Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБЕНИЯ МИРЯН В ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ'

ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБЕНИЯ МИРЯН В ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЕ ХРИСТИАНЕ / ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБЕНИЯ МИРЯН / ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД / ГРЕКО-РИМСКАЯ ПРАКТИКА ПОГРЕБАЛЬНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ / МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ / ПЛАЧ ПО УМЕРШЕМУ / ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрианов Никита Владимирович

В статье рассказывается об иудейских и греко-римских погребальных традициях и их влиянии на древнейшую практику погребения мирян Христианской Церкви. Древние евреи веровали, что души умерших продолжают свое существование в шеоле, их похоронный обычай предполагал совершение заупокойной молитвы и милостыни за усопшего. Языческие погребальные традиции также сохраняли первоначальную веру в то, что смерть не является для человека окончанием его бытия. Но только Христианство сумело очистить и освободить античное представление о погребении, от мифологической оболочки и грубых народных суеверий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF BURIAL LAY IN THE PRE-CHRISTIAN ERA

The article tells about the Jewish and Greco-Roman funerary traditions and their impact on the ancient practice of burying the laity of the Christian Church. The ancient Jews believed that the souls of the dead continue to exist in Sheol, their burial custom of the alleged commission of the funeral prayers and alms for the dead. Pagan burial traditions also retains the original belief that death is not the end of man’s life. But it was only Christianity that was able to clear and release the ancient idea of the funeral, from the mythological shell and coarse folk superstitions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБЕНИЯ МИРЯН В ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ»

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Священник Никита Андрианов ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБЕНИЯ МИРЯН В ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ

Ближайшее рассмотрение древнейшей практики чина погребения мирян обусловлено тем, что Апостольская Церковь начала свое бытие, восприняв многие ветхозаветные богослужебные традиции. «Именно в Иерусалиме, - пишет один из исследователей, - Евангельская проповедь получила начало своего дви-жения»1. Христианское богослужение появилось в мире как иудейский феномен, возникло в среде иудеев путем эволюции религии и обычаев Израиля. Его первые самобытные элементы произошли от богослужебной инициативы иудеев2. В этой связи иудейские обычаи не могли не оказать серьезного влияния на богослужение Христианской Церкви3. Вместе с тем ранние христиане воспринимали в свой погребальный обряд только то из ветхозаветного наследия, что не противоречило их представлению о загробной жизни и будущем Суде.

Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует нам о вере древних евреев в силу молитвы за умерших, которым надлежит воскреснуть для новой жизни с Богом. Так, в истории Мак-кавейского сопротивления известен случай, когда под одеянием павших иудейских воинов обнаружили предметы идольского поклонения, тайно ими похищенные из языческого города. «Это

1 Ries J. Les chrétiens parmi les religions. Paris, 1987. P. 16.

2 См.: Guignebert C. Manuel d'histoire ancienne du christianism. Paris, 1906. P. XIII.

3 См.: Duchesne L. Origines du culte chrétien. Paris, 1889. P.7.

123

Священник Никита

Андрианов, выпускник

Санкт-Петербургской

духовной академии,

преподаватель

Костромской

семинарии.

было не обязательно вступление в культ политеизма, но это было, по крайней мере, присвоение не положенных предметов, вызывавших отвращение и зависть к неправедному богатству, и поэтому осуждавшиеся законом (Втор. 7, 25-26; 1 Пар. 14, 12). Эти умершие на поле битвы оказались, следовательно, в двусмысленной ситуации: с одной стороны, они отдали свою жизнь за исполнение священного долга, защите своего отечества и закона, с другой они преступили пункт закона»4.

За этих воинов Иуда Маккавей вознес пламенную молитву, о которой священный автор говорит следующее: «Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых» (2 Макк. 12, 44). Пророк Варух (УШ в. до Р.Х.) восклицал: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля!» (Вар. 3, 4).

Ветхозаветный праведник Товит (VII в. до Р.Х.) творил милостыню за усопших и заповедовал это своему сыну Товии (Тов. 4, 17). Здесь необходимо отметить, что заупокойная молитва в Ветхом Завете носила частный и исключительный характер. «Что касается погребального обряда ветхозаветных евреев, - отмечают ученые, - то, собственно говоря, он не представлял из себя, в сущности, никакого религиозного ритуала. Это было скорее делом отдельного рода... Священство в церемониале похорон не принимало никакого участия»5.

Тем не менее, существовали обязательные традиции, которые неукоснительно исполнялись всей полнотой Ветхозаветной Церкви. Так, важным элементом погребального культа у евреев был траур. Скорбь по умершему являлась очень древним обычаем и всегда считалась неотъемлемой частью похоронного обряда. У иудеев он выражался постом, плачем, разрыванием одежды, посыпанием головы пеплом и т.п. В некоторые периоды священной истории скорбящие доходили до самоистязания (выстрига-ние плеши, вырывание волос, кровавые надрезы, свойственные скорбящим язычникам), что категорически запрещалось законом (Втор. 14, 1; Лев. 21, 5; 19, 27-28).

Представление о смерти у языческих народов, окружающих Израиль, было очень мрачным. Тем не менее, они смогли сохра-

4 Durable A.-M. La maladie et la mort d'après l'Ancien Testament // La maladie et la mort du chrétien dans la liturgie. Roma, 1975. P. 137.

5 Dictionaries de la Bible. Paris, 1910. T.ILR2423.

124

нить первоначальную веру в то, что смерть не является для человека окончанием его бытия. «Помещение жизни в перспективу конца, - говорит диакон Андрей Кураев, - делают ее именно путем, придают ей динамику... Но это конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же — это кусочек пространства, через который входят, проходя его»6. Однако те, кто прошел врата смерти, уже не возвращаются назад. «Прежде нежели отойду, - и уже не возвращусь», - утверждает ветхозаветный праведник (Иов 10, 21).

Невозможность возвращения постоянно угнетала человеческий разум, ибо зная, что человек создан для бессмертия (Прем. 2, 23), и, наблюдая периодическое возрождение в природе, он не мог смириться с мыслью о невозможности возрождения к новой жизни, а тем более с идеей полного уничтожения своей личности после телесной смерти.

В своих размышлениях праведный Иов приходит к великой мысли. Он говорит: «Язнаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию и я во плоти моей узнаю Бога» (Иов 19, 25-26). Но до воскресения в теле душе суждено пребывать в загробном мире. Древние евреи веровали, что души умерших продолжают свое существование в шеоле, где имеют одну участь [«Малый и великий там равны» (Иов 3, 19)]. Отождествление загробного мира с могилой мы видим из слов скорбящего патриарха Иакова: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37, 35). [У его сына Иосифа не могло быть места захоронения, т.к. он был объявлен растерзанным диким зверем.]

«Смерть и шеол, - отмечают исследователи, - не только реальность иного мира, это силы действующие в мире сем... жизнь в конечном итоге не что иное, как исполненная ужаса борьба человека со смертью»7. По мере развития представления о загробной участи души мы видим искреннюю веру ветхозаветных праведников в то, что Бог избавит их от власти преисподней (Пс. 48,16). Израиль, единственный в истории, проявил покорность реальности смерти, т.к. власть смерти для Израиля — это власть, составляющая собственность Яхве8.

6 Кураев А., диак. Все ли равно как верить? Клин, 1994. С.52.

7 Словарь Библейского богословия. Брюссель, 1974. С.1064.

8 См.: Encyclopédie de la foi. Paris, 1966. T.III. P. 138.

125

Первая веха на пути к надежде — это избавление или исцеление от телесной болезни, ибо болезнь приводила страдающего к ощущению себя как «между мертвыми брошенного» (Пс. 87, 6). Как от болезни Бог избавит праведника от шеола; Бог умилосердится над ним и скажет: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление» (Иов 33, 24).

В плане загробного воздаяния Ветхий Завет выражает мысль о том, что Бог, награждающий праведника при земной жизни, не оставляет своего покровительства о нем в жизни загробной. Об этом говорит установленная ветхозаветным законодательством умилостивительная жертва за грех, которая совершалась даже глубокими старцами.

Плач по умершему иудею являлся достаточно яркой и впечатляющей частью ветхозаветного погребения, сильно воздействуя на присутствующих при скорбном обряде. Из Священного Писания мы знаем, что в Обетованной Земле существовали даже специальные общества профессиональных плакальщиц (Иер. 9, 17; Ам. 5, 16); 2 Пар. 35, 25). Этот обычай в то время был очень распространен во всех странах Средиземноморья9. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Те, которые жили до закона, или находились под тенью закона, оплакивали своих мертвецов; но свет Евангелия осушил этот источник слез Своим Воскресением. Они справедливо плакали, потому что смертный приговор оставался еще в силе»10.

Нам известны и некоторые другие интересные подробности погребения. Умершему закрывали глаза, тело клали на землю и приготавливали к погребению, омывая теплой водой (Быт. 50, 1)11, зажигали возле головы светильники (использование свечей при молитве за умерших сохранилось у евреев до сих пор)12. Часто тело умершего намазывали специальными благовонными составами (Ин. 12, 7; 19, 39) и обвивали пеленами (Ин. 19, 39). По мнению И. Мансветова погребальные масла и мази исполь-

9 См.: NélidowA. Rite des funérailles des enfants // La maladie et la mort du chrétien dans la liturgie, Roma, 1975. P.230.

10 Св. Иоанн Златоуст. Слово 1-е, об утешении при смерти // ПСТ. Спб. 1900. T.VLC.597.

11 См.: Dictionaire historique des cultes religieux établis dans le monde depuis son origine jusqu'a présent. Liege, 1722. P.430.

12 См.: Авербах Я. Сходство обрядов и постановлений Православной Церкви с обрядами и постановлениями церкви ветхозаветной. Спб., 1870. С.12.

126

зовались для того, чтобы полотно плотнее прилегало к телу13. Во время похоронной процессии тело обкладывалось благовонными травами, которые затем сжигались и клались в могилу с покойным (2 Пар.16, 14; Иер. 34, 5). Одеяние покойного соответствовало его общественному положению. Например, известно, что воинов хоронили с оружием (Иез. 32, 27, см. также: 1 Цар. 28, 14).

Обычай предания тела земле (в особых пещерах) появился у иудеев в глубокой древности (Быт. 23, 19; 25, 9; 1 Цар. 25, 1). «Раскопки в Гезере доказали вероятность сжигания трупов только во времена до-ханаанские, - полагают исследователи, - у евреев оно применялось только в качестве позорного наказания (Нав. 7, 25; Лев. 20, 14; 21, 9; Ам. 2, 1)»14. Быть не погребенным считалось большим несчастьем (2 Цар. 21, 10; 3 Цар. 14, 11; Иер. 7, 23; Иер. 16, 4). Евреи были обязаны хоронить даже казненных преступников (Вт. 21, 23).

В тесной связи с этими взглядами в ветхозаветные времена существовал обычай засыпать землей всякую пролитую кровь. Это совершалось по вере в то, что душа, сохраняющая с телом связь и после смерти, блуждает не находя покоя, если тело не похоронено (Быт. 37, 26; Лев.17, 13)15. Бальзамирование у евреев не практиковалось, хотя из ветхозаветной истории известны и такие случаи (погребение Иакова, Иосифа [Быт. 50, 2; 50, 26]). Следует отметить, что это были редкие исключения из общей традиции и являлись египетскими обычаями погребения (4 Цар. 13, 21).

Вызывает определенный интерес иудейская традиция хоронить вместе членов одной семьи. Значение, которое евреи предавали общей родовой могиле, объясняется представлением о том, что общность рода сохраняется и после смерти. В среде богоизбранного народа считалось страшным проклятием не быть погребенным в фамильной гробнице (3 Цар. 13, 22). Как мы знаем, это было уделом нечестивых царей (Иорама, Ахаза и др.).

С заходом солнца в память об умершем устраивался «пир печали» (2 Цар. 3, 35; Иер. 24, 17). Бокал вина, который подносили скорбящим родственникам и близким умершего, назывался чашей утешения (Иер. 16, 7). Вместе с тем участие в погребении

13 См.: МансветовИ. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М, 1882. С.117.

14 Еврейская энциклопедия. Спб, б/г. Т.ХП. С.604.

15 Там же.

и поминовении оскверняло иудея. Дом, где произошла смерть, считался нечистым в течение семи дней. Поминальные яства не приносились в храм, а каждый еврей при выделении десятины должен был сказать, что он не ел из нее в день печали (Вт. 26, 14)16.

«В греко-римской практике, - отмечает отечественный исследователь А.П. Голубцов, - мы находим более полную форму погребальных церемоний, которой суждено было оказать сильное влияние на христианскую практику и здесь получить своего рода видоизменение и переработку»17. Необходимо отметить, что античные традиции погребения исполнены глубоким религиозным чувством и связаны с восприятием человека как личности, и в этом отношении они тесно соприкасаются с обрядами иудеев.

Гомер (УШ в. до Р.Х.) называл погребение уерад 9аv6vтюv — честью, воздаваемою мертвым, а Еврипид (У в. до Р.Х.) -долгом справедливости18. Как и у евреев, быть не похороненными у греков и римлян считалось большой трагедией и страшным наказанием. Это было обусловлено их представлениями о загробной участи человека. Считалось, что души умерших до тех пор не могут достигнуть Елисейских полей, пока их тела не будут преданы земле. В связи с этим каждому вменялось в обязанность хоронить найденное мертвое тело, или, по крайней мере, бросить на него горсть земли с произнесением положенных молитвенных слов. Даже во время войны греки проявляли в высшей степени уважение к павшим, не лишая их права погребения. Исключением из этого правила являлись только самоубийцы.

Перед захоронением тело умершего грека или римлянина омывалось, натиралось специальными благовонными составами, на голову надевался венок из цветов, посвященных подземным божествам.

Покойного клали ногами к выходу, а у головы ставили сосуд с освященною водой. «Свечи, фимиам, пение гимнов и траур, -пишет Ф. Смирнов, - были непременными принадлежностями похорон»19.

16 См.: Там же. С.605-606.

17 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Сергиев Посад, 1918. Ч.1. С.386.

18 См.: Там же. С.388.

19 Смирнов Ф. Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века. Киев, 1876. С.364.

Известно также и то, что римляне сопровождали покойного к месту погребения со светильниками в руках20. В похоронной процессии принимали участие плакальщицы (praeficae), которые своим примером подавали пример скорби всему собранию. Перед преданием земле кем-либо из близких произносилась речь в похвалу умершего. Здесь необходимо отметить, что в отличии от иудеев, в античном мире тела умерших не только хоронили (inhumation), но и сжигали (crematio).

Поминальная трапеза и жертвоприношения завершали погребение21. Изначально в античном мире была распространена практика приношения мертвым пищи, которая затем перешла в поминальную трапезу.

Как правило, усопших поминали в определенные дни. Родственники и близкие собирались у места погребения на третий, седьмой, девятый, тридцатый и сороковой день, а также в день рождения покойного22. В эти дни родственники и исполнители воли умершего украшали могилу венками и посыпали цветами (розами в день розарий и фиалками в день виолярий). Помимо цветов совершались возлияния благовонных масел и приносилась заупокойная жертва.

Особенностью греко-римского мира являлось «культивирование» могил известных людей, философов, благотворителей, писателей и др. На местах погребения великих людей античности приносились особые жертвы — evayiç^axa23, а также устраивались трапезы. Такие поминки назывались silicernium, т.е. трапезой ради безмолвных теней24.

Если происходила кремация тела умершего, то его прах влагали в специальные мраморные гробницы, на которых вырезались имена умерших. «Тут же обозначалась узаконенная пеня в 2000 фоллов на случай, когда бы кто дерзнул положить чужой прах в гробницу известного семейства»25.

Эти гробницы располагались за городом в так называемых

20 См.: Dictionnaire de spiritualité. Paris, 1980. T.X. P.1770.

21 См.: Dictionnaire de la Bible. Paris, 1910. T.II. P.2425.

22 См.: Hamman A. Vie liturgique et vie sociale. Paris, 1968. P.201.

23 Там же. С.201.

24 См.: Садов А.И. Конспект о римских религиозных древностях. Спб., 1899-1900. С.61.

25 Порфирий (Успенский), еп. Афон языческий. Киев, 1877. С.93.

129

некрополях, или полиандриях, которые могли изготовить для себя только состоятельные граждане. В этих колумбариях и на полиандриях у надгробных памятников ставились изготовленные из мрамора лики умерших. Прах же обычных людей хранился в общественных колумбариях.

Поразительна настойчивость надгробных надписей, призывающих помянуть умершего человека («Вы, проходящие, не упустите сказать: «Да будет земля твоя легка»)26. Известно, что некоторыми делались завещательные отказы для вознаграждения тех, кто в определенное время будет приносить жертвенные возлияния и цветы или будет участвовать в поминальных трапезах.

«Вполне возможно, - отмечает один французский исследователь, - что настоятельные просьбы к прохожим молиться за умерших и набожные учреждения, основанные с целью увековечить жертвоприношения о них, свидетельствуют далеко не столько о желании защитить свою память от забвения, сколько об опасении и беспокойстве, причиняемом всему миру страхом ада»27.

В Парфеноне находится надпись: «Помянул во благо Комик Евтихию, Писидию сестер, Таратию... и Алфию». Архимандрит Антонин (Капустин) так комментирует это надписание: «Поразительная молитва для язычника. краткая, но действенная, заменившая собою много жертв и всесожжений, предназначалась отселе сместить все усеявшие почву Акрополя бесчисленные возношения (^аипцата) с громким проповедованием имени возно-сителя, а иногда и ценности возношения. Вместо издержек и трудов, и вдобавок бесполезного загромождения земли, оказалось достаточным помянуть перед Богом свое или чужое имя. Так и сделал Комик в надписи нашей. Он слышал что-то о поминовении христианском, и пришел помянуть перед Божеством сестер во благо их. Что это за благо, он еще не разумел, и стоял, тоже на точке служения Неведомому. Так я понимаю эту надпись, видимо уже не языческую, но еще не христианскую»28.

Люди греко-римского языческого мира предполагали, что усопший от частого воспоминания его имени получает определенную пользу. Таким образом, античное представление о вечном

26 Boissier G. La religion romaine d'Auguste aux Antonins. Paris. 1874. T.I. P.343.

27 Там же. С.345.

28 Антонин (Капустин), архим. О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874. С.72-73.

блаженстве тесно увязывалось с молитвами и жертвоприношениями.

Следует сказать, что у древних греков и римлян существовала искренняя и сильная вера в силу заупокойной молитвы. Вместе с тем, это не мешало античному религиозному сознанию предполагать возможность воздействия на духовный мир с целью облегчения участи умершего. Неслучайно поэтому греки и старались не пропустить момент, когда умирающий испускал последний вздох, после которого они ударяли в медные сосуды и бряцали кимвалами, чтобы отогнать от души покойного адских духов29. При приближении смерти возносились молитвы богам, чаще всего Меркурию, так как от него, согласно греко-римскому представлению о загробном мире, зависело благополучие души умершего в царстве Плутона, куда тот ее сопровождал. Такие молитвы получили наименование еи%а1 8^1x^3101, т.е. молитвы отходные, и своим происхождением обязаны древнему обычаю молиться перед отправлением в путь. «Переход из здешней жизни в иную, называемый как на церковном, так и на классическом языке 8ф5о^, выход, отправление в путь, сделался синонимическим понятием смерти, Э^ато^. В саму минуту смерти приближенные махали платками по воздуху вокруг постели умирающего для того, чтобы отогнать от его изголовья злых демонов и рассеять воздушные призраки, толпившиеся возле умирающего и нарушавшие его предсмертный покой. Этими предосторожностями думали предохранить душу умершего от фурий, которые сторожили ее, как свою жертву»30.

В языческом греко-римском мире могли сооружаться кому-нибудь прижизненные могильные памятники в знак презрения со стороны общества во свидетельство того, что этот человек уже считается умершим31. Таким образом получалось, что при наличии надгробного памятника человек не будет достойно (или вообще не будет) погребен, а это, как мы уже сказали, считалось великим несчастьем.

«Христианство, как богооткровенная религия, поставила идею бессмертия на новые основания и утвердила божественным авторитетом, а как религиозное мировоззрение — ввело в ней но-

29 См.: Смирнов Ф. Указ. соч. С.363.

30 Голубцов А.П. Указ. соч. Ч.1. С.398-399.

31 См.: Черниговский В.Б. Жизнь Пифагора. М., 1998. С.144-145.

131

вые стороны, которые оставались в ней нетронутыми до христи-анства»32. Таким образом, обряд погребения получил новое, христианское обоснование, а вместе с тем было уничтожено прежнее суеверное отношение, обусловленное лишь идеей необходимости. Погребение у христиан стало делом всей общины, тогда как у язычников и у иудеев оно ограничивалось родственными отношениями. «Христианство, - говорит А.П. Голубцов, - поставило почитание умерших на более прочном и широком основании, очистив и освободив античное представление о погребении как о необходимом долге в отношении к усопшим, от мифологической оболочки, от грубой формы народного понимания»33.

32 Чмстович И. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. СПб., 1871. С.211.

33 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Сергиев Посад, 1918. Ч.1. С.395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.