Научная статья на тему 'Особенности подводного обследования транспортных сооружений 3. Методика подводного обследования транспортных сооружений'

Особенности подводного обследования транспортных сооружений 3. Методика подводного обследования транспортных сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
825
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСТ / ТРАНСПОРТНОЕ СООРУЖЕНИЕ / ПОДВОДНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПОВРЕЖДЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ / ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ / BRIDGE / TRANSPORTATION CONSTRUCTION / UNDERWATER INSPECTION / DIAGNOSIS / DAMAGE / SURVEY METHODS / TOOLS AND EQUIPMENT / WORK SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Овчинников Илья Игоревич, Овчинников Игорь Георгиевич, Шеин Артур Анатольевич, Грацинский Василий Григорьевич, Вдовин Кирилл Михайлович

Рассматриваются проблемы обследования подводной части транспортных сооружений. Сначала анализируются сроки проведения обследований. Отмечается, что в задачу осмотров подводной части транспортных сооружений входит: установление соответствия сооружения проекту; проверка качества выполненных работ при постройке, ремонте, усилении или реконструкции; определение состояния сооружения, его способности обеспечивать пропуск обращающихся и перспективных нагрузок, высоких вод, ледохода, противостоять волнению. Во время подводного обследования производятся детальный осмотр всех частей сооружения, инструментальные измерения, фотографирование, видеосъемка, а при необходимости, и исследования при помощи специальных приборов. При ознакомлении с построечной документацией обращают внимание на наличие и характер отклонений от проектной документации, на акты скрытых работ, на способы производства работ, на вспомогательные обустройства, отдельные элементы которых строители часто оставляют под водой, на паспортные данные строительных материалов. Анализируется методика подводного обследования сооружений. При общей оценке состояния сооружения обращается внимание на повреждения, угрожающие его нормальной эксплуатации: трещины, вывалы кладки, осадки, наклон, чрезмерное раскрытие швов, подмывы, коррозию метала. При детальном обследовании сооружения, помимо перечисленных, отмечаются и те повреждения, развитие которых может привести к нарушению нормальной эксплуатации сооружения, устанавливаются причины, вызвавшие эти повреждения, проверяется соответствие конструкции и размеров сооружения проекту и составляется общая оценка состояния сооружения. Описывается измерительный инструмент и аппаратура для подводного обследования. Рассматриваются вопросы обработки и оформления материалов обследования. Рассматриваются проблемы обеспечения безопасности при подводном обследовании транспортных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Овчинников Илья Игоревич, Овчинников Игорь Георгиевич, Шеин Артур Анатольевич, Грацинский Василий Григорьевич, Вдовин Кирилл Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features an underwater inspection of transport constructions 3. Methods of underwater survey transport structures

First analyzed dates of the surveys. It is noted that the problem of underwater inspections of transport structures include: establishing the compatibility of existing construction to the project; check the quality the executed works in the construction, repair, strengthening or reconstruction; identification of the state of construction, its ability to provide a pass existing and future loads, high water level, ice flow, resisting the action of the waves. During underwater surveys carried a detailed inspection of all parts of the structure, tool measurement, photography, videography, and, if necessary, studies using special instruments. When reviewing the the as-built documentation, heed to the presence and character of of deviations from the design documentation, to the acts of the hidden works, on the methods of producing of work, on assistive devices, some elements of which builders are often left under water, for passport information of building materials. Analyzed the underwater survey techniques and equipment. With an overall assessment of the state construction draws attention to damage that threaten its normal operation: cracks, fell out of masonry, sinking, slope, excessive the disclosure of joints, the corrosion of metal. In a detailed inspection of construction, in addition to those listed, and those observed damage, the development of which may lead to a violation of of normal operation of the facility, are determined causes of these damages, verified adequacy of the design and construction, prepared the total assessment of the construction. It describes the measurement instrument and equipment of for underwater surveys. The problems of handling of the survey data are considered. The problems of ensure the safety in the underwater inspection of transport structures are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности подводного обследования транспортных сооружений 3. Методика подводного обследования транспортных сооружений»

УДК 624.042

Овчинников Илья Игоревич

ФГБОУ ВПО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Россия, Саратов Кандидат технических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Овчинников Игорь Георгиевич

ФГБОУ ВПО Пермский национальный исследовательский

политехнический университет Россия, Пермь Доктор технических наук, профессор E-Mail: [email protected]

Шеин Артур Анатольевич

ФГБОУ ВПО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Россия, Саратов Кандидат технических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Грацинский Василий Григорьевич

ООО «Элмаш» Россия, Саратов Директор E-Mail: [email protected]

Вдовин Кирилл Михайлович

ФГБОУ ВПО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Россия, Саратов Магистрант E-Mail: [email protected]

Особенности подводного обследования

транспортных сооружении 3. Методика подводного обследования

транспортных сооружений

Аннотация: Рассматриваются проблемы обследования подводной части транспортных сооружений.

Сначала анализируются сроки проведения обследований. Отмечается, что в задачу осмотров подводной части транспортных сооружений входит: установление соответствия сооружения проекту; проверка качества выполненных работ при постройке, ремонте, усилении или реконструкции; определение состояния сооружения, его способности обеспечивать пропуск обращающихся и перспективных нагрузок, высоких вод, ледохода, противостоять волнению. Во время подводного обследования производятся детальный осмотр всех частей сооружения, инструментальные измерения, фотографирование, видеосъемка, а при необходимости, и исследования при помощи специальных приборов.

При ознакомлении с построечной документацией обращают внимание на наличие и характер отклонений от проектной документации, на акты скрытых работ, на способы производства работ, на вспомогательные обустройства, отдельные элементы которых строители часто оставляют под водой, на паспортные данные строительных материалов.

Анализируется методика подводного обследования сооружений. При общей оценке состояния сооружения обращается внимание на повреждения, угрожающие его нормальной эксплуатации: трещины, вывалы кладки, осадки, наклон, чрезмерное раскрытие швов, подмывы, коррозию метала. При детальном обследовании сооружения, помимо перечисленных, отмечаются и те повреждения, развитие которых может привести к нарушению нормальной эксплуатации сооружения, устанавливаются причины, вызвавшие эти повреждения, проверяется соответствие конструкции и размеров сооружения проекту и составляется общая оценка состояния сооружения. Описывается измерительный инструмент и аппаратура для подводного обследования.

Рассматриваются вопросы обработки и оформления материалов обследования. Рассматриваются проблемы обеспечения безопасности при подводном обследовании транспортных сооружений.

Ключевые слова: Мост; транспортное сооружение; подводное обследование; диагностика; повреждения; методы обследования; приборы и оборудование; безопасность

работ.

Идентификационный номер статьи в журнале бІТУИбІЗ

Ilya Ovchinnikov

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Russia, Saratov E-Mail: [email protected] Igor Ovchinnikov

Perm national research polytechnic university

Russia, Perm E-Mail: [email protected] Artur Shein

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Russia, Saratov E-Mail: [email protected] Vasily Gracinsky JSC «Elmash» Russia, Saratov E-Mail: [email protected] Kirill Vdovin

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Russia, Saratov E-Mail: [email protected]

Features an underwater inspection of transport constructions 3. Methods of underwater survey transport structures

Abstract: First analyzed dates of the surveys. It is noted that the problem of underwater inspections of transport structures include: establishing the compatibility of existing construction to the project; check the quality the executed works in the construction, repair, strengthening or reconstruction; identification of the state of construction, its ability to provide a pass existing and future loads, high water level, ice flow, resisting the action of the waves. During underwater surveys carried a detailed inspection of all parts of the structure, tool measurement, photography, videography, and, if necessary, studies using special instruments.

When reviewing the the as-built documentation, heed to the presence and character of of deviations from the design documentation, to the acts of the hidden works, on the methods of producing of work, on assistive devices, some elements of which builders are often left under water, for passport information of building materials.

Analyzed the underwater survey techniques and equipment. With an overall assessment of the state construction draws attention to damage that threaten its normal operation: cracks, fell out of masonry, sinking, slope, excessive the disclosure of joints, the corrosion of metal. In a detailed inspection of construction, in addition to those listed, and those observed damage, the development of which may lead to a violation of of normal operation of the facility, are determined causes of these damages, verified adequacy of the design and construction, prepared the total assessment of the construction. It describes the measurement instrument and equipment of for underwater surveys. The problems of handling of the survey data are considered. The problems of ensure the safety in the underwater inspection of transport structures are considered.

Keywords: The bridge; transportation construction; underwater inspection; diagnosis; damage; survey methods; tools and equipment; work safety.

Identification number of article 51TVN613

Введение

В работах [1, 2] рассмотрены характерные повреждения подводной части

транспортных сооружений и особенно опор мостовых сооружений, обнаруживаемые в процессе подводного обследования. В настоящей статье основное внимание будет уделено вопросам организации и методики проведения подводного обследования транспортных сооружений с тем, чтобы учесть все необходимые факторы.

Виды и сроки обследований

Содержание транспортных сооружений предусматривает текущие профилактические мероприятия и капитальный ремонт [3-7].

К текущим профилактическим мероприятиям относят:

а) надзор (постоянный надзор, текущие и периодические осмотры, обследования и испытания, контрольно-инспекторские обследования, специальные наблюдения и осмотры);

б) текущее содержание, включающее в себя выполнение правил технической эксплуатации, постоянный уход и надзор за сооружением, оборудованием и устройствами на нем, строгое соблюдение установленных эксплуатационных нагрузок, правил пропуска поездов, швартовки и стоянки судов, своевременное проведение текущего ремонта.

Текущий ремонт, в том числе планово-предупредительный и срочный, предусматривают все работы по исправлению мелких повреждений и разрушений, смену отдельных изношенных элементов, окраску сооружений и другие работы без вывода сооружений из эксплуатации.

При капитальном ремонте устраняются крупные повреждения и разрушения отдельных участков, создающие угрозу устойчивости и прочности сооружения, или производится реконструкция устаревших сооружений для продления их срока эксплуатации, т. е. те работы, которые по своему объему и сложности превышают возможность их осуществления в порядке текущего содержания.

Работы по капитальному ремонту мостов стараются проводить без перерыва движения обычно специализированными подразделениями.

Необходимость того или другого вида ремонта определяется по результатам текущего или специального надводного и подводного обследования. Для каждого вида обследования устанавливаются сроки согласно соответствующим нормативным документам.

В соответствии с этими документами текущий осмотр производится: металлических и массивных мостов при исправном состоянии опор не реже одного раза в два месяца, а деревянных мостов не реже одного раза в месяц. Для старых сооружений, а также имеющих серьезные дефекты, впредь до их устранения, устанавливаются более частые сроки осмотров, вплоть до непрерывного наблюдения.

Периодические осмотры мостов проводятся 2 раза в год: весной после прохода высоких вод и осенью после ремонта. Специальному обследованию подвергаются мосты, имеющие серьезные дефекты.

Обследование подводной части опор в эти же сроки, как правило, проводить не представляется возможным из-за недостатка необходимого количества водолазных или дайверских групп и сложности организации работ.

Учитывая растущие возможности легководолазной техники, периодические осмотры подводной части мостовых опор следует рекомендовать не реже одного раза в 3-5 лет. За

опорами, имеющими в подводной части серьезные повреждения, следует вести ежегодное наблюдение, вплоть до устранения этих повреждений.

Задачи подводного обследования и подготовительные работы

В задачу осмотров подводной части транспортных сооружений входит установление соответствия сооружения проекту; проверка качества выполненных работ при постройке, ремонте, усилении или реконструкции; определение состояния сооружения, его способности обеспечивать пропуск обращающихся и перспективных нагрузок, высоких вод, ледохода, противостоять волнению и т. п.

Исходным документом для проведения подводного обследования является задание, в котором должны быть отражены цель и объем работ.

Во время подводного обследования производятся детальный осмотр всех частей сооружения, инструментальные измерения, фотографирование, видеосъемка, а при необходимости, и исследования при помощи специальных приборов. Результаты обследования являются основным документом, на основании которого дается заключение о пригодности сооружения к дальнейшей эксплуатации или о необходимости ремонта, усиления и реконструкции.

В отчетной документации, помимо актов, пояснительной записки, схем, чертежей всего сооружения или его отдельных узлов, желательно иметь фотографии, снятые под водой.

После получения задания на проведение подводного обследования руководитель работ должен подробно ознакомиться и затем ознакомить в необходимом объеме участников работы с проектной и построечной документацией, относящейся к подводной части сооружения, со всеми материалами предыдущих обследований и испытаний сооружения, с заключениями комиссий и отдельных экспертов. Все эти материалы обычно хранятся в организациях, занимающихся непосредственно эксплуатацией сооружений, или за давностью времени передаются в местные или в центральные архивы ведомств.

При изучении проектной документации обращают внимание на материалы геологических изысканий (отметки залегания коренных и осадочных пород), гидрологических изысканий (профиль дна в районе сооружения, расчетные и многолетние наблюдаемые размывы, скорость течения, расходы воды, отметки меженных и высоких вод, ледостава и ледохода, толщина льда и размеры ледяных полей, вероятность ледяных заторов, периоды и величина штормового волнения), конструкцию сооружения (размеры всего сооружения и его отдельных частей).

Для анализа причин, вызывающих повреждения сооружений, большое значение имеют сведения о химическом анализе воды, метеорологические данные для района расположения сооружения (годовые, декадные и суточные отклонения температуры, солнечная радиация, преобладающие ветры, осадки), наличие лесосплава, топляков и заторов.

При ознакомлении с построечной документацией обращают внимание на наличие и характер отклонений от проектной документации, на акты скрытых работ, на способы производства работ, на вспомогательные обустройства, отдельные элементы которых строители часто оставляют под водой, на паспортные данные строительных материалов.

Вся проверка и подготовка снаряжения, оборудования и аппаратуры ведется в соответствии с инструкциями и правилами их эксплуатации. При подготовке водолазного снаряжения и оборудования проверяется его исправность то есть исправность водолазных помп и компрессоров, водолазных шлемов, рубашек и гидрокостюмов, аквалангов, телефонов, масок и ласт, спусковых, сигнальных концов и грузов.

Подготовка подводной фото и видеоаппаратуры аппаратуры и освещения заключается в проверке ее герметичности, состояния иллюминаторов, корпусов, стягивающих запоров, вводов управляющих рычагов и электрокабеля, а также взаимодействия передаточных механизмов управления аппаратурой (фокусировкой, диафрагмированием, заводом и спуском камер). Освещение и видео аппаратура проверяются под напряжением. Качество видео и фотоматериала проверяется пробными съемками. При подводных фото- и видеосъемках следует пользоваться только проверенным видео и фото материалом.

Методика подводного обследования сооружений

В зависимости от поставленной задачи выбирается методика общего (предварительного) или детального подводного осмотра. При выявлении общей картины состояния сооружения обращается внимание на повреждения, угрожающие его нормальной эксплуатации: трещины, вывалы кладки, осадки, наклон, чрезмерное раскрытие швов, подмывы, коррозию металла и т.п. При детальном обследовании сооружения, помимо перечисленных, отмечаются и те повреждения, развитие которых может привести к нарушению нормальной эксплуатации сооружения, устанавливаются причины, вызвавшие эти повреждения, проверяется соответствие конструкции и размеров сооружения проекту и составляется общая оценка состояния сооружения.

В методике каждого вида обследования должна быть учтена специфика подводных погружений (вредность резкого и частого спуска и подъема) и применяемое оборудование. Поэтому предварительный осмотр более целесообразен в легководолазном, чем в вентилируемом снаряжении, и вести его следует горизонтальными ходами, ориентируясь по горизонтальным элементам сооружения или по показанию глубиномера. Высота полосы осмотра зависит от прозрачности воды. Проходя по фронту сооружения горизонтальными ходами в прямом и обратном (при отсутствии течения) направлении, аквалангист, постепенно снижаясь, доходит до дна и заканчивает обследование участка осмотром грунта у основания сооружения. О крупных дефектах аквалангист докладывает по телефону, а их местоположение ориентировочно определяется страхующим по пузырькам воздуха, выходящего при выдохе.

При предварительном осмотре мостовых опор на течении достаточно пройти вдоль каждой боковой грани опоры дважды: по обрезу фундамента и по грунту. Предварительный осмотр занимает мало времени, однако дает представление об общем состоянии сооружения, позволяет правильно оценить объем, время и наметить порядок работ при детальном осмотре сооружения, определить характер захламленности дна и предусмотреть соответствующие мероприятия по технике безопасности.

Доставленное к месту работ водолазное снаряжение и оборудование необходимо установить на плавающих средствах. При работе в вентилируемом снаряжении требуются плавающие средства грузоподъемностью не менее 3-4 т. Обычно для этой цели используются имеющиеся в районе работ речные буксиры и баржи, понтоны типа СКС, рефулерные плашкоуты и т. п. В легководолазном снаряжении можно работать с небольших катеров, моторных или весельных лодок, легких катамаранов. При подборе плавающих средств нужно помнить об обеспечении безопасности работы при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

При осмотре устоев и пойменных опор в котлованах, заполненных водой, спуск водолаза можно производить с берега, а спусковой конец поддерживать с весельной лодки.

После разбивки опоры на секции с лодки лот линем или рейкой промеряются глубины в каждой секции, а также вверх и вниз от опоры по ее оси через 5-10 м на расстоянии 25-50 м

в каждую сторону и по оси моста через 5 м или под каждым нижним узлом фермы. Одновременно с этим по нескольким точкам замеряют глубину воды до обреза фундамента. Средняя отметка обреза фундамента, после сопоставления с данными построечной документации, наносится на рабочую схему обследования. Отметка горизонта воды устанавливается по водомерной рейке или замером от всегда известной отметки головки рельса.

С нанесенными на рабочую схему результатами промеров глубин воды знакомят готовящегося к спуску водолаза (дайвера). Это облегчит ему ориентировку при работе у опоры, при определении расстояний от обреза фундамента до грунта и т. п.

Плавающее средство с водолазным оборудованием устанавливается выше ледореза с учетом величины и косоструйности течения на расстоянии, обеспечивающем удобный выход водолаза на ледорезную грань. С этого же плавающего средства или со вспомогательной лодки спускается конец, которым пользуется водолаз при спуске и осмотре опоры, фундамента и грунта в каждой секции. Очень важно, особенно на течении, организовать спуск водолаза так, чтобы он сразу попал на обрез фундамента у ледореза и смог на нем удержаться.

Если скорость течения вынуждает работать со спусковым концом, то осмотр ведется посекционно. Водолаз, придерживаясь за спусковой конец, осматривает всю секцию сверху донизу. При очень плохой видимости осматриваются участки по обе стороны от спускового конца на расстоянии вытянутой руки. Закончив осмотр одной секции, он подает команду на перенос спускового конца на следующую секцию, а сам в это время осматривает грунт у опоры. Осмотр следующей секции ведется в обратном порядке. По мере перехода от секции к секции, на рабочую схему наносят все сведения, переданные водолазом по телефону.

После окончания работы или при любом перерыве с выходом из воды водолаз должен просмотреть схему, подтвердить ее правильность, внести поправки и в случае необходимости при последующих погружениях уточнить неясные места. Не рекомендуется откладывать уточнение на период камеральных работ. Окончив осмотр, водолаз по указанию руководителя проводит фото- или видеосъемку наиболее важных дефектов.

Обследование подводной части сооружений в легководолазном снаряжении автономного типа проводится более оперативно, чем в вентилируемом. Однако осмотр мостовых опор в снаряжении этого типа на реках с большими глубинами и сильным течением требует большого опыта и осторожности. Порядок осмотра опор при работе в легководолазном снаряжении автономного типа остается таким же, как и при работе в вентилируемом снаряжении.

При работах в зимнее время со льда необходимо все водолазное оборудование, за исключением водолазной помпы и шлангов, размещать в отапливаемой дощатой будке площадью не менее 6 м2, которая устанавливается вблизи опоры перед ледорезом. Разбивка опоры на секции производится со льда, после чего вокруг опоры очищается снег и прорубается кольцевая майна шириной не менее 0,8-1,0 м. У ледореза и кормы, а иногда по оси моста с обеих сторон опоры, прорубаются уширенные спусковые майны размером 2x2 м. Прорубка льда, затопленного водой, значительно труднее, чем «сухого», поэтому круговую майну надо выкалывать постепенно и осторожно. Во избежание случайного прокола льда и затопления водой всей вырубленной канавы через 4-5 м по периметру майны оставляются ледяные перемычки, удаляющиеся в последнюю очередь. Вырубленный лед необходимо откидывать от края майны не менее чем на метр. Для промеров глубин воды по оси опоры и оси моста прорубаются лунки, диаметр которых должен обеспечивать свободный проход лота или рейки.

При подводном обследовании опоры зимой методика осмотра остается прежней с соблюдением правил погружения под лед и правил работы при низкой температуре. При осмотре опоры водолаз должен обращать внимание: на состояние бетона и облицовки, а также швов облицовки (глубину разрушения раствора), на взаимное положение облицовочных камней, особенно в ледорезе; на состояние кладки обреза фундамента, надкессонной металлической обшивки или деревянной опалубки, бутовой или бетонной кладки фундамента, на положение и состояние деревянных, железобетонных, металлических свай и колонн-оболочек, на наличие подмыва опоры и состояние каменной отсыпки или каменнохворостяных тюфяков, на захламленность вокруг опоры, на скопление топляка перед опорой.

При обнаружении повреждения определяют его размеры и устанавливают причины образования с учетом допусков, которые предусмотрены при постройке мостовых опор.

Устои, передняя грань которых омывается водой, для осмотра размечаются на секции вниз по течению. Так как устои закладываются на более высокой отметке, чем опоры, то особое внимание при их осмотре следует обращать на возможный подмыв.

При осмотре ряжевых опор обращается внимание на целостность перевязки углов, на крепление венцов, заполнение ряжей камнем, наличие подмыва грунта под ряжем. При обнаружении подмыва обязательно проверяется величина осадки и уклона ряжа.

В опорах на свайном основании осматривается каждая свая. При этом проверяется взаимное расположение свай, их состояние, заделка в ростверке, выявляется наличие висячих свай. Железобетонные призматические или составные цилиндрические сваи и колонны-оболочки осматриваются особенно тщательно у голов и у металлических стыковых фланцев, где наиболее вероятно появление трещин.

Осмотр опор после ремонта подводной части при помощи железобетонного пояса имеет следующие особенности: с изменением толщины опоры количество секций

увеличивается и при привязке к прежним секциям надо вводить поправку; работа водолаза на течении под нависающей конструкцией пояса затруднена, так как спусковой конец не может быть прижат к опоре. При осмотре надо обращать внимание на состояние опалубки донного ящика или, если она не сохранилась, на состояние железобетонного пояса. Опоры, фундамент которых, отремонтирован при помощи сборных железобетонных конструкций (пояса из сборных плит, сплошные овальные или цилиндрические пояса), осматриваются по общей методике с разбивкой на секции, при этом обращается внимание на состояние поверхности железобетонного пояса, стыков составных элементов, на подмыв низа конструкций и вытекание бетона из тампонажного слоя.

Опоры, вокруг которых сохранилось шпунтовое ограждение, осматриваются только после принятия мер, обеспечивающих свободный и безопасный доступ водолаза в пространство между шпунтом и отремонтированной опорой.

Измерительный инструмент и аппаратура для подводного обследования

В современной технической литературе, посвященной проблеме обследования опор мостов на местности, покрытой водой достаточно мало информации о современных приборах, предназначенных для подводного обследования. Поэтому в настоящем разделе приведен лишь неполный перечень того оборудования, которое было разработано 15-20 лет назад и используется в настоящее время. Приведенные ниже данные взяты из [4,8 - 15].

При проверке точности выполнения проектных размеров следует придерживаться той же точности, с которой монтировалось все сооружение или изготавливались его отдельные конструктивные элементы: массивные бетонные или каменные конструкции - с точностью до

1 см, отдельные небольшие элементы этих конструкций и элементы деревянной опалубки - с точностью до ± 0,5 см, металлические изделия и прокатный профиль с точностью до ± 1 мм.

Размеры поврежденных мест бетонных конструкций с целью контроля динамики их развития или составления проекта ремонтных работ достаточно определить с точностью до ±

1 см. Замеры глубин воды вблизи сооружений необходимо производить с точностью: при отсутствии течения до ± 5 см, а при наличии течения до ± (10-20) см.

Все линейные измерения конструкций выполняются при помощи водолазных метров, в качестве которых могут использоваться обычные деревянные, пластмассовые, металлические, канцелярские или инструментальные линейки.

Замеры швов или зазоров между конструкциями обычно производятся при помощи водолазного равнобедренного клина, вставляемого в шов перпендикулярно лицевой грани конструкции.

Если клин сделать в виде равнобедренного прямоугольного треугольника, то разность отметок на катете у выступающей грани определит величину уступа. Таким образом, прямоугольный клин является более универсальным измерительным инструментом, позволяющим измерять ширину шва, выступы и линейные размеры небольших конструкций. Эта универсальность облегчает работу водолаза, освобождая его от набора измерительного инструмента. Большие выступы и швы измеряются при помощи одной или двух линеек. Замеры бетонных конструкций надо проводить в местах, не имеющих сколов.

В некоторых случаях швы надо измерять с точностью до миллиметра. Для этой цели используют подводный рычаговый щелемер (рис. 1), состоящий из малых рычагов, вводимых внутрь шва, больших рычагов, мерного лимба и стрелки. Соотношение рычагов 1:4 позволяет улавливать изменение ширины шва с точностью ± 0,5 мм. О последующей деформации шва можно судить лишь в том случае, если замеры проведены в одном и том же месте шва, для чего в журнале измерений, кроме номера шва, должна быть записана отметка места замера и глубина ввода в шов малых рычагов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Подводный рычаговый щелемер

Диаметр больших оболочек высчитывается по длине окружности, замеренной при помощи гибкого линя. Диаметр арматуры, отверстий и толщины металлических изделий можно измерять обыкновенным инструментальным штангенциркулем.

Определение наклона вертикальных конструкций - процесс достаточно трудоемкий, особенно когда требуется большая точность. Очень часто для замера наклона используется линь и водолазная линейка, но этот способ сравнительно трудоемок.

В Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций (тогда институте водного транспорта) предложен измеритель деформации упругой оси шпунтовых стенок НИДС-1 (рис. 2, а). Прибор состоит: из жесткой штанги с четырьмя рельсовыми направляющими 1; высокоточного уровня 2; измерительной каретки 3, перемещающейся по рельсовым направляющим штанги при помощи катков. Каретка снабжена стопорным винтом 4; упорным стержнем 5 с микрометренной нарезкой, вводимым в контакт со стенкой штурвалом. На упорном стержне закреплены диск-указатель с верньером 7 и сферическая упорная головка. При вращении стержня 5 диск-указатель перемещается вдоль мерной линейки 9 с миллиметровыми делениями.

Рис. 2. Измеритель деформаций упругой оси стенок

При измерении (рис. 2, б) штанга навешивается как можно ближе к шпунтовой стенке, каретка устанавливается в строго фиксированной точке и упорная головка 8 вводится в контакт со шпунтовой стенкой. Упорный стержень 5 перемещается до тех пор, пока штанга не займет строго вертикального положения, контролируемого по уровню 2. Отсчет учитывается по линейке 9 и верньеру с точностью до 0,1 мм. Такая точность отсчетов оправдывает себя лишь на металлических и вновь построенных, необросших бетонных конструкциях. Работать с прибором под водой удобнее в легководолазном снаряжении с использованием подводного освещения и телефонной связи. Если от измерений не требуется точности более 0,5°, то можно пользоваться изготовленным для этих целей в. ЦНИИСе подводным уклономером (рис. 3).

Рис. 3. Подводный уклономер ЦНИИС

В герметичном боксе из оргстекла смонтирована измерительная система прибора, состоящая из небольшого отвеса, двух шестерен с передаточным отношением 1:6, стрелки и лимба со шкалой на ± 25°. Размеры прибора подобраны так, чтобы, не затрудняя работу водолаза даже на течении, обеспечить точность отсчета до 0,5°. Герметичный бокс укрепляется на жесткой металлической планке, у концов которой имеются упорные штыри, облегчающие работу на конструкциях, заросших водорослями и ракушками. Прибор прост в изготовлении. В качестве передаточной системы используют механизм шестеренок воздушного манометра.

Уклоны дна, каменной отсыпки, берегоукрепительных покрытий, бетонных конструкций также замеряют при помощи подводного уклономера, но его базу в этом случае следует увеличить до 1-2 м. В тихую погоду и при отсутствии течения уклоны очень точно можно определить нивелировкой с поверхности.

Местные деформации берегоукрепительных покрытий замеряют при помощи мерной рамы, установленной на упорах над деформированным участком (рис. 4). Размеры рамы определяются в зависимости от ее веса, который не должен затруднять установку. Материалом для изготовления рамы служит обычно прокатный профиль. На раму натягивается проволочная сетка, размер ячеек которой позволяет уловить характер деформаций участка. Измерения деформаций производятся в углах каждой ячейки при помощи линейки с миллиметровыми делениями. Разность отметок в углах каждой ячейки позволяет вычертить план деформированного участка в горизонталях. При большой площади замеряемого участка перестановка рамы производится с нивелировкой ее по четырем углам.

Рис. 4. Рама для замера местных деформаций берегоукрепительных покрытий

Снятие отметок можно автоматизировать, если вместо сетки по продольным сторонам рамы перемещать мерную линейку, а вдоль линейки передвигать ползунок со штыревым контактным датчиком, показания которого передаются наверх, на цифровые счетчики. Перемещения линейки и ползунка должны быть фиксированными.

Применение гибкой мерной ленты позволяет промерять угловые фрагменты конструкции в подводной части опоры моста (рис. 5).

Рис. 5. Применение гибкой мерной ленты для промера угловых фрагментов конструкции

в подводной части опоры моста

Промеры глубин воды вблизи сооружений, по створу, поперечному сечению реки или в акватории порта производятся при помощи размеченных через 10 см черной и белой красками вешек и реек (при небольших глубинах) или лот линем, который изготавливается из капронового шнура диаметром 4-6 мм, к его концу прикрепляется шаровидный груз весом 510 кг. Такой груз имеет хорошую обтекаемость, благодаря чему меньше цепляется за выступающие и оставшиеся после строительства части конструкции, топляки, доски; проволоку и арматуру. Перед разметкой лот линь намачивают и вытягивают грузом весом 510 кг. Для маркировки применяется хлорвиниловая изоляция или вплетаемый в пряди линя мягкий материал: цветные кусочки кожи или материи с вырезанными зубчиками,

указывающими число целых метров.

При промерах глубин в реках и портовых акваториях применяются съемные, стационарные или портативные переносные эхолоты.

Световой поток, проходя через толщу чистой воды, ослабляется приблизительно в 1000 раз сильнее, чем в воздухе. Потери потока света от поглощения в воде можно компенсировать повышением энергии излучения подводных светильников. Большие неприятности вызывает рассеяние света.

Многократное рассеяние света, помимо нежелательного отклонения лучей в стороны, ведет к появлению световой дымки между объектом и глазом наблюдателя или объективом фотокамеры. Эта дымка ухудшает различимость деталей подводных объектов, размывает их контуры. Соотношение яркости объекта и яркости фона (контраст) уменьшается, а это снижает качество подводных фотографий. С увеличением энергии излучения яркость дымки

увеличивается и, таким образом, попытки улучшить видимость при наблюдении и фотографировании в замутненной воде путем увеличения мощности светильников приводят к обратному результату.

В основе способов увеличения дальности видимости лежат различные принципы. Так, один из наиболее эффективных способов - механический, заключается в замене мутного слоя воды между объектом и глазом наблюдателя (объективом фотокамеры) воздухом или прозрачной водой. При светотехническом способе яркость дымки снижается благодаря правильному использованию светофильтров и источников света определенных спектров.

Поток света, проходя через толщу воды, не только ослабляется, но и меняет свой спектральный состав. При этом лучи различных областей спектра поглощаются и рассеиваются по-разному: коротковолновые лучи претерпевают в воде сильнее рассеяние и сравнительно слабо поглощаются и, наоборот, длинноволновые лучи видимого спектра гораздо сильнее поглощаются. Эту особенность распространения света в воде необходимо учитывать при фотографировании на цветную пленку. Цветные фотографии имеют большое преимущество по сравнению с черно-белыми, так как цвет фотографируемых участков подводной конструкции часто является дополнительным (а иногда и основным) фактором в оценке их состояния.

Например, на рис. 6 в свете луча фонаря видно движение сине-зеленых плавающих водорослей, создающих «треки» их полета в потоке течения воды. Разные по размерам водоросли оставляют разные по размерам треки. В местах, где объемы воды не освещены светом эти фрагменты просто ухудшают прозрачность воды и снижают видимость.

Рис. 6. Движение сине-зеленых плавающих водорослей в свете луча фонаря

Для наблюдения подводных объектов может использоваться перископ. В составной трубе перископа смонтирована оптическая система, состоящая из трехлинзового объектива, оборачивающей системы и трехлинзового окуляра. Для подводных наблюдений наиболее подходит перископ с длиной оптической системы 1,4 м. С перископами большей длины

работать труднее из-за их громоздкости и малой светосилы, требующей искусственной подсветки. Этот прибор обеспечивает резкое изображение предметов на расстоянии от 22,5 мм до бесконечности при угле поля зрения 48°. Система при наблюдении удаленных предметов увеличивает их в 1,33 раза.

Для наблюдения под водой перископ вставляется в герметичную трубу так, чтобы зеркальце объектива было направлено в боковой иллюминатор. В летнее время наблюдение можно вести с устойчивой лодки, зимой - со льда через прорубленную майну. Из-за небольшой глубины резкости для получения четкого изображения при наблюдении с близкого расстояния необходим навык. С расстояния более 30 см наблюдение становится менее утомительным. Устойчивое изображение обеспечивается при помощи штативных стержней, опирающихся на выступающие части конструкции (рис. 7).

При помощи перископа можно получить и фотографии подводных объектов.

Для съемки подводных объектов лучшими являются фотоаппараты, изготовленные специально для этой цели. Зарубежные фирмы выпускают такие модели. Такие аппараты выпускаются в водонепроницаемом корпусе, со встроенной фотовспышкой.

Фотография как документ имеет большую ценность в том случае, когда по изображению объекта можно определить его размеры.

Для этого при съемке общих планов необходимо помещать в кадр предмет, размеры которого хорошо известны. При съемке с близкого расстояния в плоскости объекта помещается масштабная линейка с четко обозначенными сантиметровыми делениями.

С расстояния 30-50 см удобно фотографировать при помощи простого приспособления - специальной прямоугольной рамки, помещаемой перед объективом на фиксированном расстоянии. Она крепится к иллюминатору бокса, к ручкам или к корпусу так, чтобы ее можно было легко и быстро снять. Размеры рамки зависят от угла изображения объектива в воде и от расстояния до объекта съемки. При работе рамка прикладывается вплотную к объекту так, чтобы узел, изображение которого нужно получить, «вписался» в нее. После этого производится фотографирование.

Преимущества этого приспособления неоспоримы. Во-первых, на резкость наводят всего один раз. При этом объектив фокусируется на 3/4 действительного расстояния до рамки. Во-вторых, при фотографировании объекта большой площади с последующим монтажом отдельных небольших участков работа под водой сводится к перестановке рамки с учетом

гв

Рис. 7. Осмотр мостовой опоры при помощи перископа

небольшого перекрытия соседнего участка, к нажатию рычага спуска и переводу кадра. При этом исключается возможность пропуска каких-либо площадей. Этот метод широко используется при подводной, съемке технических объектов, (рис. 8). Далее, при фотографировании с этим приспособлением исключается непараллельность, фокальной плоскости объекту. И, наконец, такая рамка позволяет уверенно работать как зеркальной камерой, так и камерой с дальномером.

Рис. 8. Фотография трещины, полученная путем монтажа из отдельных снимков

Для получения масштабного изображения объекта линейку очень удобно крепить в плоскости рамки к ее сторонам. Крепление можно выполнить при помощи передвижных хомутиков со стопорами. В этом случае линейку при необходимости можно перемещать в границах кадра. Масштабные деления можно нанести и на стороны рамки.

Для повышения контраста при подводных съемках используют светофильтры. Необходимость их использования и выбор типа должны быть обоснованы. При этом следует помнить, что светофильтр усиливает действие лучей того цвета, который совпадает с его собственным и ослабляет действие лучей дополнительного цвета.

Известно, что увеличить дальность съемки под водой и получить более качественный снимок можно при помощи поляризационного светофильтра, который снижает действие рассеянного в воде света. Но поляроид целесообразно использовать только при съемке в сравнительно чистой воде, так как явление поляризации наблюдается в основном при молекулярном рассеянии света.

При рассеянии света крупными частицами (т.е. в малопрозрачной воде) степень поляризации значительно уменьшается. Для использования поляризационного светофильтра при подводной съемке необходимо изготовить к фотобоксу дополнительное приспособление, которое позволило бы при наблюдении через поляроид вращать его вокруг оптической оси до получения наилучшего изображения.

Недостаток освещения при фотографировании подводной части транспортных сооружений можно компенсировать искусственной подсветкой. Для этой цели обычно применяются лампы накаливания и импульсные осветители.

Широкое применение подводных импульсных осветителей при фотографировании в сравнительно чистой воде предопределено их основными достоинствами, к которым, прежде всего, нужно отнести автономность и большую мощность вспышки, позволяющую освещать объекты, находящиеся на значительном расстоянии от источника света.

Близость промышленной электросети и возможность установки автономных источников электропитания на надводной части сооружения способствуют широкому распространению ламп накаливания при подводном фотографировании. Эти источники освещения имеют важное преимущество перед импульсными осветителями: они позволяют визуально контролировать характер освещения объекта.

Для подводного фотографирования применяются специальные переносные, питающиеся с поверхности водолазные светильники, применяемые при подводнотехнических работах.

При выборе источников освещения для подводной фотосъемки необходимо помнить о том, что повышение мощности света в 10 раз увеличивает дальность видимости в прозрачной воде всего на 15 %. Это говорит о том, что использование электроламп максимальной мощности не всегда оправдано. Небольшое приближение источника света к объекту дает больший эффект, чем замена лампы на более мощную.

В подводных импульсных осветителях используются промышленные или изготовленные по индивидуальной схеме фотовспышки. Осветители могут иметь различные конструктивные решения. При съемках с близкого расстояния источник освещения и блок питания обычно размещаются в одном боксе, прикрепленном снизу к боксу фотокамеры. Вывод проводов, идущих к синхроконтакту фотоаппарата, и выключатель питания тщательно герметизируются. С удалением от объекта появляется возможность выноса источника света вперед и в сторону с таким расчетом, чтобы он находился как можно ближе к объекту съемки и поток света не высвечивал толщу воды между объективом фотокамеры и объектом. Импульсные осветители с вынесенными источниками света можно считать наиболее удобными в работе в том случае, если в их конструкции предусмотрена возможность изменения расстояния от фотокамеры до источника освещения, изменения направления светового потока и регулирование его мощности.

Блок питания и источник освещения фотовспышки могут герметизироваться раздельно или совместно. В первом случае импульсная лампа в водонепроницаемом боксе крепится на конце выносного кронштейна, а блок питания размещается в отдельном боксе либо в боксе для фотоаппарата. Осветители такого типа компактны и удобны в работе, но с ними нужно обращаться осторожно: кабель питания лампы находится вне бокса, и его повреждение ведет к разряду большой емкости в воду.

Большие возможности для получения качественных снимков, несмотря на некоторое конструктивное усложнение, представляет фотографу схема освещения с использованием двух импульсных осветителей, расположенных по обе стороны фотокамеры.

При организации освещения необходимо учитывать также и характер объекта съемки. Правильно расположенный источник света подчеркивает особенности деталей и дефектов объекта, в то время как при неудачном расположении светильника можно получить малоконтрастные изображения с плохо различимыми деталями и даже с искаженными размерами дефекта. Например, фактуру поверхности сооружения трудно выявить при лобовом освещении, но задача будет решена, если светильник поместить сбоку. Другой пример: через бетонный элемент подводной части вооружения прошла вертикальная трещина, причем одна часть элемента немного сместилась относительно другой. В этом случае лобовое освещение дает правильное представление о ширине трещины (рис. 9, а); если же светильник поместить впереди и сбоку фотокамеры, то без дополнительной подсветки действительную ширину трещины определить не удастся (рис. 9, б).

Рис. 9. Фотографии трещины, полученные при разных схемах освещения: а - при лобовом освещении; б - при боковом освещении

Вода в районе расположения транспортных сооружений является в основном рассеивающей средой. Здесь особенно опасно высвечивание слоя воды в поле зрения фотокамеры и лобовая подсветка от аппарата, как правило, значительно снижает качество работы. Поэтому ее использование оправдывается лишь при съемке с близкого расстояния.

Как и при фотосъемке на поверхности, при подводном фотографировании трудно добиться удовлетворительных результатов, используя один светильник. Обычно дневной свет, проникающий под воду, дает равномерное дополнительное освещение, что повышает качество снимков. В сильно же затемненных местах рекомендуется пользоваться двумя источниками света.

Большое значение при подводном фотографировании имеет спектральный состав света. Если при естественном освещении можно менять его в определенных пределах только при помощи светофильтров, надеваемых на объектив фотокамеры, то использование искусственного света предоставляет для этого большие возможности. Одним из способов повышения дальности видимости является светотехнический, заключающийся в снижении отражательной способности частиц мути путем изменения спектрального состава света.

Одним из наиболее надежных способов увеличения дальности фотографирования под водой является механический способ. Он основан на исключении слоя мутной воды из поля зрения объектива при помощи различного вида просветляющих насадок, позволяющих вести фотосъемку даже в совершенно непрозрачной воде. Конструктивно насадки выполняются в виде усеченного полого конуса или четырехгранной пирамиды с иллюминатором у большого основания. Бокс фотокамеры крепится к малому основанию, а большое - направляется на объект.

Насадки с эластичными стенками или стенками из тонкого металла заполняются прозрачной (дистиллированной) водой, а при заполнении их воздухом необходимо либо увеличить прочность стенок, либо обеспечить автоматически регулируемое противодавление.

Фотографирование объектов с резко выраженным рельефом поверхности, с неровностями в 10-20 см и более, в совершенно непрозрачной воде весьма трудоемко, но возможно. Для этого в ЦНИИСе разработаны специальные насадки, снабженные эластичным бортом, изготовленным из микропористой резины и поролона, который обжимает все неровности объектов по контуру иллюминатора. В одной из них пространство между объектом и передним иллюминатором осветляется чистой проточной водой. При фотографировании насадку с фотобоксом прижимают эластичным бортом к поверхности объекта. Чистая вода, подаваемая с поверхности из специального резервуара, по шлангам поступает в

перфорированные трубки, расположенные по длинным сторонам переднего иллюминатора просветляющей насадки, и отсюда попадает в приобъектное пространство. Скорость подачи и давление воды регулируются избыточным давлением воздуха, поступающего в резервуар из специальных баллонов. Рабочее давление в баллонах 150-200 атмосфер редуцируется до необходимой величины. Осветление занимает 2-3 мин. Как правило, чистая вода не перемешивается с мутной, а вытесняет ее по всему фронту в забортное пространство. Из-за выделения растворенного в промывочной воде воздуха под стеклом иллюминатора насадки могут скапливаться пузырьки и даже целые воздушные линзы. Во избежание этого по четырем углам рамки иллюминатора следует просверлить отверстии, через которые мог бы свободно выходить воздух.

При фотографировании небольших участков объекта можно пользоваться насадкой без иллюминатора, в которой мутная вода отжимается из приобъектного пространства сжатым воздухом, поступающим из баллона, закрепленного на корпусе насадки. Нижние края насадки окантованы эластичным бортом. Перед началом фотографирования внутрь насадки из баллона впускают сжатый воздух, который и вытесняет воду через неплотности прижимного борта.

Подача воздуха не прекращается и во время фотографирования. Освещение объекта обеспечивается при помощи импульсной лампы-вспышки, установленной у бокового иллюминатора с одной стороны насадки, и вспомогательного отражательного зеркала, закрепленного внутри на противоположной стороне. При помощи этой насадки были получены фотографии повреждений подводной части берегозащитного асфальтового покрытия в абсолютно непрозрачной воде (рис. 10).

Рис. 10. Фотография трещины в асфальтовом берегозащитном покрытии, полученная в совершенно непрозрачной воде при помощи насадки без иллюминатора

Подводная видеосъемка при обследовании сооружений применяется в случаях, когда необходимо получить наглядные документы о состоянии подводной части сооружения большой протяженности или площади, а также в условиях, затрудняющих фотографирование (например, на сильном течении). Видеоматериалы являются отличным иллюстративным материалом на совещаниях, конференциях и т.д.

Из серии видеокадров всегда можно выбрать такие, монтаж которых дает панораму дефекта или узла конструкции. Поэтому к отчету об обследовании, помимо видеофильма, прикладываются и фотографии.

При видеосъемке камеру надо стараться держать перпендикулярно к плоскости объекта. В спокойной воде съемку большой площади легче выполнить вертикальными ходами, стравливая и набирая воздух. При многорядной видеосъемке объекта необходимо перекрывать площадь соседнего уже отснятого ряда не менее чем на 15 %.

Промеры глубин при подводном обследовании транспортных сооружений, особенно во время работы на течении, весьма трудоемки и занимают много времени. Применение эхолотов при этом позволяет значительно повысить производительность. Работа эхолота основана на принципе измерения времени между посылкой сигнала и приемом его отражения. Электрические импульсы, выработанные генератором, подаются на вибратор, преобразовываются в акустические и излучаются в водную среду. Дойдя до препятствия, ультразвуковые колебания отражаются и снова принимаются вибратором. Затем, после преобразования в электрические, эти сигналы усиливаются и регистрируются записывающим устройством на электротермической бумаге. До последнего времени применение эхолотов при измерении глубины воды было ограничено из-за громоздкости и большого веса оборудования. Обычно к их помощи прибегали лишь в том случае, когда был велик объем работ: при изыскании на реках, при определении заносимости больших портовых акваторий. Для этих целей использовались съемные лодочные или стационарные судовые эхолоты.

В настоящее время нашей промышленностью и рядом зарубежных фирм выпускаются портативные эхолоты.

Опыт применения телевидения при обследовании сооружений показал, что производительность труда по сравнению с водолазным осмотром возрастает примерно в 2,5 -3 раза, резко повышается и качество работ.

Перед началом работ по обследованию сооружения при помощи телевизионной аппаратуры, помимо обычных подготовительных работ, выполняемых при любом обследовании, необходимо провести проверку и наладку аппаратуры, подготовить спускоподъемные устройства и направляющие (если осмотр намечено провести без водолаза), определить необходимость применения просветляющей насадки. Если передающая камера не имеет дистанционного датчика глубины, то целесообразно, особенно при осмотре конструкций, имеющих сплошные вертикальные швы, вдоль них или посекционно опускать лот линь с табличками, на которых четко обозначено расстояние от кордонного камня или от горизонта воды. В этом случае оператор сам, наблюдая по экрану, сможет определять координаты обнаруженного дефекта.

Телевизионную аппаратуру следует располагать в центре намеченного участка работ с таким расчетом, чтобы длина передающего телевизионного кабеля или длина шлангов и сигнального конца (если работа проводится с участием водолаза в вентилируемом снаряжении) позволила бы охватить по возможности наибольший участок подводной части объекта.

При подводном обследовании мостовых опор телевизионную аппаратуру удобно располагать на плавсредствах, с которых ведется погружение водолазов. При работе в легком водолазном снаряжении, когда используются обычно плавсредства небольшой грузоподъемности, видеоконтрольное устройство можно устанавливать либо на подферменной площадке опоры, либо на самом пролетном строении.

В зимнее время при работе со льда видеоконтрольное устройство следует располагать в отапливаемой будке, но в удалении от источника отопления.

Осмотр каждой стороны опоры ведется посекционно в направлении от ледореза к корме. Ширина секции определяется прозрачностью воды и назначается с учетом перекрытия ширины соседней секции не менее чем на 10 %. Для увеличения ширины осматриваемой зоны

водолаз с телевизионной камерой должен, опускаясь вертикально, в случае необходимости по указанию оператора немного смещаться в сторону, захватывая соседние участки.

Вертикальные ходы удобны для передвижения водолаза и позволяют точнее фиксировать координаты обнаруженного дефекта, однако затрудняют восприятие общей картины повреждений. Поэтому после окончания осмотра одной из сторон опоры целесообразно провести повторный горизонтальный осмотр на особо ответственных участках: по обрезу фундамента, по оголенному горизонтальному брусу надкесонной обшивки, по грунту и т.п. В ходе осмотра отдельные дефекты фотографируются и измеряются с экрана видеоконтрольного устройства.

При тщательном изучении отдельных участков объекта, требуется остановка камеры на время от 10 до 15 сек при фотографировании, и до нескольких минут при консультативном обсуждении особо важного дефекта. Эти задержки снижают среднюю скорость обследования, особенно, если объект насыщен дефектами, требующими изучения.

Применение киносъемки для увеличения скорости обследования за счет переноса окончательного исследования и осмысливания материала в камеральные условия дорого, трудоемко и может быть оправдано лишь необходимостью оценки состояния сооружения специалистами, не присутствующими при проведении обследования.

Осмотр подводной части сооружения с использованием телевизионной аппаратуры можно проводить и без участия водолаза. Для этого необходимо решить вопрос перемещения передающей камеры под водой в заданном направлении.

Для исследования дна океана и поиска затонувшей техники на больших глубинах передающие телевизионные камеры устанавливаются на самоходном шасси, управляемом с борта судна, а также подвешиваются к тросу и поворачиваются вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Эти установки сложны, громоздки и не позволяют вести осмотр вертикальных поверхностей транспортных сооружений, особенно на течении.

Спуск передающей камеры на тележке, катящейся по вертикальной поверхности подводной части сооружения, облегчает проведение осмотра, но при этом ограничивается направление и ширина осматриваемой полосы.

Обработка и оформление материалов обследования

Сведения, полученные при подводном обследовании сооружения, обрабатываются в три этапа [4].

Первый этап - предварительная обработка некоторых данных - проводится непосредственно на месте работ в течение каждого рабочего дня и заключается в расшифровке записей, в пересчете результатов измерений в общепринятые единицы измерения, в приведении относительных величин к абсолютным.

Второй этап - тщательная камеральная обработка рабочих схем, таблиц, записей, зарисовок, лент самопишущих приборов, диктофонных записей, фото- и видеоматериалов -заканчивается составлением акта обследования или отчета с необходимыми приложениями.

Третий этап обработки материалов заключается в сравнении результатов обследования с проектными данными или с данными предыдущих обследований, а также в проведении необходимых расчетов. Эта работа выполняется обычно силами технических отделов эксплуатирующих организаций. На основании материалов обследования определяется необходимость в изменении режима эксплуатации сооружения, в проведении и характере ремонта.

Во всех отчетных документах должна применяться общепринятая техническая терминология, изложение характеристики повреждения и причин его возникновения должно быть точным и лаконичным.

При оформлении результатов работы схемы вычерчивают в масштабе 1:50 или 1:100, отдельные узлы или сечения в масштабе 1:10 или 1:20, а при вычерчивании продольных и поперечных профилей русла, каменной отсыпки, дна вдоль причальных сооружений следует вертикальный масштаб принимать в 10 раз крупнее горизонтального. На схему условными обозначениями наносятся все конструктивные особенности и повреждения, обнаруженные на поверхности сооружения. При масштабном вычерчивании схемы отпадает необходимость загромождать ее множеством координат обнаруженных повреждений.

Если в сооружении осматриваются не только вертикальные, но и горизонтальные поверхности (обрез фундамента, поверхности сборных затопленных волноломов и т.п.), то, помимо профиля сооружения, необходимо вычерчивать и его план. Схему вертикальных и горизонтальных поверхностей выполняют в виде развертки. Схемы подводной части мостовых опор и отдельных оболочек обязательно вычерчивают в развернутом виде.

Вывалы камней облицовки, бутовой кладки, разрывы металлической обшивки, выступы и изломы деревянной опалубки, выколы бетона, шелушение раствора, трещины, выщелачивание раствора, потеки ржавчины, оголение и излом арматуры и обрастание сооружения наносятся на схему в соответствии с условными обозначениями (рис. 11). Условные обозначения редко встречающихся повреждений и особенностей конструкций расшифровываются в примечании.

При занесении на схему размеров повреждений или элементов сооружения следует придерживаться единой методики. У трещин показывается длина и величина раскрытия. Размеры повреждений бетонных конструкций обозначаются: на углах - по двум катетам и в глубину; на ребре - по его длине и в глубину; на поверхности - по длине, ширине и в глубину (или по диаметру и в глубину). Местные разрушения наносятся на схему условно с указанием всех размеров, а крупные дефекты вычерчиваются в соответствии с масштабом схемы. Расстояние между элементами записывается на схеме в месте замера в сантиметрах. Выступ одного элемента по отношению к другому отмечается также в сантиметрах: со знаком ( + ), если правый элемент выступает, и (-), если он втоплен. Уклоны, замеренные при помощи отвеса и линейки во время обследования, записываются в виде дроби: в числителе - верхний замер, в знаменателе - нижний. На схеме уклоны обозначаются в градусах и минутах.

| Раскрытие шоа у? нетоц 5етоннып злепттами, см

!,см 0,5 от 0,5 Зон нм

Мокрые

потеки

Расслоение

камня

облицобки

Уклон *2аЖ о сторону

берега.

т Уклон • ~2‘Ж б шорону' боды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Пример условных обозначений

Примеры оформления результатов осмотра подводной части мостовой опоры и причальной стенки приведены на рис. 12. При необходимости схемы дополняются поперечными разрезами и другими сведениями.

Если акт или отчет иллюстрируют подводными фотографиями, то на схеме следует помечать место и номер фотографии.

Снятые во время обследования отдельные видеоматериалы обрабатываются, монтируются и в случае необходимости дополняются схемами, мультипликациями, надписями или озвучиваются.

'уинеюд I ^ ЗИ ' 15

9/>лон ± !'Ю' »' ¿’ЧЯ *Г2В' -0"^Г~7'0’*Р

Рис. 12. Схемы повреждений: а - мостовой опоры (вид с правого берега); б - участка причальной стенки из массивной кладки

Безопасность при подводном обследовании транспортных сооружений

Рассмотрим рекомендации по обеспечению безопасности именно при обследовании сооружений. Эти рекомендации относятся в основном к работе в снаряжении автономного типа.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что при любом аварийном положении, возникшем при работе под водой, в любой непривычной и новой ситуации, прежде всего, необходимо сохранять самообладание.

Наилучшим видом связи водолаза с поверхностью является телефонная. С ее помощью не только ускоряется ход работы, но и значительно упрощается обеспечение водолаза. Мы не мыслим сейчас человека, работающего под водой в вентилируемом скафандре, без телефонной связи с поверхностью. Ив то же время при обследовании подводной части сооружения аквалангистами очень часто такой связи нет. Причины этому могут быть самые различные - отсутствие соответствующей аппаратуры, отсутствие навыка пользования ей, когда речь пловца, держащего во рту загубник, кажется малоразборчивой и т.д.

Погружения, как и обычно, проводятся только в составе группы, состоящей из трех человек: погружающегося, обеспечивающего и страхующего. Малая видимость под водой, а также необходимость зачастую проникать под нависающие части сооружения заставляют обеспечивающего отказаться от наблюдения за погружающимся с поверхности воды и перейти на плавсредство или на сооружение. Район плавания подводного пловца ограничен, и

обеспечивающий следит за работающим под водой по пузырям выдыхаемого воздуха. При необходимости подводного осмотра под нависающими конструкциями, когда нельзя определить местонахождение и состояние работающего под водой по пузырям, нужно пользоваться сигнальным концом. Как правило, обеспечивающий записывает все сведения о состоянии сооружения, сообщаемые аквалангистом.

Страхующий, находясь в непосредственной близости от места погружения, обязан внимательно следить за действиями и сигналами обеспечивающего и должен быть готов к немедленному погружению для оказания помощи работающему под водой.

Работа с сигнальным концом требует особой внимательности со стороны обеспечивающего, так как при лишней слабине легко зацепиться за выступающие части конструкций. Небрежность при этом может привести к опасным ситуациям. При работе с телефоном кабель при необходимости может быть использован как сигнальный конец.

Погружения нередко проводятся в непосредственной близости от судоходных путей. Поэтому во время работы человека под водой обеспечивающий должен особенно внимательно следить за окружающей обстановкой, так как проходящие мимо суда могут не заметить выставленные предупреждающие сигналы, особенно если работа ведется не с водолазного бота.

У некоторых сооружений, особенно у причалов, дно бывает сильно захламлено посторонними предметами. Подводный пловец, работающий в непосредственной близости от дна, при плохой видимости должен быть максимально осторожным. Его снаряжение, не говоря уже о сигнальном конце, имеет много выступающих частей (акваланг, манометр и пр.), которые могут зацепиться за предметы, находящиеся на дне. Особенно опасна в этом отношении полузасосанная в ил и потому неподъемная проволока, которая у причалов в изобилии разбросана отдельными кусками и бухтами. Известны случаи, когда аквалангисты при работе в таких условиях оказывались «нанизанными» на толстую проволоку, надежно зацепившуюся за аппарат. Не всем удавалось освободиться от нее собственными силами.

Если вовремя не заметить выступающие предметы и элементы конструкций, можно порвать и разгерметизировать гидрокостюм. В этом случае единственно правильным решением является немедленный выход на поверхность. Но в аналогичном положении может оказаться подводный пловец, работающий без сигнального конца.

Часто при подводном обследовании сооружений приходится работать на течении, скорость которого настолько велика, что работа под водой без применения дополнительных мер по обеспечению безопасности невозможна. При большей скорости возможность спуска и работы водолаза устанавливается в каждом отдельном случае, а при скорости больше 1,5 м/сек необходимо применять защитные устройства, уменьшающие воздействие на водолаза потока воды. При работе в легководолазном снаряжении автономного типа уже при течении свыше 0,3 м/сек рекомендуется пользоваться спусковыми и ходовыми концами.

Опыт показал, что при сильном течении необходимо иметь в полной готовности весельную шлюпку, даже если в наличии имеется катер. Если водолаза оторвало течением от сооружения, то самым маневренным в этом случае спасательным плавающим средством оказывается шлюпка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинников И.И. Особенности подводного обследования транспортных

сооружений. 1. Повреждения подводной части транспортных сооружений / И.И. Овчинников, А.А. Шеин, В.Г. Грацинский, И.Г.Овчинников, К.М. Вдовин // Интернет-журнал "Науковедение" № 6, 2013. с. 1-17.

2. Овчинников И.И. Особенности подводного обследования транспортных

сооружений. 2. Характерные повреждения опор мостовых сооружений / И.И. Овчинников, А.А. Шеин, В.Г. Грацинский, И.Г.Овчинников, К.М. Вдовин // Интернет-журнал "Науковедение" № 6, 2013. с. 1- 12.

3. Гинсбарг Р.И. Предупреждение аварий морских причальных сооружений / Р.И. Гинсбарг, И.Н. Шафир. М.: Морской транспорт, 1953. 142 с.

4. Соколов В.В. Подводное обследование транспортных сооружений / В.В. Соколов, П.П. Никитин. Изд-во «Транспорт», 1970. 152 с.

5. Овчинников И.Г. Обследование, ремонт и усиление оснований и фундаментов транспортных сооружений / И.Г. Овчинников, А.А. Шеин, А.А. Пискунов. Учебное пособие. Казань. Изд-во КазГАСА. 2005. 300 с.

6. Овчинников И.Г. Диагностика мостовых сооружений / И.Г. Овчинников, В.И. Кононович, О.Н. Распоров, И.И. Овчинников. Изд-во СГТУ. Саратов, 2003. 181 с.

7. Underwater bridge inspection. Publication No FHWA-NHI-10-027. Prepared by Collins Engineers, Inc. 123 North Wacker Drive, Suite 300 Chicago, Illinois 60606. 2010. 224 p.

8. Кириллов B.C. Эксплуатация и реконструкция мостов и труб / В.С. Кириллов, Б.Г. Ерин. - М.: Автотрансиздат, 1960. - 296 с.

9. Овчинников И.Г. Современные методы неразрушающего контроля инженерных сооружений / И.Г. Овчинников, М.В. Федоров // Учеб. пособ. для вузов. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. - 120 с.

10. Соколов В. В. Разрушение подводной части опор эксплуатируемых мостов / В.В. Соколов. Труды ЦНИИС. Вып. 11. М., 1964. 122 с.

11. Соколов В. В. Разрушение ледорезов опор эксплуатируемых мостов / В.В. Соколов // «Путь и путевое хозяйство», 1966, № 1. С. 22-25.

12. Соколов В. В. Подводное обследование опор / В.В. Соколов // «Путь и путевое хозяйство», 1960, № 7. С. 16-20.

13. Соколов В. В. Подводное телевидение контролирует качество строительства гидротехнических сооружений / В.В. Соколов // Транспортное строительство, 1963, № 12. С. 26-30.

14. Соколов О.А. Подводная киносъемка / О.А. Соколов, В.Г. Ажажа. М.: «Искусство», 1962. 76 с.

15. Жадёнова С.В. Диагностика мостов / С.В. Жадёнова, И.Г. Овчинников, Ю.П. Скачков. Учебное пособие. Пенза. ПГУАС. 2011. 208 с.

Рецензент: Столяров Виктор Васильевич, Заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта, академик РАТ, д-р. техн. наук, профессор.

REFERENCES

1. Ovchinnikov I.I. Osobennosti podvodnogo obsledovanija transportnyh sooruzhenij. 1. Povrezhdenija podvodnoj chasti transportnyh sooruzhenij / I.I. Ovchinnikov, A.A. Shein, V.G. Gracinskij, I.G.Ovchinnikov, K.M. Vdovin // Internet-zhurnal "Naukovedenie" № 6, 2013. s. 1-17.

2. Ovchinnikov I.I. Osobennosti podvodnogo obsledovanija transportnyh sooruzhenij. 2. Harakternye povrezhdenija opor mostovyh sooruzhenij / I.I. Ovchinnikov, A.A. Shein, V.G. Gracinskij, I.G.Ovchinnikov, K.M. Vdovin // Internet-zhurnal "Naukovedenie" № 6, 2013. s. 1- 12.

3. Ginsbarg R.I. Preduprezhdenie avarij morskih prichal'nyh sooruzhenij / R.I. Ginsbarg, I.N. Shafir. M.: Morskoj transport, 1953. 142 s.

4. Sokolov V.V. Podvodnoe obsledovanie transportnyh sooruzhenij / V.V. Sokolov, P.P. Nikitin. Izd-vo «Transport», 1970. 152 s.

5. Ovchinnikov I.G. Obsledovanie, remont i usilenie osnovanij i fundamentov

transportnyh sooruzhenij / I.G. Ovchinnikov, A.A. Shein, A.A. Piskunov. Uchebnoe posobie. Kazan'. Izd-vo KazGASA. 2005. 300 s.

6. Ovchinnikov I.G. Diagnostika mostovyh sooruzhenij / I.G. Ovchinnikov, V.I.

Kononovich, O.N. Rasporov, I.I. Ovchinnikov. Izd-vo SGTU. Saratov, 2003. 181 s.

7. Underwater bridge inspection. Publication No FHWA-NHI-10-027. Prepared by Collins

Engineers, Inc. 123 North Wacker Drive, Suite 300 Chicago, Illinois 60606. 2010. 224 p.

8. Kirillov B.C. Jekspluatacija i rekonstrukcija mostov i trub / V.S. Kirillov, B.G. Erin. -M.: Avtotransizdat, 1960. - 296 s.

9. Ovchinnikov I.G. Sovremennye metody nerazrushajushhego kontrolja inzhenernyh

sooruzhenij / I.G. Ovchinnikov, M.V. Fedorov // Ucheb. posob. dlja vuzov. - Saratov:

Sarat. gos. tehn. un-t, 1999. - 120 s.

10. Sokolov V. V. Razrushenie podvodnoj chasti opor jekspluatiruemyh mostov / V.V. Sokolov. Trudy CNIIS. Vyp. 11. M., 1964. 122 s.

11. Sokolov V. V. Razrushenie ledorezov opor jekspluatiruemyh mostov / V.V. Sokolov // «Put' i putevoe hozjajstvo», 1966, № 1. S. 22-25.

12. Sokolov V. V. Podvodnoe obsledovanie opor / V.V. Sokolov // «Put' i putevoe hozjajstvo», 1960, № 7. S. 16-20.

13. Sokolov V. V. Podvodnoe televidenie kontroliruet kachestvo stroitel'stva gidrotehnicheskih sooruzhenij / V.V. Sokolov // Transportnoe stroitel'stvo, 1963, №

12. S. 26-30.

14. Sokolov O.A. Podvodnaja kinos#emka / O.A. Sokolov, V.G. Azhazha. M.: «Iskusstvo», 1962. 76 s.

15. Zhadjonova S.V. Diagnostika mostov / S.V. Zhadjonova, I.G. Ovchinnikov, Ju.P. Skachkov. Uchebnoe posobie. Penza. PGUAS. 2011. 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.