Научная статья на тему 'Особенности погребальной практики периода дзёмон в Японии'

Особенности погребальной практики периода дзёмон в Японии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соловьева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности погребальной практики периода дзёмон в Японии»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (56), 2018

31

рынка. Нэп наглядно продемонстрировал преимущества научно обоснованного планирования народного хозяйства. Отказ от него и замена директивными установками приводит к непредвиденным последствиям, которые деформируют общество.

История нэпа показала, что реформы должны быть системными и охватывать все стороны общественной жизни, удовлетворяя интересы различных социальных групп. По мнению историка Г.Ю. Ка-нарша «нэп представлял собой национальную модель модернизации, заявляющей о необходимости отношений между городом и деревней на основе равного (эквивалентного) товарооборота, без всякого внеэкономического принуждения» [2].

Список литературы:

1. Деревянко А.П. История России. М.: Просвещение, 2007. 557 с.

2. Канарш Г.Ю. Опыт, уроки советской модернизации/Горизонты гуманитарного знания. 2016. №2.

3. Малашенко И.В. Крестьянство и сельское хозяйство Брянской губернии в 1921-1925 гг. Диссертация кандидата исторических наук. Брянск, 2005. 500 с.

4. Рогалина Н.Л. Нэп как реформа//Нэп в контексте исторического развития России XX в.М., 2001. 312 с.

5. Соколов А.К. Историческое значение нэпа//Нэп в контексте исторического развития России XX в.М.: Институт российской истории РАН, 200. 312 с.

6. Филимонов В.Я. История крестьянства западного региона России 1917-1941 гг. Калуга: Издательство Бочкарёвой, 2002. 336 с.

УДК 902_

ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПЕРИОДА ДЗЁМОН В

ЯПОНИИ

Слово «дзёмон» по-японски означает «верёвочный орнамент». Поскольку в Японии в период неолита на керамике чаще всего встречается именно такой декор, то вначале керамика, а затем и вся эпоха получили название «дзёмон» [Egami, 1973, p. 13]. Говоря о керамике, следует отметить, что японская керамическая традиция является едва ли не древнейшей в мире. Так, например, керамика из пещеры Фукуи, о. Кюсю, относящейся к плейстоцену, имеет датировку - 12400 +/- 350, 12700 +/-500. А уже около 10000 лет назад широко распространились племена, оставившие керамику дзёмон. [1, с. 18]

Среди японских учёных есть небольшие расхождения во мнениях относительно датировки периодов эпохи дзёмон. Традиционно их выделяется пять: ранний, начальный, средний, поздний, заключительный (финальный). Для отдельных районов возможна корректировка, но в целом принимается следующее хронологическое деление:

1. Ранний дзёмон - 7500 - 5300 гг. до н. э.

2. Начальный дзёмон - 5300 - 3600 гг. до н. э.

3. Средний дзёмон - 3600 - 2500 гг. до н. э.

4. Поздний дзёмон - 2500 - 1000 гг. до н. э.

5.Заключительный дзёмон - 1000 - 300 гг. до

н. э.[5, с. 255-263]

Важным источником информации о жизни и представлениях людей является погребальный обряд. На ранних стадиях эпохи дзёмон проследить его детали достаточно сложно. В первую очередь это связано с высокой кислотностью почв Японского архипелага, что затрудняет сохранение антропологического материала в памятниках эпохи дзёмон. Поэтому захоронения известны в раковинных кучах и известняковых пещерах, изредка обнаруживаются захоронения в жилищах, под открытым небом, не имеющие сопроводительных конструкций. Самым ранним погребением считается

Соловьева Елена Анатольевна

к.и.н., ИАЭТ СО РАН, г. Новосибирск, РР!: 10.31618^Ц.2413-9335.2018.3.56.31-32 стоянка Накамачи, префектура Нагано, ранний период. В конце раннего периода можно говорить о достоверных погребениях в раковинной куче Хира-сака, префектура Канагава. В это время встречаются захоронения в скорченном и вытянутом положении. Например, в раковинной куче Ота, Хиросима, было найдено 70 костяков, 7 из них - в скорченном положении, остальные - в вытянутом. В раковинной куче Убаяма, префектура Чиба, найдено 5 костяков в скорченном положении. [3, с.25-26] Для погребений также характерна засыпка охрой. [3, с. 29] Позже появляются грунтовые могильники, которые обычно располагаются в непосредственной близости от поселений. Классический пример такого памятника - Татэиси, префектура Иватэ. [5, 4] Поселение здесь расположено на холме, у подножия которого находится грунтовый могильник, территориально ограниченный двумя вертикально стоящими камнями. Погребённые чаще всего ориентированы на восток и северо-восток. В этом могильнике преобладают погребения в скорченном положении. В среднем дзёмоне погребения часто связаны с жилищами. Кроме того, погребенные мужчины и женщины ориентированы головами по-разному: взрослые мужчины - запад или восток, женщины - север [6, с.67]. Интересно также, что место захоронения мужчин на памятнике Касори, префектура Чиба, фазы Касори Е2, первоначально использовалось в качестве центральной площади, ориентация погребенных в этой части памятника - на юг.

В позднем дзёмоне появляются кольцевые земляные насыпи и каменные кладки, сопровождающие захоронения. Например, кольцевая насыпь, обнаруженная при раскопках могильника Готэнъяма, Хоккайдо. Здесь преобладают погребения в скорченном положении, ориентированные головой на

запад. Обнаружен также 1 случай кремации. В некоторых могилах в изголовье найдены следы охры. [2, с. 184] В районах Тохоку, Канто и Тюбу обнаружены погребения в керамических сосудах и каменных конструкциях. Как правило погребения делятся на две группы - ориентированные на север и юг и ориентированные на восток-запад - по гендер-ному признаку, что подтверждается сопроводительным инвентарем.

На заключительном этапе периода дзёмон встречаются как уже известные типы погребений, так и новые, как, например, детские захоронения в керамических сосудах и курганные могильники. В этот период в захоронениях обнаруживаются угли и фрагменты бересты, что, вероятно, имеет параллели в айнской традиции разжигать костёр при подготовке погребальной ямы. В Цукумо, префектура Окаяма, возле погребений позднего дзёмона раскопано 20 кострищ, та же картина наблюдается в Хасэдо, префектура Иватэ. Кроме того, в позднем и заключительном дзёмоне встречаются захоронения разрозненных и выветренных костей взрослых в горшках типа «камэ» под каменными курганами. В Тэнгудай, префектура Аомори, известен случай явно вторичного захоронения. [2, с. 185] В целом можно отметить, что погребальный обряд претерпевал некоторые изменения на протяжении эпохи дзёмон. В раннем и начальном дзёмоне погребения располагались в жилищах или в непосредственной близости от них, в среднем дзёмоне для захоронений выделяется особая территория, обычно за пределами поселения, и появляются обособленные погребения. В позднем и заключительном дзёмоне встречаются специальные погребальные сооружения, представленные каменными кладками, оградами и земляными насыпями. Обнаружены захоронения в керамических сосудах. На ранних этапах наблюдается применение в погребальном обряде охры и киновари, на поздних - могильники и захоронения соседствуют со следами костров. в погребальных сооружениях - начиная со среднего этапа, в раковинных кучах и на территории поселений -на протяжении всего периода дзёмон.

Отдельного рассмотрения заслуживает нахождение керамических статуэток - догу - в сопровождении сооружений, аналогичных погребальным. В среднем- позднем дземоне. По характеру сопроводительных сооружений можно выделить следующие группы статуэток:

1) догу в каменной ограде с наличием или отсутствием "крышки", в роли которой может выступать как камень, так и фрагмент керамики;

2) догу, лежащие на фундаменте из одного или более камней;

3) догу внутри керамического сосуда (как вариант сюда можно отнести случаи нахождения догу

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #11 (56), 2018 в углублениях, по кругу выложенных фрагментами керамики);

4) догу в земляной насыпи;

5) догу внутри другой догу.

Важными обстоятельствами для понимания такого явления как догу в целом являются факты обнаружения киновари и охры на статуэтках, а так же следов огня на сопровождающих их сооружениях (чаще всего - наличие прокала). Наличие охры в погребениях является характерной чертой раннеземледельческих обществ, к которым относится и японское общество эпохи дзёмон. Киноварь в данном случае может рассматриваться как локальный вариант применения красного пигмента. Использование огня в погребальном обряде так же зафиксировано на подобной стадии общественного развития. В позднем и заключительном дзёмоне встречаются погребения в кольцевых насыпях и каменных кругах, подобные сооружения сопровождают и статуэтки. В заключительном дзёмоне встречаются погребения в сосудах, иногда догу также обнаруживаются в сосудах или их имитации. Особое изображение глаз, известное как «снежные очки» также может быть связано с погребениями, так как, возможно, передаёт не столько очки, сколько глаза умершего человека. Обращают на себя с этих позиций и встречающиеся среди находок в памятниках периода дзёмон глиняные маски-личины, закрытые глаза и "скорбное" выражение лиц которых содержат тот же самый намек на ушедшего из жизни человека, и которые можно даже назвать своего рода восточным вариантом "фаюмского" портрета культуры дземон. Следовательно, опираясь на данные обстоятельства представляется возможным выявление связи догу с погребальным обрядом, по крайней мере, начиная со среднего периода культуры дзёмон.

Список использованной литературы:

1. Васильевский Р. С. По следам древнейших культур Хоккайдо. - Новосибирск: Наука, 1981. -174 с.

2. Васильевский Р.С., Лавров Е.И., Чан Су Бу. Культуры каменного века

Северной Японии. - Новосибирск: Наука, 1982.- 208 с.

3. Воробьев М.В. Древняя Япония. - Москва: Наука, 1958. - 246 с.

4. Эсака Т., Оно М. Догу-но тисики. (Знание о догу). - Токио, 1983. - 144 с.

5. Nagamine M. Clay Figurines and Jomon Society //Windows on Japanese Past : Studies in Archeology and Prehistory. - Michigan, 1986. - 358 p.

6. Takahashi R., Toizumi T., Kojo Y. Archaeological Studies of Japan: Current Studies of the Jomon Archaeology//Nihonkokogaku. 1994, №5.- P.47-72.

© Е.А. Соловьева, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.