Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Александра Сергеевна

В статье описываются особенности проведения и методы подготовки обучающихся 9 классов с ОВЗ к ГВЭ по математике. В работе анализируются различные методы и ресурсы, используемые для создания комфортных условий обучения и проведения консультаций по подготовке к сдаче экзамена. Анализируется опыт учителей различных школ по применению конкретных методов подготовки, выделяются принципы, требующие реализации при подготовке детей к ГВЭ при использовании выделенных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREPARATION OF THE 9TH GRADE STUDENTS WITH DISABILITIES TO THE STATE FINAL EXAM

The article describes the features of conducting and methods of preparing 9th grade students with disabilities for the state final exam in mathematics. The paper analyzes various methods and resources used to create comfortable learning conditions and conduct consultations on preparing for the exam. The experience of teachers of various schools on the application of specific training methods is analyzed; the principles that need to be implemented in preparing children for state final exam using the selected methods are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ»

10. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый, 2011. № 11. Т. 2. С. 139-140. URL: https://moluch.ru/archive/34/3856/ (дата обращения: 14.04.2021).

11. Earley P. C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford Business Books, 2003. 379 p.

12. Kosmitzki C., John O. P. The implicit use of explicit conception of social intelligence / C. Kosmitzki // Personality and Individual Differences., 1993. Vol. 15. № 1. P. 11-23.

13. Zaccaro S. J. The nature of executive leadership: A conceptual and empirical analysis of success. Washington, D. C.: American Psychological Association, 2001. 363 р.

© Корниенко А. В., 2021

УДК 373.6

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Пискунова Александра Сергеевна,

учитель математики Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева (с. Аскиз)

В статье описываются особенности проведения и методы подготовки обучающихся 9 классов с ОВЗ к ГВЭ по математике. В работе анализируются различные методы и ресурсы, используемые для создания комфортных условий обучения и проведения консультаций по подготовке к сдаче экзамена. Анализируется опыт учителей различных школ по применению конкретных методов подготовки, выделяются принципы, требующие реализации при подготовке детей к ГВЭ при использовании выделенных методов.

Ключевые слова: государственный выпускной экзамен, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, методы подготовки, индивидуальные особенности и возможности обучающихся.

METHODS OF PREPARATION OF THE 9th GRADE STUDENTS WITH DISABILITIES TO

THE STATE FINAL EXAM

Piskunova Alexandra Sergeevna,

Math teacher

Askiz Boarding Lyceum named after M. I. Chebodaev (Askiz village)

The article describes the features of conducting and methods ofpreparing 9th grade students with disabilities for the state final exam in mathematics. The paper analyzes various methods and resources used to create comfortable learning conditions and conduct consultations on preparing for the exam. The experience of teachers of various schools on the application of specific training methods is analyzed; the principles that need to be implemented in preparing children for state final exam using the selected methods are highlighted.

Key words: state final exam, students with disabilities, methods of preparation, individual characteristics and opportunities of students.

В соответствии с законом об образовании основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на об-

разование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. Всё это определяет основную задачу педагога по работе с детьми

определённых категорий, то есть с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная задача несёт в себе создание благоприятных условий для обучения, развития и возможности итоговой проверки знаний и получения аттестата обучающихся [5].

Последнее является не чем иным, как целью Государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГВЭ - один из видов итоговой аттестации для выпускных классов с ОВЗ. Однако он значительно отличается от Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как содержанием, так и организационными вопросами, связанными с его проведением и подготовкой. Проблемы, касающиеся подготовки выпускников с ОВЗ, а именно - выбора методов и ресурсов, волнуют педагогов, родителей и иных участников образовательного процесса.

Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что в работах Н. В. Борисовой, Ю. П. Гладких, Н. Н. Козловой, И. Б. Костиной, Ю. С. Варанкиной и других авторов в основном представлены вопросы подготовки детей к экзамену содержательного характера. Это примерные разработки планов, сборники тренировочных вариантов по подготовке обучающихся и др. [2; 3]. Отдельные вопросы проблем подготовки детей к экзамену (применяемые методы и приёмы, а также методические рекомендации к подготовке) рассматриваются в трудах Ю. Ю. Мингалевой [4].

На данный момент в практике школьного обучения работа по подготовке обучающихся с ОВЗ к ОГЭ осуществляется стихийным образом. Представленные современные разработки в виде конкретных примеров из опыта работы ведутся в основном отдельными учителями. Стихийный и случайный характер решения данного во-

проса, а также многообразие методов в результате теоретического анализа находит отражение в таких острых проблемах школьной подготовки детей к ОГЭ с ОВЗ, как:

- низкий уровень учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся;

- отсутствие способности обучающихся регулировать учебную деятельность;

- нерациональное использование педагогом методов и разнообразных приёмов подготовки.

Всё это может привести к серьёзным последствиям, в том числе и к низким результатам самого экзамена.

Таким образом, объектом данной статьи является подготовка обучающихся с ОВЗ к ГВЭ; предметом - особенности, используемые для подготовки обучающихся к ГВЭ. Остановимся на особенностях и методах подготовки обучающихся 9 классов с ОВЗ к ГВЭ по математике.

Изучив опыт педагогов и авторов работ по данной проблеме, можно выделить некоторые особенности и методы подготовки учеников с ОВЗ к ГВЭ.

Во-первых, такая подготовка чаще всего начинается с психологического настроя ребят к ГВЭ, который заключается в детальном знакомстве с процедурой экзамена и способах её преодоления. Сложность подготовки состоит в разработке её программы, поскольку она составляется с учётом возможностей обучающихся и их особенностей здоровья. Обязательной начальной частью программы могут стать тренинги для снижения стресса: «Что я знаю о ГИА», «Как справиться со стрессом на экзамене» и другие [1]. Тренинги могут проводиться совместно с семьёй участника ГВЭ. При этом нужно учитывать, что ребятам с ОВЗ крайне непросто даются любые изменения,

поэтому в работе с ними особенно важно пояснять и объяснять всё более подробно, а также изучать и проходить каждый шаг предстоящего экзамена.

Кроме того, из опыта работы учителя кадетской школы Ю. Ю. Мингалевой, важной необходимостью психологического настроя детей к экзамену представляется создание комфортной образовательной среды. Поэтому разработка самих программ подготовки к экзаменам и ее реализация требует от педагога особого подхода, умений и знаний. Применение учителями определенных методов при подготовке к экзаменам, как показывает опыт, напрямую зависит от особенностей здоровья обучающегося. Это необходимо помнить как при составлении к программе кален-дарно-тематического планирования занятий, так и при выборе методов работы.

Во-вторых, при работе, связанной с подготовкой и проведением тренировок по написанию работ в форме ГВЭ, теоретический анализ статей позволил выделить следующие основные способы подготовки обучающихся 9 классов с ОВЗ к ГВЭ по математике. Их часто в своей практике используют и предлагают педагоги. Это индивидуальное консультирование с использованием интернет-сайтов («Сдам ГИА: Решу ЕГЭ», «Открытый банк математических заданий», «Распечатай и реши» и т. д.), занятий на платформе онлайн-школы «Фоксфорд», учебных пособий (справочники при подготовке); групповые занятия (при равных возможностях обучающихся); дистанционные онлайн-курсы; творческие и практические занятия; самостоятельные работы [2].

Следует также отметить и выделить преимущество занятий ребят на платформе он-лайн-школы «Фоксфорд». Анализ и её ис-

следование показали, что своим определённым содержанием, своими способами подачи и методами решений, напрямую связанными с возможностями здоровья детей, данная школа помогает избежать организационных трудностей в подаче информации для определённых категорий детей. Важно только иметь доступ к ней. Так, например, для слабовидящего ребенка уроки, задания и режим работы на данной платформе подаются именно с учетом тех недостатков, которые возникают у данных категорий ребят при работе в обычном режиме. Большая часть учебного материала представлена в звуковом виде.

В-третьих, чаще всего при проведении тренировок учителя стараются применить как можно больше методов и форм работы в совокупности, это позволяет сделать данный процесс интересным и индивидуальным как для самих выпускников, так и для учителей. Однако есть и обратная, негативная сторона результата применения нескольких методов подготовки к ГВЭ. Чаще всего такой характер результата возникает при нерациональном и необдуманном использовании определенных методов работы при подготовке обучающихся к ГВЭ. Это может снизить не только мотивацию и познавательный интерес, но и нарушить комфорт всей образовательной среды.

Так, в вопросе о поддержке мотивации к обучению у учащегося с ОВЗ, которая, как и познавательная активность ребёнка, формируется, в первую очередь, учителя используют методики инклюзивного образования. Как подчеркивает Ю. Ю. Мингалева, данные методики позволяют свести к минимуму основные проблемы работы с учащимися с ОВЗ в современной школе: ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не боять-

ся совершать ошибки, быть уверенным в своих силах и возможностях. Поэтому учителю математики необходимо учитывать, что подготовка обучающегося с ОВЗ к экзамену в форме ГВЭ базируется не столько на разборе и проработке самих заданий, сколько на обрабатывании с учащимся основных математических методов и навыков [4, с. 40].

Кроме того, при работе с такими детьми большое внимание стоит уделять наглядности в процессе учебной деятельности. Поэтому в работе автор использует свой сформированный банк презентаций, интерактивных моделей и видеоматериалов. Такая организация учебного материала активизирует три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую. Примерами служат такие виды работ, как собственное создание и использование моделей от аппликаций до пространственных моделей геометрических тел, создание опорных конспектов, которые помогают им не только как справочный материал, но стимулируют, повышают интерес и способствуют тому, что ребенок может самостоятельно оценить свой результат в работе [4, с. 41].

В применении разнообразных методов подготовки обучающегося с ОВЗ к ГВЭ, в особенности методов инклюзивного обучения, важны не столько знания педагога, сколько рациональное и правильное их использование. Грамотное и внимательное включение учителем методов в работу при подготовке к экзамену зачастую зависит от соблюдения основных общих принципов обучения.

Так, на этапе закрепления навыков и повторения некоторых моментов важно подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. Например, при решении третьего

задания ГВЭ по математике, где требуется найти значение буквенного выражения, необходимо вспомнить свойства квадратного корня и степени числа при выполнении всех арифметических действий с ними. На следующих занятиях актуализированные знания будут способствовать пониманию решения данного задания. Такой принцип мы называем логическим, он является основным не только в подготовке, но и в изучении любой отдельной темы.

Далее эффективнее выстраивать подготовку помогает соблюдение тематического принципа подачи заданий. Он предполагает предоставление учителем простых типовых упражнений с постоянным усложнением заданий, как по структуре, так и по количеству этапов выполнения. Например, при решении системы неравенств, вспоминая основные свойства, необходимо давать детям сначала решить обыкновенные неравенства, а затем уже приступить к решению их систем. Придерживаются этим принципом на протяжении каждого занятия.

Кроме того, когда на консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, важно как можно чаще давать возможность оценить свою степень подготовленности к экзаменам. Данный принцип (контролирующий) помогает развивать навыки контроля и самоконтроля. Используют его чаще при подготовке к экзаменам, так как, находясь наедине с заданиями на протяжении всего экзамена, обучающиеся должны уметь контролировать и отслеживать собственные действия, а также в течение всего курса подготовки отслеживать время от времени степень своей готовности, тем самым поддерживая и психологический настрой на дальнейшую работу.

Неотъемлемой особенностью экзамена является его ограниченность во времени.

Поэтому очень важно все письменные работы и тренировочные тесты проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя, развивать скорость решения и вместе с этим качество работы (за какое время, сколько заданий они успевают решить).

При использовании любого метода подготовки важно обращать внимание на вопросы, которые вызывали затруднения, то есть ребёнок на консультациях должен не только выполнить определённые указания и действия, но и получить ответы на эти вопросы.

Поскольку письменные работы определённой структуры и тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, необходимо чтобы максимум допустимой нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся был одинаковым. Данный принцип в таком режиме работы позволяет ребятам с ОВЗ чувствовать себя равными среди всех, что помогает поднять уровень его уверенности, мотивацию и интерес на дальнейшую работу в целом [1].

Проанализировав опыт работы отдельных педагогов при подготовке к ГВЭ выпускников с ОВЗ, мы пришли к выводу, что в современной образовательной информационной среде существует множество приёмов и методов, способствующих решению основной задачи образования и участию в достижении цели любого ребёнка. К сожалению, не каждая школа имеет возможность применять все методики и приёмы работы с детьми с ОВЗ. Причины, как показывает практика, могут быть разные. Однако использование даже некоторых из них, требующих знаний и навыков самого учителя в их рациональном применении (с учётом основных принципов и особенностей самого обучающегося), уже позволяет иметь успешного ученика, который может не только сдать Государственный выпускной экзамен по предмету, но и победить в себе страх, неуверенность. Именно надёжность и спокойствие в собственных знаниях и умениях выпускника способствует возможности качественной подготовки его к сдаче экзамена по математике.

Библиографический список

1. Борисова Н. В. Особенности подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов. URL: https://www.obrbratsk.ru/upload-new/gwe.pdf (дата обращения: 01.05.2021).

2. Варанкина Ю. С. Педагогический проект «Готовим детей с ОВЗ к государственной итоговой аттестации по математике». URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304217-pedagogicheskij-proekt-po-teme-gotovim-detej- (дата обращения: 24.05.2021).

3. Гладких Ю. П., Козлова Н. Н., Костина И. Б. Методика подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к ОГЭ по математике // Сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Анапа, 2019. С. 47-53.

4. Мингалева Ю. Ю. Работа с детьми с ОВЗ при подготовке к ГВЭ по математике (из опыта работы) // Материалы X международной научно-практической конференции. Барнаул, 2019. С. 38-41.

5. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения: 04.05.2021).

© Пискунова А. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.