Научная статья на тему 'Особенности политического режима в современном Таиланде'

Особенности политического режима в современном Таиланде Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2637
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ / ВОЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / МОНАРХИЯ / ПЕРЕВОРОТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Камынин Владимир Дмитриевич, Таномсакчай Припранг

Военный переворот, совершенный в мае 2014 г., открыл в Таиланде новый период политического развития страны. В статье анализируется стратегия военного режима, стремящегося продлить срок своих полномочий. Утверждается, что, хотя тайские военные действуют, как и другие авторитарные режимы в мире, однако они стремятся легитимировать свое правление. Долгая история господства военных в Таиланде научила их тому, что они не могут управлять только репрессивными средствами. Анализируя стратегию легитимации власти военных, можно получить хорошее представление об особенностях современного этапа правления военных в Таиланде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL REGIME IN MODERN THAILAND

The military coup of may 2014 opened a new period of political development in Thailand. The article analyzes the strategy of the military regime seeking to extend its term of office.It is argued that while the Thai military operates like other authoritarian regimes in the world, they seek to legitimize their rule.The long history of military dominance in Thailand has taught them that they cannot control only repressive means. Analyzing the strategy of legitimization of military power, you can get a good idea about the features of the modern stage of military rule in Thailand.

Текст научной работы на тему «Особенности политического режима в современном Таиланде»

Камынин В. Д., Таномсакчай П.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОМ ТАИЛАНДЕ

II. ПОЛИТОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.00)

8. ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.01)

8.1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОМ ТАИЛАНДЕ

Камынин Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений

Место работы: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

[email protected]

Таномсакчай Припранг, аспирант кафедры теории и истории международных отношений Место учебы: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

[email protected]

Аннотация: военный переворот, совершенный в мае 2014 г., открыл в Таиланде новый период политического развития страны. В статье анализируется стратегия военного режима, стремящегося продлить срок своих полномочий. Утверждается, что, хотя тайские военные действуют, как и другие авторитарные режимы в мире, однако они стремятся легитимировать свое правление. Долгая история господства военных в Таиланде научила их тому, что они не могут управлять только репрессивными средствами. Анализируя стратегию легитимации власти военных, можно получить хорошее представление об особенностях современного этапа правления военных в Таиланде.

Ключевые слова: авторитарный режим, военное правление, легитимность, монархия, переворот.

THE POLITICAL REGIME IN MODERN THAILAND

Kamynin Vladimir D., professor of the Department of theory and history of international relations, doctor of historical sciences Place of employment: Ural Federal University named the first President of Russia B.N. Yeltsin

[email protected]

Thanomsakchai Preeprang, PhD student of the Department of theory and history of international relations Study place: Ural Federal University named the first President of Russia B.N. Yeltsin

[email protected]

Abstract: the military coup of may 2014 opened a new period of political development in Thailand. The article analyzes the strategy of the military regime seeking to extend its term of office.It is argued that while the Thai military operates like other authoritarian regimes in the world, they seek to legitimize their rule.The long history of military dominance in Thailand has taught them that they cannot control only repressive means. Analyzing the strategy of legitimization of military power, you can get a good idea about the features of the modern stage of military rule in Thailand.

Keywords: authoritarian regime, military rule, legitimacy, monarchy, coup.

В отличие от авторитарных режимов в других странах Таиланд с мая 2014 г. является единственной страной, обладающей полноправным военным правлением в мире [2, с. 88].В результате переворота 22 мая 2014 г. в стране был установлен жестокий военный режим. Переворот возглавил генерал Прают Чан-Оча, который в настоящее время стоит во главе хунты, называемой «Национальный совет для мира и порядка» (НСМП) («National Councilfor Peaceand Order»)(NCPO). Прают Чан-Оча занимает пост премьер-министра Таиланда.

Сильный авторитарный режим использует принуждение для навязывания своей воли стране. Репрессии являются важной составляющей авторитаризма, но не единственным фактором, который может обеспечить выживание авторитарного режима. Режим, держащийся исключительно на репрессиях, скорее всего, столкнется с негативными последствиями. Граждане вряд ли будут терпеть длительные периоды угнетения и ограничений,

если только они не почувствуют, что есть веские причины для них жить под таким правительством.

Один из способов, которыми авторитарные правители могут уменьшить свою зависимость от репрессий и уменьшить оппозицию со стороны граждан или влиятельных политических групп, выступающих против хунты, состоит в том, что режим хунты должен быть легитимизирован. Дж. Гершевский отмечает, что легитимность имеет решающее значение для любого режима, будь то демократического или авторитарного, потому что, когда правительство считается законным, оно может избежать насилия и может «гарантировать активное согласие, соблюдение правил, пассивное послушание или терпимость населения» [3, с. 18]. В то время как демократический режим получает легитимность в результате избрания и подотчетности народу, авторитарный режим ищет легитимность в других источниках. В качестве альтернативы выборам автори-

Социально-политические науки

6'2018

тарное правительство ссылается на необходимость поддержания порядка в этническом или культурно разнообразном обществе, стремление сохранить идеологическую чистоту государства и необходимость обеспечения единства перед лицом угроз национальной безопасности [3, с. 19; 4, с. 252-253].

Легитимность освобождает авторитарных правителей от необходимости постоянно принуждать граждан. Они ожидают, что люди проявят определенную готовность подчиняться правилам режима или даже признать достоинства недемократической системы. В то же время, даже когда авторитарный режим считается законным, он не отказывается полностью от использования репрессий. Репрессии продолжаются в той или иной форме, но режим обосновывает их применение в качестве правовой и необходимой формы.

После государственного переворота 22 мая 2014 г. Конституция Таиланда2007 г. была отменена, и НСМП взял под свой контроль национальную администрацию. Лидер НСМП сначала отменил деятельность Национального Собрания, взял на себя обязанности законодательной ветви власти, а через два дня распустил Сенат. Таким образом, НСМп взял на себя управление всеми государственными органами. Хунта немедленно запретила политические демонстрации, закрыла все учебные заведения и ввела комендантский час. Над средствами массовой информации была установлена строгая военная цензура, а некоторые руководители СМИ были задержаны [8].

Официально военные захватили власть для обеспечения устойчивости монархии, для того чтобы помочь стране быстро вернуться к нормальной жизни после предыдущего правления, вернуть мир обществу, содействовать проведению политической реформы, остановить насилие и найти выход из кризиса в стране [10]. Однако действительные причины лежали в иной плоскости. Они включали в себя:

а) обеспечение архаического роялистского порядка в связи с надвигающейся сменой монарха;

б) окончательном утверждении военного господства в Таиланде перед лицом угрозы прихода к власти гражданской администрации;

в) усилении контроля лидеров хунты над вооруженными силами и полицией; и

г) укреплении военных корпоративных интересов.

В день путча НСМП утверждал, что получил одобрение королевской власти. Однако король не встречался с лидером хунты до тех пор, пока он не получил от П. Чан-Оча копию временной Конституции 22 июля 2014 г. [5]. Происшедшая встреча стала фактором легитимации действий военных.

Чтобы получить поддержку граждан, хунта стремилась внедрить популистскую политику, которую называет «Пра-ча-рат» или «государственным популизмом». Данная политика также была включена в идеологию националистического и монархического характера. П. Чан-Оча сразу после переворота в 2014 г. стал каждую неделю в пятницу вечером выступать по телевидению и радио, с обращением которое он сам назвал «Возвращение счастья к людям». Идея выступления заключалась в том, чтобы приблизить премьер-министра к народу, критиковать предыдущий режим и восхищаться ожидаемыми достижениями нового режима. Красной нитью выступлений П. Чан-Оча было выражение премьер-министром верности королю и примирения с тайским народом для обеспечения

стабильной политической ситуации. Психологическая кампания «Возвращение счастья к людям» включала различные формы развлечений, националистическую риторику, образовательную составляющую [9]. Параллельно с этим хунта навязала стране закон, подкрепленный реформой судебной системой, чтобы легитимировать применение силы.

Рассмотрим методы, которые помогли НСМП установить контроль над страной после государственного переворота, и поддерживать его в течение длительного времени.

Во-первых, режим опирался на «силы по поддержанию мира», способные подавить любое несогласие, арестовать любого человека, который не подчинялся приказам хунты. Насилие было направлено, прежде всего, на лидеров протеста против путча, воспринимаемых хунтой в качестве повстанцев. «Силы» действуют как исполнители декретов хунты и решений военных судов. Состоят они из солдат со всего Таиланда, а возглавляются специальным военным командованием, куда входят высшие чины командования сухопутной армии, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и полиции. К середине 2015 г. «Силы» арестовали 1222 человек [7]. В их функции входит также налаживание связей с сельскими жителями, разъяснение им политики и идей хунты.

Во-вторых, военные суды были поставлены на вершину судебной власти Таиланда в соответствии с Законом о военном положении 2014 г. Военный указ 37/2557 предусматривает, что все дела, связанные с национальной безопасностью и политикой, рассматриваются в военных судах, хотя юридическое определение «национальной безопасности» неоднозначно. Судебная система не является прозрачной, все судьи -военные. К политическим делам относятся: lësemajestë (оскорбления монархии), призыв к мятежу, нарушения запрета хунты на публичные собрания и выступления [1].

Хунта использует закон 1ё8ета]ез1ё не только как средство борьбы с оскорблениями и неуважением к монархии, передавая арестованных военным судам, но и для обоснования своей легитимности, выступая в качестве защитника тайской монархии. Тем самым военное правительство П. Чан-Оча показывает, что военные тесно связаны с монархией. Между тем вся история Таиланда показывает, что все без исключения правительства и гражданские, и военные выступают защитниками тайской монархии.

В-третьих, в 2014 г. хунтой была проведена реформа местного управления для его децентрализации. Система управления состоит и субрайонного, городского и провинциального уровней. Все представители местной администрации в Таиланде назначаются хунтой. НСМП приостановил проведение местных выборов и издал два указа, в которых объявлены руководящие принципы для новой структуры местного управления. Члены местного самоуправления по истечении срока их полномочий будут заменены новыми. С соответствие с новыми правилами созданы провинциальные комитеты, состоящие из чиновников, назначенных хунтой, для отбора членов каждого местного руководящего органа. Две третьих членов каждого органа должны состоять из действующих или отставных чиновников [6]. Хотя, объявленной целью хунты в изменении системы местного управления было повышение его эффективности и передача ресурсов местным жителям,

Камынин В. Д., Таномсакчай П.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОМ ТАИЛАНДЕ

но понятно, что хунта изменила модель местного самоуправления для усиления военного контроля над местными жителями.

Спустя более четырех лет после захвата власти в мае 2014 г. становится очевидным, что военное правительство намерено удерживать власть неопределенный срок. Выборы в Таиланде намечены на февраль 2019 г., но они могут быть отменены в течение нескольких месяцев на основании применения законов, изданных военными, которые соответствуют конституции, принятой хунтой в 2017 г. Хунта будет использовать все доступные средства, чтобы победить на следующих выборах. Конституция предусматривает, что одна треть депутатов законодательного собрания должна быть военными. Это позволит сохранить военное коалиционное правительство, после того, когда выборы состоятся. Правительство, скорее всего, возглавит про-военная партия, сохранится и назначенный хунтой сенат. В конечном итоге будет сохранена традиционная система институтов: военная, монархическая и бюрократическая. Следовательно, Таиланд будет еще долго находиться под контролем военных.

Нынешняя хунта представляет собой лишь очередной этап в порочном цикле военных переворотов в Таиланде. История страны показывает, что путчи были единственным средством осуществления немедленных политических изменений для защиты интересов военных и монархии. В настоящее время страна находится во власти военной диктатуры. Вполне вероятно, что только острый политический кризис, который вызовет разногласие или слабость в авторитарных институтах, наконец, откроет двери для демократических преобразований.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93%.

Список литературы:

1. Activistsurgeendtomilitarycourttrials. [Электронный ресурс].

URL:http://www.bangkokpost.com/news/politics/688712/activi sts-urge-end-to-military-court-trials (дата обращения: 25.10.2018).

2. Barany, Z. Exits from military rule: lessons for Burma [Text] // Journal of Democracy. - 2017. - № 2. - P. 86-100.

3. Gerschewski, J. The three pillars of stability: legitimation, repression, and co-optation in autocratic regimes [Text] // Democratization. - 2013. - № 1. - P. 13-38.

4. Heiduk, F. From guardians to democrats? Attempts to explain change and continuity in the civil-military relations of post-authoritarian Indonesia, Thailand and the Philippines [Text] // The Pacific Review. - 2011. - № 2. - P. 249-271.

5. HM the King Endorses Provisional Constitution. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pattayamail.com /thailandnews/hm-the-king-endorses-provisionalconstitution-39743 (датаобращения: 23.10.2018).

6. Lowatcharin, Grichawat. Along Came the Junta: The Evolution and Stagnation of Thailand's Local Governance. [Электронный ресурс]. URL:http://kyotoreview.org/yav/along-came-the-junta-the-evolution-and-stagnation-of-thailands-local-governance/ (дата обращения: 25.10.2018).

7. Nanuam, Wassana. Army to Crack Down on Armed Groups.[Электронный ресурс]. URL:http://www.bangkok-post.com /print/412125/ (дата обращения: 24.10.2018).

8. Taylor, Adam. The Five-Step Guide to a Thai МИ^^Элею-ронный ресурс]. URL: https://www.washing-tonpost.com/news/worldviews/wp/2014/05/22/the-5-step-guide-to-a-thai-military-coup/ (дата обращения: 21.10.2018).

9. Thongnoi, Jitsiree. Fall into Line, Youngsters. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bangkok-post.com/print /421370/ (дата обращения: 24.10.2018).

10. Witthaya, Yuthakorn. Be Careful What You Wish For, The Rhetoric and the Reality of the Thai Coup.[Электронныйресурс]. URL: http://www.prachatai.co

m/english/node/4095(дата обращения: 22.10.2018).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью В.Д. Камынина и Таномсакчай Припранг «Особенности политического режима в современном Таиланде», подготовленной для журнала «Социально-политические науки» Актуальность темы статьи не вызывает сомнений. В Таиланде произошла очередная смена политического режима, требующая политологического и исторического анализа. В этих условиях обращение авторов - историка и политолога -к изучению психологической ситуации в современном Таиланде является закономерным и логичным шагом.

Представленная на рецензирование статья В.Д. Камынина и Таномсакчай Припранг представляет собой обзор мер, принятых политическим режимом страны после военного переворота 2014 г. Именно в этом ее очевидное преимущество, поскольку, во-первых, она систематизирует шаги хунты по легитимации режима к настоящему времени и делая промежуточные выводы, во-вторых, помогает сориентироваться в современном положении страны и возможных перспективах развития политической ситуации.

Представленное исследование характеризует хорошее знание предшествующей разработки данной проблемы в зарубежной литературе.

Следует отметить, что содержание и стилистика статьи соответствуют установленным требованиям, что позволяет рекомендовать материал к опубликованию в одном из ведущих научных журналов.

Рецензент

Доктор исторических наук, профессор Зав. кафедрой востоковедения Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

В.А. Кузьмин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.