре на определенные признаки обмана у часто болеющих и здоровых старших дошкольников не выявлено. Младшие школьники 9 лет реже, чем их здоровые сверстники опирались на собственные знания (на уровне 90%), а младшие школьники 11 лет - на собственные знания, поведение (на уровне 90%) и индивидуальные особенности (на уровне 95%).

В ситуации обмана со стороны другого старшие дошкольники 5 лет реже опирались на поведенческие проявления (на уровне 95%) и индивидуальные особенности другого (на уровне 95%). Старшие дошкольники 7 лет чаще ориентировались на слова другого (на уровне 95%) и реже на его поведение (на уровне 95%).

Младшие школьники 9 лет чаще, чем их здоровые сверстники, опирались на слова другого (на уровне 95%), а младшие школьники 11 лет на слова и знания о другом (на уровне 90%), а также индивидуальные особенности обманщика (на уровне 99%).

У часто болеющих детей в последовательных и контрастной группах сравнения:

В ситуации собственного обмана часто болеющие старшие дошкольники 7 лет чаще опираются на слова и собственное поведение (на уровне 95%). Часто болеющие младшие школьники 9 лет закрепляют способность опираться на собственное поведение (на уровне 95%), дополнительно научаются

контролировать свои индивидуальные особенности (на уровне 95%). Часто болеющие младшие школьники 11 лет закрепляют способности использовать свои индивидуальные особенности (на уровне 95%). При сравнении в контрастной группе с возрастом часто болеющие дети чаще используют признаки собственных слов (на уровне 95%) и поведения (на уровне 99,99%).

В ситуации обмана со стороны другого часто болеющие старшие дошкольники 7 лет в большей степени, чем дети 5 лет, опираются на слова и индивидуальные особенности обманщика (на уровне 90%). К середине младшего школьного возраста дети научаются опираться на поведенческие признаки другого (на уровне 95%).

При сравнении часто болеющих детей в контрастной группе с возрастом дети чаще опираются на поведение и индивидуальные особенности обманщика (на уровне 95%).

Самостоятельное использование обмана

Последний аспект изучался с помощью методики «Склонность к обману».

Таблица 5

Направление и достоверность различий склонности к обману в сфере знаний, эмоций и намерений между часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Склонность к обману»

Параметры сравнения Группы сравнения, %

5 лет 7 лет 9 лет 11 лет

ЧБД здоровые ЧБД здоровые ЧБД здоровые ЧБД здоровые

Знания > 90 * * *

Эмоции < 90 * > 95 > 95

Намерения * * * *

Итого > 90 * > 95 > 95

* Для уровня статистической значимости менее 90%.

Выявляются статистически значимые тенденции, указывающие на несколько большую склонность часто болеющих старших дошкольников 5 лет к обману в области знаний и меньшую склонность к обману в области эмоций (на уровне 90%). Значимых отличий в склонности к обману у часто болеющих и здоровых старших дошкольников 7 лет не выявлено, что указывает на одинаковую склонность детей к обману.

Младшие школьники 9 лет демонстрируют большую склонность к обману в области эмоций (на уровне 95%), которая сохраняется у младших школьников 11 лет.

С возрастом у часто болеющих детей, как и у здоровых, снижается количество случаев обмана.

Полученные результаты могут свидетельствовать о наличии у часто болеющих старших дошкольников 5 лет менее адекватных форм реагирования

при возникновении затруднительных ситуаций в области знаний, а у часто болеющих младших школьников в области эмоций.

При изучении данного аспекта у часто болеющих детей в последовательных и контрастной группах выявлена статистически значимая тенденция большей склонности к обману у часто болеющих старших дошкольников 5 лет в области знаний (на уровне 90%). У старших дошкольников 7 лет данная особенность уменьшается и к середине младшего школьного возраста переходит в склонность к обману в области эмоций (на уровне 90%). Часто болеющие младшие школьники 11 лет, в отличие от старших дошкольников 5 лет, демонстрируют меньшую склонность к обману в области намерений (на уровне 99,9%).

В целом можно сделать вывод о том, что часто болеющие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми сверстниками имеют особенности понимания обмана, которые заключаются в следующем:

- при общем понимании обмана: в большей степени затруднений, более частом использовании оценки и понятия «обман» часто болеющими старшими дошкольниками; более частом использовании понятий «обман» и более редком использовании синонимов обмана младшими школьниками; общее понимание обмана у часто болеющих детей с возрастом претерпевает качественные изменения от затруднения понимания и использования оценки у старших дошкольников 5 лет через использование непосредственно обмана у старших дошкольников 7 лет и младших школьников 9 лет до использования не только обмана, но и его синонимов у младших школьников в 11 лет;

- при абстрактном понимании обмана: в большей степени затруднений, более частом использовании тавтологии часто болеющими старшими дошкольниками; более частом использовании примера и более редком использовании обмана и его синонимов младшими школьниками; абстрактное понимание обмана у часто болеющих детей претерпевает изменения от затруднения и случаев редкого использования примеров у старших дошкольников через опору на использование тавтологии и редкого использования синонимов обмана в середине младшего школьного возраста к использованию непосредственно обмана и его синонимов к концу младшего школьного возраста;

- проявляются большие, чем у здоровых сверстников, трудности распознавания обмана в области основных и дополнительных намерений, дополнительных знаний и эмоций у часто болеющих старших дошкольников, дополнительных знаний у часто болеющих младших школьников 9 лет; у часто болеющих детей в большей степени преобладает стратегия отрицать правдивые ситуации; с возрастом у часто болеющих детей наблюдается рост успешности распознавания обмана сначала в области основных, а потом и дополнительных знаний, эмоций и намерений; наблюдается повышение эффективности стратегий распознавания от стратегии принятия обмана за

правду у старших дошкольников в 5 лет до адекватной стратегии распознавания у младших школьников к 11 годам;

- в ситуациях собственного обмана часто болеющие дети реже опираются на собственные знания; в ситуации обмана со стороны другого чаще опираются на слова и реже на поведение и индивидуальные особенности обманщика; с возрастом у часто болеющих детей наблюдается расширение диапазона признаков распознавания обмана от слов в старшем дошкольном возрасте до учета индивидуальных особенностей к концу младшего школьного возраста;

- у часто болеющих младших школьников выявлена несколько большая склонность к обману в области эмоций; с возрастом у часто болеющих детей наблюдается изменение склонности к обману от обмана области знаний до обмана в области намерений; склонность к обману с возрастом снижается.

Выявленные особенности понимания обмана отражают особенности социальной ситуации развития часто болеющего ребенка. Ряд отечественных исследователей (Г. А. Арина, Б. С. Братусь, В. Н. Касаткин, А. А. Михеева, В. А.Ковалевский, В. В. Николаева и др.) считают, что болезнь, независимо от ее нозологии, ставит ребенка в совершенно иную «особую» социальную ситуацию развития, сужает пространство возможной активности индивидуума, создает дефицитарные условия для развития его личности, может спровоцировать кризис психического развития, привести к появлению новообразований как нормального, так и патологического типа. При этом важно помнить, что развитие соматически больного ребенка не является замедленным, а является качественно иным.

Библиографический список

1. Альбицкий, В. Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления [Текст] / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. - Саратов: Радуга, 1986. - 183 с.

2. Герасимова, А. С. Особенности понимания обмана детьми 5 - 11 лет и становление «модели психического» [Текст]: автореф дис. ... канд. психол. наук / А. С. Герасимова. - М.: РГБ, 2003. - 24 с.

3. Сергиенко, Е. А. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме [Текст] / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева // Психологический журнал. - 2003. - №4. - С. 54-65.

4. Ковалевский, В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка [Текст] / В. А. Ковалевский. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. - 122 с.

5. Котова, Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей [Текст]: vонография / Е. В. Котова. - Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. - 156 с.

6. Малявкина, А. М. Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. М. Малявкина. - М., 2003. - 25 с.

7. Сериков, С. Г. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе [Текст] / С. Г. Сериков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 202-209.

8. Мукатаева, Ж. М. Морфофункциональное развитие детей разных самототи-пов [Текст] / Ж. М. Мукатаева, С. Ж. Даирбаева, А. А. Муханова, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 402-414.

9. Данилова, О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науки и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека [Текст] / О. Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 192-202.

10. Славгородская, М. В. Система здоровьесберегающаей деятельности в школе-интернате [Текст] / М. В. Славгородская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 410-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.