Научная статья на тему 'Особенности полисемии английских глагольных лексем'

Особенности полисемии английских глагольных лексем Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
383
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОСЕМЕМНЫЕ ЛЕКСЕМЫ / ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ПАРАМЕТР / ИНДЕКС / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОЛИСЕМИЯ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ВАРИАНТНОСТЬ / FEW-SEMEME LEXEMES / FORMALIZED PARAMETER / INDEX / LEXICAL POLYSEMY / LEXICO-GRAMMATICAL VARIANCY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малыхина Н.И.

Статья посвящена рассмотрению особенностей полисемии английских малосемемных глагольных лексем. Автор использует систему формализованных параметров, позволяющих сделать вывод об особенностях развития лексической и лексико-грамматической полисемии данных лексем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of english verbal lexemes polysemy

The article is devoted to revealing peculiarities of English few-sememe verbal lexemes polysemy. The author uses a system of formalized parameters which allow to determine the development of lexical and lexico-grammatical polysemy of these lexemes.

Текст научной работы на тему «Особенности полисемии английских глагольных лексем»

УДК 811.1/.2

Н. И. Малыхина N. I. Malykhina

Особенности полисемии английских глагольных лексем Peculiarities of English verbal lexemes polysemy

Статья посвящена рассмотрению особенностей полисемии английских малосемемных глагольных лексем. Автор использует систему формализованных параметров, позволяющих сделать вывод об особенностях развития лексической и лексико-грамматической полисемии данных лексем.

The article is devoted to revealing peculiarities of English few-sememe verbal lexemes polysemy. The author uses a system of formalized parameters which allow to determine the development of lexical and lexico-grammatical polysemy of these lexemes.

Ключевые слова: малосемемные лексемы, формализованный параметр, индекс, лексическая полисемия, лексико-грамматическая вариантность.

Key words: few-sememe lexemes, formalized parameter, index, lexical polysemy, lexico-grammatical variancy.

Проблема многозначности слова, наряду с проблемой структуры его отдельного значения, является центральной проблемой семасиологии. Однако вопросы полисемии в последнее время оказались обойденными вниманием исследователей. Наиболее крупные работы по полисемии появились в 60-е - 70-е годы прошлого века.

При этом почти все работы, посвященные проблеме полисемии, описывали данное явление как ограниченное частеречными рамками - любая замена частеречной семы, невзирая на отсутствие или сохранение семантической связи между семемами данной лексемы, рассматривалась исследователями как нарушение тождества слова и омонимия. Существование полисемии, таким образом, признавалось лишь на лексическом уровне.

На рубеже XX и XXI веков М.А. Стерниной была предложена интегральная концепция полисемии [5], объединяющая как лексическую, так и лексико-грамматическую полисемию слова, и представляющая собой новый шаг в развитии теории полисемии. Наше исследование выполнено в рамках данной концепции.

Нами была предпринята попытка рассмотреть особенности лек-сико-грамматической полисемии английских глагольных лексем. Для анализа были выбраны малосемемные английские глаголы, вошедшие в состав двухсот наиболее частотных глаголов английского языка по данным списка частотности Британского Национального Корпуса [7].

Следуя терминологии М. А. Стерниной, под малосемемными лексемами мы понимаем лексемы, включающие в свои семантемы от двух до пяти семем [5, с. 42].

Как показало исследование, среди двухсот наиболее частотных полисемантичных глагольных лексем английского языка к категории малосемемных могут быть отнесены тридцать семь лексем: seem, begin, include, happen, suggest, expect, require, add, describe, cause, learn, explain, increase, seek, achieve, choose, occur, discuss, argue, enjoy, ensure, compare, obtain, announce, indicate, wonder, avoid, suppose, listen, exist, encourage, replace, intend, prevent, reveal, depend, complete.

В ходе исследования было установлено, что рассматриваемые глаголы демонстрируют как лексическую, так и лексико-грамматическую полисемию в обоих ее видах - собственно лексико-грамматической полисемии и лексико-грамматической вариантности, которая, как отмечает М.А. Стернина, может рассматриваться как частный, более простой случай лексико-грамматической полисемии слова. «В случае лексико-грамматической вариантности одному набору лексических сем соответствуют две (а может быть и больше) лексико-грамматические семы. Эти лексико-грамматические (категориальные) семы находятся между собой в отношениях дополнительной дистрибуции и реализуются в зависимости от контекста. При лексико-грамматической же полисемии слова каждому новому набору лексических сем соответствует отдельная лексико-грамматическая сема [5, с. 25-26].

Анализ показал, в семантемах рассмотренных нами наиболее частотных малосемемных глагольных лексем преобладает лексическая полисемия: развитие лексической полисемии отмечено в тридцати трех из тридцати семи рассмотренных семантем.

В качестве примера лексической полисемии приведем семантему лексемы ensure, которая включает три глагольные семемы: се-

мему Д11 «удостовериться, убедиться (в чём-л.)» (Ensure that burn-

о

ing is responsibly supervised2) и две семемы К1 «гарантировать, обеспечивать» (The only locks on the bedroom doors were inside, in the form of bolts to ensure privacy) и «страховать, застраховать, обезопасить себя (от чего-л.)» (That would be enough to ensure his automatic exit).

Для характеристики развития лексической полисемии представилось целесообразным использовать введенный нами индекс лексической полисемантичности семантемы, под которым мы понимаем отношение количества семем в семантеме, демонстрирующих лексическую полисемию, к общему количеству семем в данной семантеме [3, с. 96].

Анализ показал, что лексическая полисемия в рассматриваемой группе наиболее развита у двадцати семи глаголов: seem, begin, include, happen, suggest, expect, require, add, describe, explain, seek, achieve, occur, discuss, argue, enjoy, ensure, obtain, announce, indicate, avoid, exist, encourage, replace, intend, prevent, depend. Индекс лексической полисемии их семантем равен 100 %. У остальных глаголов рассматриваемой группы, демонстрирующих лексическую полисемию, данный индекс имеет следующие значения: у лексем learn и choose - 75 %, suppose и listen - 67 %, compare и reveal - 50 %, complete - 40 %, wonder - 20 %.

Как уже отмечалось, в семантемах английских малосемемных глагольных лексем, помимо лексической полисемии наблюдаются случаи лексико-грамматической полисемии в двух ее видах - собственно лексико-грамматической полисемии и лексико-грамматической вариантности.

В частности, две лексемы: wonder и complete демонстрируют как лексическую, так и лексико-грамматическую полисемию в обоих ее видах - собственно лексико-грамматической полисемии и лексико-грамматической вариантности.

В качестве примера приведем семантему лексемы wonder. Рассматриваемая лексема демонстрирует лексическую полисемию: в семантеме данной лексемы имеется глагольная семема К1 «инте-

1 Используется терминология М.М. Копыленко, З.Д. Поповой - Очерки по общей фразеологии. Воронеж, 1989, с.31.

2 Все примеры взяты из Британского Национального Корпуса.

54

ресоваться, желать знать; задавать (себе) вопрос» - I wonder what really separates us now?

Лексема wonder демонстрирует также собственно лексико-грамматическую полисемию на уровне существительного и прилагательного. Проиллюстрируем разнокатегориальные семемы данной лексемы: субстантивной в данной семантеме является семема Д1 «чудо; нечто удивительное, неожиданное, диковина» - How could snow not be the wonder of the world? В качестве примера адъективной семемы приведем семему К1 «необычайно эффективный» -There is still no cure, no vaccine, no wonder drug for AIDS.

Эта же лексема проявляет лексико-грамматическую вариантность в семемах Д2 и К1. В качестве примера лексико-грамматической вариантности приведем семему Д2 v/n/adj1 «изумляться, восхищаться, удивляться / удивление, изумление, восхищение / изумительный, восхитительный» данной лексемы (We may wonder that the crusaders managed to win any battles / He sat up and stared at the sky in wonder / Roberto Baggio, the new 'wonder boy' of Italian soccer, is not only an outrageously talented footballer, but he is also intelligent and responsible).

В семантемах некоторых глаголов была обнаружена возможность существования лексико-грамматической полисемии без наличия лексической. Так, в семантеме лексемы cause наблюдаются только случаи собственно лексико-грамматической полисемии и лексико-грамматической вариантности. Семантема данной лексемы включает пять семем: три субстантивные семемы и две семемы с лексико-грамматической вариантностью на уровне глагола и существительного.

Субстантивными семемами в семантеме данной лексемы являются две семемы Д2 «судебное дело, процесс» - Joseph complained: 'We had no friend who would plead our cause before the law councils' и «мотивы или соображения, высказываемые стороной (на процессе)» - to show cause, а также семема К1 «дело; общее дело» - Make contact with people sympathetic to your cause.

Лексико-грамматическую вариантность в семантеме лексемы cause демонстрируют семема Д1 v/n «быть причиной, служить пово-

1 Обозначается лексико-грамматическая вариантность на уровне соответствующих частей речи.

дом; вызывать; причинять / причина» (It may cause pain but often there are no symptoms / Smoking is a cause of 1 in every 5 fatal heart attacks) и семема К1 v/n «заставлять; побуждать; добиваться / мотив, повод» (But the trauma of even comparatively simple surgery can cause some people to experience short-term problems with memory and logical thought /There have been some events which give qualified cause for optimism).

Шесть из перечисленных глаголов (learn, choose, suppose, compare, reveal, listen), помимо лексической полисемии, развивают в своих семантемах лексико-грамматическую полисемию только в виде ее частного случая - лексико-грамматической вариантности.

Так, лексемы choose, compare, reveal развивают лексико-грамматическую вариантность на уровне глагола и существительного, лексема learn проявляет лексико-грамматическую вариантность на уровне глагола и прилагательного, лексема listen - на уровне глагола, существительного и прилагательного, а лексема suppose демонстрирует лексико-грамматическую вариантность на уровне глагола, существительного и модального слова.

В качестве примера лексико-грамматической вариантности приведем семантему лексемы listen. Данная лексема демонстрирует лексико-грамматическую вариантность в семеме Д1 v/n/adj «слушать, прослушивать / слушание; прослушивание / слушающий» (We could listen to music instead / Do you want to have a quick listen? / The supporter is often a listen ear who may also be able to give some practical help with the new baby).

Исследованием установлено, что в ряде семантем наблюдается лексико-грамматическая вариантность нескольких семем. Максимальное выявленное нами количество семем с лексико-грамматической вариантностью в рамках одной семантемы равняется двум. Такая достаточно развитая лексико-грамматическая вариантность отмечена в семантемах четырех лексем: cause, increase, wonder и complete. Так, двузначная лексема increase демонстрирует лексико-грамматическую вариантность в обоих семемах: Д1 и К1. Семема Д1 v/n/adj данной лексемы «увеличить(ся), повышать(ся), усиливать(ся), возрастать, расти / увеличение, возрастание, рост, умножение / увеличивающийся» демонстрирует лексико-грамматическую вариантность на уровне

глагола, существительного и прилагательного (Begin exercises to increase general fitness, start gentle swimming / There's been an increase in hot snacks in the age of the microwave / The increase supply goes to those who can pay - the paper industry and the urban consumer).

Семема К1 v/n данной лексемы «размножаться / прирост, прибавление», проявляет лексико-грамматическую вариантность на уровне глагола и существительного (Guinea pigs increase rapidly / The economic growth of the 1960s and early 1970s came to grief because of the western economic slump of the last decade and the massive increase in the Southern population).

Аналогично индексу лексической полисемантичности, представилось целесообразным использовать введенный нами индекс лексико-грамматической полисемантичности, под которым понимается отношение количества семем, демонстрирующих собственно лексико-грамматическую полисемию к общему количеству семем в данной семантеме [3, с. 96].

Исследованием было установлено, что у глаголов cause, wonder и complete, демонстрирующих данный тип полисемантизма, значения индекса лексико-грамматической полисемантичности составляют 60 %, 40 % и 20 % соответственно.

Для оценки развития лексико-грамматической вариантности в семантемах исследуемых глаголов нами был введен также индекс лексико-грамматической вариантности, под которым понимается отношение количества семем, демонстрирующих лексико-грамматическую вариантность к общему количеству семем в данной семантеме [3, с. 96]. Было установлено, что индекс лексико-грамматической вариантности у лексемы increase равен 100 %, у двух лексем (reveal и compare) - 50 %, у трех (cause, complete и wonder) - 40 %, у лексем suppose и listen индекс лексико-грамматической вариантности составляет 33 %, у лексем learn и choose индекс лекси-ко-грамматической вариантности равняется 25 %.

Как видно, значения индексов лексико-грамматической вариантности превышают значения индексов лексико-грамматической полисемантичности, что свидетельствует о большем развитии в семантемах рассмотренных лексем данного вида полисемантизма.

Отметим, что как лексическая полисемия, так и собственно лек-сико-грамматическая полисемия и лексико-грамматическая вари-

антность оказались одинаково характерны как для денотативных, так и для коннотативных глагольных семем.

Для определения соотношения денотативных/коннототивных семем, демонстрирующих лексическую полисемию представилось целесообразным ввести индексы денотативной/коннотативной лексической полисемантичности, под которыми понимается отношение количества денотативных/коннотативных семем, демонстрирующих лексическую полисемию к общему количеству семем, демонстрирующих лексическую полисемию.

Аналогично, для определения соотношения денотативных / кон-нототивных семем, демонстрирующих лексико-грамматическую полисемию были использованы введенные нами индексы денотативной / коннотативной лексико-грамматической полисемантичности, под которыми понимается отношение количества денотативных / коннотативных семем, демонстрирующих собственно лексико-грамматическую полисемию к общему количеству семем, демонстрирующих собственно лексико-грамматическую полисемию [4, с. 92]; для определения соотношения коннотативной / денотативной лексико-грамматической вариантности были использованы введенные нами индексы денотативной / коннотативной лексико-грамматической вариантности, под которыми понимается отношение количества денотативных / коннотативных семем, демонстрирующих лексико-грамматическую вариантность, к общему количеству семем с лексико-грамматической вариантностью в семантеме [4, с. 92].

Анализ показал, что в семантемах изученных глаголов seem, suggest, require, describe, achieve, occur, discuss, suppose, exist, prevent, enjoy денотативная и коннотативная лексическая полисемия представлена одинаково - индекс как денотативной, так и коннота-тивной лексической полисемантичности равен 50 %. В то же время семантемы некоторых лексем представлены либо исключительно денотативной лексической полисемией, либо исключительно конно-тативной. Так, в семантемах лексем include, avoid и reveal индекс денотативной лексической полисемантичности составил 100 %, а в семантемах глаголов choose, compare, wonder, listen, complete индекс коннотативной лексической полисемантичности глаголов равен 100 %. В целом, индекс денотативной лексической полисемантично-

сти остальных глаголов колеблется от 0 до 60 %, а индекс коннота-тивной лексической полисемантичности - от 0 до 80 %.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что коннотативная лексическая полисемия в семантемах изученных лексем, в целом, преобладает над денотативной.

В ходе исследования было также установлено, что в семантемах изученных глаголов лексико-грамматическая полисемия преобладает в коннотативных семемах. Так, из трех глагольных лексем, демонстрирующих собственно лексико-грамматическую полисемию, у глагола complete индекс коннотативной лексико-грамматической полисемантичности составляет 100 %, индекс коннотативной лекси-ко-грамматической полисемантичности глагола wonder равен 50 %, а cause - 33 %.

Денотативная лексико-грамматическая полисемия представлена в меньшей степени и отмечена в семантемах только двух глаголов: cause и wonder, индексы денотативной лексико-грамматической по-лисемантичности которых составляют 67 % и 50 % соответственно.

Что касается соотношения денотативной и коннотативной лек-сико-грамматической вариантности, наше исследование показало, что в семантемах глаголов cause, increase, wonder и complete оба эти вида представлены одинаково - индекс как денотативной, так и коннотативной лексико-грамматической вариантности равен 50 %. В то же время, семантемы некоторых лексем представлены либо исключительно денотативной лексико-грамматической вариантностью, либо исключительно коннотативной. Так, в семантемах лексем choose, compare и listen индекс денотативной лексико-грамматической вариантности составил 100 %, а в семантемах глаголов learn, suppose и reveal индекс коннотативной лексико-грамматической вариантности глаголов оказался равным 100 %.

Интересно, что в целом ряде случаев лексико-грамматической полисемии наличие в семантеме той или иной лексико-грамматической семы фиксируется только в составе лексико-грамматических вариантов, самостоятельные семы данного лекси-ко-грамматического класса в семантеме отсутствуют. Так, например, лексема choose не имеет самостоятельных субстантивных семем, указанная сема содержится только в составе лексико-грамматического варианта этой лексемы.

Отметим также, что аналогичная картина наблюдается в лексемах learn, listen и increase, в которых адъективные семы присутствуют только в составе лексико-грамматических вариантов, а также в лексеме suppose, которая демонстрирует наличие семы модального слова тоже только в составе лексико-грамматического варианта.

Для выявления особенностей проявления лексико-грамматической полисемии в семантемах рассматриваемых глаголов, представилось целесообразным использовать следующие параметры, введенные Л.А. Кривенко [2, с. 83]:

• Индекс субстантивной представленности семантемы - отношение количества субстантивных семем в семантеме к общему количеству семем в семантеме.

• Индекс глагольной представленности семантемы - отношение количества глагольных семем в семантеме к общему количеству семем в семантеме.

• Индекс адъективной представленности семантемы - отношение количества адъективных семем в семантеме к общему количеству семем в семантеме.

• Индекс адвербиальной представленности семантемы -отношение количества адвербиальных семем в семантеме к общему количеству семем в семантеме.

Анализ материала с помощью вышеприведенных индексов позволяет сделать вывод, что в семантемах изученных лексем английского языка преобладают глагольные семы (индексы глагольной представленности у лексем достигает 100 %). На втором месте по уровню представленности оказались субстантивные семы (индексы субстантивной представленности колеблются от 25 % до 100 %1), и на третьем месте по уровню представленности оказались адъективные семы (индексы адъективной представленности колеблются от 25 % до 60 %).

Поскольку в нашем материале встретилась лексема suppose, обладающая семой модального слова, представилось необходимым, аналогично предложенным Л. А. Кривенко индексам, ввести индекс представленности в семантеме семем с семой модаль-

1 Отметим, что индекс субстантивной представленности отдельных глагольных лексем оказался равным 100% в связи с наличием в их семантемах лексико-грамматической вариантности на уровне глагола и существительного.

60

ного слова, под которым мы понимаем отношение количества семем с семой модального слова в семантеме к общему количеству семем в семантеме. В семантеме данной лексемы этот индекс оказался равным 33 %.

Проведенное исследование подтвердило тот факт, что полисемия лексем представляет собой не застывшую данность, а является постоянно развивающимся явлением. При этом не только лексическая, но и лексико-грамматическая полисемия демонстрируют тенденцию к развитию.

Проведенный анализ семантем малосемемных глаголов английского языка (нами было проанализировано по тысяче примеров употребления каждой лексемы в Британском Национальном Корпусе [6]) позволил выявить ряд разнокатегориальных значений, не зафиксированных в существующих переводных и толковых словарях. Так, например, при изучении семантемы лексемы increase по толковым словарям английского языка не был зафиксирован выявленный нами адъективный лексико-грамматический вариант семемы Д1 «увеличивающийся» - The increase supply goes to those who can pay - the paper industry and the urban consumer.

В семантеме лексемы learn в ходе исследования был выявлен адъективный лексико-грамматический вариант семемы К1 «усвоенный» - Local firms who have ventured into the export market and committed themselves have done well in European markets and their learn curve has reached the stage where they are now venturing into markets beyond Europe including the U.S.A. and Japan.

У лексемы choose был выявлен субстантивный лексико-грамматический вариант семемы Д1 - «выбор» - Breakfast is continental style with choose, ham and rolls.

В целом проведенное исследование показало, что полисемия малосемемных английских глагольных лексем обладает следующими особенностями: широкое развитие лексической полисемии; наличие лексико-грамматической полисемии в обоих ее видах - как собственно лексико-грамматической полисемии, так и лексико-грамматической вариантности; преобладание коннотативной как лексической, так и лексико-грамматической полисемии над денотативной; одинаковая представленность денотативной и коннотативной лексико-грамматической вариантности. Исследование показало

также, что лексико-грамматическая полисемия имеет в английском языке тенденцию к развитию, о чем свидетельствуют выявленные нами в ходе исследования Британского Национального Корпуса новые лексико-грамматические варианты семем.

Список литературы

1. Копыленко М.М. Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии / М.М. Ко-пыленко, З.Д. Попова. - Воронеж, 1989. - 191 с.

2. Кривенко Л.А. Лексико-грамматическая полисемия наиболее частотных малосемемных субстантивных лексем русского и английского языков / Л. А. Кривенко // Язык и национальное сознание. Вып.15. - Воронеж: Истоки, 2010. - С. 82-85.

3. Малыхина Н.И. Особенности полисемии наиболее частотных глаголов английского языка / Н. И. Малыхина. // Язык и национальное сознание. Вып.15. - Воронеж: Истоки, 2010. - С. 93-97.

4. Малыхина Н.И. Особенности семантики наиболее частотных глаголов английского языка / Н. И. Малыхина. // Культура общения и ее формирование. Вып. 23. - Воронеж: Истоки, 2010. - С. 90-93.

5. Стернина М.А. Лексико-грамматическая полисемия в системе языка / М.А. Стернина / - Воронеж: Истоки, 1999. - 159 с.

6. Данные Британского Национального Корпуса: URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk (дата обращения: февраль-май 2011).

7. Список частотности Британского Национального Корпуса - URL: http://ucrel.lancs.ac.uk/bncfreq/flists.html (дата обращения: 7.06.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.