Психология
УДК: 159.922; 159.923
аспирант кафедры общей и педагогической психологии Каракетова Маргарита Хаджибиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент Урусов Азрет Абукович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У ЛИЦ РАЗНОЙ
НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Аннотация. Принципы построения целостной индивидуальности человека; интегральная индивидуальность-целостная характеристика индивидуальных свойств человека; субъектно-объектный подход к индивидуальности; структурно-функциональный подход к целостной индивидуальности; структуры интегральной индивидуальности, из изучение в зависимости от детерминации: внутренней или внешней; изучение иерархических уровней интегральной индивидуальности; индивидуальность выражается в неповторимой психологической атмосфере; индивидуальные особенности психологических процессов; индивидуально-неотъемлемая характеристика сущности личности; специальная теория индивидуальности; уровни интегральной индивидуальности: нейродинамический, психодинамический, личностный, социально-психологический, их свойства; t-критерий Стьюдента; опросник структуры темперамента В.М. Русалова; опросник свойств нервной системы Я. Стреляу; опросник свойств личности Р.Б. Кеттелла; опросник свойств социально-психологического уровня К.Н. Томаса; этнические различия групп; сплав биологического и социального; математико-статистическая обработка.
Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности; нейродинамический уровень; психодинамический уровень; личностный уровень; социально - психологический уровень; целостная характеристика; темперамент; нервная система; дифференциальная психология; эмпирический материал.
Annotation. Principles for constructing holistic individuality of a person; Integral individuality is holistic characteristics of individual properties of a person subject-object approach to the individuality structural-functional approach to holistic individuality; Study of the structures of integral individuality depending on external and internal determination hierarchical levels of integral individuality; Individuality is expressed inimitable psychological atmosphere; individual features of psychological processes; Individuality Integral characteristics of person's essence; special theory of individuality; qualities of psychodynamic level of integral individuality; properties of the personal level of integral individuality; (properties) psychological level of integral individuality; t-Students criterion; the questionnaire of structure of temperament by V.M. Rusalov; Questionnaire of the properties of the nervous system Strelyu; questionnaire about the properties of Cattle's personality; questionnaire properties of the social-psychological level of Thomas; ethnic differences of groups; fusion of a biological and social mathematical statistical processing.
Keywords: structure integral personality; neurodynamic level; psychodynamic level; social-psychological level; holistic characteristics; temperament; nervous system; differential psychology; (psychology) empirical material.
Введение. Основные положения характеристик индивидуальности В.С. Мерлин сформулировал следующим образом: «Любое устойчивое целостное образование в природе или обществе представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую систему, определенную взаимодействием необозримого множества условий. Саморегуляция и саморазвитие большой системы возможны лишь потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу» [6, с. 36].
Изложение основного материала статьи. В.С. Мерлин озвучил идею: «Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Для того чтобы исследование индивидуальности было интегральным, необходимо изучить связи между определенным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. Например, интегральным является изучение связей свойств нервной системы и свойств темперамента или связей личности и взаимоотношений в социальной группе. В качестве представителей разных уровней необходимо выбирать не любые изолированные свойства, а лишь те комплексы, которые определяют закономерную, относительно замкнутую систему» [6, с. 28].
Сергей Леонидович Рубинштейн считал индивидуальное неотъемлемой характеристикой сущности личности. Он отмечает, «чем больше в личности представлено всеобщее, в индивидуальном преломлении, тем она значительнее» [9, с. 119].
Иную разновидность целостной индивидуальности видит Б.Г. Ананьев. Он поясняет, что «только через рассмотрение полного набора характеристик человека возможно понять индивидуальность» [1, с. 334].
Отмечается, что в обратной зависимости находятся активность и реактивность, т.е. по концепции Я. Стреляу высокореактивные личности, которые сильно реагируют на всякие раздражители, обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают ту стимуляцию, а низкореактивные индивиды бывают более активны. Личности, которые реагируют слабее, могут дальше поддерживать интенсивность действий потому, что их физиологические процессы быстрее подавляют стимуляцию.
Вольф Соломонович Мерлин видел это иначе: «Исследование индивидуальности будет интегральным даже тогда, когда его объектом окажется лишь некоторые свойства нескольких (двух, трех) иерархических уровней» [6, с. 29].
А.В. Брушлинский полагал, что внутри бытия объект и субъект являются единой, неразделенной системой, соотносительны и не могут существовать по отдельности. Они представляют собой «сложнейшее сплетение и взаимовлияние противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [3, с. 10].
В центре внимания концепции Т. Айзенка различаются два больших симптомокомплекса свойств, т.е. экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Но, как ни прискорбно, Г. Айзенк не отличал друг от друга понятия личности и понятия темперамента, т.е. экстраверсия-интроверсия по Г. Айзенку одновременно являлись и
симптомокомплексом личности и симптомокомплексом темперамента. Это значит, что Г. Айзенк совершенно не различал понятие темперамента и понятие личности.
Оригинальную теорию индивидуальности приводит В.М. Русалов. Он стремится вскрыть локализацию, способ, механизмы вступления свойств определенных уровней развития материи «во взаимосвязи с другими, то как предпосылок и нужных условий, то как необходимых компонентов, то как ведущих факторов» [10, с. 3].
Специальная теория индивидуальности подразделяется им на два уровня: формально-динамический и содержательный. Первый предоставлен темпераментом человек, второй себя интеллект и характер субъекта деятельности. Он приходит к выводу, что «развитие высших уровней организации личности (т.е. интеллекта и характера) происходит путем преобразования низших уровней (т.е. темперамента), приведения их в соответствие с высшими, т.е. путем одновременной дифференциации и дезинтеграции всей конкретной индивидуальности человека» [10, с. 10].
Исследуя проблему целостной индивидуальности, известный психолог Р. Кеттелл, выделил ряд факторов, по которым есть соподчиненные явления личности, однако надо сказать, что по отношению друг к другу все эти факторы независимы, автономны в общей структуре личности, хотя возможны различные случайные совмещения их эффектов в поведении.
Таким образом, смысл сказанного Р. Кеттеллом приводит к выводу, что поведение личности зависит не только от его психических свойств, но и от физиологических, и физических, и химических свойств организма.
В деятельности В.С. Мерлин определяет две предпосылки, которые делают возможным усвоение индивидуального стиля деятельности:
1. «Зону неопределенности, возникшую на почве возможности осуществления с помощью различных операций и движений, промежуточных целей достижение одной и той же конечной цели.
2. Стремление субъекта выбрать такую индивидуальную систему движений, операций и промежуточных целей, благодаря которой достигается наибольшая успешность деятельности и наибольшее согласование разноуровневых индивидуальных свойств» [6, с. 196].
Различные по своему аспекту психологические исследования опубликовали такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, В.Д. Небылицын, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Проблему индивидуальности человека продолжают изучать Э.А. Голубева, А.И. Крупнов, В.М. Русалов и другие. Накоплен фактический материал, представленный, прежде всего, Пермской и Пятигорской психологическими школами.
Широко развернулась работа по изучению структур интегральной индивидуальности в Пятигорской психологической школе под руководством В.В. Белоуса. Были проведены обширные экспериментальные исследования структур интегральной индивидуальности [Ф.М. Шидакова, 1991; А.А. Осипова, 1991; А.Т. Найманов, 1991; К.В. Макарова, 1992; Л.В. Мищенко, 1993; Е.Я. Михитарьянц, 1993; Ю.В. Павличенко, 1995; Г.П. Юрьев, 1997; Л.А. Ивашнева, 1998; В.В. Жуков, 1999; С. Акур, 1999; С.А. Никулина, 2000; С.А. Клемешов, 2000; Г.П. Былим, 2000; И.Н. Дрокина, 2001; Т.В. Белых, 2001; А.А. Урусов, 2001; И.К. Герюгова, 2002; С.Н. Ветвицкая, 2002; А.Л. Мисходжева, 2002; И.Г. Наталуха, 2003; А.Ф Йорданов, 2003; Нгуен Кхак Тхан, 2003; Е.Е. Митичкина, 2004; Р.Г. Боязитов, 2004; И.Ю. Ширяева, 2005; А.Л. Коблева, 2005; А.С. Ушакова, 2006; М.Л. Шаповалова, 2006; В.Д. Поклонская, 2006; М.З. Газиева, 2012 и т.д.]. Таким образом, накоплен большой экспериментальный материал по исследованию и раскрытию структур интегральной индивидуальности.
Следующее экспериментальное исследование было проводено на базе Карачаево-Черкесского государственного университета в период с 2016 по 2018 год. Испытуемыми являлись студенты 2-4 курсов различных факультетов Карачаево-Черкесского государственного университета. В исследовании принимали участие 99 студентов очного и заочного отделений, из них 40 юношей и 59 девушек в возрасте от 18 до 24 лет.
При выборе испытуемых учитывались следующие данные у студентов:
а) уровень общеобразовательной подготовки студентов, среди которых не было золотых медалистов;
б) в экспериментальном исследовании все студенты были задействованы впервые;
в) учитывалось добровольное участие испытуемых в экспериментальном исследовании;
г) участие в экспериментальном исследовании студентов различных национальностей;
д) участие в экспериментальном исследовании студентов разного пола.
В нашем исследовании для экспериментального изучения интегральной индивидуальности использовались следующие методики: социально - психологический уровень - методика К.Н. Томаса; личностный уровень - методика Р.Б. Кеттелла; психодинамический уровень - методика В.М. Русалова; нейродинамический уровень - методика Я. Стреляу.
Общее число показателей интегральной индивидуальности, которые использованы в данном исследовании, состоял из 32 показателей: Социально-психологический уровень: Показатель 1 Соперничество Показатель 2 Сотрудничество Показатель 3 Компромисс Показатель 4 Избегание Показатель 5 Приспособление Личностный уровень Показатель 6 Открытость, замкнутость Показатель 7 Общий уровень интеллекта Показатель 8 Эмоциональная устойчивость Показатель 9 доминирование, подчиненность Показатель 10 Беспечность, озабоченность Показатель11 Социальная нормированность Показатель 12 Смелость Показатель 13 Чувственность, твердость Показатель 14 Отношение к людям
Показатель 15 Уровень развития воображения
Показатель 16 Динамичность
Показатель 17 Степень тревожности
Показатель 18 Восприимчивость к новому радикализму
Показатель 19 Зависимость от группы
Показатель 20 Наличие внутренних напряжений
Показатель 21 Уровень развития самоконтроля
Психодинамический уровень
Показатель 22 Эргичность
Показатель 23 Социальная эргичность
Показатель 24 Пластичность
Показатель 25 Социальная пластичность
Показатель 26 Темп
Показатель 27 Социальный темп
Показатель 28 Эмоциональность
Показатель 29 Социальная эмоциональность
Нейродинамический уровень
Показатель 30 Сила возбуждения
Показатель 31 Сила торможения
Показатель 32 Подвижность нервных процессов
Среди испытуемых было 40 карачаевцев, 33 русских и 26 черкесов.
Выводы. Результаты исследования были обработаны с помощью различных методов математической статистики: вычисления средних значений, сравнения средних величин по ^ критерию Стьюдента, вычисления коэффициентов корреляций.
Сопоставление испытуемых различных этногрупп по t - критерию Стьюдента проводилось по 4-м уровням интегральной индивидуальности. Это осуществлялось с целью нахождения особенного и общего в структурах интегральной индивидуальности у испытуемых разных этногрупп.
При сравнении испытуемых разных этногрупп по ^критерию Стьюдента по показателям социально -психологического уровня статистически значимых различий не обнаружено.
При сопоставлении испытуемых разных этногрупп по ^критерию Стьюдента по показателям личностного уровня значимые статистически различия выявлены в восьми случаях. Наибольшее количество различий обнаружено между карачаевской и черкесской выборкой - четыре сопоставления. У карачаевской выборки больше доминирования и динамичности. У черкесской выборки больше эмоциональной устойчивости и уровня развития самоконтроля. В двух случаях зафиксированы статистически значимые различия между карачаевцами и русскими. У карачаевской выборки больше доминирования, а у русской выборки больше социальной нормированности. В двух случаях зафиксированы статистически значимые различия между черкесской выборкой и русской выборкой. У черкесской выборки больше зависимости от группы, а у русской выборки больше эмоциональной устойчивости.
При сопоставлении испытуемых по показателям психодинамического уровня интегральной индивидуальности обнаружено два различия. У карачаевской выборки больше социального темпа, чем у русской выборки. У русской выборки больше социальной пластичности, чем у черкесской выборки.
При сопоставлении испытуемых по показателям нейродинамического уровня интегральной индивидуальности разных этнических групп по ^критерию Стьюдента значимых различий не обнаружено.
Таким образом, экспериментальное исследование, проведенное нами показало, что значимые различия по критериям Стьюдента выявлены по десяти критериям четырех показателей интегральной индивидуальности из тридцати двух показателей. Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.,1968 - 340.
2. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности: монография. 4-е изд.перераб. и дополн. М. - Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2009.
3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
4. Елисеева О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001, 560 с.
5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004, 701 с.
6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. - 256 с.
7. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека: монография. М. - СГУ, 2010.
8. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения молодежной среде. М.: Смысл, 2008.
9. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М..: Наука, 1959.
10. Русалов В.М. Некоторые основы специальной теории индивидуальности человека. // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988 - с. 3-10.
11. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учебное пособие СПб., 2009.
12. Ушаков А.С. Развития структур интегральной индивидуальности студентов - менеджеров. Автореф.дис...кан. псих. наук. Ставраполь, 2006.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 2000. - 608 с.
14. Щебетенко А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивилуальности студентов. Автореф.дис.кан. псих. наук. Ставрополь, 2001.
Психология
УДК 158.9
магистрант Короткова Ксения Анатольевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); профессор, доктор психологических наук Дмитриева Елена Ермолаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения актуального уровня развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра. Статья содержит описание диагностической программы изучения когнитивного, эмоционального, поведенческого компонента коммуникативной компетентности, уровни характеристик ее развития у детей.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, коммуникативная компетентность, расстройство аутистического спектра, общение, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.
Annotation. The article presents the results of an experimental study of the current level of development of communicative competence in older preschoolers with autism spectrum disorder. The article contains a description of the diagnostic program for studying the cognitive, emotional, behavioral component of communicative competence, the levels of the characteristics of its development in children.
Keywords: social and communicative development, communicative competence, autism spectrum disorder, communication, cognitive component, emotional component, behavioral component.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве приоритетных задач образования определяет социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, направленное на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстником, овладение речью как средством общения и культуры.
В психолого-педагогических исследованиях обсуждаются вопросы онтогенеза детского общения (Е.Е. Дмитриева, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) Однако проблема дизонтогенеза коммуникативного развития детей, условий, методов преодоления и профилактики коммуникативных трудностей рассматривается недостаточно.
Одним из самых распространенных в настоящее время нарушений развития являются расстройства аутистического спектра (РАС). РАС рассматривается как биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации, тесно связанные с речевыми проблемами (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.). Исследователи отмечают нарушения коммуникативно - речевого развития детей с РАС, низкую способность лиц с РАС использовать речь для социального взаимодействия и коммуникации, неспособность инициировать или поддерживать диалог (Ю.В. Бессмертная, И.В. Евтушенко, Е.В. Жулина, Т.К. Игнатов, О.С. Никольская и др.) [4, 5].
Цель проведенного исследования — экспериментально изучить особенности развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с РАС с целью разработки модели психолого-педагогической помощи детям и их семьям, коррекции коммуникативного развития этих детей.
Коммуникативная компетентность рассматривалась нами как система знаний о правилах и нормах общения и способах взаимодействия в сообществе сверстников. Структурные компоненты коммуникативной компетентности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Задачи исследования:
- изучение уровневых характеристик развития у старших дошкольников с РАС когнитивного компонента коммуникативной компетентности.
- изучение уровневых характеристик развития у старших дошкольников с РАС эмоционального компонента коммуникативной компетентности.
- изучение уровневых характеристик развития у старших дошкольников с РАС поведенческого компонента коммуникативной компетентности.
Данное исследование проводилось на базе ООО «Региональный консультативный центр медико-психологического сопровождения «РОСТОК» г. Нижний Новгород. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста с РАС, которые получают медикаментозную терапию, психолого-педагогическое сопровождение специалистов центра. Дети проходят курс нейропсихологической коррекции, посещают занятия логопеда-дефектолога. На фоне проводимых занятий у детей отмечается положительная динамика в развитии, а именно в развитии речи, развитии высших психических функций. Однако специалистами отмечаются трудности формирования у детей коммуникативной компетентности.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения когнитивного и эмоционального компонента коммуникативной компетентности мы использовали комплекс методик для диагностики коммуникативных способностей Н.Е. Веракса.
Комплекс методик для диагностики коммуникативных способностей Н.Е. Веракса включает в себя 4 методики, каждая из методик направлена на изучение компонентов коммуникативной компетентности. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с различными ситуациями, и ответить на вопрос экспериментатора, выбрав картинку, на которой изображен правильный ответ. Стимульный материал делится по гендерному признаку. Выводы об уровнях развития компонентов коммуникативной компетентности делались на основе критериально - бальной шкалы.
Уровни развития когнитивного компонента:
Высокий уровень (5-6 баллов). Дети имеют представления о нравственных нормах и умеют правильно выражать отношение к сверстникам. Четко различают ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые сверстниками в этих ситуациях.