Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ"'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ДИСЦИПЛИНА ИСТОРИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфутдинова Г.Б.

В статье анализируется процесс модернизации института единого государственного экзамена на примере аттестации по предмету история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ"»

УДК 17.018.22

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Сайфутдинова Г.Б. ©

К.и.н., заведующая музеем, Казанский государственный энергетический университет

Аннотация

В статье анализируется процесс модернизации института единого государственного экзамена на примере аттестации по предмету история.

Ключевые слова: ЕГЭ, дисциплина история, методический анализ.

В современной России образование - быстро развивающаяся сфера деятельности, оно рассматривается как главный фактор социального и экономического прогресса. Причина - в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек-интеллектуал с умением принимать нестандартные решения. Если для общества образованная личность - это ресурс, востребованный в эпоху информационной глобализации, то для семьи - образование потенциал успеха личности в будущем.

Единый государственный экзамен в условиях реформирования российской системы образования - актуальная проблема подготовки учащихся. ЕГЭ по дисциплине история относиться к числу тех предметов, которые являются наименее востребованными, так как предмет история не обязательный, его сдают только те учащиеся, кто самостоятельно сделал такой выбор. В последние годы историю как предмет по выбору в форме ЕГЭ сдают около пятой части выпускников, в 2014 году более 157 тыс. человек, по сравнению с 2013 годом, немного выросло число школьников, отдавших предпочтение экзамену (с 22,8% до 23,4%). Успешная сдача ЕГЭ по истории необходима при поступлении на такие популярные специальности, как история, юриспруденция, лингвистика, дизайн, архитектура и многие другие. Показательно, что потребность вузов в абитуриентах, успешно сдавших ЕГЭ по истории, традиционно выше доли участников ЕГЭ, выбравших этот предмет [1]. По данным Рособрнадзора, средний тестовый бал на ЕГЭ по истории - 47,1 в 2015 году, против - 45,3 в 2014 году. Количество 100-балльников сильно не изменяется, около 500 человек, а процент не сдавших составляет в среднем 10%. История сегодня - это прикладная дисциплина. Если прежняя концепция дисциплины «история» ориентировала на заучивание формулировок из учебных пособий, то сейчас главное это не знание дат обучающимся, а исследование глобального исторического пространства. Успешно освоить предмет и пройти единый государственный экзамен возможно при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс [2, С. 197- 200].

Успешная сдача ЕГЭ по истории это - высокая степень мотивации и восприимчивости, с одной стороны, и - компетентный педагог, с другой стороны. Ключевую роль в профессиональном развитии педагога играет и система повышения квалификации кадров и сотрудничество между педагогами, и самообразование педагога. В нашем регионе такие семинары с участием экспертов предметной комиссии регулярно проходят на базе Казанского федерального университета. Больным вопросом для историков является недооцененность значимости исторического образования и перегруженность образовательных программ общего образования. Помимо недостатка времени на обучение в

© Сайфутдинова Г.Б., 2017 г.

школе, произошло сокращение учебных часов, отведенных на изучение истории. Основанием для этого послужила тенденция информатизации образования.

ЕГЭ для родителей и детей - событие. Формула успеха положительной аттестации по предмету история - высокая степень мотивации и претензия на успех. Основные факторы работы педагога по повышению качества по подготовке к ЕГЭ предполагает решение задач по повышению предметной компетенции учащегося и формирование умений и навыков решения, как тестовых заданий, так и заданий повышенной сложности. Поставленные задачи могут нацелить преподавателя на поиск практической помощи и методической поддержки. Известная система «Статград» (чьи рекомендательные разработки проводятся по заданию Рособрнадзора) уже несколько лет является вариантом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Контрольный измерительные материалы ЕГЭ ориентируют преподавателя и учащегося на полноценное изучение курсов Истрии по учебникам из Федерального перечня. Открытость аттестационных процедур в сфере образования реализуется, в том числе, и с помощью Открытого банка заданий по истории на сайте Федерального Института педагогических измерений (ФИПИ).

В контрольно измерительных материалах (КИМ) по предмету история в 2016 году произошли изменения. Из работы исключены задания с выбором одного ответа из четырёх (1-21 по нумерации 2015 г.) и задание на установление соответствия (24). В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: на знание дат (2 по нумерации 2016 г.); на знание основных фактов, процессов, явлений (5); на работу с текстовым историческим источником (6); на знание основных фактов истории культуры (17); задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по XX в. (10). Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.). Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России. В части 1 экзаменационной работы 2016 г. изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности. Время написания работы увеличено до 235 минут. Важную часть обучения составляет методика тестирования, правильное оформление ответов в тестовых заданиях и заданиях повышенной сложности, учащемуся постоянно необходимо напоминать, что он должен решать больше разнообразных заданий и владеть прочным фондом знаний и навыками исследовательской деятельности. Целесообразно подтолкнуть учащегося на участие в обучающих социально-образовательных проектах. Важно расширить личностное понимание учащихся многих исторических задач. Важной составляющей обучения может стать и участие учащегося в исследовательских проектах с последующей подготовкой письменной работы, а в случае успеха и дальнейшей публикацией в научном издании, дополнительной мотивацией для автора может стать, то, что приемные комиссии некоторых вузов учитывают при начислении баллов авторство в подтвержденных публикациях [2, С. 197- 200; 3, С. 300-304].

Таким образом, несмотря на все сложности, единый государственный экзамен - это мощный стимул для самосовершенствования учащегося и возможности дальнейшего образования в высшем учебном заведении по выбранному направлению.

Литература

1. Хлытина О. М. История / Методический анализ результатов единого государственного экзамена в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://nimro.ru/uploads/doc_ege/product/files/ metod_sbornik_11.pdf (дата обращения: 21.07.2016).

2. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197- 200.

3. Сайфутдинова Г. Б. Козелков О. В., Тактамышева Р. Р., Усачев С. С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.