Научная статья на тему 'Особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников'

Особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ФИЛОЛОГ / УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / THE STUDENT-PHILOLOGIST / THE TEACHER OF RUSSIAN / READINESS / PROFESSIONAL TASKS / AESTHETIC EDUCATION / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ешкина Н. И.

В статье рассматриваются особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников. Описываются наиболее эффективные пути такой подготовки в новых образовательных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation of students philologists to the solution of professional tasks on aesthetic upbringing of schoolchildren. In article features ofpreparation of students philologists to the solution ofprofessional tasks on aesthetic upbringing of schoolchildren. The most effective ways of such preparation in new educational conditions are described.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Н.И. Ешкина

В статье рассматриваются особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников. Описываются наиболее эффективные пути такой подготовки в новых образовательных условиях.

Ключевые слова: студент-филолог, учитель русского языка, подготовка, профессиональные задачи, эстетическое воспитание, школьники

Features of preparation of students philologists to the solution of professional tasks on aesthetic upbringing of schoolchildren.

In article features ofpreparation of students philologists to the solution ofprofessional tasks on aesthetic upbringing of schoolchildren. The most effective ways of such preparation in new educational conditions are described.

Keywords: the student-philologist, the teacher of Russian, readiness, professional tasks, aesthetic education, schoolchildren

В современных условиях понимание эстетического воспитания как целенаправленной профессиональной деятельности педагога по созданию условий для развития и саморазвития эстетической культуры воспитанника предъявляет к личности учителя-филолога совокупность профессиональных требований, понимаемых нами как профессиональная готовность к деятельности по эстетическому воспитанию школьников, и определяет особые запросы к его подготовке в стенах вуза.

Так, сегодня учитель-филолог должен готовить учеников к усвоению предметных результатов программ по русскому (родному) языку и литературе в эстетической сфере: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; понимание образной природы

литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса и т.д. [1]. Такие высокие требования обуславливают изменение вектора подготовки будущих учителей русского языка и литературы в стенах педагогического вуза.

Так, бакалавр 050100 «Педагогическое образование» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

в области научно -исследовательской деятельности:

- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов [2].

Таким образом, учитывая задачи, описанные в стандартах, мы можем выделить комплекс профессиональных задач, решаемых учителем-филологом в области эстетического воспитания школьников:

Так, мы можем выделить ряд профессиональных задачи на:

- диагностику: отслеживание уровня сформированности у учащихся системы эстетических знаний; отслеживание уровня сформированности у учащихся эстетических ценностей и корректировка пути его совершенствования; определение уровня сформиро-ванности у учащихся поведенческого компонента в области эстетического воспитания и определение пути его изменения;

- целеполагание: выделение во всех видах деятельности учителя-филолога задач эстетического воспитания;

- проектирование: отбор текстов, обладающих эстетической ценностью; выбор адекватных уроку средств эстетического воспитания; подбор материалов, обладающих эстетическим содержанием (материал, способный эмоционально воздействовать на учеников); выбор актуальных методов работы со школьниками в области эстетического воспитания; выбор адекватных форм работы со школьниками в области эстетического воспитания; определение эффективных технологий работы по эстетическому воспитанию школьников; проектирование уроков, внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе с использованием интегративных связей; вычленение условий перехода личности школьника с одного уровня эстетического развития на другой;

- организацию: организация творческой работы эстетического характера с учениками по русскому языку и литературе;

- анализ: отслеживание уровня сформированности у учащихся системы эстетических знаний; отслеживание уровня сформированности у учащихся эстетических ценностей и корректировка пути его совершенствования; определение уровня сформиро-ванности у учащихся поведенческого компонента в области эстетического воспитания и определение пути его изменения; осмысление своей профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию школьников; самоанализ эффективного использования содержания изучаемого материала, особенностей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в классе, оформления класса, культуры речи, внешнего вида и т.д.

Реализация данных задач осуществляется на двух уровнях подготовки: теоретическом и практическом.

В рамках теоретической подготовки будущих учителей русского языка и литературы к эстетическому воспитанию школьников центральное место принадлежит блоку педагогических дисциплин.

Изучение педагогических дисциплин конкретизируют собой цель данной подготовки: освоение студентами системы педагогических знаний становление ценностного отношения к ним как к основе личного педагогического кредо будущего учителя; развитие эстетическо-педагогического мышления как способа вычленения и решения профессиональных педагогических задач в реальной образовательной ситуации и т.д.

Успешная реализация данных направлений основана с оптимизацией внутрипредметных и межпредметных связей и взаимосвязи педагогических дисциплин с блоком филологических и культурологических дисциплин

Дисциплины предметной, филологической подготовки способствуют постижению не только научного содержания предметов русский язык и литература, но также их дидактического и воспитательного смысла их изучения в школе с точки зрения целей образования. Особое значение, в этой связи, принадлежит курсам «Методика преподавания литературы» и «Методика преподавания русского языка».

Рассмотрение культуры в целом и ее подсистем, в частности, ее сопряжение с гуманитарными дисциплинами (философией, социологией, эстетикой, культурологией) открывают возможности для новой интерпретации эстетических ситуаций и фактов, эстетического творчества будущего учителя.

Содержание подготовки студентов-филологов к эстетическому воспитанию школьников осуществляется в процессе различных форм организации учебной деятельности, основными из которых являются лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа с литературой, зачеты, экзамены, а также система внеаудиторной работы.

В ходе лекций студенты знакомятся с основными идеями, понятиями, эстетического воспитания, подходами к анализу педагогических процессов и явлений. Так, например, в изучении модуля «Теоретическая педагогика» формируется представление различных сторонах такого сложного общественного явления, каким является процесс воспитания (цель и задачи вос-

питания; различные стороны воспитательного процесса (среди которых, важное место принадлежит эстетическому воспитанию), его содержание, формы и методы в современной школе, взаимодействие с процессом обучения, его возможности и пределы, итоги и показатели результативности.

На семинарских занятиях осуществляется конкретизация теоретических положений на основе использования различной литературы и личного опыта студентов. Основные формы проведения семинаров: «мозговой штурм», «круглый стол», «заседание экспертной группы», «мини-конференция», «форум», «дебаты» и др. Так, например, в рамках модуля «Теоретическая педагогика» на семинарском занятии рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», «художественное воспитание», определяются сущность и задачи эстетического воспитания в школе. Студенты пробуют раскрыть роль и значение русского языка и литературы в решении задач эстетического воспитания школьников, описывают возможные пути реализации творческих способностей учащихся в процессе эстетического воспитания, приводят примеры из личного опыта (Какая роль отводилась эстетическому воспитанию в вашей школе?).

На лабораторно-практических занятиях отрабатывается применение теоретических положений на практике; осуществляется теоретический анализ школьной жизнедеятельности и усвоение приемов педагогической деятельности путем обсуждения педагогических ситуаций эстетической направленности, выявления и поиска оптимального решения педагогических задач, прогнозирование возможных

результатов решения, планирование и конструирование элементов педагогического процесса; проводится работа с научными, художественными и публицистическими текстами.

Основное назначение самостоятельной работы студентов - углубленное самостоятельное ознакомление с альтернативными педагогическими идеями, концепциями и технологиями; самостоятельная работа предполагает выполнение ряда заданий различной сложности, а также выбор из предложенного списка источников для изучения и конспектирования при написании курсовой работы. Так, в разделе модуля «Теоретическая педагогика» в рамках самостоятельной работы студенты выполняют эссе на темы «Система эстетического воспитания в школе моей мечты», «Роль и значение эстетического воспитания в формировании личности» (по выбору).

Таким образом, теоретической базой подготовки будущих учителей русского языка и литературы к эстетическому воспитанию школьников являются педагогические дисциплины («Педагогика» (модули «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика»), филологические дисциплины (ядро «Методика преподавания литературы», «Методика преподавания русского языка»), социально-гуманитарные науки (эстетика, культурология и др.).

К практическому этапу подготовки будущих учителей-филологов к эстетическому воспитанию школьников можно отнести педагогические практики.

Так, педагогические практики являются важными этапом практической

подготовки будущих учителей-филологов к эстетическому воспитанию школьников, поэтому можно выделить следующие профессиональные задачи, которые должен научиться решать будущий учитель русского языка и литературы: отслеживание уровня сфор-мированности у учащихся системы эстетических знаний; отслеживание уровня сформированности у учащихся эстетических ценностей и корректировка пути его совершенствования; определение уровня сформированности у учащихся поведенческого компонента в области эстетического воспитания и определение пути его изменения; отбор текстов, обладающих эстетической ценностью; выбор адекватных уроку средств эстетического воспитания; подбор материалов, обладающих эстетическим содержанием (материал, способный эмоционально воздействовать на учеников); выбор актуальных методов работы со школьниками в области эстетического воспитания; выбор адекватных форм работы со школьниками в области эстетического воспитания; определение эффективных технологий работы по эстетическому воспитанию школьников; проектирование уроков, внеклассных мероприятий по русскому языку и ли-

тературе с использованием интегра-тивных связей; вычленение условий перехода личности школьника с одного уровня эстетического развития на другой; организация творческой работы эстетического характера с учениками по русскому языку и литературе; осмысление своей профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию школьников; самоанализ эффективного использования содержания изучаемого материала, особенностей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в классе, оформления класса, культуры речи, внешнего вида.

Таким образом, соединение двух уровней - теоретического и практического - способствует наиболее эффективной подготовке будущих учителей русского языка и литературы к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников.

Литература:

1. ФГОС: Основное общее образование [Электронный ресурс] // Шр/^ашЗаг!:. edu.ru - [Дата обращения - 25.01.2012]

2. ФГОС ВПО [Электронный ресурс] // http://www.fgosvpo.ru - [Дата обращения - 20.01.2012]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.