Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-АРКТИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-АРКТИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ-АРКТИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗАКАЛИВАНИЕ / ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пшеничников К.А., Лейфа А.В., Павлушкина Т.В., Кузякин В.В.

Цель исследования - экспериментальное обоснование подготовки курсантов-арктиков к выполнению задач по предназначению средствами физических упражнений. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2020 г. по май 2021 г. на базе Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, г. Благовещенск. Численность групп составила по 30 человек, в состав ЭГ вошел взвод курсантов-арктиков, в состав КГ - взвод обычных курсантов. В процессе подготовки КГ использовались традиционные методики физической подготовки, определенные НФП-2009, в ЭГ использовались физические упражнения, адаптированные к выполнению задач по предназначению в Арктике с элементами закаливания. Результаты исследования и выводы. Курсанты ЭГ показали более высокие результаты в упражнениях на лыжах, марш-броске и стрельбе из АК-74. Практически не различались результаты в челночном беге и метании гранаты в сравнении с КГ. Кроме того, в ходе эксперимента наблюдалось более редкое обращение в медицинскую службу по поводу простудных заболеваний курсантов из ЭГ. Авторами делается вывод, что при подготовке курсантов-арктиков следует уделять внимание повышению уровня физической подготовленности, предложенные физические упражнения эффективно повлияли на уровень физической подготовленности, а следовательно на выполнение задач по предназначению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пшеничников К.А., Лейфа А.В., Павлушкина Т.В., Кузякин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING MODEL FOR CADETS TRAINED FOR ARCTIC MILITARY SERVICE: BENEFITS ANALYSIS

Objective of the study was to experimentally test benefits of a physical training system for military cadets trained for Arctic military service missions. Methods and structure of the study. The physical training model testing experiment was run in September 2020 to May 2021 at the Far Eastern Higher Combined Arms Command School in Blagoveshchensk on a sample of cadets (n=60) split up into Experimental and Control Group of 30 people each. The EG was formed of the cadets trained for the Arctic military service missions, and the CG of their regular peers. The CG was trained as required by the valid physical training standards NFP-2009, and the EG training was complemented by special physical exercises with the body tempering elements for the Arctic missions. Results and conclusion. The pre- versus post-experimental tests showed the EG making significantly higher progress than the CG in the skiing techniques, endurance drills, assault rifle AK-74 shooting; and meaningless progress in the shuttle sprint and grenade throwing tests versus the CG. The EG was also tested with significantly better cold tolerance. We recommend the new model for reasonable application in the standard physical trainings at military academies with account of the core service missions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-АРКТИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-АРКТИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

УДК/UDC 37.022

Поступила в редакцию 05.07.2021 г.

Информация для связи с автором: batbi1@mail.ru

Аспирант К.А. Пшеничников1

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Лейфа2 Кандидат педагогических наук Т.В. Павлушкина1 Кандидат военных наук, доцент В.В. Кузякин1

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, Благовещенск 2Амурский государственный университет, Благовещенск

PHYSiCAL TRAINING MODEL FOR CADETS TRAINED FOR AROTiO MiLiTARY SERViCE: BENEFiTS ANALYSiS

Postgraduate K.A. Pshenichnikov1

Dr. Hab., Professor A.V. Leifa2 PhD T.V. Pavlushkin1

PhD, Associate Professor V.V. Kuzyakin1

1 Far Eastern combined arms command school of higher education, Blagoveshchensk

2 Amur State University, Blagoveshchensk

□ и

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное обоснование подготовки курсан-тов-арктиков к выполнению задач по предназначению средствами физических упражнений.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2020 г. по май 2021 г. на базе Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, г. Благовещенск. Численность групп составила по 30 человек, в состав ЭГ вошел взвод курсантов-арктиков, в состав КГ - взвод обычных курсантов. В процессе подготовки КГ использовались традиционные методики физической подготовки, определенные НФП-2009, в ЭГ использовались физические упражнения, адаптированные к выполнению задач по предназначению в Арктике с элементами закаливания.

Результаты исследования и выводы. Курсанты ЭГ показали более высокие результаты в упражнениях на лыжах, марш-броске и стрельбе из АК-74. Практически не различались результаты в челночном беге и метании гранаты в сравнении с КГ. Кроме того, в ходе эксперимента наблюдалось более редкое обращение в медицинскую службу по поводу простудных заболеваний курсантов из ЭГ.

Авторами делается вывод, что при подготовке курсантов-арктиков следует уделять внимание повышению уровня физической подготовленности, предложенные физические упражнения эффективно повлияли на уровень физической подготовленности, а следовательно на выполнение задач по предназначению.

Ключевые слова: курсанты-арктики, физическая подготовка, физические упражнения, закаливание, выполнение задач по предназначению.

Abstract

Objective of the study was to experimentally test benefits of a physical training system for military cadets trained for Arctic military service missions. Methods and structure of the study. The physical training model testing experiment was run in September 2020 to May 2021 at the Far Eastern Higher Combined Arms Command School in Blagoveshchensk on a sample of cadets (n=60) split up into Experimental and Control Group of 30 people each. The EG was formed of the cadets trained for the Arctic military service missions, and the CG of their regular peers. The CG was trained as required by the valid physical training standards NFP-2009, and the EG training was complemented by special physical exercises with the body tempering elements for the Arctic missions. Results and conclusion. The pre- versus post-experimental tests showed the EG making significantly higher progress than the CG in the skiing techniques, endurance drills, assault rifle AK-74 shooting; and meaningless progress in the shuttle sprint and grenade throwing tests versus the CG. The EG was also tested with significantly better cold tolerance. We recommend the new model for reasonable application in the standard physical trainings at military academies with account of the core service missions.

Keywords: Arctic military service, cadets, physical training, physical exercises, body tempering, missions performance.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Арктический регион имеет экстремальные природно-климатические условия. Характеристиками службы здесь являются: крайне низкие температуры воздушных масс, длительные и суровые зимы, короткое и холодное лето, световое голодание в период полярной ночи и световое излишество во время полярного дня, резкое нарушение фотопериодичности, дефицит ультрафиолетового излучения, резкое изменение уровней атмосферного давления,

ураганные ветра, выраженные гравитационные и магнитные возмущения, кислородная недостаточность и разреженность воздуха [2, 6]. Все эти факторы отрицательно влияют на профессиональную деятельность военнослужащих в Арктике. При этом эффективность выполнения задач по предназначению военнослужащими в суровых климатических условиях Арктики во многом определяется уровнем их в физической подготовленности.

Цель исследования - экспериментальное обоснование подготовки курсантов-арктиков к выполнению задач по предназначению средствами физических упражнений.

Методика и организация исследования. Опираясь на труды [3, 4, 6, 8] была разработан комплекс упражнений, использовавшийся при подготовке курсантов-арктиков к выполнению задач по предназначению, включающий: марш на лыжах в составе подразделения, лыжную гонку с элементами биатлона (стрельбы по мишеням), преодоление «Арктической» полосы препятствий.

Лыжный марш проходил по пресеченной местности в составе арктического подразделения. Протяженность маршрута составляла 5 или 10 километров. Военнослужащие выполняли упражнение в обмундировании. Арктическому подразделению ставилась задача прибыть к финишу в полном составе, время фиксировалось по последнему финиширующему.

Лыжная гонка с элементами биатлона проводилась аналогичным порядком, только учитывался индивидуальный результат каждого военнослужащего, курсанты-арктики выполняли упражнение с личным оружием и поражали мишени, установленные на протяжении маршрута. Количество, тип мишеней, способ их поражения, а также расстояние между огневыми рубежами определял преподаватель, исходя из целей занятия.

Преодоление «Арктической» полосы препятствий было направлено на формирование у курсантов-арктиков навыков преодоления препятствий, характерных для Арктики, а также развитие быстроты, выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности при выполнении боевых задач в условиях Арктики [4].

Данные физические упражнения проводились в формах:

• учебных занятий (практических), на которые выделялось 4 учебных часа в неделю, в соответствии с расписанием занятий;

• утренних физических зарядок продолжительностью 30-50 мин ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней;

• спортивно-массовой работы два раза в неделю по одному учебному часу в рабочие дни вне времени занятий и три учебных часа в выходные и праздничные дни;

• физических тренировок в процессе учебно-боевой деятельности при передвижении подразделений на полигоны и к местам занятий;

• самостоятельных тренировок в свободное время.

С целью подготовки организма курсантов-арктиков к низким температурам выполнение упражнений на открытом воздухе проходило при температуре не ниже -25 °С, для предотвращения обморожений военнослужащие наблюдали друг за другом. На всех формах занятий в обязательном порядке присутствовал медицинский персонал со средствами первой медицинской помощи. К выполнению упражнений допускались только здоровые военнослужащие, не имеющие признаков простудных заболеваний.

В теплое время года упражнения на лыжах заменялись беговыми упражнениями с соответствующей протяженностью маршрутов.

Для качественной адаптации и повышения уровня физической подготовленности нами варьировалось соотношение нагрузки и интенсивности выполнения упражнений. Чем больше был объем физических нагрузок, задаваемых в упражнении, тем меньше их интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность физических нагрузок, тем меньше их объем.

При оценке интенсивности физических нагрузок по частоте сердечных сокращений использовалась следующая градация: низкая - до 130 уд/мин; средняя - 130-150 уд/мин; высокая - 150-170 уд/мин; максимальная - свыше 170 уд/мин.

С целью восстановления физических параметров курсан-тов-арктиков чередовались активные фазы и фазы восстановления [6].

При выполнении физических упражнений эффект закаливания достигался использованием определенной формы одежды, которая диктовалась погодными условиями, регулировкой физической нагрузки, с целью изменения теплопродукции, специальными закаливающими процедурами [8].

Закаливание организма курсантов-арктиков проводилось на систематической основе и непрерывно с комплексным использованием водных, солнечных, воздушных процедур, сочетая занятия физической подготовкой и спортом. Например, в тихую погоду при небольшом ветре, когда температура воздуха составляла не менее -10 °С, выполнение упражнений проходило в облегченной одежде на открытом воздухе. Если температура воздуха опускалась ниже -10 °С, то интенсивность упражнений увеличивалась, а время на их выполнения сокращалось. При температуре воздуха ниже -15 °С и (или) сильном ветре вместо физических упражнений применялась прогулка с элементами ускоренных передвижений в теплой форме одежды.

Сравнительный анализ результатов в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

Показатели Группы До эксперимента После эксперимента р

Х±ш Х±ш

Лыжная гонка 10 км, с ЭГ 3583±240,2 3341±120,1 < 0,05

КГ 3726±240,4 3697±220,3 > 0,05

Марш-бросок с оружием 5 км, с ЭГ 1446±180,7 1370±120,6 < 0,05

КГ 1458±180,9 1435±167,4 > 0,05

Стрельба из АК (количество очков) ЭГ 35,1±1,26 38,6±0,67 < 0,05

КГ 35,6±1,27 35,5±1,25 > 0,05

Челночный бег 10х10м, с ЭГ 24,9±0,2 24,6±0,1 > 0,05

КГ 25,1±0,2 24,8±0,1 > 0,05

Метание гранаты 600 г, см ЭГ 3600±300,6 3900±300,7 > 0,05

КГ 3700±300,4 3800±300,5 > 0,05

№3 • 2022 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

85

Педагогический эксперимент проводился с 1 сентября 2020 года по 30 мая 2021 г. на базе Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (г. Благовещенск). Климат в данной местности резко континентальный. Зимой погодные условия схожи с регионами Заполярья. В рамках исследования были сформированы экспериментальная группа курсантов (далее ЭГ), контрольная группа курсантов (далее КГ). Численность групп составила по 30 человек (взвод). На начало эксперимента достоверных различий между ЭГ и КГ не обнаружено, при р>0,05. В состав ЭГ вошел взвод курсантов-арктиков, в состав КГ - взвод обычных курсантов. В процессе подготовки КГ использовались традиционные методики физической подготовки, определенные НФП-2009, в ЭГ использовались физические упражнения, адаптированные к выполнению задач по предназначению в Арктике с элементами закаливания. Анализ педагогического эксперимента показал положительное влияние вышеуказанных средств на подготовку курсантов-арктиков (ЭГ).

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе контрольных испытаний с целью определения физической подготовленности, работоспособности и стрелковой подготовленности курсантов КГ и ЭГ курсанты ЭГ показали более качественные результаты (см. таблицу).

Из таблицы видно, что курсанты ЭГ показывают более высокие результаты в упражнениях на лыжах, марш-броске и стрельбе из АК-74. Практически не различаются результаты в челночном беге и метании гранаты в сравнении с КГ. Кроме того, в ходе эксперимента наблюдалось более редкое обращение в медицинскую службу по поводу простудных заболеваний курсантов из ЭГ.

Вывод. Служба в условиях Арктики имеет свои клима-то-географические особенности, влияющие на выполнение военных задач по предназначению. При подготовке курсан-тов-арктиков следует уделять внимание повышению уровня физической подготовленности. Предложенные физические упражнения эффективно влияют на уровень физической подготовленности, а следовательно, на выполнение задач по предназначению.

Литература

1. Акклиматизация военнослужащих в районах крайнего севера и Арктики средствами физической подготовки / М.Н. Савин, Б.А. Иванов, И.В. Корчагин и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156).

2. Бугаев А.В., Бичан Н.В. Методы адаптации военнослужащих военно-морского флота к физическим нагрузкам в условиях Арктики и Заполярья // Вестник Калининградского филиала

Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 С.104-107.

3. Лейфа А.В., Железняк Ю.Д., Перельман Ю.М. Взаимосвязь физической активности, здоровья и качества жизни студенческой молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 11. С. 41-43.

4. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). -СПб.: Типография военного института физической культуры, 2013. 199 с.

5. Платонов В.Н. О «Концепции периодизации спортивной тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1998. № 8. С. 23-26, 39-46.

6. Шевцов В.В., Яковлев Д.С., Сидоров А.В. Закаливание как процесс адаптации курсантов к неблагоприятным условиям внешней среды // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: докл. Всерос. Конф. (Воронеж 27 апр. 2017 г.). Воронеж, 2017. С. 124-127.

7. Шевцов В.В. Закаливание организма в процессе занятий по физическому воспитанию // Гигиена и санитария. 1984. № 3. С. 32-37.

References

1. Savin M.N., Ivanov B.A., Korchagin I.V. et al Akklimatizatsiya voennosluzhashchikh v rayonakh kraynego severa i Arktiki sredstvami fizicheskoy podgotovki [Acclimatization of military personnel in the regions of the Extreme North and the Arctic by means of physical training] Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2018. No. 2 (156).

2. Bugaev A.V. , Bichan N.V. Metody adaptatsii voennosluzhashchikh voenno-morskogo flota k fizicheskim nagruzkam v usloviyah Arktiki i Zapolyarya [Methods of adaptation of military personnel of the navy to physical load in the Arctic and Polar regions]. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. No. 1. pp. 104-107.

3. Leifa A.V., Zheleznyak Y. D., Perelman Y.M. Vzaimosvyaz fizicheskoy aktivnosti, zdorovya i kachestva zhizni studencheskoy molodezhi [Interconnection of physical activity, health and quality of life of student-age population]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 11. P. 41-43.

4. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke v VS RF (s izmeneniyami ot 31 iyulya 2013 goda) (NFP - 2009 s izmeneniyami) [Manual on physical training in the Russian Federation Armed Forces (with amendments from July 31, 2013) (PTN - 2009 with amendments). St. Petersburg. Military institute of physical culture publ., 2013. 199 p.

5. Platonov V.N. O «Kontseptsii periodizatsii sportivnoy trenirovki» i razvitii obschey teorii podgotovki sportsmenov [About "The concept of periodization of sports training" and the development of the general theory of athletes training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1998. No. 8. pp. 23-26, 39-46.

6. Shevtsov V.V., Yakovlev D.S., Sidorov A.V. Zakalivanie kak protsess adaptatsii kursantov k neblagopriyatnym usloviyam vneshney sredy [Cold training as process of cadets' adaptation to unfavorable environmental conditions]. Biomedical and pedagogical basics of adaptation, sports activity and healthy lifestyle: reports. All-Russian Conf. (Voronezh April 27, 2017). Voronezh, 2017. pp. 124-127.

7. Shevtsov V.V. Zakalivanie organizma v protsesse zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu [Body Tempering the body in physical education process]. Hygiene and Sanitation. 1984. No. 3. pp. 32-37.

8. Leifa A.V., Zheleznyak Y.D. Influence of physical activity on students' life quality. Physical Education of Students. 2017. No. 5. pp. 244-248.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ВЯТЛЕВ, Д.Н. УЧЕБН0-ТРЕНИР0В0ЧНЫИ ПРОЦЕСС В ГРУППАХ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ ОТДЕЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / Д.Н. ВЯТЛЕВ. - КОСТРОМА: КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА, 2021. - 67 С. - iSBN 978-5-8285-1153-2.

В пособии излагаются общие теоретические вопросы построения учебно-тренировочного процесса в группах по спортивным играм отделения спортивного совершенствования. В пособии подчеркивается, что содержание учебно-тренировочного процесса предполагает взаимосвязь теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, осуществляемых в основном посредством спортивных игр. Предназначается для студентов, занимающихся игровыми видами спорта, и преподавателей физического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

«Теория и практика физической культуры»

3'22

Нынешний выпуск «Тренера» открывает статья доцентов А. Г. Самборского, Л. Э. Пахомовой и Г. Я. Шипу-лина (Белгород), посвященная оценке влияния силовых упражнений на мышечную деятельность в заданном промежутке времени. Графический метод расчета показателей силы позволил авторам выявить основные параметры режима работы мышц при силовых нагрузках.

Авторский коллектив под руководством профессора О. Г. Эпова (Москва) обратился к проблеме технико-тактической подготовки спортсменов-единоборцев. По итогам проведенного авторами исследования тренерам предложена методика дозирования физической нагрузки при планировании технико-тактических действий спортсменов ударных видов олимпийских единоборств.

Современные проблемы развития техники в прыжках на лыжах с трамплина спортсменов различной квалификации обсуждают на страницах «Тренера» к. п.н. Н. Б. Новикова, Г. Г. Захаров и Н. В. Адонин (Санкт-Петербург). Авторы подчеркивают, что высокая конкуренция на международных стартах приводит к повышению значимости технической подготовки и ее соответствию современным тенденциям вида спорта. В частности, ежегодная модернизация прыжкового инвентаря и филигранное исполнение техники прыжка сильнейшими спортсменами позволяет устанавливать рекорды на трамплинах вопреки общей тенденции снижения скорости разгона. Однако российские «летающие лыжники» в последние годы уступают иностранным соперникам, и только отдельные успешные выступления свидетельствуют о потенциальных возможностях системы подготовки лыжников-прыгунов в нашей стране. В этой связи авторами актуализируется разработка новой методики технической подготовки российских спортсменов, которая учитывала бы современные тенденции в технике прыжка на лыжах с трамплина.

Прошедший в 2021 г чемпионат мира по лыжному спорту показал значительное превосходство норвежских лыжников-гонщиков над представителями других стран, обусловленное особенностями национальной системы многолетней подготовки. В ходе исследования к. п.н. Н. Б. Новикова и И. Г. Иванова (Санкт-Петербург) в соавторстве с к. п.н. А. И. Головачевым (Москва) провели сравнительный анализ динамики результатов российских и зарубежных спортсменов. Исходя из полученных данных, авторы пришли к выводу, что многолетняя подготовка российских юных лыжников-гонщиков нуждается в совершенствовании системы отбора и сохранения талантливых спортсменов в составе сборных команд.

В заключительной статье «Тренера» группа авторов из Челябинска под руководством доцента Е. Л. Бачери-кова предложила тренерам рекомендации по оценке вестибулярной функции организма атлета в условиях спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.