Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / КИБЕРБУЛЛИНГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митряшкина Надежда Валерьевна, Зритнева Елена Игоревна

В статье актуализируется проблема подготовки социальных педагогов в системе непрерывного образования к профилактике кибербуллинга среди подростков и рассматриваются ее особенности. Уделяется внимание системе наставничества как специально организованного пролонгированного процесса подготовки молодых специалистов к профилактической работе с подростками. Отражены этапы формирующей работы, указаны диагностические методики, представлены результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митряшкина Надежда Валерьевна, Зритнева Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TRAINING OF SOCIAL EDUCATORS IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION TOWARDS THE PREVENTION OF CYBERBULLYING AMONG ADOLESCENTS

The article actualizes the problem of training social educators in the system of continuing education for the prevention of cyberbullying among adolescents and examines its features. Attention is paid to the mentoring system as a specially organized prolonged process of training young professionals for preventive work with adolescents. The stages of the formative work are reflected, diagnostic methods are indicated, and the results of experimental work are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

6. Пчела, возвращающаяся в улей с работы, перед посадкой на леток улья создает разность потенциалов от 300 В. Определить энергию электрического поля, создаваемого пчелой, если ее заряд равен +500 пКл? (Электричество и магнетизм)

7. Определить, в каких интервалах может меняться электрическая емкость медоносной пчелы, если создаваемая ей разность потенциалов может меняться от 0 до 450 В, а заряд от -400 до +600 пКл? (Электричество и магнетизм)

8. Найти напряженность электростатического поля, создаваемого заряженной пчелой на расстоянии 30 см. Заряд пчелы принять равным 600 пКл. При расчетах пчелу считать точечным зарядом. (Электричество и магнетизм)

9. Известно, что во время танца пчела создает вокруг себя электрическое поле с частотами от 5 до 25 Гц, связанные с вилянием брюшной полости, и с частотами от 190 до 230 Гц, связанными с колебанием крыльев. Определить длины волн указанных полей. (Электричество и магнетизм)

10. Определить силу отталкивания двух заряженных до -400 и +400 пКл пчел, находящихся на расстоянии 5 см друг от друга. Построить график зависимости силы взаимодействия от расстояния между пчелами. Пчел считать точеным зарядом. (Электричество и магнетизм)

Представленные задачи были апробированы в течение 2-х лет на практических занятиях по курсу общей физики со студентами педагогического направления подготовки 44.03.05 профиль «Физика» Благовещенского государственного педагогического университета. Результаты указывают на повышение интереса к физике среди студентов. Кроме того, они впервые выступали в качестве разработчиков физических задач. Так, каждым студентом было разработано не менее двух задач на тематику, представленную в статье. По их словам, наиболее просто им давалась разработка задач по курсу «Механика».

В Амурской области, в том числе и в г. Благовещенске в последние годы наблюдается нехватка учителей физики. В связи с этим, некоторые студенты, начиная с 3 курса, уже начинают работать в школах. Многие из них использовали в школе представленные выше (и разработанные ими самими) физические задачи про жизнедеятельность пчел. По их словам, интерес школьников к физике повышался. Конечно, это требует более тщательных и длительных исследований, но это не входило в цели данной статьи.

Выводы. Таким образом, физика как учебный предмет имеет большой потенциал для экологизации ее содержания. В данной статье рассмотрены основы физических процессов, происходящих в пчелином улье в процессе передачи информации о координатах и ресурсности источника нектара. На основе представленных данных разработаны задачи для таких разделов физики как «Механика» и «Электричество и магнетизм». Представленные задачи прошли апробацию со студентами Благовещенского государственного педагогического университета и со школьниками региона. Результаты указывают на то, что у обучающихся повышается интерес как к физике, так и к главным опылителям сельскохозяйственных культур - к пчелам.

Литература:

1. Пономарева, И.С. Ноль физики при формировании экологического стиля мышления в процессе обучения / И.С. Пономарева. // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1-20. - С. 203-205

2. Милинский, А.Ю. Экологизация общего курса физики в педагогическом ВУЗе на примере раздела «Механика» / А.Ю. Милинский // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-3. - С. 188-190

3. Петрова, Е.Б. Физические основы биологических процессов: Учебное пособие / Е.Б. Петрова. - М.: Прометей, 2021. - 234 с.

4. Образцов, П.И. Методика разработки задач по физике экологическом направленности с целью формирования общенаучных компетенций обучающихся / П.И. Образцов, Н.И. Будашева, О.А. Старостина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2-75. - С. 288-291

5. Automatic detection and decoding of honey bee waggle dances / F. Wario, B. Wild, R. Rojas, T. Landgraf // PLoS ONE. -2017. - V. 12. - p. e0188626.

6. Colin, M.E. Measurement of electric charges carried by bees: evidence of biological variations / M.E. Colin, D. Richard, S. Chauzy // J. Bioelectr. - 1991. - V. 10. - P. 17-32

7. Dynamic range compression inthe honey bee auditory system toward waggledance sounds / S. Tsujiuchi, E. Sivan-Loukianova, D.F. Eberl [at all] // PLoS ONE. - 2007. - iss. 2. - P. 234.

8. The Electronic Bee Spy: Eavesdropping on Honeybee Communication via Electrostatic Field Recordings / B.H. Paffhausen, J. Petrasch, U. Greggers [at all] // Front. Behav. Neurosci. - 2021. - V. 15. - P. 647224.

Педагогика

УДК 378

аспирант Митряшкина Надежда Валерьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Зритнева Елена Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема подготовки социальных педагогов в системе непрерывного образования к профилактике кибербуллинга среди подростков и рассматриваются ее особенности. Уделяется внимание системе наставничества как специально организованного пролонгированного процесса подготовки молодых специалистов к профилактической работе с подростками. Отражены этапы формирующей работы, указаны диагностические методики, представлены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: социальные педагоги, подростки, профилактическая работа, кибербуллинг, непрерывное образование, повышение квалификации, наставничество.

Annotation. The article actualizes the problem of training social educators in the system of continuing education for the prevention of cyberbullying among adolescents and examines its features. Attention is paid to the mentoring system as a specially organized prolonged process of training young professionals for preventive work with adolescents. The stages of the formative work are reflected, diagnostic methods are indicated, and the results of experimental work are presented.

Key words: social educators, teenagers, preventive work, cyberbullying, continuing education, professional development, mentoring.

Введение. Современные люди живут в новой временной эпохе - «онлайн функционирования» в личной и профессиональной сферах, а диджитализация постепенно становится основой их жизнедеятельности, облегчая решение многих бытовых и социальных вопросов. Зачастую взаимодействие в онлайн-пространстве оказывается необходимым ресурсом подростков и молодежи для эффективного функционирования в цифровой реальности.

В подростковом возрасте происходит активное формирование личности, а факторами развития и ведущей деятельностью становится общение в среде сверстников, имеющее исключительную значимость как «школа социальных отношений» [11]. В современных условиях многие подростки используют его онлайн форму: доступность и распространенность интернет-ресурсов позволяет им иметь широкий круг общения в социальных сетях. При этом отмечается ограниченность просоциальной самореализации подростков, не структурированность их досугового времяпрепровождения, что приводит к бесконтрольному пребыванию в онлайн-пространстве, в частности, в различных социальных сетях, при этом у многих пользователей интернета отсутствуют понимание необходимости соблюдения этики общения и боязнь каких бы то ни было санкций в связи с допустимой анонимностью. В силу возрастных особенностей, низкой пользовательской компетентности подростки не имеют навыков безопасного общения в интернет-пространстве, где велика вероятность подвергнуться кибербуллингу (травле в интернет-пространстве, преднамеренном систематически повторяющемся агрессивном поведении), не понимают каким образом они могут защититься от киберпреследования [1; 3].

Данная актуальная ситуация определяет потребность в создании альтернативных видов профилактической работы с подростками, повышает роль профилактических программ, направленных на формирование у них устойчивости к различным рискам, задает контекст требований к специалистам, осуществляющим социально-педагогическую и профилактическую работу.

Так как в вузах формируются основные необходимые компетенции в рамках традиционных знаний и умений соответственно направлению и профилю подготовки, основная нагрузка при подготовке социальных педагогов к профилактике кибербуллинга среди подростков ложится на систему непрерывного образования: в настоящее время особо востребованы проблемно-тематические курсы повышения квалификации, формирующие компетентность социальных педагогов в профилактической работе с подростками в цифровой реальности и онлайн-общении [4; 6]. В России с 2013 года по 2018 год группа российских исследователей под руководством Г.У. Солдатовой также проводила исследования кибербуллинга среди детей и подростков. Были исследованы аспекты влияния детско-родительского взаимодействия на подверженность кибербуллингу, вопросы цифровой компетентности молодежи, взаимосвязи компьютерной компетентности родителей и детей [12].

Вопросы профессиональной подготовки и профессионального образования специалистов социальной сферы в педагогической науке изучены достаточно широко (С.В. Алиева, В.И. Байденко, Л.М Захарчук, В.А. Дегтерев, Н.Б. Шмелёва, Т.Ю. Ломакина и др.) [7]. Особо исследовались: проблема наставничества как системы передачи знаний более опытного сотрудника молодому специалисту (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, K.M. Левитан, A.K. Маркова и др.), постдипломное сопровождение молодых специалистов (М.В. Мороз, O.A. Овсяник, Н.Б. Шмелева), диагностика адаптации к новому виду трудовой/профессиональной деятельности (Л.М. Захарчук, И.С. Мещерякова и др.) [9]. Несмотря на имеющийся научный задел исследования, анализ литературы выявил недостаточность исследовательских материалов по вопросам профилактики кибербуллинга в профессиональной деятельности социальных педагогов. Также остается неисследованным наставничество как один из элементов/условие подготовки социальных педагогов к профилактике кибербуллинга в подростковой среде [9; 10].

Изложение основного материала статьи. Разработка теоретико-методологических основ подготовки социальных педагогов в системе непрерывного образования к профилактике кибербуллинга среди подростков позволяет заключить:

1. Готовность социальных педагогов к профилактике кибербуллинга среди подростков является результатом их комплексной подготовки в системе непрерывного образования и представляет собой интегративное поликомпонентное личностное образование взаимосвязанных морально-волевых качеств личности, социально и личностно значимых мотивов профилактической работы с подростками, знаний, практических умений и навыков профилактики кибербуллинга. В структуру готовности входят мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты, каждый из которых имеет свои критериальные показатели, проверяемые определенными методиками экспериментальной диагностики.

2. Образовательная модель подготовки социальных педагогов к профилактике кибербуллинга подростков задает направление формирования их готовности посредством структурирования процесса подготовки повышения кквалификации, наставнического сопровождения и самообразования.

3. Эффективность подготовки социальных работников к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков зависит от реализации субъективных и объективных педагогических условий: выстраивание содержательной части непрерывного профессионального образования специалистов в соответствии с поставленной проблемой; определение необходимых знаний, умений и навыков для профилактики кибербуллинга у подростков; выстраивание индивидуального образовательного маршрута для каждого специалиста; определение наставника; реализация субъект-субъектных отношений в процессе подготовки; развитие потребности повышения профессиональной квалификации в области профилактики кибербуллинга у подростков; наличие собственных запросов по отношению к результатам обучения и стремления к самообразованию.

В 2020-2022 годах было организовано и проведено эмпирическое исследование подготовки социальных педагогов к профилактике кибербуллинга у подростков, в котором приняли участие специалисты социальной сферы г. Ставрополя: социальные педагоги общеобразовательных учреждений, ГБУ СО «Центра психолого-педагогической помощи населению «Альгис», ГКУ СО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков «Росинка», ГБУ СО «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям», ГБУ СО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья». Участники были поделены на контрольную и экспериментальную группы: 54 специалиста вошли в экспериментальную группу (социальные педагоги), 46 - в контрольную группу (педагоги-психологи). Всего: 100 человек.

На контрольном этапе эксперимента выявлялась группа риска среди подростков общеобразовательных учреждений и клиентов центров социального обслуживания г. Ставрополя, с которыми в процессе формирующего эксперимента работали социальные педагоги экспериментальной группы. Опросом было охвачено 540 человек подростков и по одному родителю -540 человек (по 10 подростков и 10 родителей на каждого социального педагога экспериментальной группы). Всего - 1080 респондентов.

Экспертами стали преподаватели кафедры социальных технологий ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет и специалисты из числа наставников ГБУ СО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис», руководители и их заместители указанных выше учреждений социальной защиты населения: 10 преподавателей, 7 профессиональных наставников, 8 руководителей. Всего экспертов: 25 человек.

I этап - актуализировалась проблема подготовки социальных педагогов в системе непрерывного образования к профилактике кибербуллинга среди подростков, для чего проводился экспресс-опрос подростков и их родителей; опрос специалистов социальной сферы.

Опрос подростков показал: 87% подростков проводят в онлайн-пространстве от 3 до 10 часов в день, 11% - от 2 до 3 часов, 2% подростков проводят в Интернете более 10 часов в день. По словам опрошенных они удовлетворяют в онлайн-пространстве потребность в общении, развитии и комфорте. Для общения подростки используют социальные сети, мессенджеры (FaceTime, WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и др.), а также сетевые онлайн-игры. Для развития и обучения используются образовательные ресурсы (Я-класс, Coursera, Викиум, Udemy, BrainApps, Универсариум, Lingualeo, Netology и др.). Различные сайты, на которых подростки заказывают еду, одежду и другие принадлежности для комфортного функционирования, также имеют большое значение в жизни подростков. 100% подростков подтвердили наличие 2-х и более раз кибербуллинга в их отношении. 100% подростков хотели бы быть защищенными в онлайн-пространстве от кибербуллинга и обладать большими знаниями о цифровой безопасности.

Опрос родителей выявил: 100% родителей обеспокоены актуальным положением дел в онлайн взаимодействии их детей. Родители подтверждают факты кибербуллинга в отношении своих детей и свою неспособность защитить их. Родители подтверждают недостаточную цифровую компетентность подростков, а также свою низкую грамотность в вопросах профилактики кибербуллинга и обеспечения кибербезопасности своих детей.

Опрос специалистов социальной сферы показал: 100% специалистов подтверждают наличие серьезных проблем у подростков в вопросах кибербезопасности. Низкая цифровая компетентность подростков и их родителей, отсутствие понимания безопасных границ и правил онлайн-взаимодействия, а также алгоритма формирования и развития виктимности как основы для угрозы кибербуллинга является потенциальной угрозой для развития насилия в онлайн-пространстве среди подростков.

II этап - Констатирующий этап исследования. Диагностика потребностей социальных работников в подготовке к профилактике кибербуллинга у продростков.

III этап - Формирующий этап. Реализация программы курсов повышения квалификации «Профилактика кибербуллинга у подростков» (очный и два олайн-этапа); обеспечение работы с наставником и экспертами.

На контрольном и формирующем этапах исследования использовались диагностические методики: методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов (Крылова А.В., Игнаткова И.А.); методика диагностики эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (в модификации А.К. Осницкого); тест оценки информированности специалистов по вопросам кибербуллинга; проективные методики («Продолжи предложение: «Кибербуллинг - это ...»), методика-нарратив «Моя готовность к профилактике кибербуллинга.» и др.

Были разработаны критерии готовности социальных педагогов к профилактике кибербуллинга и выделены компоненты, среди них основные:

- мотивационный (мотивы/направленность социальных педагогов на осуществление профилактики кибербуллинга у подростков; осознанная потребность и мотивы повышения квалификации по данной тематике);

- когнитивный (знания/информированность социального педагога в вопросах методов и технологий профилактической работы с подростками, особенностях кибербуллинга, возрастных особенностях подростков и методов работы с ними, методов профилактики кибербуллинга и др.);

- деятельностный (сформированность специфических характеристик, умений и навыков, в том числе профессионально значимых качеств: коммуникативных навыков, умение разрабатывать программы профилактической работы, владение интерактивными формами, методами и техниками индивидуальной и групповой работы);

- рефлексивный (определение своей роли в области профилактики кибербуллинга, способность к самооценке профессиональной деятельности в области профилактики кибербуллинга, осознание личностных профессиональных качеств, необходимых для профилактической социально-педагогической работы и др.).

В соответствии с показателями был структурирован диагностический материал. Оценивание производилось по высокому, среднему и низкому уровням.

Участники контрольной группы осуществляли обычную профессиональную деятельность, без консультаций наставников и без повышения квалификации.

В отношении участников экспериментальной группы с опытом работы на должности от 1 года до 3 лет по факту их включения в систему наставничества была разработана и реализована краткосрочная программа погружения в профессиональную деятельность, участие в которой позволило молодому специалисту обнаружить специфику деятельности данной социальной организации, познакомиться с основными видами деятельности и направлениями организации, изучить нормативную, а также методологическую основу реализации профилактических мероприятий, в том числе по кибербуллингу в отношении подростков. В дальнейшем каждому молодому специалисту было предложено принять участие в реализации индивидуальной программы мероприятий системы наставничества - «программы адаптации специалиста». Данная программа предполагает участие молодого специалиста в мероприятиях, направленных на формирование, развитие профессиональных умений, навыков, профессионально значимых характеристик и качеств. Эти задачи решаются в рамках проведения пролонгированных супервизий, методических встреч, а также анализа опыта профессиональной деятельности в рефлексивных группах, группах самопознания, а также в Балинтовских группах. В дальнейшем участники экспериментальной группы приняли участие в программах повышения квалификации, где познакомились со скрининговыми аспектами кибербуллинга, изучили возрастные и индивидуальные особенности подросткового возраста, выявили проблемы формирования и развития виктимности как базовой предпосылки для угрозы кибербуллинга в процессе онлайн-взаимодействия подростков, а также сформировали навыки для превенции кибербуллинга.

В процессе осуществления вопросы профессиональной деятельности представители экспериментальной и контрольной групп также были обследованы вышеуказанными методиками по истечение 6 и 12 месяцев после начала формирующей работы.

На момент начала реализации системы наставничества в экспериментальной группе сравнительные характеристики респондентов обеих группы по имеющимся показателям и параметрам не обнаруживали статистически значимых различий (коэффициент корреляции r-Спирмена).

По результатам проведения промежуточной диагностики по истечение 6 месяцев после завершения курсов повышения квалификации (72 часа) и 2-х серий онлайн-занятий (по 72 часа каждая) была обнаружена связь между участием представителей экспериментальной группы в мероприятиях системы наставничества и их компетентности в вопросах профилактики кибербуллинга среди подростков/готовности к подобной работе.

По результатам анализа итоговой диагностики было обнаружено, что представители экспериментальной группы оказались более информированными в вопросах кибербуллинга и имели более высокий уровень социально-

психологической адаптированности и более низкий уровень профессионального сгорания. Участники контрольной группы не имели статистически значимых отличий уровня компетентности в вопросах кибербуллинга в промежуточной и итоговой диагностике. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты экспериментальной работы по подготовке социальных работников в системе непрерывного образования к профилактике кибербуллинга среди подростков

Структурные компоненты готовности к профилактике кибербуллинга среди подростков и их уровни Экспериментальная группа (чел./%) Контрольная группа (чел./%) % соотношение показателей 2-х групп (экспериментальная гр/контрольная гр.)

Первичная диагностика Итоговая диагностика Первичная диагностика Итоговая диагностика Первичная диагностика Итоговая диагностика

Мотивационный

Высокий уровень 9 чел/17% 48 чел/87% 13 чел/28% 14 чел/31% 17%/28% 87%/31%

Средний уровень 26 чел/48% 6 чел/13% 22 чел/48% 24 чел/52% 48%/48% 13%/52%

Низкий уровень 19 чел/35% 0 чел/0% 11 чел/24% 8 чел/17% 35%/24% 0%/17%

Когнитивный

Высокий уровень 3 чел/6% 54 чел/100% 3 чел/7% 4 чел/8% 6%/7% 100%/8%

Средний уровень 14 чел/26% 0 чел/0% 12 чел/26% 26 чел/57% 26%/26% 0%/57%

Низкий уровень 37 чел/68% 0 чел/0% 31 чел/67% 16 чел/35% 68%/67% 0%/35%

Деятельностный

Высокий уровень 1 чел/2% 52 чел/96% 2 чел/4% 6 чел/12% 2%/4% 96%/12

Средний уровень 1 чел/2% 2 чел/4% 1 чел/2% 21 чел/46% 2%/2% 4%/46%

Низкий уровень 52 чел/96% 0 чел/0% 43 чел/94% 19 чел/42% 96%/94% 0%/42%

Рефлексивный

Высокий 23 чел/41% 54 чел/100% 23 чел/50% 23 чел/50% 41%/50% 100%/50%

Средний 17 чел/30% 0 чел/0% 12 чел/26% 22 чел/48% 30%/26% 0%/48%

Низкий 14 чел/26% 0 чел/0% 11 чел/24% 1 чел/2% 26%/24% 0%/2%

Динамические показатели диагностических критериев профессиональной подготовленности к профилактике кибербуллинга в экспериментальной и контрольной группе выявили существенные отличия показателей начальной и итоговой диагностики. В экспериментальной группе увеличилась численность участников, которые имели высокий уровень по показателям мотивационного, когнитивного, деятельностного критерия. В экспериментальной группе численность представителей, которые имели высокий уровень по мотивационному критерию выросла с 17% до 87%. При этом, у представителей контрольной группы, которые имели высокий уровень по мотивационному критерию прирост составил 3% (с 28% до 31%).

Показатели высокого уровня по когнитивному критерию в экспериментальной группе увеличились с 6% до 100%, тогда как в контрольной группе это показатель вырос только на 1% (с 7% до 8%).

Похожее соотношение показателей было обнаружено и по деятельностному критерию. В экспериментальной группе численность лиц, имеющих высокий уровень показателей по деятельностному критерию, увеличилась с 2% до 96%, тогда как в контрольной группе только с 4% до 12%.

Также увеличились показатели высокого уровня по рефлексивному критерию в экспериментальной группе с 41% до 100%, тогда как в контрольной группе этот показатель остался неизменным (50%).

Выводы. Проблемно-ориентированные курсы повышения квалификации параллельно с включенностью социальных педагогов в систему наставничества повышает их информированность в вопросах кибербуллинга среди подростков, развивает готовность к данному профессиональному виду деятельности.

Результаты проведённого исследования, а также методические материалы, разработанные в процессе реализации формирующего эксперимента могут быть использованы при реализации дополнительного профессионального образования - в программах повышения квалификации для работников социальной сферы по вопросам профилактики кибербуллинга в подростковой среде.

Литература:

1. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 11. - С. 178-191. - http://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139110271.html

2. Бегидова, С.Н. Психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / С.Н. Бегидова, А.М. Леонтьев, С.А. Хазова. - URL: http://www.adygnet.ru/konfer/konfifk2007/soob/3/3BegidovaLH.htm (дата обращения: 23.01.2023).

3. Березина, О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди молодых людей / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. - 2015. - С. 63-67

4. Бубнова, Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике / Л.М. Бубнова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - № 2. - Самара. - 2015. - С. 122-126

5. Зритнева, Е.И. Технологии воспитания учащихся старших классов общеобразовательного учреждения / Е.И. Зритнева, Д.Б. Белетова // Инновационные технологии в социальной работе и образовании: отечественный и зарубежный опыт: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: СКФУ. - 2014. -С. 157-161

6. Зритнева, Е.И. Непрерывное образование в педагогической деятельности: теоретико-методологические аспекты исследования / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина, Ю.А. Лобейко // Гуманитарные и социальные науки. - 2020.- № 1. -С. 207-217

7. Лосева, Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления / Л.П. Лосева // Молодой ученый. - 2011. - №6. - Т.2. - С. 152-155

8. Мезенцева, О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореферат дис.... канд. пед. Наук: 13.00.08 / Мезенцева Олеся Ивановна. - Новосибирск. -2014. - 23 с.

9. Митряшкина, Н.В. Система наставничества в повышении квалификации молодых специалистов по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков / Н.В. Митряшкина // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: Сборник материалов II Международной интернет-конференции / под ред. Л.В. Халяпиной. - Ставрополь: Изд-во СКФУ. - 2020. - С. 60-65

10. Митряшкина, Н.В. О некоторых вопросах подготовки работников социальной сферы для профилактики кибербуллинга и употребления ПАВ среди детей, подростков и молодежи / Н.В. Митряшкина, Т.В. Орден // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: Сборник материалов III Международной Интернет-конференции / под ред. Л.В. Халяпиной, Т.Н.Тарановой, И.В. Мищериной. - Ставрополь: Изд-во СКФУ. - 2021. -С. 217-224

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. / В.С. Мухина. - Москва: Издательский центр «Академия». - 1998. - С. 368.

12. Солдатова, Г.У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И Рассказова, Т.А. Нестик. - Москва: Смысл. - 2017. - 375 с.

13. Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Темербекова Альбина Алексеевна. - Москва. - 2009. - 40 с.

14. Чусавитина, Г.Н. Компетенции будущих учителей в области безопасного применения цифровых образовательных ресурсов / Г.Н. Чусавитина // В сборнике: Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Материалы XIII международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 578-587

15. Чусавитина, Г.Н. Анализ современного состояния проблемы исследований безопасного применения цифровых ресурсов в образовании / Г.Н. Чусавитина // Современные достижения университетских научных школ: сб. докл. нац. науч. школы-конф. / под ред. О.С. Логуновой. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. - 2018. -С. 92-97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Михайлова Дарья Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Аннотация. Универсальные компетенции предполагают, что они присутствуют во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Соответственно, приобрести универсальные компетенции можно не только в процессе учебной деятельности. Высоким потенциалом формирования универсальных компетенций обладает учебная и производственная практика, научно-исследовательская и воспитательная деятельность. В рамках данной статьи автором рассмотрена проблема формирования универсальных компетенций будущих классных руководителей в процессе воспитательной деятельности вуза. Изучение данной проблемы исследователь объясняет требованием высшего педагогического образования России по профессиональной подготовке специалистов, ориентированных на воспитание подрастающего поколения. Основная цель исследования - анализ программ воспитательной работы и выборка примерного перечня мероприятий, способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей в процессе воспитательной деятельности вуза. В работе комплексно использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщения материалов статей крупных научных издательств, архивов препринтов, публикаций на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций, представленных в поисковой системе Google Scholar; изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ. На основе смежного исследования, проведенного группой ученых ранее, автором определены основные направления воспитательной работы, необходимые для формирования универсальных педагогических компетенций будущих классных руководителей. В результате анализа программ воспитательной работы автором предложен примерный перечень мероприятий способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей в процессе воспитательной деятельности вуза. В заключении автор делает вывод о возможной вариативности представленных мероприятий в зависимости от политики вуза, его воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, компетенции, универсальные педагогические компетенции; классный руководитель, воспитательная деятельность.

Annotation. Universal competencies assume that they are present in all modules of the educational program and in various types of activities. Accordingly, it is possible to acquire universal competencies not only in the course of educational activities. Educational and industrial practice, research and educational activities have a high potential for the formation of universal competencies. Within the framework of this article, the author considers the problem of the formation of universal competencies of future teachers-educators in the process of educational activity of the university. The researcher explains the study of this problem by the requirement of higher pedagogical education in Russia for the professional training of specialists focused on the upbringing of the younger generation. The main purpose of the study is to analyze educational work programs and substantiate an approximate list of activities that contribute to the formation of universal pedagogical competencies of future teachers-educators in the process of educational activities of the university. The work comprehensively used methods of theoretical analysis, synthesis, generalization of materials of articles of major scientific publishers, archives of preprints, publications on the websites of universities, scientific societies and other scientific organizations presented in the Google Scholar search engine; study and content analysis of normative documents, educational work programs of universities, comparative analysis. On the basis of a related study conducted by a group of scientists earlier, the author identified the main directions of educational work necessary for the formation of universal pedagogical competencies of future educators. As a result of the analysis of educational work programs, the author offers an approximate list of activities that contribute to the formation of universal pedagogical competencies of future teachers-educators in the process of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.