Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИМИНАЛИСТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИМИНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КРИМИНАЛИСТИКА / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / СОИСКАТЕЛЬ / ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маилис Надежда Павловна

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с особенностями подготовки научных кадров по судебно-экспертной деятельности и криминалистике; отмечены недостатки. Особое внимание уделено роли научного руководителя при написании соискателем диссертационного исследования. Сформулированы предложения по устранению имеющих место проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF SCIENTIFIC PERSONNEL IN THE FIELD OF FORENSIC EXPERTISE AND CRIMINALISTICS

The problematic issues related to the peculiarities of the training of scientific personnel in forensic activities and criminalistics are considered; shortcomings are noted. Special attention is paid to the role of a supervisor when writing a dissertation research by a candidate. Proposals are formulated to eliminate the existing problems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИМИНАЛИСТИКИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-175-178 NIION: 2003-0059-1/22-166 MOSURED: 77/27-003-2022-01-365

Особенности подготовки научных кадров в области судебно-экспертной деятельности и криминалистики

Надежда Павловна Майлис

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, jlmaylis@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с особенностями подготовки научных кадров по судебно-экспертной деятельности и криминалистике; отмечены недостатки. Особое внимание уделено роли научного руководителя при написании соискателем диссертационного исследования. Сформулированы предложения по устранению имеющих место проблем.

Ключевые слова: судебная экспертиза, криминалистика, научный руководитель, соискатель, диссертационное исследование

Для цитирования: Майлис Н. П. Особенности подготовки научных кадров в области судебно-экспертной деятельности и криминалистики // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 1. С. 175178. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-175-178.

Original article

Features of training of scientific personnel in the field of forensic expertise and criminalistics

Nadezhda P. Mailis

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

jlmaylis@yandex.ru

Abstract. The problematic issues related to the peculiarities of the training of scientific personnel in forensic activities and criminalistics are considered; shortcomings are noted. Special attention is paid to the role of a supervisor when writing a dissertation research by a candidate. Proposals are formulated to eliminate the existing problems.

Keywords: forensic examination, criminalistics, scientific supervisor, applicant, dissertation research

For citation: Mailis N. P. Features of training of scientific personnel in the field of forensic expertise and criminalistics. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):175-178. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-175-178.

Проблемы подготовки научных кадров не раз поднимались ведущими учеными, которые отмечали, прежде всего, снижение качества диссертационных работ, несвоевременное их предоставление, т. е. соискатели не укладываются в установленные сроки. Действительно, установленный срок — три года в очной аспирантуре (адъюнктуре) не всегда реален для выхода на защиту.

Многие ученые обращали внимание на загруженность аспирантов (адъюнктов) в первые два года, которые уходят на сдачу кандидатского минимума, подготовку научных работ, прослушивание лекций по пе-

дагогике, психологии, риторике, написание научных работ и т. п. Безусловно, все это необходимо, но на подготовку самого диссертационного исследования остается очень мало времени. Еще в 1967 г. академик А. Т. Работнов писал, что «первая причина несвоевременности защиты в срок, в три года, сдать кандидатский минимум и подготовить полноценную диссертацию невозможно, а рождается она чаще всего года через два после окончания аспирантского курса» [1].

К сожалению, в настоящее время такая тенденция не только продолжается, но и усугубляется рядом других обстоятельств.

© Майлис Н. П., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Подготовка научных кадров по любой специальности требует творческого подхода не только со стороны соискателя, но и его научного руководителя. Найти новые подходы к решению проблем по избранной теме диссертационного исследования, сформулировать концептуальные основы, выработать предложения, совершенствующие то или иное направление, не всегда сразу удается, даже по собранной соискателем эмпирической базе. Объясняются такие сложности многими факторами.

Поступая в аспирантуру (адъюнктуру) сразу после окончания вуза, соискатели, если они не занимались в научных кружках, не принимали участия в студенческих конференциях, не знают какое направление выбрать и, соответственно, не могут сформулировать даже ориентировочно название темы. Поэтому сразу возникают сложности и при написании плана диссертации и обоснования темы. Эти проблемы, как показывает практика, в большей мере ложатся на научного руководителя.

Особое место занимает подготовка научных кадров по судебно-экспертной деятельности. Прежде всего, она должна носить комплексный характер, включая как юридическую, так и, в ряде случаев, фундаментальную составляющую по различным отраслям знаний, которые входят в конкретную область (химия, физика, биология, математика, лингвистика и др.).

Судебно-экспертная деятельность представляет собой многоаспектное направление, в которое входит не только производство различного рода экспертиз, но и их процессуальное, правовое, организационное, методическое и информационное обеспечение. В каждом классе, роде и виде экспертиз, особенно в формирующихся новых видах, обусловленных требованиями правоприменительной практики, имеют место различного рода проблемы. Без знания практической деятельности, соискателю сложно предложить что-то новое. Поэтому научному руководителю приходится самому формулировать идеи и рекомендовать их разработку соискателю.

В этой связи, сложившееся положение в области подготовки научных кадров вызывает большую озабоченность. Исходя из многолетней практики научного руководства по кандидатским диссертациям, представляется целесообразным ввести положение для аспирантов (адъюнктов) следующего рода. Прежде, чем заниматься подготовкой диссертацион-

ного исследования, необходимо поработать не менее двух лет на практике в направлении судебно-экспертной деятельности в качестве эксперта в государственном экспертном учреждении. В таких учреждениях ведется научно-исследовательская работа, к которой необходимо подключать и будущих молодых ученых. Это позволит и самому эксперту (соискателю в будущем) оценить свои возможности и способности к написанию научного труда, и коллективу, который работает над проблематикой по теме НИР, убедиться в его научной состоятельности, определить творческое, свободное от стереотипов мышление, развитости речи и ее грамотности, умении логически излагать материал и многих других составляющих. Более того, занимаясь производством судебных экспертиз в том или ином направлении, а каждое имеет свою специфику, эксперт при решении поставленных задач, может увидеть проблемы и в методике их проведения, и недостатки правового и информационного обеспечения, что позволяет предположить, какие цели и задачи необходимо решать в будущей диссертационной работе, какие провести эксперименты для решения проблем, которые имеют место в практической деятельности. В частности, усовершенствовать методику экспертного исследования за счет использования инновационных технологий, предложить новые методы исследования с применением современных научно-технических средств и т. п.

Сложности имеют место в ведомственных учебных заведениях, например, в органах МВД России. Адъюнкта очного обучения привлекают для несения нарядов по факультету, по контрольно-пропускному пункту и многое другое. Учитывая специфику органов внутренних дел, адъюнкты осуществляют занятия по физкультуре, огневой подготовки. Безусловно, это необходимые составляющие, но на качественную подготовку диссертации, особенно если запланирована экспериментальная часть, времени остается очень мало, чтобы уложиться в установленные сроки.

Такие же сложности возникают и при подготовке научных кадров по криминалистике. Если соискатель не работал в качестве следователя или его помощника, то какие он может предложить новые подходы, приемы и методики в расследовании и раскрытии преступлений. В лучшем случае усовершенствовать ту или иную тактику проведения какого-

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

либо следственного действия, например, дополнив его психологической составляющей, хотя и на эту тему написано достаточно много рекомендаций, или сформулировать предложения о дополнении норм в процессуальном законодательстве. К сожалению, даже хорошие предложения и рекомендации не всегда доходят до правоприменителей и остаются только в рамках диссертационного исследования.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы, касающиеся роли научного руководителя при подготовке соискателем диссертационного исследования.

При написании диссертационного исследования как у научного руководителя, так и у соискателя всегда возникают проблемы различного характера. Это естественный процесс, так как соискатель, особенно в первый год подготовки диссертации, еще не в полной мере обладает хорошим стилем изложения материала, не всегда может кратко и четко сформулировать выводы при подведении итогов изложенного материала в параграфе, написать на должном уровне научную статью и многие другие составляющие,от-меченные выше.

Исходя из анализа многих диссертационных исследований, современное поколение молодых докторов наук не всегда могут, а порой просто не хотят, как требуется, осуществлять должное научное руководство. По их мнению, соискатель должен написать диссертационное исследование, а руководитель потом проверит, немного отредактирует и выпускает его на защиту. Более того, что очень огорчает, зачастую руководитель отказывается на каком-то этапе подготовки диссертации от соискателя, или, если это был адъюнкт очной формы обучения, предлагает ему перевестись на заочную форму, когда диссертация уже практически готова для наиболее полного раскрытия темы. Почему это происходит? Причин, конечно, много, но видимо здесь, в первую очередь, следует говорить о профессионализме научного руководителя. Кстати, это относится и к некоторым известным докторам, профессорам, осуществляющим научное руководство.

Многие председатели диссертационных советов читают не только авторефераты, но и диссертации соискателей (и это правильно), делают много замечаний не только редакционного характера, но и по существу проведенного исследования, например, соответствуют ли положения, выносимые на защиту, поставленным задачам и многие другие.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2-е изд. Монография. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки В. П. Малахов, Н. Д. Эриашвили

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории

Второе издание

Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Возникает вопрос — разве это дело председателя диссертационного совета? Это упущение научного руководителя. В процессе прохождения защиты, исходя из замечаний или пожеланий членов диссертационного совета, отмечается, что те или иные недоработки упустил научный руководитель. Такая же картина имеет место и при рассмотрении работ в экспертном совете ВАКа. Приведу простой, к сожалению, часто встречающийся пример, когда научный руководитель совместно с соискателем публикуется в статье, которая издается в рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень, рекомендованных ВАК.

Эти статьи не учитываются при рассмотрении в экспертном совете ВАКа, и даже если авторство разделено, то соискатель все равно приглашается за заседание экспертного совета для выяснения его вклада в эту научную статью. В ряде случаев, научный руководитель на вопрос, почему публикация соискателя совместно с Вами, отвечают, что в издательстве не принимают единоличную, только с научным руководителем. Но разве у нас мало таких специализированных журналов, можно же обратиться в другое издательство.

В качестве предложения по выходу из сложившейся ситуации представляется целесообразным проводить специализированные семинары с научными руководителями, особенно с теми, которые не имеют опыта такой работы. Научный руководитель должен не только знать Положение о присуждении ученых степеней, но и отслеживать дополнения

к нему или вносимые изменения. С соискателями ведущими учеными проводятся различного рода занятия по разным направлениям, в том числе и по оформлению диссертационного исследования, списка литературы в соответствии с необходимыми требованиями. Последнее относится и к научным руководителям. И еще на что следует обратить внимание — это на выбор официальных оппонентов и ведущей организации. К сожалению, не всегда выполняется требование о необходимости наличия научных работ у обозначенных представителей по теме диссертационного исследования, что, безусловно, сказывается на общей оценке диссертационного исследования, как при ее защите, так и, особенно, при рассмотрении в ВАКе.

Выводы. Анализ практики подготовки диссертационных исследований свидетельствует о многих проблемах, которые необходимо учитывать при подготовке научных кадров, создании благоприятного климата и условий, способствующих написанию качественного диссертационного исследования.

Список источников

1. Работнов А. Т. Как рождается ученый // Alma mater. 2005. № 9. С. 28.

References

1. Rabotnov A. T. How a scientist is born // Alma mater. 2005. No. 9. Р. 28.

Информация об авторе

Н. П. Майлис — профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД РФ имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации.

Information about the author

N. P. Mailis — Professor of the Department of Weapons Science and Tracology of the Educational and Scientific complex of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 07.09.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 27.12.2021.

The article was submitted 07.09.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 27.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.