Особенности подготовки специалистов
в области раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на рынке
ценных бумаг
Зуева А.С.*
The present article discusses the features of training specialists in the sphere of detection and investigation of crimes on the securities market. The author reveals the actual problems of stuff training for the units, which fight with economic crimes.
CJ 01
О СЧ
О О
о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
В период с 2000 по 2009 г. Россия стала абсолютным мировым лидером по размерам роста фондового рынка. Тогда индекс московской биржи ММВБ вырос более чем в 8 раз. Такой необоснованный рост, спровоцированный массовыми спекулятивными сделками, в 2008 г. вызвал финансовый кризис.
В посткризисный период на рынок ценных бумаг были направлены крупные государственные финансовые потоки. Так, объем вливаний в 2009 г. составил более 3 трлн руб., что неизбежно повлекло за собой еще большую активизацию деятельности криминальных структур на фондовом рынке.
В современных условиях существенная часть экономических, финансовых, налоговых и даже коррупционных преступлений совершается с применением ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг, которые используются преступниками при совершении преступлений, можно выявить при анализе преступлений данной категории. Для Москвы (за шесть лет) ими являются в 28,8 % случаев облигации, в 21,2 % — векселя, в 12,7 % — акции, на остальные виды ценных бумаг (чеки, сберкнижки и др.) приходится 37,3 %. Эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации) широко используются для легализации незаконных доходов и уклонения от уплаты налогов1.
Необходимо признать, что приоритетными направлениями органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности инвестиционной деятельности на сегодняшний день являются:
> предупреждение, оперативное выявление и пресечение преступлений на
рынке ценных бумаг, включая факты финансового мошенничества, подделки ценных бумаг, нарушение практики ведения реестра владельцев ценных бумаг. В условиях повышенных криминально-коррупционных угроз на фондовом рынке обостряется проблема его экономической безопасности;
> противодействие использованию инвестиционной сферы для легализации доходов, полученных преступным путем, и направление их на финансирование организованной преступности и терроризма. Ввиду того, что для рынка ценных бумаг характерны скорость, гибкость и оперативность, с которыми может проходить торговля ценными бумагами, возможность осуществления трансакций, практически не признающих национальных границ, и невозможность определения подозрительных сделок среди миллиона добросовестных, фондовые операции становятся привлекательным каналом для легализации доходов из криминальных источников;
> предупреждение рейдерских захватов предприятий через рынок ценных бумаг. Данное направление деятельности представляется актуальным в силу того, что рейдерские захваты все чаще проводятся путем манипуляций с реестром владельцев ценных бумаг применением института номинальных держателей акций. Такое явление, как захват предприятий с использованием фондовых инструментов, ведет к неустойчивости института собственности на рынке ценных бумаг, создает
Заместитель начальника научно-исследовательского отдела АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.
колоссальные риски для инвесторов и разрушительным образом воздействует на акционерную собственность, тем самым раскачивает устойчивость рынка;
> предупреждение и противодействие манипулированию рынком, использованию инсайдерской информации на рынке ценных бумаг и иным преступлениям в данной сфере, включая новые составы преступлений, введенные федеральными законами: № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»2 и № 224-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3. В этой связи особое значение приобретает усиление мер противодействия экономическим преступлениям, совершаемым с помощью ценных бумаг, которые причиняют огромный материальный ущерб экономике государства и создают финансовую подпитку для деятельности организованных преступных групп. Преступления, посягающие на интересы владельцев ценных бумаг, характеризуются повышенной общественной опасностью в связи с тем, что наносят ущерб как участникам рынка, так и экономике в целом, увеличивая инвестиционные риски и ухудшая инвестиционный климат.
За 2009—2010 гг. было принято несколько изменений в УК РФ, предусматривающих ужесточение ответственности за преступления, совершенные на рынке ценных бумаг (нарушение порядка учета прав на ценные бумаги; манипулирование рынком ценных бумаг; воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг; фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества), что является весьма предсказуемым после финансового кризиса 2008 г., наступившего из-за накопившихся проблем на фондовом рынке. Существенная часть поправок вступает в силу в 2013 г. К этому времени МВД России требуются специалисты, обладающие знаниями в области организации деятельности профес-
сиональных участников фондового рынка (брокеров, дилеров, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов) и способные применить их на практике при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых посредством инсайдерской информации и манипулирования рынком.
Вместе с тем, несмотря на созданную правовую базу защиты рынка ценных бумаг от преступных посягательств, практика по привлечению к ответственности за преступления на организованном рынке ценных бумаг ничтожно мала. В настоящее время противоправные действия на российском фондовом рынке в основном остаются безнаказанными по действующим статьям УК РФ. Так, за последние пять лет в сфере злоупотребления на фондовом рынке было возбуждено только одно уголовное дело по ст. 185.1 УК РФ («Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах»), которое так и не дошло до суда. Хотя Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации (далее — ФСФР России) ежегодно регистрирует несколько тысяч правонарушений в сфере рынка ценных бумаг, большинство из которых относятся к учету прав на ценные бумаги (незаконные операции с реестром), корпоративному управлению и раскрытию информации об акционерных обществах. Несмотря на установление фактов правонарушений, ни сам пострадавший, ни государственный орган, регулирующий финансовые рынки, защитить права акционеров и инвесторов в абсолютном большинстве случаев не может, поскольку это является прерогативой правоохранительных органов, куда и поступают сведения из ФСФР России, но из-за недостаточной отлажен-ности взаимодействия государственных ведомств при защите прав инвесторов уголовные дела не возбуждаются.
Данное обстоятельство объясняется и отсутствием квалифицированных кадров в области выявления преступлений, совершаемых в сфере выпуска и обращения ценных бумаг. В настоящее время органы внутренних дел испытывают дефицит специалистов, обладающих специальными знаниями в области финансового рынка. Даже по тем решениям, которые основаны на существующих нормах уголовной ответственности, практика пока еще скупа, что обусловливает недостаток ее аналитических обобщений.
сч
О!
О СЧ
О О
о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
Как уже было отмечено выше, работа правоохранительных органов по этим направлениям в значительной мере затрудняется отсутствием юридического понимания, соответствующего масштаба кри-миногенности рынка ценных бумаг, общественной опасности и вреда от совершаемых на нем экономических преступлений, а также низким уровнем качества профессиональной подготовки.
Все это предполагает осмысление, обоснование и разработку новой, адекватной складывающимся условиям системы подготовки кадров органов внутренних дел в области раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг. Важнейшей задачей становится приведение в соответствие вопросов потребности в кадрах, их подготовки и современных угроз инвестиционной сферы, в которых этот процесс необходимо реализовывать.
Проведение учебных занятий по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, необходимо проводить на базе материалов взаимодействия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контролирующие функции в данной области, а именно о:
> нарушениях законодательства об инвестициях и преступлениях в сфере инвестиционной деятельности;
> принятых мерах по их пресечению;
> результатах проводимых проверок, существующих преступных схемах. Так, в результате проведенного анализа практики совершения операций по легализации денежных средств на рынке ценных бумаг Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны типовые схемы отмывания преступного дохода на рынке ценных бумаг.
Кроме того, причиной высокой ла-тентности преступлений на рынке ценных бумаг является отсутствие методических и научных исследований по данному направлению. Поэтому все чаще из подразделений органов внутренних дел в Академию экономической безопасности МВД России (далее — Академия) приходят заявки на проведение научно-исследовательских работ по темам, связанным с выявлением и расследованием преступлений, совершаемых в финансово-кредитной сфере.
Хотелось бы остановиться на одной из них. В 2010 г. в Академии по заявке
ГУВД по г. Москве на основе полученных материалов из ГИАЦ МВД России, ДЭБ МВД России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, практических наработок сотрудников подразделений по налоговым преступлениям при ГУВД по г. Москве и Московской области было проведено исследование на тему «Выявление налоговых преступлений на рынке ценных бумаг».
В работе подробно описаны схемы уклонения от налогообложения с использованием векселей, способы минимизации налогообложения через профессиональных участников на рынке ценных бумаг. Проведен анализ выявления возможных преступных схем, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов на рынке ценных бумаг, легализации денежных средств с использованием брокерских компаний. Обозначена роль профессиональных участников рынка ценных бумаг в сокрытии полученной прибыли и выведении денежных средств из-под налогообложения. Детально рассмотрены формы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов.
В результате изучения сотрудниками положений научно-исследовательской работы на занятиях по служебно-боевой подготовке и использования в практической деятельности, доля выявленных сотрудниками подразделений по налоговым преступлениям ГУВД по г. Москве налоговых преступлений на рынке ценных бумаг (от общего количества зарегистрированных преступлений по данной линии) возрастает. Так, за июнь—октябрь 2010 г. удельный вес налоговых преступлений, выявленных на рынке ценных бумаг, увеличился с 13,4 до 14,6 %. Поэтому следует доводить результаты таких исследований до курсантов и слушателей.
В современных условиях МВД России необходимы специалисты, обладающие навыками выявления преступлений, совершаемых посредством инсайдерской информации и манипулированием рын-ком(каким рынком?), так как именно такие правонарушения являются первопричиной нестабильности национального финансового рынка. В результате безнаказанными остаются лица, получающие многомиллионные доходы, причиняющие своими действиями ущерб не только отдельным добросовестным инвесторам, но и ставящие под угрозу обеспечение экономической безопасности государства.
Поэтому для предупреждения повторения финансового кризиса является целесообразным своевременное выявление фактов нарушения прав инвесторов на фондовом рынке, что невозможно без соответствующей подготовки кадров.
В существующей системе подготовки кадров МВД России в области экономической безопасности сотрудники получают высшее образование отдельно по юридическим или экономическим специальностям. Будущим юристам преподаются общие дисциплины в области уголовного права, уголовно-процессуального права, оперативно-разыскной деятельности, при этом остаются без внимания узконаправленные дисциплины в сфере финансовой и экономической деятельности. Вместе с тем на экономических факультетах ощущается недостаток в уголовно-правовых дисциплинах, приводящий к тому, что новоиспеченные выпускники не в состоянии применить на практике в оперативно-служебной деятельности свои знания в области налогообложения и финансов.
Проведение мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, довольно затруднительно по причине отсутствия достаточной информации. Хотя профессиональные участники фондового рынка и обязаны сообщать о подозрительных трансакциях, их отчеты зачастую не соответствуют реальному объему рынка.
Поэтому сотрудники подразделений экономической безопасности органов внутренних дел должны обладать знаниями, присущими специалистам на рынке ценных бумаг базовой категории. Имея такие навыки, они способны отличить легитимную финансовую деятельность от криминальной деятельности.
Данные специальные познания необходимы еще и потому, что даже такое распространенное преступление, как хищение путем мошенничества с использованием ценных бумаг, отличается от иных видов мошеннических действий, что связано с особенностями ценной бумаги как предмета преступного посягательства, спецификой функционирования рынка ценных бумаг и его законодательной регламентации как элемента обстановки совершенного преступления.
Лица, обвиняемые в совершении преступлений на рынке ценных бумаг, как правило, имеют высшее образование. 82 % обвиняемых имеют высшее образование, 18% — неполное среднее. Они об-
>
ладают специальными знаниями в сфере выпуска и обращения ценных бумаг, а также сведениями о состоянии контроля и надзора за соблюдением законодательства в данной сфере, о способах борьбы правоохранительных органов с административными правонарушениями4.
Приведенные данные свидетельствуют о достаточно высоком интеллектуальном уровне преступников и позволяют говорить об их подготовленности не только к совершению преступления, но и к достаточно активному противодействию правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступных посягательств на рынке ценных бумаг.
Профессионализм сотрудников органов внутренних дел не должен уступать уровню подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности коммерческих организаций (отождествляет!!!):
> высшее экономическое и юридическое образование;
знание уголовного и налогового законодательства, законодательства о бухгалтерском учете и об административной ответственности, основ гражданского и трудового законодательства;
свободное оперирование первичными бухгалтерскими документами, чтение бухгалтерского баланса предприятия и других форм бухгалтерской отчетности;
знание банковских систем; опыт документирования правонарушений и преступлений в сфере экономики;
навыки ревизионной работы, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом, все изложенное обусловливает необходимость качественного улучшения существующей системы подготовки кадров для подразделений экономической безопасности и выработки направлений совершенствования образовательного процесса.
Понятно, что существующие государственные образовательные стандарты не позволяют проводить профессиональную подготовку в комплексе по экономическим и юридическим курсам. Вместе с тем, учитывая особенности ведомственного образования и принимаемую блоч-но-модульную систему в рамках разрабатываемых федеральных государственных образовательных стандартов профессио-
>
> >
>
сч
О!
О СЧ
О О
о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
у
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
нального образования третьего поколения, представляется необходимым введение факультативных дисциплин с целью формирования навыков борьбы с преступлениями, совершаемыми на финансовых рынках в форме отдельных модулей (нарушение прав акционеров; нарушение прав инвесторов при оказании услуг в профессиональной деятельности на фондовом рынке; нарушение имущественных прав владельцев эмиссионных ценных бумаг; нарушение прав государства как акционера и инвестора; нарушение имущественных прав инвесторов в области коллективных инвестиций; нарушение интересов иных участников рынка ценных бумаг; нарушение интересов владельцев неэмиссионных ценных бумаг; нарушение интересов инвесторов в области финансирования строительства жилья и первичного рынка жилой недвижимости; запрещенные торговые практики).
В рамках таких модулей следует сформировать технологии анализа преступлений и оценку ущерба, нанесенного в результате противоправных действий в предпринимательской среде, включающую четкую юридическую квалификацию всей массы преступлений на рынке ценных бумаг. Кроме того, является актуальной разработка ситуационного анализа, направленного на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере инвестиционной деятельности.
Таким образом, одной из стратегических задач реформирования органов внутренних дел являются формирование эффективной школы кадров для подразделений по противодействию экономическим преступлениям и обеспечение прочной связи финансовых и юридических знаний на всех этапах подготовки и переподготовки кадров для системы МВД России.
Основными направлениями кадровой политики должны стать интеграция образовательного процесса в реализации узкопрофессиональной деятельности и переход к непрерывному образованию сотрудников органов внутренних дел в условиях постоянно обновляющегося уголовного законодательства в области привлечения к ответственности за преступления в сфере экономической деятельности5.
В целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершаемым на финансовом рынке, необходимо принять меры по повышению про-
фессионального уровня сотрудников, закрепленных за данной линией работы.
В связи с этим требуется разработать и реализовать комплекс организационных, методических и практических мер, направленных на формирование системы обучения сотрудников органов внутренних дел на базе сотрудничества вузов системы МВД России и учебных центров, аккредитованных ФСФР России.
Указанные меры направлены на усиление межведомственной координации и взаимодействия между ФСФР России и МВД России, формирование на базе профильных образовательных учреждений органов внутренних дел специализированных направлений по выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности, укрепление кадрового потенциала, методологической основы противодействия финансовой преступности.
Прежде всего на базе Академии, являющейся единственным вузом системы МВД России, осуществляющим подготовку сотрудников органов внутренних дел в сфере экономической безопасности и противодействия экономической и налоговой преступности, необходимо скорректировать тематические планы дисциплин профильной направленности, таких как «Методология и методика противодействия преступлениям, посягающим на финансово-кредитную сферу», «Расследование преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности» и т.д. с учетом:
1) внедрения в учебный процесс (на лекционных занятиях) результатов научно-исследовательских работ, проводимых в Академии по заявкам подразделений органов внутренних дел, а также диссертационных исследований;
2) развития навыков слушателей и курсантов по анализу рынка ценных бумаг (например, по выявлению подозрительных сделок, совершаемых на бирже) на базе Ситуационного центра Академии (в режиме онлайн) на практических занятиях;
3) привлечения к проведению семинарских занятий сотрудников подразделений экономической безопасности органов внутренних дел, сотрудников Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, работни-
ков учебных центров, функционирующих при данных федеральных органах исполнительной власти. Таким образом, успех раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, в значительной степени зависит от уровня теоретической подготовки и наличия у сотрудников правоохранительных органов специальных знаний в области гражданского, коммерческого, корпоративного, банков-
ского и других отраслей права, основ бухгалтерского учета и аудита, экономического анализа, регулирования фондового рынка. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость учета в ходе подготовки кадров специфики функционирования сегментов рынка ценных бумаг, в том числе особенностей выпуска и обращения отдельных видов ценных бумаг, других аспектов правового регулирования фондового рынка.
Литература и примечания
1. Русанов Г.А. Преступления на рынке ценных бумаг: монография. М.: ЮРКОМПАНИЯ, 2011. С. 133.
2. Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 208. 3 ноября.
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 168. 30 июля.
4. Валласк Е.В. Мошенничество с использованием ценных бумаг: ретроспективный анализ, криминалистическая характеристика и программы расследования. СПб.: издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. С. 86.
5. МВД России: вчера, сегодня, завтра / Р.Г. Нургалиев. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 231.
сч
О!
О СЧ
О О
о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со