Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НАПИСАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НАПИСАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПИСЬМЕННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ / MENTAL RETARDATION / HIGH SCHOOL STUDENTS / WRITTEN CREATIVE WORKS / PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафутдинова М.Д.

Данная научная статья посвящена изучению особенностей подготовки старших школьников с умственной отсталостью к написанию письменных, творческих работ. В ходе исследования автором статьи обоснованы особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью, а также охарактеризованы основные методы и приемы подготовки старших школьников с умственной отсталостью к написанию письменных, творческих работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарафутдинова М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARING SENIOR STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES TO WRITE WRITTEN, CREATIVE WORKS

This scientific article is devoted to the study of the features of preparing senior students with intellectual disabilities to write written, creative works. In the course of the study, the author of the article substantiates the features of the psychophysical development of children with mental retardation, as well as describes the main methods and techniques for preparing older students with mental retardation to write written, creative works.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НАПИСАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ»

УДК 376.1

Шарафутдинова М.Д.

студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» Научный руководитель: Тен Е.П.

доцент

кафедра специального (дефектологического) образования

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НАПИСАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация: Данная научная статья посвящена изучению особенностей подготовки старших школьников с умственной отсталостью к написанию письменных, творческих работ. В ходе исследования автором статьи обоснованы особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью, а также охарактеризованы основные методы и приемы подготовки старших школьников с умственной отсталостью к написанию письменных, творческих работ.

Ключевые слова: умственная отсталость, старшие школьники, письменные творческие работы, психофизического развитие.

M. Sharafutdinova student

Crimean engineering and pedagogical Institute of THE Republic of Kazakhstan Fevzi Yakubov University»

Scientific adviser: E. Ten associate professor Department of special (defectological) education

Russia, Simferopol

FEATURES OF PREPARING SENIOR STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES TO WRITE WRITTEN, CREATIVE

WORKS

Annotation: This scientific article is devoted to the study of the features of preparing senior students with intellectual disabilities to write written, creative works. In the course of the study, the author of the article substantiates the features of the psychophysical development of children with mental retardation, as well as describes the main methods and techniques for preparing older students with mental retardation to write written, creative works.

Key words: mental retardation, high school students, written creative works, psychophysical development.

Специальное образование сегодня имеет устойчивую тенденцию к определению и совершенствованию приоритетных направлений его дальнейшего развития, связанных, в первую очередь, с последующей разработкой методологии осуществление коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной, коррекционно-развивающей работы. Особое место в учебном процессе специальных школ для умственно отсталых детей занимает изучение языка и формирование у учащихся навыков письма и чтения.

Специальная методика преподавания русского языка как самостоятельной дисциплины в XXI веке выполняет одну из важнейших задач - формирование речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью. Принимая за основу концептуальные основы развития специального речевого образования, современные исследователи предлагают различные методы и формы работы, применяемые на уроках русского языка в специальной школе [1].

В основе использования специальной методики русского языка определены концептуальные основы, которые имеют, бесспорно, первоочередное значение, однако языковедческая наука постоянно развивается, накапливая современный методический опыт преподавания русского языка, методы и формы работы с умственно отсталыми детьми оттачиваются, понятийная база расширяется и совершенствуется, практическая работа на уроках русского языка в школе выходит на первый план [3].

Актуальным остается вопрос определения современных практических методик, используемых на уроках русского языка в специальной школе для обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития -умственной отсталостью [2].

По мнению В.В. Воронковой: «Умственная отсталость - это выраженное, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения головного мозга» [3, с. 21].

Значительные трудности формирования навыков письма объясняются, прежде всего, характерной для умственно отсталых учащихся недостаточностью фонематического анализа, которая затрудняет процесс разделения слов на части и препятствует точному распознаванию каждого из выделенных звуков. Анализируя слова, дети не выделяют некоторых звуков. Чаще всего это гласные, которые не отделяются детьми от согласных. Вследствие этого ученики пропускают гласные. Во многих случаях школьники смешивают акустически сходные звуки и поэтому неправильно обозначают их на письме [6].

Многие учащиеся специальной (коррекционной) школы с большим трудом овладевают техникой письма. Причина этого во многих случаях заключается в расстройствах или недостатках координации соответствующих движений мелких мышц, в недоразвитии мышц пальцев, неустойчивости всей кисти руки. Даже и в тех случаях, когда у детей нет

особо резких двигательных нарушений, они пишут буквы с большим напряжением [4].

Умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети длительное время не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное всегда может быть прочитано любым грамотным человеком.

В процессе обучения дети осваивают каллиграфию, учатся переводить печатные буквы в прописные и благодаря этому могут переписывать тексты из книги. Однако они не всегда могут повторить то, что написали, не умеют писать под диктовку. Для них главным в письме являются красиво выведенные буквы. Они не читают и не осмысливают того, что пишут. Переписывают они побуквенно, потому что допускают большое количество ошибок и быстро устают [5].

В зависимости от причин, которые вызывают нарушение письма, учеников вспомогательной школы можно разделить на разные группы. У одних школьников большое количество ошибок обусловлено различными трудностями в формировании фонематических восприятий и представлений, у других-трудностями в овладении правильным произношением. У значительной части учащихся вспомогательной школы возникновение ошибок напрямую связано с нарушениями моторики. У многих детей нарушения письма зависит от расстройства внимания, неуравновешенности поведения. По характеру ошибок эти ученики значительно отличаются друг от друга.

Учащимся с двигательными нарушениями трудно овладеть техникой письма и грамотным письмом. У этих детей неровные буквы, сильный нажим. Они пропускают буквы, слова, элементы букв, не дописывают слова и предложения, могут добавить лишний элемент или букву, или слово.

Овладение навыками письма требует также знание правил написания слов и предложений, а также осознание важности пользования ими. Усвоение каждого орфографического правила является сложной задачей. Низкий уровень умственного развития создает препятствия для понимания даже простых правил [1].

Большой сложностью для учащихся с умственной отсталостью является самостоятельное написание сочинения. Ученики употребляют преимущественно простые предложения. Сложные предложения встречаются в их произведениях редко, они неправильно построены, являются громоздкими. Школьникам сложно выражать временные, причинные и условные связи, употреблять союзы.

Учить детей составлять сочинения - одна из самых актуальных проблем современной лингводидактики. Через сочинение учителю легче понять внутренний мир ребенка, познать его. Сочинение заставляет ребенка систематизировать свои мысли, учит красиво и правильно их выражать, обогащает речь [3].

Система творческих работ в старших классах коррекционной школы представляет собой совокупность устных рассказов и письменных сочинений.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, потому что они проводятся в основном в связи с чтением художественных текстов, что и определяет их методику. Все сочинения в специальной (коррекционной) школе, устные и письменные составляются по плану. От готовых планов дети обращаются к коллективному составлению плана, а затем и к самостоятельной работе над ним. Составление плана поможет школьникам систематизировать свои мысли, выразить их в определенной логической последовательности [4].

В процессе подготовки к написанию сочинений учитель формулирует вопросы подготовительной беседы. Основные задачи такой беседы -систематизировать наблюдение и впечатление детей, определиться в своем отношении к фактам, которые будут положены в сюжет произведения. Если произведение будет составляться по сюжетным рисункам или экранным пособиям, то добираются вопросы для выяснения их содержания.

Первым шагом является выбор темы произведения, а при планировании на длительный период - определение тематики произведений, рассказов. Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в тексте. Она определяет отбор материала: фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Дети любят яркие, эмоциональные, образные заголовки. Ведь понимание темы, в частности, зависит от того, как она предлагается: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если ученикам предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее глубоко, пишут о отдельные детали, часто не связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы-один из типичных недостатков детских рассказов. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Другими словами, тема оказывается неточно понятой. Первое условие хорошего сочинения - это правильная работа над темой, ее глубокое понимание и уместно раскрытие [2].

Выводы. Таким образом, умственно отсталые школьники с большим трудом и на низком уровне овладевают связной письменной речью. Эта форма речевой деятельности предполагает высокую степень развитии преднамеренных психических процессов, которой не достигают олигофрены. Эффективность коррекции, направленной на нарушение письма и снижения количества дисграфических ошибок на письме, будет зависеть от уровня сформированности психических функций и устной речи учащегося с умственной отсталостью, которые являются структурными компонентами письма.

Использованные источники:

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. / А.К. Аксенова. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.

2. Алышева, Т.В. Олигофренопедагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алышева. - М.: Дрофа, 2018. - 396 с.

3. Воронкова, В.В. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы. / В.В. Воронкова - М.: Просвещение, 2011. - 245 с.

4. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 2017. - 104 с.

5. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). - М.: Просвещение, 2016. - 363 с.

6. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.