Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ БАСНИ И ВОПРОСЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ БАСНИ И ВОПРОСЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / БАСНЯ / РЕЧЬ / ЯЗЫК / ЖАНР / ДЕТИ / ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молько А.В., Исламова С.Э.

в статье рассмотрены те художественные особенности произведений басенного жанра, которые обуславливают их место и значение в процессе развития детской речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE POETICS OF BALANCE AND ISSUES OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN

the article examines the artistic features of the works of the fable genre, which determine their place and significance in the development of children's speech.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ БАСНИ И ВОПРОСЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ БАСНИ И ВОПРОСЫ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1 2 Молько А.В. , Исламова С.Э.

Email: Molko6120@scientifictext.ru

Молько Алексей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент;

2Исламова Сабина Эхтибар кызы - магистрант, кафедра дошкольного образования, Самарский государственный социально-педагогический университет,

г. Самара

Аннотация: в статье рассмотрены те художественные особенности произведений басенного жанра, которые обуславливают их место и значение в процессе развития детской речи.

Ключевые слова: поэтика, басня, речь, язык, жанр, дети, высказывание.

PECULIARITIES OF THE POETICS OF BALANCE AND ISSUES OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN Molko A.V.1, Islamova S.E.2

Molko Alexey Vladimirovich - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

2Islamova Sabina Ekhtibar kyzy - Master's Student,

DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, SAMARA STATE SOCIAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SAMARA

Abstract: the article examines the artistic features of the works of the fable genre, which determine their place and significance in the development of children's speech. Keywords: poetics, fable, speech, language, genre, children, utterance.

Развитие детской речи рассматривается в ряду самых актуальных задач педагогической науки и практики. Серьезное внимание при этом уделяется использованию возможностей произведений художественной литературы, в том числе относящихся басенному жанру.

Идейно-смысловой центр жанрового содержания басни - осмеяние человеческих пороков, негативных явлений и недостатков общественной жизни. Поэтому характерными чертами её поэтики являются: аллегорическая образность -иносказательной воссоздание событий и героев; наличие морали (нравоучения) в начале или конце текста (иногда мораль только подразумевается); часто героями басни являются животными; широкое использование диалогической речи; язык басни по преимуществу разговорный.

Исследователи говорят об особом басенном мире, где:

1) отсутствуют подлинно положительные персонажи, поскольку все они, даже по-своему привлекательные, являются носителями качеств, вредоносных либо для других, либо для них самих;

2) образы басенных персонажей обладают устойчивой семантической доминантой и сохраняют максимально проявленные типичные признаки в самых разных, в том числе весьма острых ситуациях;

3) в этом мире антагонистичные по отношению друг к другу персонажи либо активно действуют «по закону зла», либо сосуществуют с ними, так как не протестуют, не борются с их адептами;

4) открытая демонстрация осуждаемых качеств нужна баснописцу для того, чтобы вызвать у читателя возмущение, нежелание подходить на тех, кому они присущи.

Можно выделить следующие особенности басни, которые определяют её место и значение в круге детского чтения:

1) на примере выразительно обрисованной сценки из жизни она доносит крупицы народной мудрости, которые при правильном организованном ознакомлении с текстом хорошо осознаются детьми;

2) лаконизм басни (обычно не более 20-30 строк) с сохранением всех характеристик - это пьеса с завязкой, кульминацией и развязкой, она - образец предельно краткого и емкого по содержанию литературно-художественного текста;

3) меткость и богатство языка: многие образные выражения с басни становятся пословицами, сочетают глубину мысли и яркостью её выражения (« Скупой теряет все, желая все достать»; «У сильного всегда бессильный виноват»; «Трудишься много ты, да пользы в этом нет»; «Над хвастунами хоть смеются, а часто в деле же им доли достаются»). Образные выражения из басен широко применяются в повседневной речевой практике людей;

4) захватывающая сюжетика: «вся конкретность характеристик, выразительность, детализация нарисованной картины, жизненная меткость басни перенесены на изображения действия. Движение в басне живописно, образно, динамично» [2].

Все это присуще и широко представленным в различных образовательных программах произведениям И.А. Крылова. Этот замечательный русский писатель по праву входит в ряд основоположников и законодателей «привычного литературного русского языка», он «представляет целый пласт социально-политических проблем общества, выраженный в нестандартной форме», в его баснях «своеобразно и непосредственно сочетаются суровая правда жизни, глубочайшая жизненная идея и мысленно живописность языка» [5, с. 123]. Басни И.А. Крылова известны не только в России, они популярны и за её рубежами. Изречение баснописца, как отмечают исследователи, - лаконичные и в тоже время меткие, острые, четкие крыловские перешли в разряд пословиц и поговорок, стали народными еще при его жизни. Его произведения полны разговорным языком, простонародных наречий, но используются они аккуратно, разумно и ради меткости. Речь в баснях строится на непосредственном обращении к читателю и на диалоги между персонажами. Диалог -обязательная часть, которая помогает раскрывать характер героев. Басни написаны в уникальном басенном ритме, вольном разностопным ямбам, что позволяет читателю почувствовать атмосферу, необходимые паузы и темп чтения. Сочетание просторечья и литературного языка, по мнению С.К.А.Д. Зайнаб, - это неповторимый «авторский почерк» И.А. Крылова, секрет его притягательности. Он смог создать совершенно новый образ народной речи, которая, преодолев стилевые границы, заявила о себе в различных стилевых рядах. При сохранении комизма И.А. Крылов сумел придать басенному жанру масштабное философско-социальное содержание [5, с. 212].

В.Г. Белинский писал, что басни И.А. Крылова - это живой «и верный отголосок русского ума со сметливостью, наблюдательностью, простосердечным лукавством с его игривостью и глубокомыслием, не отвлеченным, не умозрительным, а практическим и житейским»,ч то баснописец принадлежит всем возрастам и званиям» [3]. «Книгой мудрости русского народа» называл басни И.А. Крылова Н.В. Гоголь.

В.А. Жуковский отмечал умение И.А. Крылова соединять дидактическую направленность, определенную «мораль» с увлекательностью; его произведение интересны читателям всех возрастов [4]. Т.А. Алпатова уверена, что именно развитие сюжетики произведения «картина» - помогло крыловским басням «выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы» [1, с. 7].

Весьма примечательно, что применительно к басням И.А. Крылова, максимально органичном приемом для «самого простого, естественного читательского восприятия является выразительное чтение, чтение вслух» [7, с.57]. Т.А. Алпатова поясняет это тем, что читая басни «мы в первую очередь слышим и голоса героев и - главным

образом - голос самого автора, повествующего и о них, и о нас, сколько бы далеко не уходили в прошлое Крылов и его басни. Мы слышим голос баснописца, живая интонация которого организует текст, - и поэтому анализ басни Крылова именно как специфически организованного «звучащего слова» представляется наиболее плодотворным и интересным» [1, с. 8]. Язык И.А. Кылова, писал В.Г. Белинский, - это «неисчерпаемый источник руссизмом», множество стихов «обратилось в пословицы и поговорки которыми часто можно окончить спор и оказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами» [3].

Все исследователи текстов И.А.Крылова отмечают удивительное мастерство звукоподражания - умения с помощью звучания «нарисовать картину». Например, в басне «Кот и Повар» сочетание звуков «м», «р», «у» помогает представить увлеченного едой урчащего Кота: «...а Васька-кот в углу,/Припав за уксусным бочонком,/Мурлыча и ворча, трудится над курчонком». В противовес ему -разнообразие интонаций Повара, «Ах ты, обжора! Ах, злодей! - Тут Ваську Повар укоряет. - Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? / (А Васька все-таки курчонка убирает)».

Поэтому можно признать правоту тех методистов, которые рассматривают тексты басен как эффективные инструменты для развития речи детей. Басенная поэтика помогает формировать у них умение свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией и общения. По мнению Г.А. Бакулиной и И.В. Патрушевой, связная речь «направленная на удовлетворение потребностей высказывания, передает тему организованно по закону логики и грамматики, обладает самостоятельность, законченностью и расчленяется на взаимосвязанные части», она содержательна, точна, логична, ясна, отличается чистотой, богатством, разнообразием и выразительностью [9]. А именно это присуще поэтике басен И.А. Крылова и других писателей.

Список литературы /References

1. Адамович Е.А. Чтение в начальных классах / Адамович Е.А., Яковлева В.И. М.: Просвещение, 1967. 263 с.

2. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. М.: Педагогика, 1977. 215 с.

3. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. М.: Просвещение, 2012. 161 с.

4. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. М., 1989. 248 с.

USE OF DIGITAL TECHNOLOGY IN TEACHING MATHEMATICS

Rustamov H.Sh. Email: Rustamov6120@scientifictext.ru

Rustamov Hakim Sharipovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF APPLIED MATHEMATICS AND PROGRAMMING TECHNOLOGIES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the features of digital teaching of mathematics. The problem of the importance of mathematical education in the formation of digital competencies is discussed. The advantages and disadvantages of digital learning are identified. Keywords: digital learning, mathematics education, digital resources, distance learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.