Научная статья на тему 'Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучащихся'

Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1116
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / FINANCIAL LITERACY / TEACHER TRAINING / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Т.Ф, Кальней В.А.

Обосновывается актуальность овладения финансовой грамотностью как одной из клю чевых компетенций выпускника школы, определяются ее структура и содержание, опи сываются подходы к ее формированию. Раскрываются особенности организации подго товки учителей к формированию финансовой грамотности посредством создания эко номической практико-ориентированной среды на основе социального партнерства шко лы, профессиональных общественных и некоммерческих организаций, регулирующих органов и бизнес-структур, профильных вузов и колледжей. Описываются наиболее продуктивные технологии, основанные на интерактивном взаимодействии участни ков образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Т.Ф, Кальней В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teacher training in the formation of financial literacy of pupils

The article explains the relevance of mastering financial literacy as a key competence of the graduate school, are determined by its structure and content, and describes approaches to form ing. The peculiarities of the training of teachers for the formation of financial literacy through the creation of economic practice-oriented environment based on social partnership schools, professional public and non-profit organizations, regulatory authorities and business organiza tions, specialized universities and colleges. It describes the most productive technologies based on interactive communication participants in the educational process

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучащихся»

ференции «Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации», Москва, 6 ноября 2009 г. / под общ. ред. А.В. Иванова. М.: АПКиППРО, 2009. С. 45-52. 5. Торохтий В.С., Видерман Н.С. Психология

социальн о-педагогической деятельности: учебное пособие. М.: НПФ «Смысл», 2007.282 с.

6. Sven Trygged & Vladimir S. Torokhtiy. Putting Children First? Stockholm: University, 2008. 76 p.

УДК 371.13

Т.Ф. СЕРГЕЕВА, В.А. КАЛЬНЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ

Обосновывается актуальность овладения финансовой грамотностью как одной из ключевых компетенций выпускника школы, определяются ее структура и содержание, описываются подходы к ее формированию. Раскрываются особенности организации подготовки учителей к формированию финансовой грамотности посредством создания экономической практико-ориентированной среды на основе социального партнерства школы, профессиональных общественных и некоммерческих организаций, регулирующих органов и бизнес-структур, профильных вузов и колледжей. Описываются наиболее продуктивные технологии, основанные на интерактивном взаимодействии участников образовательного процесса.

Ключевые слова: финансовая грамотность, подготовка учителя, практико-ориентиро-ванный подход, социальное партнерство.

The article explains the relevance of mastering financial literacy as a key competence of the graduate school, are determined by its structure and content, and describes approaches to forming. The peculiarities of the training of teachers for the formation offinancial literacy through the creation of economic practice-oriented environment based on social partnership schools, professional public and non-profit organizations, regulatory authorities and business organizations, specialized universities and colleges. It describes the most productive technologies based on interactive communication participants in the educational process.

Key words: financial literacy, teacher training, practice-oriented approach, social partnership.

В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России [1], осуществляется процесс разработки и внедрения программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддержи-

© Сергеева Т.Ф., Кальней В.А., 2015

вается Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития и рядом других международных организаций. Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейско-

го союза и Организацией экономического сотрудничества и развития актуальной задачей общественного развития [4].

В этой связи подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития государства.

Финансовая грамотность представляет собой комплекс знаний, умений, навыков и установок в финансовой сфере, личностных социально-психологических характеристик, совокупность которых определяет способность и готовность человека к выполнению различных социально-экономических ролей: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Структура финансовой грамотности выпускника школы может быть представлена двумя составляющими: базовой и специфической, отражающей набор социально-экономических ролей.

Базовая составляющая финансовой грамотности состоит из представлений о способах достижения финансового благополучия, долгосрочного финансового планирования, понимания личной ответственности за свое финансовое благополучие. Кроме этого, необходимо понимание принципов деятельности основных финансовых институтов и особенностей основных финансовых продуктов и услуг.

Формирование базовой составляющей должно начинаться в начальной школе и продолжаться в течение всей жизни человека.

Сформированность финансовой грамотности на этапе завершения среднего образования предполагает овладение специфическими компетенциями, необходимыми для эффективного выполнения конкретных социально-экономических ролей. Специфические ролевые компетенции следует рассматривать как «надстройку» над базовой составляющей.

Финансовая грамотность базируется на системе личностных социально-психологических особенностей и нравственно-этических установок, таких как ответственность, уверенность в себе в условиях неопределенности, креативность, коммуникабельность, бережливость, нацеленность на успех, толерантность, адаптивность.

Сформированность компетенций в финансовой сфере определяет эффективность финансового взаимодействия ученика с обществом в различных финансово-экономических ситуациях, сформированность личностных характеристик - степень комфортности такого взаимодействия. Социальные роли выполняют функцию посредничества между ним и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы.

Период школьного возраста сопровождается формированием «плана» жизни - в соответствии со своими способностями ученик формулирует конкретные жизненные цели и приступает к поиску эффективных путей их реализации. На этом этапе у ученика возникает потребность долгосрочного финансового планирования как важной части жизненного плана. В старших классах активно формируется профессиональная ориентация ученика. Ответ на вопрос «Кем быть?» оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека,

включая его финансовое благополучие в будущем. Выбирая профессию, ученик в числе прочих факторов рассматривает возможность карьерного роста как средства повышения собственного благосостояния. В условиях рыночной экономики молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп в вопросах личной финансовой безопасности. Это предопределяет необходимость разработки стратегии личной финансовой безопасности и управления возможными рисками. Актуальными становятся вопросы личной финансовой ответственности и эффективного управления долгами.

Очевидно, что процесс формирования финансовой грамотности необходимо строить на основе практико-ориентированного подхода, который позволяет раскрыть связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.

Сущность практико-ориентированно-го подхода к обучению финансовой грамотности заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся [5].

Деятельность педагогов в процессе формирования финансовой грамотности должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать школьников, научить анализировать, активизировать процесс получения и усвоения знаний, приобретение необходимых для жизни навыков и компетенций, професси-

ональная ориентация учащихся. Соответственно должна строиться и подготовка учителя к организации работы по формированию финансовой грамотности учащихся.

Наиболее продуктивно эта работа может быть осуществлена посредством создания экономической практико-ори-ентированной образовательной среды (ЭПОС), позволяющей расширить образовательное пространство, привлекая к процессу обучения профессиональные общественные и некоммерческие организации, регулирующие органы и бизнес-структуры, профильные вузы и колледжи для обеспечения практической составляющей обучения (Н.Н. Калинина, Н.В. Топешкина, А.С. Прутченков и С.Е. Урванцева [3]). Социальное партнерство, которое возникает при формировании ЭПОС, позволит учителю стать не просто транслятором финансовых знаний, а активно включиться в процесс их освоения, приобретая собственный опыт.

Такой подход требует использования в подготовке учителя интерактивных технологий обучения, сущность которых заключается в обеспечении активного взаимодействия с субъектом обучения (ведущим, тренером, руководителем). Интерактивное обучение предполагает хорошо организованную обратную связь субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. При использовании интерактивных технологий обучения невозможно неучастие обучаемых в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания [2].

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии заключаются в следующем.

1. Понимание, что совместная учебная деятельность приносит пользу каждому.

2. Активное взаимодействие и тесный контакт участников друг с другом.

3. Индивидуальная ответственность каждого за овладение предложенным материалом и ответственность за помощь другим.

4. Развитие навыков работы в команде.

5. Оценка успешности проведенной работы.

Одной из форм интерактивных технологий выступает игра, целью которой является изменение и улучше-

ние моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей. В подготовке учителя эффективны методы, которые наиболее реалистичны, в частности деловые игры и ролевые игры, в ходе которых происходит формирование навыков принятия решения в конкретной ситуации экономического поведения.

Предложенный подход будет эффективным как при подготовке учителя в вузе, так и при его повышении квалификации в процессе освоения дополнительных профессиональных программ.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Национальный проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». URL: http://koi.www.minfin.ru/ru/om/fingram /news/index.php

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002.272 с.

3. Программа ЭПОС как методологическая

основа инновационного развития школьного экономического образования / Н.Н. Калинина, Н.В. Топешкина, А.С. Прутченков [и др.] // Экономика в школе. 2011. № 2. С. 5-14.

4. Проект ОЭСР по вопросам финансового образования. URL: http://www.oecd.org/ dataoecd/61/47/46238943.pdf

5. Сергеева Т.В. Образовательные модели формирования финансовой грамотности в системе общего образования // Академический вестник. Научно-публицистический журнал АСОУ. 2014. № 1. С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.