Научная статья на тему 'Особенности политической концепции партии «Баас»'

Особенности политической концепции партии «Баас» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1839
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / CONCEPT / SOCIALISM / NATIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аллахкулиев Мурад Ганифаевич

В статье раскрываются особенности, характерные для политической концепции партии «Баас».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of political concept of the Baas party are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности политической концепции партии «Баас»»

Мурад АЛЛАХКУЛИЕВ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПАРТИИ «БААС»

В статье раскрываются особенности, характерные для политической концепции партии «Баас» Features of political concept of the Baas party are revealed in the article.

Ключевые слова:

концепция; социализм; национализм; concept; socialism; nationalism.

АЛЛАХКУЛИЕВ

Мурад

Ганифаевич — аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова murad1918@mail.ru

Национализм как идеология занимает важное место в политической науке. Центральным понятием в национализме является нация, определение которой выходит за рамки этнических характеристик. Так, ключевым атрибутом считается наличие политического фактора. В этой связи значительный интерес представляют концепции нации и национализма, зародившиеся в переходных обществах, для которых не были характерны ни значительная степень индустриализации, ни четко очерченные политические границы. Одной из наиболее значимых националистических идеологий в развивающихся обществах стала идеология арабского национализма. Как и европейский, арабский национализм выступает не в качестве четко разработанной теории, а в качестве некоего набора идей и концепций, предложенных различными политическими лидерами и зачастую выступающих в качестве их программы действий. В арабском национализме наиболее успешные проекты были реализованы в концепции партии «Баас» и насе-ризма. Появление идей арабского национализма в Сирии, Египте, Ираке и других странах Ближнего Востока во многом проходило под влиянием западного колониализма.

На фоне антизападных настроений и усиления арабского национализма в 1947 г. образуется «Баас» — Партия арабского социалистического возрождения1, которая по мере развития становится одной из влиятельных политических партий в арабских странах. Это влияние было обусловлено не только активизацией деятельности партии в ближневосточном регионе, но и тем, что «Баас» смогла предложить полноценную концепцию политического проекта2. Партия и поныне является правящей в Сирии (с 1963 г.) и длительное время (1968—2003 гг.) находилась у власти в Ираке, сойдя с политической арены этой страны только в результате иностранного вторжения.

Главными основателями партии были Салах ад-Дин Байтар (1912—1980 гг.) и Мишель Афляк (1910—1989 гг.). Следует отметить, что Мишель Афляк сыграл ключевую роль в координации политического вектора партии. Парадоксально, что Мишель Афляк, являясь одним из главных идеологов партии, зародившейся в странах с преимущественно мусульманским населением, был выходцем из православной семьи. Большое влияние на политические взгляды Мишеля Афляка оказали Ф. Ницше, К. Маркс, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.

В основу политической концепции «Баас» легли идеи арабского

1 В русскоязычной литературе для сокращенного названия используется как аббревиатура ПАСВ, так и Баас — транскрипция арабского слова Ъа‘аШ — возрождение.

2 Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика. — М. : ИВРАН, 2003, с. 57.

национализма и социализма. Соединив понятия «национализм» и «социализм» в практически неразрывное целое, М. Афляк тем самым дал понять, кого он видит опорой своей партии: в сторонники социализма попадали те, кто боролся против колониализма, а, соответственно, противниками оказывались те, кто так или иначе поддерживал колониальный режим: «Мы поставили проблему по-другому: проблема национализма как неделимого единства, не выделяя из него ни части, как это делает марксизм, когда выступает за классовость, за борьбу между имущими и неимущими. Наша проблема гораздо шире и глубже: проблема раздробленной родины, угнетаемой в некоторых частях, раздробленность же — это самое большое препятствие на пути подъема родины; это проблема родины, отстающей в различных сферах — идеологии, экономике, политике, во всем — и нуждающейся в том, чтобы мы все построили заново. Поэтому на одно место мы выдвинули арабский народ, а тех, которые препятствуют национальной задаче и стоят на ее пути, тех мы поставили на другое место»1.

Говоря о начальных этапах деятельности партии «Баас», У.К. Смит отмечал, что националисты хорошо знали, против чего им следует бороться, но они не знали — за что2. М.Б. Пиотровский, характеризируя деятельность первых баасистов, также писал, что этих «борцов за арабское возрождение не очень волновали такие тонкости, как что именно они возрождают; они были увлечены общим подъемом нации, их заботило ее настоящее и будущее, а не ее история»3.

«Баас» изначально заявляла о своем общеарабском характере, отраженном в т.ч. и в партийной структуре. Наряду с общеарабским руководством, представленным генеральным секретарем и национальными съездами партии, в каждой арабской стране предполагалось создать региональное руководство и проводить

1 Aflaq M. Fî sabîlal-ba‘th. Al-Juz’ al-awwal, с. 14 // :http://albaath.online.fr (дата обращения

16.08.2008).

2 Smith W.C. Islam in Modern History. — Princeton, 1957, p. 82.

3 Пиотровский М.Б. Концепция исторического наследия в идеологии иракской ПАСВ //

Современный ислам: Проблемы политики и идеологии / отв. ред. Е.М. Примаков. — М. : Наука,

1982, с. 187.

региональные съезды партии. В своем наиболее полном виде эта система была создана в Сирии и Ираке.

М. Афляк считал, что для социализма характерны следующие черты: совместное участие в распределении богатств, достижение общего блага — маслахи (majlaha), равенство, общественная справедливость, взаимная солидарность и достойная жизнь4.

Социалистические взгляды М. Афляка также нашли отражение и в основном документе (уставе) партии. В этом документе партия прямо характеризуется как «национальное народно-революционное движение, борющееся за единство, свободу и социализм». Исходя из текста устава, основные черты социализма сводятся к следующему:

а) социализм считается идеальным общественным строем, в основе которого лежит арабский национализм и который должен помочь арабам в наибольшей степени реализовать их потенциал;

б) уточняется сфера охвата принципа «маслахи» (всеобщего блага) — высшего блага арабской нации;

в) построение социализма возможно только путем революции, которая должна охватить все сферы жизни — политическую, социальную, экономическую и идеологическую;

г) устав уточняет постулируемый М. Афляком принцип равенства — равенство возможностей, равенство прав женщин и равенство всех перед законом;

д) требование справедливого распределения национальных богатств;

е) запрет на владение крупной собственностью;

ж) государственный контроль над экономикой5.

Основной акцент в уставе был сделан на реализации коранического принципа равного распределения богатств между мусульманами. Баасисты утвердили его как принцип равного распределения между всеми гражданами, что на практике означало включение всех религиозноэтнических групп в единую социальноэкономическую систему.

В первые годы появления партии

4 Aflaq M. Flsabllal-ba‘th. Al-Juz’ al-awwal, с. 31 // http://albaath.online.fr. (дата обращения

16.08.2008).

5 Dusffir al-Ba‘th al-‘Arabi al-Ishtirk // http:// www.baath-party.org/constitution.asp.

Мишель Афляк рассматривал ислам как олицетворение исторического наследия арабов, а главным и определяющим в идеологии ПАСВ считал национализм1. В сборнике его речей «Баас и наследие», вышедшем в 1976 г., отмечалось, что баа-систское движение всегда характеризовалось положительным отношением к исламу, что ислам является сутью исторического наследия арабов и что в его развитии видится «миссия арабской нации»2. Идеолог «Баас» ставил в заслугу баасизму «новое прочтение ислама», суть которого состояла в том, что «ислам — это история, язык, философия, система ценностей и взглядов на мир арабской нации»3. Но в арабских странах националистическая идеология сама по себе не всегда могла разрешить сложные этнические и меж-конфессиональные проблемы. Правящие круги стали активней обращаться к религиозным ценностям, «чтобы обрести, — пишет З.И. Левин, — дополнительные стимулы социальной и государственной консолидации, придать законный в глазах масс характер националистическим идеалам и политическим режимам»4.

Одной из отличительных черт предложенной М. Афляком концепции можно считать ее принципиальную гибкость и фактический отказ от неких постоянных, не меняющихся доктринальных установок. По существу, идеология партии состоит из ряда концептов, содержание которых может варьироваться в зависимости от конкретных условий. Основатель «Баас» так говорит об этом: «...у движений не может быть абстрактных теорий, которые существовали бы между небом и землей, не касаясь действительности и не имея с ней связи»5. Общий характер и одновременно декларируемый традиционализм идеологии арабского возрождения делали ее, с одной стороны, понят-

1 Arab Nationalism: An Anthology. — Berkeley; Los Angeles, p. 62.

2 Пиотровский М.Б. Указ. соч., с. 187.

3 Пир-Будагова Э.П., Гасанов Т.Б. Ислам и идеология Партии Арабского Социалистического Возрождения // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока : сборник статей / отв. ред. Ю.В. Ганковский. — М. : Наука, 1986, с. 84.

4 Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. — М. : Наука, 1988, с. 21.

5 Aflaq M. Fî sabîlal-ba‘th. Al-Juz’ al-awwal, с. 34 // http://albaath.online.fr (дата обращения

16.08.2008).

ной для значительной части населения (особенно для образованных людей), а с другой — очень гибкой, позволяющей включать в политическую деятельность партии представителей различных групп арабского общества, в основном из этнических и конфессиональных меньшинств. Провозгласив опору на собственные силы арабской нации, основатель партии «Баас» обезопасил себя от обвинений в подражании Западу, что в условиях борьбы с колониализмом могло оттолкнуть от партии многих ее потенциальных сторонников. М. Афляк особо подчеркивает, что, несмотря на внешнее сходство с различными неарабскими направлениями и течениями, концепция его партии — «исконная», само «движение проистекает из сердца арабизма, из глубин арабской земли, из самых основных проблем мусульманского народа»6.

Совершенно не характерны для концепции партии представления о государстве как о высшей ценности. Более того, в трудах основателя «Баас» вопросы, которые можно было бы отнести к сфере государственного управления, практически не затрагиваются. Это может быть связано как с гибкостью баасистского учения, так и с меньшей, по сравнению с европейской, значимостью, придаваемой государству в арабском обществе.

В заключение можно добавить, что основной целью политической концепции партии была консолидация разнородной политической элиты и недопущение ее объединения на базе кровнородственных, этнических и религиозных связей. М. Афляк стремился, прежде всего, интегрировать различные политические группы в одно целое для достижения независимости от западного колониализма. Политическая концепция партии подвергалась неоднократным корректировкам, и в настоящее время партия сохранила определенное влияние в Алжире, Сирии, Ираке, Йемене и других арабских странах. Тем не менее в настоящий момент наблюдается тенденция к снижению главенствующей роли партии в арабских странах. Так, в 2012 г. на референдуме была принята новая конституция Сирии, которая уравняла партию «Баас» с другими действующими в стране партиями, предоставив им

6 Там же, с. 48.

равные с ней возможности. Тем самым последний значимый оплот политического влияния партии лишился той фундаментальной основы, коей партия была наделена в предыдущей редакции Основного закона государства (согласно положениям предшествовавшей конституции, партия «Баас» обладала руководящей ролью в стране, а президент Сирии одновременно являлся ее генеральным секретарем).

Кроме того, в Ираке после 2003 г. предпринимались и предпринимаются шаги по искоренению влияния «Баас» на политическую жизнь Ирака. Такая политика проводится официальными властями Ирака при помощи созданного в 2005 г. Национального комитета по дебаасифи-кации. В Египте также наблюдается ослабление политического влияния партии «Баас».

Приведенные выше обстоятельства позволяют утверждать, что те идеи, кото-

рые внедрялись основателем партии, постепенно теряют свою политическую ценность. На наш взгляд, отрицательную роль здесь сыграла особенность самой партии «Баас», которая, строго говоря, не является национальной политической партией конкретного государства, а организует свою деятельность в нескольких государствах посредством функционирования региональных отделений (т.е. налицо надгосударственный характер партии), что не позволяет ей сконцентрировать усилия по претворению в жизнь своей политической платформы в отдельно взятой стране. В то же время деятельность партии «Баас» представляет собой уникальный опыт взаимодействия региональных отделений в нескольких странах, поскольку им удалось в значительной мере воплотить идеи арабского национализма и на протяжении долгих лет быть одним из лидирующих политических институтов в странах арабского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.