Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.22(075.8)
В.Л. Попов
д-р техн. наук, профессор, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический
университет»
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Рассмотрены элементы эволюционного развития управленческого образования в последнее десятилетие. Выделены особенности подготовки менеджеров для работы в условиях инновационного развития экономики. Дана характеристика образовательных программ по подготовке инновационных менеджеров, осуществляемых как в системе высшего, так и дополнительного профессионального образования. С позиций особенностей подготовки руководителей инновационных процессов рассмотрены: программа МВА, Президентская программа подготовки управленческих кадров, магистерская программа «Менеджмент инноваций».
Ключевые слова: инновационная экономика, менеджмент, подготовка руководителей, высшая школа, программа МВА, Президентская программа, программа магистратуры.
V.L. Popov, Perm National Research Polytechnic University
PECULARITIES OF MANAGEMENT TRAINING FOR INNOVATION ECONOMICS
Abstract. The elements of the evolutionary development of management education in the last decade. The features of training managers to work in conditions of innovative economic development. The characteristics of educational programs to prepare innovative managers, both in the system of higher and further professional education. From the positions of the features of innovative leadership development processes considered: MBA, Presidential Management Training Programme, Master's program "Innovation Management".
Keywords: innovative economics, management, management training, higher school, MBA program, Presidential program, master program.
Если верить официальной статистике, то производительность труда в российской промышленности в три раза ниже, чем производительность труда в странах с развитой экономикой, а по уровню инновационной активности Россия существенно отстает даже от стран, не являющихся лидерами экономики. Этим фактам есть объяснение, но проблема существует, является очень злободневной, и требует своего решения. Известен лозунг «Кадры решают все!», поэтому рассмотрим путь решения этой проблемы через решение кадрового вопроса: стране нужны высокоэффективные управленческие кадры, обеспечивающие ускоренное развитие экономики.
Существенный шаг в этом направлении был сделан в 90-е годы 20 века: в стране сформировалась система подготовки управленческих кадров. В рамках программы «Развитие управления» Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров и Государственным университетом управления была создана 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». С позиций инновационного развития экономики особенно ценными оказались два модуля: Модуль 7 «Управление инновациями» и Модуль 8 «Управление проектами и программами». В вузах открылись новые специальности и направления, открылась Президентская про-
78
№ 8 (24) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
грамма подготовки управленческих кадров, на базе вузов и частных образовательных учреждений сформировалась система подготовки управленцев высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования (МВА)». Несмотря на такие системные мероприятия, интегральные результаты для экономики страны остались далеки от ожидаемых результатов. Появился избыток людей, имеющих экономическое и управленческое образование, некоторые образовательные учреждения в угоду своим коммерческим интересам не обеспечивали требуемого качества подготовки управленческих кадров для новой экономики.
Понимая проблему и необходимость инновационного развития страны, Правительство Российской Федерации в 2006 году утверждает «Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». Стратегия была сформирована в период стабильного роста мировой экономики. Однако избыточный оптимизм разработчиков и финансовый кризис 2008 года привели к тому, что основные целевые показатели Стратегии развития науки и инноваций оказались невыполненными. С учетом этого, в 2010 году была принята скорректированная «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая была разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года. В этом документе отдельно прописан раздел «Инновационный человек», где, сформулированы задачи по подготовке кадров для инновационной экономики, в том числе, сделан упор на необходимости придания образованию инновационного характера, необходимости обучения инновационному предпринимательству.
Опыт личного участия автора в реализации образовательных программ «Мастер делового администрирования» в различных школах бизнеса с 2000 года в качестве члена МАП (Межрегиональная ассоциация преподавателей), входящей в состав РАБО (Российская ассоциация бизнес-образование), показывает, что превалирующее большинство программ ориентирует слушателя на традиционные вопросы управления бизнесом. Однако изучение вопросов инновационного развития экономики остаются на втором плане. В качестве исключения следует отметить программы Факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, ГУ - Высшей школы экономики, МФТИ. Вместе с тем, изучение мирового опыта ведущих бизнес-школ показывает, что они как раз уделяют очень большое внимание изучению таких вопросов, как управление исследованиями и разработками, венчурное финансирование, что необходимо для инновационного развития экономики.
Президентские программы подготовки управленческих кадров являются хорошим источником пополнения кадров для новой экономики. Отметим, что Программы подразделяются на категории: А, Б и В. Программы категории «А» называются «Проектно-ориентированными». Отличаются они тем, что слушатели не только получают необходимые компетенции, но выполняют и внедряют конкретные проекты инновационного развития предприятий, которые направляют их на учебу. Практика личного участия автора в реализации одной из таких региональных программ, начиная с 2006
№ 8 (24) - 2013
79
Проблемы экономики и менеджмента
года, показывает, что здесь очень высока доля инновационных проектов слушателей, направляемых на учебу с предприятий ОПК (оборонно-промышленный комплекс). Объясняется это наличием государственной программы по модернизации предприятий указанного профиля. Остальные слушатели Президентской программы (с предприятий малого и среднего бизнеса) предпочитают выполнять традиционные проекты с невысоким уровнем новизны и риска. Базовой дисциплиной для слушателей Президентской программы категории «А» является дисциплина «Управление инновационными проектами», которая преподается с использованием технологии обучения действием. В соответствии с рекомендациями Международных стандартов системно изучаются такие области знаний, как управление содержанием, сроками, стоимостью, качеством, командой, коммуникациями, рисками, поставками проекта. Далее каждая из перечисленных областей знаний более глубоко раскрывается в отдельной дисциплине.
В апреле 2013 года в г. Перми на базе Пермского национального исследовательского политехнического института проведен межрегиональный семинар, где был обобщен опыт практического применения проектно-ориентированных программ подготовки руководителей, и сделаны соответствующие выводы и рекомендации.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС-3) подготовка студентов по программам высшего профессионального образования осуществляется по двум уровням: подготовка по бакалаврским программам и подготовка по магистерским программам. Переход от образовательных стандартов второго к образовательным стандартам третьего поколения ознаменовал смену парадигм обучения. Если в рамках стандартов второго поколения приоритет отдавался знаниям, то в рамках стандартов третьего поколения - компетенциям. Причем, под компетенциями понимается совокупность знаний, умений, владений, навыков, способностей. Сегодняшний выпускник вуза должен, в первую очередь, уметь применить полученные знания и способности для достижения поставленных целей. В общем виде структура магистерской программы ФГОС-3, например, по направлению «Менеджмент» выглядит следующим образом: общенаучный цикл 5-12 кредитов; профильный цикл 45-55 кредитов; практики и НИР 45-55 кредитов; итоговая государственная аттестация 5-15 кредитов. Всего - 120 кредитов; один кредит - 36 часов учебной нагрузки. Из приведенных нормативов видно, что основное внимание уделяется профильной подготовке, а также научно-исследовательской работе. Причем, профильная подготовка по менеджменту ФГОСом регламентирована достаточно слабо -всего 18 кредитов (пять дисциплин), то есть особая роль в формировании образовательной программы принадлежит вузу в лице выпускающей кафедры.
В 2011 году на кафедре менеджмента и маркетинга, имеющей основное направление научной деятельности «Управление инновациями», разработана магистерская программа «Менеджмент инноваций» и осуществлен первый набор двух групп студентов для подготовки их как по очной, так и по заочной форме обучения. При формировании содержания магистерской программы (автор статьи - руководитель программы)
80
№ 8 (24) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
использован как международный опыт реализации подобных программ (университеты Австрии, Г ермании, США, Финляндии), так и отечественный опыт.
Особенности содержательной части образовательной программы «Менеджмент инноваций» ПНИПУ заключаются в следующем:
• Для каждого магистранта после его зачисления составляется индивидуальный учебный план, который учитывает направление его будущей профессиональной деятельности.
• В образовательном процессе предусматривается применение технологий коучинга, включающего применение тренингов; наставничества; экспертного и процессного консалтинга; элементов психотерапии.
• Предусматривается посещение региональных выставок инноваций в различных сферах профессиональной деятельности.
• Введено в практику участие студентов в научно-исследовательских работах, выполняемых сотрудниками выпускающей кафедры.
• Регламентируется обязательное опубликование студентами результатов своих исследований; выступление с докладами на конференциях различного уровня.
• Организуются стажировки за рубежом.
Учитывая ориентацию в подготовке магистров на управление инновационной деятельностью, в базовый учебный план включены такие междисциплинарные курсы, как «Инновационное предпринимательство и коммерциализация научных разработок», «Управление знаниями», «Управление проектами и разработкой продукта», «Маркетинг инноваций» и др. Учитывая веление времени, часть курсов преподается на английском языке. Для получения опыта практической деятельности предусмотрены две практики: организационно-управленческая и педагогическая, а также научно-
практическая работа в студенческом бизнес-инкубаторе. Для получения опыта публичных выступлений предусмотрено проведение междисциплинарного семинара.
Индивидуальному наставничеству уделяется особое внимание. Уже на начальном этапе обучения к каждому студенту прикрепляется «индивидуальный тренер» из числа профессоров кафедры. К учебному процессу магистров привлекается 12 докторов наук, профессоров, четверо из которых являются руководителями верхнего уровня управления реального сектора экономики (директора и их заместители). При таком закреплении студенты достигают неплохих результатов. Так, по итогам цикла обучения магистранты первого набора опубликовали в среднем по 3 научные работы, включая статьи из перечня Высшей аттестационной комиссии, и совместными усилиями сформировали основу коллективной монографии «Методы поиска и осуществления инноваций».
В 2011 году все студенты группы очной формы обучения были подключены к выполнению реальной научно-исследовательской работы (НИР), направленной на совершенствование системы управления предприятия оборонно-промышленного комплекса. Результаты их исследований по изменению корпоративной культуры инновационного предприятия были включены в итоговый отчет вуза по НИР. В 2012-2013 годах студен-
№ 8 (24) - 2013
81
Проблемы экономики и менеджмента
ты изучали инновации в различных отраслях путем посещения региональных выставок, таких, как «Станки и инструменты», «Строительная техника», «Отдых и туризм», «Техника жилищно-коммунального хозяйства», «Сварочное производство», «Нефть и газ» и др. В мае 2012 и 2013 года две группы магистрантов очной формы обучения прошли двухнедельные стажировки в Чехии. В 2013 г. студенты прослушали весьма полезный цикл лекций, таких как: «Новая Европейская стратегия «Европа-2020», «Направления инновационной политики Европейского Союза», «Предприниматели и инноваторы в Чешской республике», «Инновационная корпоративная культура». Часть студентов выступила с докладами на Международной научно-практической конференции «Менеджмент инноваций и устойчивое развитие компаний». Весьма познавательным было посещение Торгового представительства России в Чехии, ЧЕХИНВЕСТА, заводов «ШКОДА», известной пивоваренной компании СТАРОПРАМЕН.
Разработчики программы уделяют большое внимание налаживанию международных контактов с целью возможной миграции студентов и получения ими двойного диплома. Установлены контакты с Университетом прикладных наук АНХАЛЬТ (Германия) и Пражским экономическим университетом (Чехия). В июне 2013 года прошла успешная защита магистерских диссертаций студентов первого набора программы «Менеджмент инноваций», которая показала, что, несмотря на широкий разброс тем представленных работ, все они выполнены в сфере менеджмента инноваций, обладают научной новизной, практической ценностью и имеют явно выраженное прикладное значение.
Таким образом, на примерах программы «Мастер делового администрирования», Президентской программы и магистерской программы показаны особенности подготовки управленческих кадров для инновационной экономики.
82
№ 8 (24) - 2013