26. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М., 1983. 836 с.
27. О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 1975 г. № 5 // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961-1993. М., 1994.
28. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 8.
29. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 823 с.
30. Уголовное дело № 22-2506 // Архив Кировского районного суда г. Омска.
31. Уголовное дело № 50-004-58 // Архив Омского областного суда.
32. Уголовное дело № 602 // Архив СУ при УВД по Омской области.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ В СОСТАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СИЛ В ЗОНАХ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
А. И. Тамбовцев, В. О. Зверев
Представлено авторское видение специфики прохождения полицейской службы, характерной многим миротворческим миссиям, сосредоточенным в разных регионах земного шара.
Ключевые слова: миссия, полицейский, профессиональный отбор, стрессоры, психические состояния, адаптация, социализация.
Современное международное положение отличается значительным числом локальных военных конфликтов, как правило, на национальной, этнической и религиозной почве. Подобные конфликты сопровождаются боевыми действиями, инициаторами которых выступают незаконные вооруженные формирования, а также ростом числа преступлений общеуголовной и террористической направленности против мирного населения, представителей местных администраций, центральных органов власти, лидеров оппозиций [1, с. 8].
Обострение внутриполитической обстановки в ряде стран и эскалация криминальной составляющей предопределили необходимость пересмотра традиционных подходов к обеспечению международного правопорядка и безопасности в рамках миротворческой деятельности различных международных организаций.
Во второй половине XX в. под эгидой ООН, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Со-
вета Европы значительное число государств Америки, Европы, Азии, Африки и Советского Союза вступили в процесс миротворческой деятельности. Их воинские и полицейские контингенты сосредоточены в Боснии и Герцеговине, Косово, Восточном Тиморе, Конго, Гаити, Сьерра-Леоне, Либерии, Судане и других странах.
В последние годы отмечается тенденция по увеличению числа полицейских наблюдателей ООН* и расширению стоящих перед ними задач. К наиболее сложным из них стоит отнести: физическое разграничение противоборствующих сторон, мониторинг социальнополитической ситуации на поствоенном пространстве, устранение последствий гуманитарной катастрофы, помощь в создании социальных институтов, подготовку кадров для административных и исполнительных органов. В обязанности наблюдателей также входит участие в профессиональном отборе и последующем обучении персонала для местных полицейских структур, контроль за их работой, а также осуществление правоприменительной деятельности.
Столь разнородный характер службы предъявляет дополнительные требования к квалификационным качествам сотрудников правоохранительных органов. Будущий миротворец должен отличаться физической выносливостью в экстремальных условиях решения поставленных задач, владеть оружием и спецсредства-ми, иметь представление об основах правоведения и особенностях национальных правовых систем, разбираться в межконфессиональных различиях, иметь стаж работы в составе целевых групп в условиях психотравмирующих стрессфакторов и т. д. Однако стоит признать, что создаваемые на территориях миссий интернациональные полицейские подразделения (состоящие исключительно из миротворцев или смешанные -включающие представителей местной полиции), выполняющие сугубо правоохранные функции - патрулирование территорий, раскрытие и расследование преступлений, пресечение массовых беспорядков -в большинстве своем комплектуются кадрами, не в полной мере отвечающими предъявляемым требованиям. Основными критериями их отбора в большинстве случаев являются результаты языковых тестов и личное желание.
Ввиду недостаточной профессиональной обученности личного состава миссий, а также учитывая обстановку экстремальных физических и психологических нагрузок, в которой миротворцам приходится жить и нести службу, указанный подход к формированию полицейских подразделений представляется недостаточно продуманным.
На наш взгляд, специфика организации специализированных подразделений по охране общественного порядка, розыску преступников и расследованию преступлений должна включать индивидуальную подготовку
* Если в 1996 г. численность миротворческого контингента ООН составляла менее 30 тыс. военных, полицейских и наблюдателей вместе взятых, то в октябре 2006 г. она достигла 80 тыс. 976 человек, а к концу этого года превысила 83 тыс. 500 человек. По мнению официальных представителей ООН, на фоне роста нестабильности в мире расширение миротворческого (и, прежде всего, полицейского) присутствия в зонах локальных военных конфликтов будет продолжаться [2].
полицейских и отражать особенности их дальнейшей работы. К ним относятся:
1. Деятельность в критической, нередко экстремальной, обстановке, являющаяся сильным катализатором дистресса. Данный вид психологического стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых сотрудник может бояться.
В этой связи к стрессогенным факторам, воздействующим на психику полицейского, можно причислить:
- пребывание в социально неустойчивой, недоброжелательной, агрессивно настроенной и даже враждебной среде между противоборствующими сторонами, сопровождающееся провокациями, психологическим давлением и насилием. Возникающее при этом состояние душевного дискомфорта (тревожность, страх, депрессия, фрустрация и др.) способно повлечь физическое истощение и срыв систем адаптации. В результате процесс дестабилизации функций организма может принять патологический характер и завершиться различными заболеваниями, способными негативно сказаться на здоровье сотрудника и, в исключительных случаях, стать причиной его смерти [3];
- этнические, культурные, языковые, конфессиональные различия с местным населением, нередко им недружелюбно воспринимаемые или полностью отвергаемые, порождающие конфликтные ситуации и конфликты;
- сенсорную изоляцию (длительная оторванность от семьи, родственников; непривычный образ жизни), способную стать препятствием на пути образцового выполнения служебного долга в течение продолжительного срока командировки (в настоящий момент - 12 месяцев);
- недостатки бытовых условий или их отсутствие, являющиеся помехой для сосредоточения сотрудников на предмете своей профессиональной деятельности и полной самоотдачи, а также минимизирующие возможности их полноценного психофизиологического восстановления и активного отдыха после службы;
- нехарактерный для среднероссийских погодных условий климат (дождливый, жаркий, сопряженный с резкими перепадами температур). Этим фактором обусловлены снижение защитных функций иммунной системы человека, а также повышение риска заражения инфекционными заболеваниями, протекающими в тяжелой форме и иногда приводящими к смерти;
- график несения службы (поочередные дежурства в утреннюю, вечернюю и ночную смены), который провоцирует сбой биоритмов, ведущий к нарушению или потере аппетита, сна, психофизиологическому переутомлению и нервным расстройствам.
2. Отсутствие элементарных навыков саморегуляции негативных психических состояний. Наш опыт** показывает, что результативность полицейских мероприятий в зоне локального военного конфликта предъявляет высокие требования к эмоционально-волевым состояниям сотрудников и, прежде всего, уравновешенности, отзывчивости, собранности, осмотрительности, выдержке, выносливости, настойчивости, самообладанию, хладнокровию, решительности, уверенности в своих силах. Однако наряду с позитивными волевыми состояниями в экстремальных ситуациях возникают и негативные психические состояния, такие, как уныние, навязчивые мысли и воспоминания, чувство вины, подавленное настроение, чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражительность, пугливость, страх и др. Все они являются естественной реакцией человека на психотравмирующие воздействия. Неумение снимать или снижать внутреннее напряжение при помощи доступных методов саморегуляции (аутогенной тренировки, аутогипноза, физиотерапии, мышечной релаксации, дыхательной гимнастики и др.), как правило, приводит к синдрому хронической усталости, который, в свою очередь, повышает степень тревожности (частая взволнованность, реактивность и пр.), способствует эмоциональной нестабильности (немотивированная агрессия, апатия, рассеянность и пр.) и нервным срывам***. Столь отрицательная динамика психических проявлений сказывается на снижении заботы полицейского о собственной безопасности, а следовательно, и безопасности своих сослуживцев. Коэффициент полезности от участия такого сотрудника в проведении текущих профилактических, розыскных и следственных мероприятий также снижается.
3. Сложность социализации в служебном коллективе. Совместная деятельность в «... операциях по защите и поддержанию правопорядка с зарубежными коллегами сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы, воплощая их в личностной позиции и достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями профессиональных сообществ на международном уровне» [4, с. 3]. В реальных условиях, думается, воплощение в служебную деятельность этого тезиса связано с труднопреодолимыми препятствиями. Большинству полицейских подразделений свойственны не только постоянная ротация кадров (о чем речь пойдет ниже), но и возникающие проблемы в межличностной коммуникации. Они обусловлены тем, что сотрудники являются представителями различных национальностей, государ-
** Подполковник милиции Тамбовцев А. И. был в миротворческой миссии ООН в Косово (2001-2002 гг.). В 2003 и 2008 гг. участвовал в обучении российских и зарубежных миротворцев в Центре подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях в качестве инструктора. С апреля 2009 г. по настоящее время находится в составе российского полицейского контингента миссии ООН в Судане.
*** Согласно результатам анкетирования, проведенного одним из авторов статьи (А. И. Тамбовцевым) в ноябре 2009 г., из 300 опрошенных представителей полиции стран-участниц миротворческой миссии ООН в Судане (подразделения полиции в городах Хартум, Джуба, Малакал, Вау, Ей) 240 офицеров (или 80% от их общего числа) отметили отсутствие у них первоначальных знаний, умений и навыков самостоятельной психорегуляции. Неспособность же эффективно снимать накапливающуюся усталость во время службы, по мнению респондентов, в ряде случаев становилась причиной неврозов.
ственных и правоохранительных систем, культур, религий и мировоззрений, а также обладают неодинаковыми (нередко несопоставимыми) профессиональными и «языковыми» навыками.
Помимо идентификационных различий, оказывающих опосредованное влияние на достижение внутригрупповой сплоченности, взаимодействия и работоспособности служебного коллектива, важно отметить роль стрессового состояния (невротическая раздражительность, повышенная конфликтность, появление признаков антисоциального поведения и т. д.) отдельных его членов, способного осуществлять непосредственное воздействие, дестабилизирующее моральный дух подразделения и дезорганизующее выполнение стоящих перед ним задач.
4. Кадровая нестабильность определяется ограниченным сроком пребывания сотрудников в миротворческой миссии и, соответственно, на занимаемой должности, а также возможностью претендовать практически на любую из имеющихся вакансий от патрульного офицера до инструктора, руководителя отдела или начальника полицейского подразделения. Общедоступный, беспрепятственный и стремительный карьерный рост нередко превращается в «гонку» за высокими должностями, что крайне негативно отражается на интересах общего дела. Количество реальных специалистов в подразделениях может сокращаться, а качество и результативность выполняемой ими работы падать.
5. Неизвестные или недостаточно изученные национальная правовая система и нормы поведения (этнические обычаи, традиции, ритуалы). Отличия правоохранительной, судебной, пенитенциарной и иных систем государства, на территории которого проводится миротворческая операция, от аналогичных систем государств-участников миссии требуют глубоких познаний, определяющих компетенцию сотрудника как представителя международной организации и полицейского офицера. Кроме этого, от сотрудника требуется определенное знание норм международного права, межправительственных соглашений и других регламентирующих его профессиональную деятельность документов.
Необходимой представляется также осведомленность сотрудников полиции об особенностях местного уклада жизни, способствующая предотвращению, локализации и ликвидации возможных барьеров в общении с мирным населением (а также противоборствующими сторонами), установлению и развитию с ним добрососедских и взаимовыгодных отношений.
6. Отсутствие у сотрудников подразделений комплексных знаний и опыта совместных действий по решению тактических задач (в том числе в боевой обстановке). Допустим, пешее или мобильное патрулирование района требует одних познаний и, что более важно, навыков, пресечение массовых беспорядков - других, а задержание вооруженного преступника (группы преступников) - третьих. В действительности же всесторонняя профессиональная подготовка полицейских - явление весьма редкое. Особый характер стоящих перед подразделением целей и способов их достижения определяет потребность в многократных тренировках в составе
боевых групп. Однако в силу некоторых указанных факторов (график несения службы, идентификационные различия сотрудников, текучесть кадров) регулярная отработка и совершенствование элементов взаимодействия в условиях миссии практически невозможны.
7. Специфичность реагирования на совершенное преступление. Под этой категорией понимается использование знаний основных действий полицейского по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений, преследованию и задержанию преступников, сбору доказательственной базы, опросу очевидцев и т. п. Между тем приходится констатировать, что многие миротворцы, занимающие административно-хозяйственные должности в правоохранительных ведомствах своих стран, не имеют соответствующих знаний, прикладных навыков и умений, морально-психологических и волевых качеств, физических данных, требующихся для успешной работы в должностях, на которые они назначены или претендуют в миссиях.
8. «Языковые» проблемы взаимодействия во время радиообмена или телефонной связи, межличностных контактов в экстремальных ситуациях (противодействие массовым беспорядкам, участие в специальных операциях и т. п.). Использование разнообразного сленга полицейской и военной тематики, местных названий, сокращений и аббревиатур, неизвестных представителям отдельных контингентов, особенностей речи некоторых этносов и народностей, а также неудовлетворительное техническое состояние средств связи и наличие внешних отвлекающих факторов (шум толпы, радиопомехи, гул работающей техники и пр.) могут повлечь трудности в передаче и получении точной информации. Их преодоление требует отработанных персональных навыков аудирования, досконального знания процедуры радиообмена, времени для привыкания к особенностям речи респондентов.
9. Отсутствие надежных источников информации. Относительная краткосрочность пребывания сотрудника в полицейском подразделении, недоверие, а нередко недружелюбие или даже враждебность местного населения, необходимость использования помощи переводчиков при общении предопределяют сложность установления доверительных отношений с местным населением и получения от него важной информации, направленной на оптимизацию усилий по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений. Следствием этого являются невысокая эффективность работы полицейских подразделений, и, традиционно, низкие показатели профессиональной деятельности.
10. Возможность, а порой необходимость хранения, ношения, применения (или использования) огнестрельного оружия, а также специальных средств, характерная для полицейских и воинских подразделений некоторых миссий ООН, к примеру, миротворческой миссии в Косово периода 2000-2007 гг. В обстановке повседневного эмоционально-волевого напряжения в ходе выполнения служебных обязанностей (особенно в период адаптации к действиям в непривычных условиях или вхождения в новую должность) к полицейским-офицерам предъявляются повышенные требования, касающиеся обраще-
ния с табельным оружием и, тем более, порядка его применения. Это представляется важным не только ввиду случаев неосторожного обращения с оружием, но и с позиции его правомерного применения. Базовая стрелковая подготовка сотрудников полиции из различных стран, сложившаяся там правовая основа и практика применения оружия, а также имеющийся их личный опыт таковы, что они нередко противоречат предъявляемым во время участия в миротворческих операциях требованиям местных норм права. Наличие разницы между твердо усвоенными знаниями, умениями и навыками боевой стрельбы (используемыми в ситуациях обоснованного применения оружия почти рефлекторно) и вновь приобретаемыми не только опасно для его личной безопасности, но чревато масштабными последствиями уголовно-правового характера на международном уровне.
11. Наличие риска. Риск, как известно, это вероятная опасность, действие наудачу, в надежде на счастливый случай. Поэтому под словом «рисковать» подразумевают действия смелые, решительные, внезапные, предприимчивые, нацеленные на достижение успеха. Именно к такому варианту профессионального реагирования нередко приходится прибегать миротворцам, чаще действующим в составе подразделения, реже - в одиночку, полагаясь только на свои силы и возможности. Поэтому каждый из них, как правило, пребывает в состоянии постоянной боевой готовности.
При этом предпочтительной в непредвиденных или внезапно возникших обстоятельствах, опасных для жизни и здоровья полицейских, является готовность к командным (в составе группы, патруля) действиям, а также четкое осознание пошаговых усилий своего подразделения, места и роли каждого из его сотрудников (командиров), собственное предназначение, наличие вариантов для маневра, средств страховки и пр. Подобные умения и навыки, формирующиеся путем многократного проигрывания типовых опасных ситуаций на коллективных тренингах и отработки полученных знаний в условиях полигона, позволяют не только минимизировать возможные боевые потери среди личного состава, но и сделать любой риск оправданным.
12. Вероятность получения травм, ранений и невосполнимых потерь среди личного состава подразделения; общеуголовные преступления, террористические акты (в том числе направленные против миротворцев), другие события, приведшие к гибели или страданиям людей. У полицейских, переживших подобные ситуации, повышается риск возникновения состояний психической дезадаптации и психических нарушений, в том числе посттравматических стрессовых расстройств. Эти нарушения проявляются на психологическом и поведенческом уровнях в виде пониженного настроения, тревожности, чувства вины, ухудшения показателей по службе, агрессивности и аутоагрессивности (формы деструктивного поведения), недисциплинированности, злоупотребления спиртными напитками, межличностных конфликтов, суицидальных намерений, суицидов.
Безусловно, все изложенное отражает лишь часть особенностей прохождения службы, с которыми прихо-
дится сталкиваться сотрудникам полиции как из России, так и других государств, принимающих участие в миротворческих миссиях. Считаем, что их осмысление позволит не только сформулировать практические рекомендации, но и воспользоваться ими для эффективной организации, осуществления и совершенствования профессионального отбора и персональной подготовки будущих миротворцев правоохранительных органов.
1. Фабио Э. Некоторые проблемы охраны и защиты прав граждан в международных и локальных вооруженных конфликтах // Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел - важнейшая гарантия обеспечения прав человека: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (26-27 октября 1999 г.). М., 2000. С. 8-10.
2. иЯЬ: http://www.rian.ru/world/20061110/55534/84.Мш1 (дата обращения: 13.11.2009).
3. иВЬ: http://www.zn.ua/3000/3450/44686// (дата обращения: 13.11.2009).
4. Авдеева М. В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 27 с.
ТЕОРИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ТРАКТАТАХ
О. В. Евтихов
В статье рассматриваются результаты анализа переводов древнекитайских трактатов с целью выявления в них управленческих принципов военно-политического лидерства.
Ключевые слова: управление, лидерство, древнекитайские трактаты, управленческие принципы.
Любое поведение человека является производным от его мировоззрения, особенностей его восприятия и интерпретации окружающей действительности. Лидерское поведение не является исключением. В настоящее время многие теоретики признают, что в основе лидерского поведения лежат определенные когнитивные конструкты и управленческие принципы, предопределяющие специфику принятия лидером решений и взаимодействия с окружающими. Соответственно изучение принципов лидерства может способствовать формированию лидерских мировоззрения и философии.
Богатое наследие конструктов военно-политического лидерства содержится в древнекитайских трактатах. Значительное развитие управленческой мысли в Древнем Китае связано, во-первых, с тем, что Китай на протяжении веков находился в постоянных внутренних войнах и междоусобицах, что привело к развитию боевых искусств с соответствующими философией и военноуправленческой теорией а, во-вторых, раннее появление письменности позволило сохранить этот военный и управленческий опыт в трактатах. К последним можно отнести трактаты: «Искусство войны» (Сун-цзы,У1-У вв. до н. э.) и «36 стратагем» (авторство и период написа-