Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов-бакалавров в условиях модернизации образования на примере ЮТИ ТПУ'

Особенности подготовки специалистов-бакалавров в условиях модернизации образования на примере ЮТИ ТПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛИСТ-БАКАЛАВР / INTEGRATED / INDUSTRIAL PRACTICE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIALIST BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильященко Д. П., Бибик В. Л.

В статье представлены некоторые элементы подготовки кадров в системе интегрированного образования «вуз-предприятие», что является одним из механизмов достижения конкурентоспособности и востребованности выпускников в современных производственных условиях России. Особенностью интегрированной системы образования в Юргинском технологическом институте (филиале) Томского политехнического университета является максимальная интеграция учебного процесса, производственной деятельности и научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильященко Д. П., Бибик В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of specialists-bachelors training in conditions of education modernization realized by Yurga Institute of Technology Tomsk Polytechnic University

This article presents some elements of training in the system of integrated education «university-enterprise», which is one of the mechanisms to achieve competitiveness and demand for graduates in modern industrial conditions of Russia. Integrated feature of the education system in Yurga Institute of Technology, Tomsk Polytechnic University is the maximum integration of the educational process, production activities and research work.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов-бакалавров в условиях модернизации образования на примере ЮТИ ТПУ»

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций "

Д. П. Ильященко, заместитель зав. кафедрой

кафедра сварочного производства,

Технологический институт

Томского политехнического университета,

г. Юрга, Россия,

В. Л. Бибик, канд. тех. наук,

зам. директора по учебной работе,

Технологический институт

Томского политехнического университета,

г. Юрга, Россия,

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ На примере ЮТИ ТПУ

В современных условиях быстроразви-вающихся технологий образование принимает интегральный характер, конечным результатом которого является не программы, образовательные стандарты и методики, а реальные личности, которые могут стать главными движущими силами устойчивого экономического роста каждого региона и в целом страны. Поэтому современные выпускники технических университетов должны не только использовать полученные и накопленные знания, а быть состоявшимися личностями, готовыми к решению инновационных задач, направленных на развитие экономического потенциала России.

Удовлетворение потребности в квалифицированных специалистах для высокотехнологичных производств, где выполняются работы с применением сварочных технологий при строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов, подконтрольных Ростехнадзору (ОПО), остается одной из трудноразрешимых проблем для руководителей предприятий. В настоящее время рынок труда остро нуждается именно в квалифицированных специалистах. В то же время квалификация выпускников университетов, получивших

классическое инженерное образование, не удовлетворяет работодателей, так как программы обучения студентов не успевают за быстрым развитием производственных технологий. Разрыв между теоретическими знаниями выпускников университета и подлежащими освоению умениями и практическими знаниями в области сварочного производства, необходимыми для выполнения производственных функций, с каждым годом становится все более ощутимым1.

В структурном подразделении Национального Исследовательского Томского политехнического университета — Юргинском технологическом институте (ЮТИ ТПУ) с 1 сентября 2011 года используется интегрированная модель (таблица 1) подготовки бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение» профиль «Оборудование и технология сварочного производства».

Инженерно-производственная подготовка приобретает особую значимость в связи с изменениями, которые внесены в ФГОС ВПО-3 согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая №1657 следующего содержания: «По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с ква-

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Модель подготовки бакалавров, реализуемая в ЮТИ ТПУ

Курс Семестр Вид обучения

1 1 Обучение с отрывом от производства

2 Обучение с отрывом от производства

2 3 Обучение с отрывом от производства

4 Обучение с отрывом от производства

3 5 Обучение с отрывом от производства

6 Обучение с отрывом от производства

4 7 Обучение без отрыва от производства

8 Обучение без отрыва от производства

Выпускная квалификационная работа

лификацией (степенью) «бакалавр» присваивается звание «бакалавр-инженер».

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, направленных на реализацию основных положений Болонского процесса, представлены перечни общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны демонстрировать выпускники по соответствующим направлениям подготовки.

Специальные же компетенции в большинстве случаев каждый университет формирует самостоятельно исходя из собственных представлений о требованиях работодателей к выпускникам вуза. В статье «Обоснование специальных компетенций подготовки специалистов по профилю "Оборудование и технология сварочного производства"», опубликованной в журнале «Сварочное производство» в 2012 г. авторы Коробцов А. С., Лукьянов В. Ф., Сатарова М. В. провели сопоставление и анализ специальных компетенций профиля подготовки «Оборудование и технология сварочного производства» по направлению «Машиностроение», сформулированных в образовательных программах различных технических университетах России, показали, что они существенно разнятся и во многих случаях слабо связаны с требованиями промышленности. Выработан-

Современные выпускники технических университетов, должны не только использовать

полученные и накопленные знания, а быть состоявшимися личностями готовыми к решению инновационных задач, направленных на развитие экономического потенциала России.

профиля «Оборудование и технология сварочного производства» подчеркивают значимость практической подготовки.2 Именно практическая подготовка формирует производственные компетенции и решает следующие задачи:

— укреплять и углублять теоретические знания, необходимые студентам технического вуза для эффективной работы в условиях современного производства;

— прививать навыки практической реализации теоретических знаний в вопросах организации управления производственными процессами и трудовыми коллективами;

— обеспечивать использование выпускников технического вуза на производстве

= в соответствии с их деловыми и личностными качествами и потребностями предприятия.

Система интегрированных связей между ЮТИ ТПУ и предприятиями и компаниями Российской Федерации предполагает, что ор-ганизационно-методи-ческое взаимодействие предприятий и вуза является многокомпонентным и непрерывным, эффективность его доказана при подготовке студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства», поэтому выпускники кафедры сварочного производства после окончания обучения востребованы на крупных предприятиях, работающих

ные единые специальные компетенции для в нефтегазовой или машиностроительной

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций "

Рисунок 1. Динамика распределения выпускников ЮТИ ТПУ специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства»

Рисунок 2 — Аналитический обзор мест работы выпускников 2011 год (по состоянию на 05.03.2013)

отрасли, расположенных как в Кемеровской области, так в других регионах России (см. рисунок 1, 2).3 Специфика подготовки бакалавра по направлению 150700 «Машиностроение» профиль «Оборудование и технология сварочного производства» включает в себя подготовку универсального специалиста, готового работать на предприятиях различной отраслевой направленности.

Для организации учебного процесса при переходе на ФГОС 3-го поколения были разработаны:

— учебные планы с гибкой системой профессиональной подготовки;

— рабочие программы учебных дисциплин инженерно-производственной подготовки;

— учебные пособия и методические разработки по содержанию инженерного труда и специфике инженерно-производственной подготовки;

— учебники, учебные пособия и конспекты лекций по дисциплинам инженер -ных направлений;

— программы инженерно-производственной практики.

В связи с выбранной спецификой подготовки ознакомительные учебные практи-

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ки студенты 1 и 2 курсов проходят на предприятиях разной отраслевой направленности с которыми заключены соответствующие договора. Студенты 1 курса проходят практику на машиностроительных заводах (ООО «Юргинский машзавод» г. Юрга, ООО «Юргинский Завод Сельскохозяйственного Оборудования» г. Юрга, АОО «Азот» г. Кемерово) и др., студенты 2 курса — в компаниях, работающих в нефтегазовой отрасли (ООО «Роснефтеком-плект» г. Лениногорск, республика Тататрстан, ОАО «Сибтрубопро-водстрой» г. Новосибирск, ООО «Нефте-промкомплект» г. Стрежевой, ОАО «Метал-лургмонтаж» г. Юрга и др.). Во время ознакомительных-учебных и производственных практик студенты получают индивидуальные задания, в том числе и творческого характера.

Теоретические начала производственной подготовки изучаются в курсе дисциплин «Основы инженерно-производственной подготовки», «Технология конструкционных материалов» и «Введение в машиностроительные технологии» и др. Одним из положительных моментов является то, что студенты атте-стовываются на рабочую специальность электросварщика или контролера-дефектоскопи-ста 2-3 разряда. В учебные планы подготовки бакалавров направления 150700 «Машиностроение» в ЮТИ ТПУ включена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» (7,8 семестр), аудиторные занятия в этот период проводятся в аудиториях вуза по вечерней форме, а студенты на промышленных предприятиях в соответствии с выбранной сферой работы предприятия проходят путь от электросварщиков, контролеров — мастера, техника-технолога, помощника технолога — инженера-конструктора, инженера-технолога, помощников начальников отделов и начальников цехов.

Следует отметить, что выпускникам технических вузов очень важно уметь находиться постоянно под давлением фактора времени, конкуренции, состояния рынка труда. Осуществляя целенаправленную и систематическую аудиторную и внеаудиторную в интегрированной системе «вуз-

предприятие» познавательную деятельность, предоставляя студентам широкую самостоятельность, поощряя их инициативу, возможно, по мнению автора, получить положительную динамику формирования профессиональных компетенций студентов.4

Представленная система подготовки специалистов-бакалавров не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, она может быть основанием для дальнейшей разработки эффективных подходов к формированию интегрированного обучения «прикладного бакалавриата», которая будет совершенствоваться и осуществляться в рамках данного вуза.

Дальнейшее исследование проблемы требует продолжения работы, связанной с разработкой методических основ, построения учебных курсов, ориентированных на подготовку специалистов, соответствующих требованиям к инженеру XXI века, внедрение технологий, а также поиска новых отношений с социальными партнерами — предприятиями города и образовательными учреждениями. ^

1. Шалилов А. А., Шалилов С. А., Якимович Б. А. Практика формирования системы управления дополнительной профессиональной подготовкой студентов в области сварочного производства // Сварка и Диагностика. - 2012. - № 4. - С.55-59.

2. Коробцов А. С., Лукьянов В. Ф., Сагирова М. В. Обоснование специальных компетенций подготовки специалистов по профилю «Оборудование и технология сварочного производства»// Сварочное производство. - 2012. №4.

3. Ильященко Д. П., Тищенкова А. В., Ефремен-ков А. Б. Производственная практика студентов -важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров // Машиностроение и инженерное образование. 2010. № 3. С. 68-73.

4. Ильященко Д. П., Крампит Н. Ю. Организация производственной практики студентов при интегрированной системе обучении // Сварочное производство - 2010. № 4. С. 52-54.

5. Там же.

В то же время квалификация выпускников университетов получивших классическое инженерное

образование не удовлетворяет работодателей, так как программы обучения студентов не успевают за быстрым развитием производственных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.