УДК 378.14:53 ББК Ч 486.51
В. Ю. Проклова
Особенности подготовки студентов-бакалавров физико-математического образования к реализации предпрофильной подготовки учащихся по физике
В статье описаны возможные подходы к подготовке студентов-бакалавров физико-математического образования к реализации предпрофильной подготовки учащихся по физике. Раскрыты особенности данной подготовки в рамках методических курсов, в период педагогической и учебно-исследовательской практик, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, во внеаудиторной работе студентов.
Ключевые слова: Предпрофильная подготовка учащихся по физике, методическая подготовка бакалавров физико-математического образования.
V. Y. Proklova
Peculiarities of preparation of physical and mathematical education undergraduates for realization
of pre-profile physics training of pupils
Possible approaches to the preparation of the students - Bachelors of Physics and Mathematics Education for realization of the preprofile training of the pupils for Physics are described in the article. The features of this training within the methodical courses, pedagogical, teaching and research practice, while writing term papers and graduation theses, during extracurricular work of the students are revealed.
Key words: preprofile training of the pupils for Physics, methodical preparation of the Bachelors of Physics and Mathematics Education.
Современной школе необходимы специалисты, способные реализовывать на практике одно из перспективных направлений модернизации школьного образования - предпрофильную подготовку учащихся основной школы.
Под предпрофильной подготовкой понимается система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования (выбору профиля) и подготовке их к обучению в средней (полной) школе [3].
В результате осуществления предпрофильной подготовки у учащихся основной школы должна быть сформирована личностная позиция, которая отражает инициативное и ответственное отношение к продолжению образования в средней (полной) школе, его целям, смыслу и результатам, к самому себе и учителю, к одноклассникам и учебной деятельности [1].
В условиях организации предпрофильной подготовки учащихся учитель должен быть не просто специалистом высокого уровня, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов обучения);
- завершение профильного самоопределения выпускников основной школы и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в рамках соответствующего профиля обучения в средней (полной) школе.
В связи с этим подготовка будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки по физике в основной школе является одной из важных и актуальных проблем современной профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.
Подготовка будущих учителей физики к реализации предпрофильной подготовки по физике может вестись:
1) в рамках курса «Технология и методика обучения физике»
• на специально организуемых семинарско-практических занятиях (например, «Предпрофильная подготовка учащихся средствами учебного предмета «физика»», «Новые средства оценивания учебных и личностных достижений учащихся по физике в системе предпрофильной подготовки»);
• на занятиях курса «Технология и методика обучения физике», раскрывающих отдельные элементы методики реализации предпрофильной подготовки учащихся при обучении физике;
2) целенаправленно в рамках специальных методических курсов, например методического курса «Предпрофильная подготовка учащихся (на примере учебного предмета «физика»)»;
3) во время прохождения студентами учебно-исследовательской и педагогической практики в школе;
4) при написании курсовых и выпускных квалификационных работ методического характера;
З) во внеаудиторной работе студентов, например в рамках кружка по методике обучения физике (схема).
Перечисленные направления подготовки будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки в основной школе на базе учебного предмета «физика» гармонично вписываются в целостный процесс профессиональной подготовки студентов в вузе. При этом для каждого направления характерны свои цели, содержание, методы, формы, средства обучения, оценка результатов подготовки будущих учителей физики.
Кратко охарактеризуем каждое из направлений.
Согласно учебной программе курса «Технология и методика обучения (физика)» [3] в разделе «Организационный блок» выделены следующие элементы содержания программы:
- предпрофильная подготовка учащихся по физике. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке;
- современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников при обучении физике в школе.
Для реализации указанных элементов содержания в учебном процессе с целью подготовки будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки по физике возможно проведение специально организуемых семинарско-практических занятий. Примерные темы занятий могут быть следующие: «Предпрофильная подготовка учащихся средствами учебного предмета «физика»»; «Новые средства оценивания учебных и личностных достижений учащихся по физике в системе предпрофильной подготовки».
Схема. Направления подготовки будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки в основной школе на базе учебного предмета «физика»
Наряду с указанными занятиями подготовка будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки по физике возможна на лекционных и семинарско-практических занятиях в рамках курса «Технология и методика обучения физике», раскрывающих отдельные элементы методики реализации предпрофильной подготовки учащихся при обучении физике. В таблице представлены вопросы для рассмотрения на лекционных и семинарско-практических занятиях по курсу «Технология и методика обучения физике» в аспекте предпрофильной подготовки и даны задания для организации самостоятельной работы студентов.
7S
Таблица
Подготовка будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки по физике в курсе
«Технология и методика обучения физике»
Тема занятия Вопросы для рассмотрения в аспекте предпрофильной подготовки Задания для самостоятельной работы студентов
Лекционные занятия
Системы физического образования в общеобразовательных учреждениях. Содержание и структура курса физики основной школы Курс физики основной школы как основа для обучения физике в профильной школе Провести сравнительно-сопоставительный анализ стандартов по физике для основного и среднего (полного) образования. Результат выполнения задания представить в виде таблицы, сделать вывод о возможностях курса физики в предпрофильной подготовке учащихся
Целеполагание в школьном курсе физики Подготовка учащихся к выбору профиля обучения и к обучению в средней (полной) школе как основная цель предпрофильной подготовки по физике Предложить формулировки целей обучения физике в аспекте предпрофильной подготовки
Самостоятельная работа учащихся по физике Роль и особенности организации самостоятельной работы учащихся в условиях предпрофильной подготовки учащихся Предложить систему самостоятельной работы учащихся по физике в рамках курса по выбору
Технологии обучения школьников физике Технологии обучения физике школьников в условиях предпро-фильной подготовки Найти материалы, посвященные использованию учителями-практиками конкретной технологии обучения физике (технологии проектной, исследовательской деятельности, информационные и коммуникационные технологии, технологии лич-ностно ориентированного обучения и т. п.) в условиях предпрофильной подготовки
Деятельность учителя физики, направленная на развитие личности учащихся при обучении физике в школе Педагогическое руководство социально-профессиональной адаптацией личности ученика выпускных классов основной школы при обучении физике Найти в психолого-педагогической, методической литературе информацию о факторах, влияющих на социальнопрофессиональную адаптацию личности ученика. Сделать аннотации найденных материалов
Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников при обучении физике в школе Специфика средств оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников, применяемых учителем физики в условиях пред-профильной подготовки (например, портфолио и др.) Найти в периодической литературе материалы, посвященные использованию в процессе обучения технологии портфолио
Формы организации процесса обучения учащихся физике в современной школе Виды организационных форм обучения в системе предпрофильной подготовки. Предпрофильные итоговые занятия как современный тип урока физики Разработать сценарий урока физики, одна из основных целей которого - осуществление предпрофильной подготовки учащихся по физике
Внеурочная работа по физике в современной школе Предпрофильная подготовка учащихся по физике. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке Провести анализ программ курсов по выбору на материале учебного предмета «физика». Результат выполнения задания представить в виде таблицы
Семинарско-практические занятия
Технологии планирования работы учителя физики Планирование деятельности учителя физики по осуществлению предпрофильной подготовки учащихся Составить план работы учителя физики на учебный год по реализации предпрофильной подготовки учащихся
Тема занятия Вопросы для рассмотрения в аспекте предпрофильной подготовки Задания для самостоятельной работы студентов
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) при обучении учащихся физике Информационные и коммуникационные технологии в системе пред-профильной подготовки учащихся по физике Найти в сети Интернет сайты, посвященные предпрофильной подготовке учащихся по физике. Провести оценку материалов, представленных на данных сайтах
Организация мотивационной деятельности учащихся на уроках физики Мотивация учащихся как внутренний фактор, влияющий на социально- профессиональную адаптацию личности при обучении физике Разработать сценарии мотивационных этапов уроков физики в аспекте предпрофильной подготовки учащихся
Активные формы обучения учащихся физике Возможности активных форм обучения для достижения целей пред-профильной подготовки учащихся по физике Написать сценарий урока физики с использованием активных форм обучения с выраженной направленностью: а) на физико-математический профиль обучения, б) на социально-экономический профиль обучения
Проектная технология в школьном курсе физики Педагогические возможности проектного обучения в предпрофиль-ной подготовке учащихся по физике Познакомиться с публикациями периодической печати по проблеме проектной деятельности учащихся в рамках пред-профильной подготовки. Подготовить аннотации 2-3 статей
Современный урок физики. Технологии подготовки учителя к проведению урока по физике в основной школе Технологии подготовки учителя физики к проведению предпро-фильных итоговых занятий Предложить темы предпрофильных итоговых занятий по физике, разработать сценарий предпрофильного итогового занятия по физике по одной из предложенных тем
Подготовка будущих учителей физики к осуществлению предпрофильной подготовки по физике в период учебно-исследовательской практики нашла отражение в форме одного из учебноисследовательских заданий базового уровня специальной программы исследования [3], реализуемой студентами на практике: «Провести анкетирование по проблеме предпрофильной подготовки по физике учащихся основной школы. Выявить учеников, проявляющих интерес к физико-математическому профилю обучения. Выяснить, каким образом учитель физики осуществляет предпрофильную подготовку учащихся средствами учебного предмета «физика» (наличие плана работы по организации предпрофильной подготовки по физике, формы работы, результаты и т. п.)».
Выполняя данное учебно-исследовательское задание, студент пользуется либо готовыми опросниками из многочисленной литературы по предпрофильной подготовке, либо составляет текст опросника самостоятельно. Результаты выполнения задания представляются математически и графически.
Во время прохождения студентами педагогической практики в школе они осуществляют урочную и внеурочную работу по физике. В связи с этим особую важность приобретает не только осуществление предпрофильной подготовки учащихся на уроках физики, но и внеклассная работа по профориентации учащихся. Внеучебная работа по предмету «физика», ориентированная на выбор учащимися профиля обучения, может представлять собой экскурсии по физике профориентационного характера, учебные конференции по физике, ролевые, деловые игры, диспуты, круглые столы, физические вечера и другие формы мероприятий по физике.
Подготовка студентов-бакалавров физико-математического образования к организации пред-профильной подготовки на материале учебного предмета «физика» может осуществляться при написании курсовых работ, выпускных квалификационных работ методического характера. Курсовые и выпускные квалификационные работы представляют собой самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по тому или иному аспекту пред-профильной подготовки, аргументированные обобщения и вывод.
Возможна следующая тематика курсовых работ: «Учебная конференция как возможная форма организации предпрофильных итоговых занятий по физике в основной школе», «Курсы по выбору на материале учебного предмета "физика"», «Экологическое образование учащихся в рамках курса по
SO
выбору "Ядерное излучение и жизнь"», «Организация самостоятельной работы учащихся в рамках курса по выбору "Механические колебания и волны"», «Портфолио - новый механизм аттестации выпускников основной школы» и т. п.
Тематика выпускных квалификационных работ бакалавров физико-математического образования по проблеме предпрофильной подготовки по физике может быть следующая: «Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: теория и практика», «Курсы по выбору в системе предпро-фильной подготовки учащихся по физике», «Предпрофильные итоговые занятия как компонент системы предпрофильной подготовки по физике», «Современные средства оценивания достижений школьников по физике в рамках предпрофильной подготовки» и т. п.
Внеаудиторная работа студентов предоставляет ряд возможностей в подготовке бакалавров физико-математического образования к реализации предпрофильной подготовки учащихся по физике в основной школе, например в рамках кружка по методике обучения физике.
Несколько занятий кружка (3-4 занятия) можно объединить в цикл под общим названием «Неделя в жизни школьника в рамках предпрофильной подготовки по физике».
Помимо рассмотренных выше направлений имеется возможность вести подготовку студентов к реализации предпрофильной подготовки учащихся по физике в основной школе целенаправленно на занятиях специальных методических курсов, например в рамках курса «Предпрофильная подготовка учащихся (на примере учебного предмета "физика")». Рассматриваемый курс целесообразно предлагать студентам для изучения на 4 курсе.
Специальный методический курс «Предпрофильная подготовка учащихся (на примере учебного предмета "физика")» позволяет решать важнейшую проблему современного высшего педагогического образования: подготовка компетентных, творческих специалистов, способных работать в условиях постоянного обновления современного образования; подготовка будущего учителя физики к работе в основной школе в условиях предпрофильной подготовки учащихся.
Структурно курс состоит из шести разделов:
1 раздел. Профильное обучение в современной школе.
2 раздел. Предпрофильная подготовка учащихся в современной школе.
3 раздел. Курсы по выбору в системе предпрофильной подготовки.
4 раздел. Курсы по выбору на материале учебного предмета «физика» в системе предпрофиль-ной подготовки.
5 раздел. Предпрофильные итоговые занятия по физике в системе предпрофильной подготовки.
6 раздел. Технологии организации предпрофильной подготовки.
Таким образом, реализация предпрофильной подготовки учащихся по физике в образовательном процессе основной школы влечет за собой необходимость рассмотрения подготовки бакалавров физико-математического образования к осуществлению предпрофильной подготовки в основной школе как необходимого элемента целостной системы подготовки будущих учителей физики.
Список литературы
1. Десненко С. И. Формирование личностной позиции учащихся на уроках физики / / Физика в школе. 2009. № 4. С. 4-10.
2. Теория и практика организации предпрофильной подготовки I под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003. 110 с.
3. Проклова В. Ю. Подготовка будущего учителя физики к реализации в основной школе системы пред-профильной подготовки учащихся по физике: учеб. пособие | Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2010. 154 с.
4. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. М., 2003. 26 с.
S1