Научная статья на тему 'Особенности подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена по математике'

Особенности подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ПО МАТЕМАТИКЕ / UNIFIED STATE EXAM IN RUSSIA / EXPERT TRAINING / JOB EVALUATION CRITERIA WITH DETAILED RESPONSE IN MATHS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабенко Алёна Сергеевна, Марголина Наталия Львовна, Матыцина Татьяна Николаевна

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме подготовки экспертов кандидатов в члены предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом по математике. Описаны основные этапы подготовки кандидата в предметную комиссию в роли эксперта, проведен сравнительный анализ основных требований к экспертам по математике и к членам других предметных комиссий. В качестве вывода следует, что прослеживаются более жесткие показатели согласованности для ведущих, старших и основных экспертов по математике, поэтому для обучения экспертов по математике необходимо продумать более детально методику и последовательность освоения подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом и работы с критериями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабенко Алёна Сергеевна, Марголина Наталия Львовна, Матыцина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation of experts on scan jobs with detailed answer of the unified state examination in Maths

This article is devoted to the urgent problem of the training of experts candidates for members of the selection committee of inspection tasks with detailed answer in Maths. The paper describes the main stages of preparation of the candidate to the subject as an expert committee, the comparative analysis of the main requirements to the experts in Maths and other members of the subject committees. As a conclusion, we can add that can be traced more stringent coherence indicators for leading, senior and key experts in mathematics, and as a consequence, for the training of experts in mathematics should consider in more detail the methodology and consistency of the development of approaches to assessment tasks with detailed answer, and work with the criteria.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена по математике»

Особенности подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике

УДК 510

Бабенко Алена Сергеевна

кандидат педагогических наук

Марголина Наталия Львовна

кандидат физико-математических наук, доцент

Матыцина Татьяна Николаевна

кандидат физико-математических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова alenbabenko@yandex.ru, nmargolina@mail.ru, tatunja@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме подготовки экспертов - кандидатов в члены предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом по математике. Описаны основные этапы подготовки кандидата в предметную комиссию в роли эксперта, проведен сравнительный анализ основных требований к экспертам по математике и к членам других предметных комиссий. В качестве вывода следует, что прослеживаются более жесткие показатели согласованности для ведущих, старших и основных экспертов по математике, поэтому для обучения экспертов по математике необходимо продумать более детально методику и последовательность освоения подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом и работы с критериями.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, обучение экспертов, критерии оценивания заданий с развернутым ответом по математике.

Единый государственный экзамен предлагает единство требований к итоговой подготовке выпускника школы от Владивостока до Калининграда. При проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике эксперты должны руководствоваться едиными принципами оценивания решений задач.

Целью обучения экспертов является согласование подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике.

Согласно документу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 2015 г. «Методические материалы по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», состав предметной комиссии (ПК) по математике формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзо-ром;

- наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ [1].

В содержание подготовки экспертов входят следующие темы: изучение нормативно-правовой базы ЕГЭ, решение заданий демоверсий, анализ наиболее сложных тем курса математики, обсуждение и анализ изменений структуры и содержания КИМ 2015 и критериев оценивания заданий с развернутым ответом, проверка и обсуждение заданий с развернутым ответом из учебно-методических материалов для председателей и членов региональных ПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года (ФИПИ).

На начальном этапе Федеральным Институтом Педагогических Измерений организуются межрегиональные семинары по согласованию подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом для председателей ПК и их заместителей.

Обучение кандидатов в ПК по математике, соответствующих выше перечисленным требованиям, проходит в очной и заочной формах.

На первом этапе изучаются методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом и выполняются самостоятельные работы по оцениванию, опубликованные на сайте ФИПИ. В связи с особенностями заданий каждая задача имеет свои критерии оценивания и «весит» определенное количество первичных баллов. На данном этапе будущему эксперту необходимо осознать критерии оценивания каждого задания с развернутым ответом.

На втором этапе обучения кандидатам в члены ПК необходимо пройти курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Подготовка членов региональных

© Бабенко A.C., Марголина H.JL, Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3 Матыцина Т.Н.. 2016

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах ГИА» в объеме 72 часов (18 часов очных практических занятий, в том числе итоговый зачет по проверке заданий с развернутым ответом). Итоговый зачет проводился по материалам методических рекомендаций и интернет системы дистанционной подготовки. Данные курсы нужны кандидатам для лучшего освоения нормативно-правовых актов, правил поведения до, на и после проверки, уяснения критериев проверки заданий с развернутым ответом, понимания изменений ключевых моментов, касающихся формы, проведения, состава задач и их нумерации и т.п., по сравнению с предыдущими годами. Для повышения эффективности усвоения материала можно обучающимся выдать многоэтапное математико-информационное задание (подробнее см. [2]).

На третьем этапе кандидаты в ПК проходят обучение в интернет системе дистанционной подготовки экспертов (ФИПИ). На данном этапе происходит закрепление полученных знаний и умений, отработка навыков самостоятельной проверки заданий с развернутым ответом. Эффективность интернет-тренажера заключается в выработке индивидуальных особенностей проверки заданий при этом непротиворечащих общим критериям. Также на этом этапе можно использовать нестандартные способы закрепления материала (см. [3; 4]).

В центре ГА УКО «РЦ ОКИ «Эксперт» в день получения критериев собираются старшие и ведущие эксперты для ознакомления с критериями оценивания, перед началом проверки проводится оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов.

Ведущими документами для экспертов по математике являются:

- федеральный стандарт по математике;

- кодификатор (перечень проверяемых умений);

- спецификация (общее описание содержания экзаменационной работы);

- демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов;

- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года.

По результатам обучения эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт [1].

По результатам обучения и с учетом статистики работы экспертов в 2015 году (для экспертов, которые являлись членами ПК в 2014 году) была

сформирована ПК по математике, состоящая из 43 человек. В 2014 году она состояла из 44 человек. (2013 - 55 чел., 2012 - 31 чел., 2011 - 34 чел.). В состав ПК вошли председатель ПК, заместитель председателя ПК и эксперты. Статус ведущего эксперта был присвоен председателю ПК и заместителю председателя ПК. Статус старший эксперт по результатам зачета получили 10 человек. В составе ПК по математике 1 доктор наук; 8 кандидатов наук; 3 заслуженных учителя, учителя высшей категории. Число преподавателей вузов в 2015 году составляет 30,2% от общего числа экспертов ПК, число учителей школ - 69,8 %.

Если проанализировать и сравнить основные требования к экспертам по математике и к членам других ПК, то прослеживаются более жесткие показатели согласованности (например, для ведущих экспертов по математике 0% заданий, в которых допускается расхождение в выставляемых баллах, а для ведущих экспертов по физике - 5%, для ведущих экспертов по русскому языку - аж 10%!). Как вывод можно добавить, что для обучения экспертов по математике следует продумать более детально методику и последовательность освоения подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом и работы с критериями.

Библиографический список

1. Методические материалы по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: Москва 2015. - Режим доступа: http:// www.fipi.ru/

2. Бабенко А.С. Формирование креативных качеств студентов с помощью многоэтапного ма-тематико-информационного задания «Системы трех дифференциальных уравнений» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 2. - С. 130-133.

3. Матыцина Т.Н. Об одной форме проведения контрольных мероприятий // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин: материалы IX Всерос. науч.-метод. конф. 13-14 апреля 2015. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - С. 83-86.

4. Марголина Н.Л. Из опыта преподавания математической статистики студентам физико-математического факультета // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин: материалы IX Всерос. науч.-метод. конф. 13-14 апреля 2015. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - С. 82-83.

178

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.