Научная статья на тему 'Особенности подготовки инструкторов по горнолыжному спорту и туризму'

Особенности подготовки инструкторов по горнолыжному спорту и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3853
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки инструкторов по горнолыжному спорту и туризму»

РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ И ТУРИЗМУ

В.И. Данилин

В последние годы в связи со строительством новых и реконструкцией имеющихся горнолыжных центров и курортов произошло резкое повышение интереса населения России к горнолыжному спорту и сноуборду, а также рост числа туристов, желающих научиться катанию на горных лыжах и сноуборде.

Увеличение числа желающих научиться катанию привело к нехватке дипломированных тренеров-преподавателей и инструкторов по этим видам спорта. Тренеров-преподавателей по горнолыжному спорту в настоящее время готовит только один вуз - филиал Российской государственной академии физической культуры в городе Чайковском. Специалистов по сноуборду пока не готовит ни одно среднее или высшее учебное заведение. На данный момент не налажена система переподготовки специалистов из числа имеющих физкультурное образование по другим специализациям. Отсутствуют утвержденные современные программы, учебные пособия и методические материалы по обучению и совершенствованию технике горнолыжного спорта и сноуборда.

С 80-х годов существует учебная программа по горнолыжному спорту для детскоюношеских спортивных школ, которая рассчитана на системную многолетнюю спортивную подготовку, направленную на достижение спортивных результатов, а не на обучение всех желающих независимо от их возраста и физической подготовленности. При обучении детей можно было бы пользоваться старой программой, но в настоящее время она является библиографической редкостью и не доступна для широкого круга специалистов. Кроме того, указанная программа требует серьезной переработки ввиду изменения геометрии горных лыж и профиля спортивных трасс; изменились также нормативные документы, на основе которых работают ДЮСШ.

Заметим, что учебных программ и методических рекомендаций по обучению технике катания на горных лыжах и сноуборде в России нет вообще.

Туристы, как правило, имеют ограниченное время на обучение, а также разные рельефные, климатические и другие условия обучения. В связи с этим каждая программа или методика должна быть адаптирована под конкретные условия, под конкретную группу. На основе приобретенных знаний инструктор может адаптировать одну из программ под заданные условия и контингент обучающихся.

Кроме того, анализ доступных нам документов и литературных источников позволил отметить, что современная система обучения инструкторов-методистов по горно-лыжному спорту имеет ряд нерешенных проблем. В частности:

• Недостаточно разработаны алгоритмы обучения техническим действиям;

• Не разработаны уровни усвоения теоретических и практических навыков инструкто-ров-методистов;

• В недостаточной степени используется в горнолыжном спорте и туризме концепция управления ориентировочной основой действия.

Ретроспективный анализ литературных источников также показал, что в изучаемой проблеме имеют место следующие противоречия между:

• Возрастающими требованиями к подготовке инструкторов по ГСТ и недостаточным аналитическим материалом;

• Заказом практиков ГСТ по разработке данной проблемы и отсутствием обоснования ее теоретиками.

146

Рекреация, туризм и окружающая среда

Таким образом, решение разработки и апробации программы и методики обучения тури-ста-горнолыжника современной горнолыжной технике, является насущной, не требующей отлагательства, задачей. Поэтому в начале 2000-х годов Учебным центром Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России при активном участии автора данной работы такая программа разработана и внедрена в практику подготовки любителей горнолыжного спорта, желающих овладеть приемами спуска и совершенствовать их в дальнейшем.

Кроме того, разработана также Рабочая программа подготовки инструкторов по горнолыжному спорту и сноуборду, включая подготовку профессиональных инструкторов по этим видам спорта. Программа опирается на опыт работы курсов подготовки инструкторов по горнолыжному спорту, разработанную в СССР и России 70-х - 90-х годов, а также на опыт мировых горнолыжных школ по подготовке инструкторов последних десятилетий. Технология ее реализации включает систему средств, методов организации и управления тренировочным процессом (процессом обучения). При этом выделяются две ее стороны, имеющие важное значение в области подготовки инструкторов по ГСТ. Имеется в виду применение системного знания для овладения теорией, решения практических задач по овладению техническими навыками и использование в учебном и тренировочном процессе специальных технических устройств. В горнолыжном спорте важно и то и другое одновременно, поскольку с появлением лыж новой геометрии и изменением техники катания спортсменов мирового уровня произошло совершенствование горнолыжных приемов у лыжников, хорошо владеющих искусством катания на горных лыжах. С появлением тренажера-симулятора процесс обучения требует новых знаний в горнолыжном спорте, новых технологий. Кроме того, будущий инструктор по ГСТ должен усвоить педагогические знания и навыки, включая технологию и методику обучения. Именно такой путь, по нашему мнению, может способствовать решению исследуемой проблемы.

Технология подготовки инструкторов-методистов состоит из этапов:

1. Постановка дидактической задачи

2. Учет закономерностей и принципов обучения (подготовки)

3. Формирование дидактической системы форм, методов и средств обучения.

Далее мы рассмотрим более подробно каждый этап. На первом этапе необходимо поставить дидактическую задачу процесса подготовки инструкторов-методистов. При этом процесс постановки дидактической задачи есть последовательность действий разработчика, включающая: задание целей подготовки; задание требуемого исходного уровня обучающихся; отбор и структурирование содержания учебного материала; задание уровней усвоения учебных тем, вопросов и технических элементов; процедуру учета организационных и материальных ограничений.

Действуя в указанном порядке, определим цели подготовки инструкторов.

• подготовка и сертификация инструкторов, обслуживающих туристов-горнолыжников и сноубордистов;

• внедрение единого стандарта обучения во всех школах, осуществляющих подготовку инструкторов по ГСС.

Программа рассчитана на бывших спортсменов, прошедших серьезную подготовку в условиях спортивных школ и достигших определенных спортивных достижений, дипломированных специалистов в области физической культуры и спорта, имеющих иную спортивную специализацию, а также на любителей горных лыж и сноуборда, имеющих опыт педагогической работы и владеющих достаточной для обучения техникой катания.

Программа является многоуровневой и позволяет получить квалификацию от инструктора без категории до инструктора высшей категории, осуществляющих обучение и подготовку горнолыжников от новичков до экспертов. Звание инструктора каждой категории присваивается квалификационной комиссией Учебного центра после успешного прохождения обучения на семинаре соответствующего уровня. Категория инструктора определяет его исходный уровень.

Автономия личности - 2010 - №1(1)

147

К участию в семинаре первого уровня допускаются лица, имеющие установленный уровень владения техникой горнолыжного спорта или сноуборда.

К участию в семинарах следующих уровней допускаются лица, имеющие сертификат предыдущего уровня, выполнившие установленные контрольные нормативы по технике горнолыжного спорта или сноуборда и опыт педагогической деятельности. Для зачисления на семинары следующих уровней требуется опыт практической работы (стажировка) не менее 100 часов.

Результатом отбора и структурирования содержания подготовки инструкторов-методистов по ГСТ является Рабочая программа, а также учебно-тематический план занятий для семинаров каждого уровня.

Программа подготовки инструкторов методистов представляет собой многоуровневую систему семинаров, включающих теоретические, практические занятия и контрольные испытания (экзамены).

В программу включены занятия по совершенствованию техники катания инструктора (будущего инструктора), изучению основ развития физических качеств, педагогическим основам обучения различных возрастных категорий обучающихся, освоению методик обучения катанию на горных лыжах или сноуборде на трассах, имеющих строго определенные характеристики, изучению основ техники безопасности, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему. В программу включена стажировка (педагогическая практика), а также контрольные испытания (экзамены) по всем разделам семинара с присвоением квалификации «Инструктор по горнолыжному спорту» или «Инструктор по сноубордингу» соответствующей категории или без категории.

Такая система обеспечивает полноценную подготовку инструкторов для работы на трассах любой сложности с туристами различных возрастных групп, имеющих разный уровень физической и технической подготовленности - начального, продвинутого и спортивного уровней.

Содержание теоретических и практических занятий семинара зависит от уровня подготовки слушателя. Слушатели, не имеющие физкультурного образования, в первую очередь должны овладеть основными понятиями и терминологией, применяемой в физическом воспитании, горнолыжном спорте и туризме, основами теории и методики физического воспитания, основами педагогического мастерства, научиться составлять планы занятий и правильно распределять нагрузку в зависимости от решаемых задач.

Слушатели, имеющие физкультурное образование, больше внимания уделяют изучению программы обучения будущих горнолыжников, методик обучения, разрабатывают планы-конспекты, подбирают специальные и подводящие упражнения с учетом геометрии лыж (сноуборда), рельефа трасс и других особенностей.

На теоретических и практических занятиях изучаются следующие разделы программы:

• Особенности горнолыжного снаряжения и правила его подбора;

• Конструкция подъемников и правила пользования ими;

• Техника безопасности;

• Организация и проведение соревнований;

• Оказание первой помощи пострадавшим.

На практических занятиях слушатели совершенствуют собственную технику демонстрации упражнений; проводят занятия с группой (из числа слушателей) по планам-конспектам, разработанным на теоретических занятиях; проводят соревнования; учатся оказывать первую помощь пострадавшим, применять средства транспортировки пострадавших.

В связи с тем, что большинство горнолыжных центров расположены в горах, где часто бывают сходы лавин, слушатели на теоретических и практических занятиях изучают материалы, связанные с этим явлением, в том числе - правила поведения на лавиноопасных склонах, а также знакомятся с методами поиска людей, попавших в лавину, и оказания им первой помощи.

148

Рекреация, туризм и окружающая среда

Слушатели на практике изучают правила поведения группы и инструктора при возникновении несчастного случая на склоне, приемы оказания первой помощи, учатся способам транспортировки пострадавших. Отрабатываются некоторые навыки поиска пострадавших в лавинах. В один из дней проведения семинара проводятся соревнования по слалому или слалому-гиганту. Все слушатели семинара должны принять участие в подготовке и проведении этих соревнований в качестве членов судейской коллегии или участников соревнований. Во время проведения теоретических занятий семинара слушатели выполняют контрольные работы, в которых проверяется знание горнолыжной техники и умение лаконично и правильно описать выполнение различных технических приемов. На практических занятиях регулярно проводятся зачеты по технике демонстрации отдельных приемов горнолыжной техники. Также проводятся «тесты выявления ошибок», в которых проверяется умение анализировать индивидуальную технику катания и выявлять главные и второстепенные ошибки техники (демонстраторы выбираются из числа катающихся туристов). В один из последних дней семинара проводится теоретический и практический экзамен, по результатам которых производится окончательная аттестация слушателей. С точки зрения теории усвоения задание цели обучения в области познавательной деятельности означает:

• Указать систему новых познавательных действий (действий восприятия, памяти, мышления, воображения);

• Наметить по всем основным характеристикам систему показателей, которым должны удовлетворять эти действия в конце обучения;

• Указать систему представлений, понятий, в которых будет отражено содержание данного учебного предмета;

• Наметить, какие изменения и по каким характеристикам будут внесены в имеющиеся умения и знания.

Показателями меры освоения действия могут служить: быстрота выполнения; возможность совмещения этого действия с выполнением другого, не автоматизированного, что позволяет судить о мере автоматизированности первого. Уровни усвоения содержания обучения инструкторов подразделяются на уровни выполнения технических приемов, уровни владения методикой обучения. На основе уровней усвоения содержания формируются квалификационные требования. Звание инструктора каждой категории присваивается квалификационной комиссией Учебного центра после успешного прохождения обучения на семинаре соответствующего уровня. 4-ый уровень инструкторской квалификации является высшей ступенью квалификации инструктора в России («Национальный инструктор»). Этот уровень делится на две категории:

• инструктор-методист первой категории по горным лыжам;

• инструктор-методист высшей категории по горным лыжам.

Звание «Инструктор-методист первой категории» получает инструктор, успешно закончивший семинар 4-го уровня и имеющий опыт работы преподавателем на семинарах более низкого уровня не менее 100 часов. Звание «Инструктор-методист высшей категории» присваивается инструкторам первой категории, отработавшим преподавателями на различных семинарах по подготовке инструкторов не менее 5 раз и имеющим многолетний опыт преподавательской и методической работы с горнолыжниками. К организационным ограничениям отнесем следующие положения Программы подготовки:

• Семинар первого уровня может проводиться филиалами Учебного центра и региональными комитетами по физической культуре и спорту по общей программе семинаров этого уровня, утвержденной Учебным центром Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России с приглашением экзаменационной комиссии Учебного центра.

• Семинары всех других уровней проводятся Учебным центром.

• Семинары всех уровней проводятся несколько раз в год.

Практические занятия семинаров организуются только во время зимнего периода на сне-

гу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.