Научная статья на тему 'Особенности подготовки древесиноведов и лесных товароведов в современных условиях'

Особенности подготовки древесиноведов и лесных товароведов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВЕСИНОВЕД / ЛЕСНОЙ ТОВАРОВЕД / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКПЕРТИЗА / НОВАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федюков Владимир Ильич

Проанализировано состояние и подтверждена актуальность подготовки лесных товароведов и древесиноведов в условиях вхождения России в ВТО; приведены конкретные варианты реализации этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Training Wood Science and Forest Commodity Experts in Modern Conditions

The state and urgency of forest commodity and wood science experts training in the conditions of Russia entering WTO have been analyzed and confirmed. Concrete variants of its realization are provided.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки древесиноведов и лесных товароведов в современных условиях»

ТОДИКА И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378:038.3 В.И. Федюков

Федюков Владимир Ильич родился в 1948 г., окончил в 1971 г. Марийский политехнический институт, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой древесины и экологической сертификации МарГТУ. Имеет около 120 печатных работ в области биологического и технического древесиноведения.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДРЕВЕСИНОВЕДОВ И ЛЕСНЫХ ТОВАРОВЕДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проанализировано состояние и подтверждена актуальность подготовки лесных товароведов и древесиноведов в условиях вхождения России в ВТО; приведены конкретные варианты реализации этого.

древесиновед; лесной товаровед; Всемирная торговая организация; товароведение и экпертиза; новая специальность.

В действующей системе высшего лесотехнического образования отсутствует целенаправленная подготовка древесиноведов и лесных товароведов. Введенная Минобразованием России учебная дисциплина «Древесиноведение. Лесное товароведение» в планах подготовки лесозаготовителей, деревообработчиков и ряда близких к ним специальностей преследует в основном одну цель - дать фундаментальное представление о древесине (строение; химические и физико-механические свойства; пороки древесины и т. д.) и классификации лесных товаров. Однако имеющиеся учебники и учебные пособия, впитывая в себя все новое и прогрессивное в данной области знаний [1, 3, 4], представляют устаревшие методологию и идеологию преподавания. Значимость этой дисциплины снижается, кое в чем мы теряем признанные мировым научным сообществом позиции.

Происходящие в цивилизованном мире глобальные социально-экономические изменения предусматривают внесение соответствующих корректив практически во всех сферах деятельности, а игнорирование этого процесса - прямой путь к потере конкурентоспособности на международном уровне.

В этом аспекте особую актуальность и практическую направленность всему учебно-методическому комплексу придает предстоящее вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО), в связи с чем предстоит пересмотреть Государственный образовательный стандарт путем гармонизации его с зарубежными аналогами, установить связи между специальностями, ориентированными на экспертизу качества товаров и услуг. Необходимость в этом вызвана предстоящей реализацией на практике концепции, представленной Президентом России В.В. Путиным: «ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, - обречен... Там, где нам нужны специалисты, - у нас их не хватает, а где не нужны - там их пруд пруди».

Важно иметь в виду, что деятельность лесопромышленного комплекса во многом будет определять эффективность участия России в ВТО. К сожалению, пока можно констатировать лишь потенциальные возможности этой отрасли: хотя сегодня мы реализуем лесопродукцию в более чем 70 стран мира, валютная выручка не превышает 5 млрд долларов в год при 100 ... 150 млрд долларов реально возможных без ущерба лесу. Причин здесь немало. Одна из основных кроется в нехватке и низком уровне специалистов не только для глубокой обработки древесины (свыше 1/3 поступлений от лесного экспорта приходится на древесное сырье), но и для обеспечения на современном уровне всего процесса экспорта лесных товаров, включая их правильный отбор, стандартизацию и сертификацию, экономическую оценку, торговую логистику и т.д.

Это - одна сторона назревшей проблемы, другая, более глобального характера, связана со спецификой основного предмета труда - древесины; ее физико-механические свойства (качество) формируются на всех стадиях ле-совыращивания, лесозаготовки, деревообработки, хранения, транспортирования и т.д. Следовательно, лесной товаровед сегодня должен уметь определять не только количество, но и качество лесопродукции, предвидеть оптимальные пути его достижения и сохранения на всех перечисленных этапах. К этому обязывает и вводимая сертификация на основе международных стандартов ИСО 14000 (экологический аспект) и ИСО 9000 (технико-экономический аспект), где в первую очередь необходимы знания древесиноведения и лесного товароведения.

Поэтому «классический» вариант преподавания курса «Древесиноведение и лесное товароведение», точнее ограничение только этим курсом, сегодня себя уже исчерпал и для развития рыночных отношений внутри страны и на международном уровне требует специальной подготовки лесных товароведов и древесиноведов (эти понятия неразделимы), причем именно как отдельных специалистов широкого профиля.

Однако вряд ли целесообразно для этого создавать новую специальность в системе высшего образования. Наиболее приемлемой представляется подготовка современных лесных товароведов и древесиноведов на основе Государственного образовательного стандарта специальности 351100 «То-

вароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья (по областям применения)» с соответствующей корректировкой учебных планов с учетом ряда особенностей формирования качества не только древесного и недревесного сырья, но и широкого спектра продукции из всей лесной биомассы.

Не вдаваясь в детальный анализ предстоящих новаций, остановимся на некоторых принципиальных основах учебного процесса для развития такой специальности. Идеология подготовки лесных товароведов на основе перечисленных выше фактов заключается в том, чтобы научить специалиста не только классифицировать лесные товары, определять их количество и качество, но и дать целостное представление и знания по лесной экологии, сертификации недревесной продукции, древесины на корню и лесоматериалов общего и специального назначений (в том числе экспортных), условиям хранения, торговой логистике на внутреннем и международном рынках, таможенным правилам, включая экспортно-импортное международное законодательство, оперативный и перспективный маркетинг и т.д. По вполне понятным причинам напрашивается углубленная форма изучения иностранных языков. В принципе действующий Образовательный стандарт по указанной специальности позволяет это сделать не только за счет национально-регионального, но и федерального компонента. Например, по циклу «Дисциплины по специализации» с объемом более 3000 тыс. ч. Здесь вполне логично напрашивается следующий примерный перечень учебных дисциплин: основы лесоведения и лесного хозяйства; Лесной кодекс; оборудование и общая технология лесозаготовки и деревообработки; древесиноведение; общее и лесное товароведение; метрология, стандартизация и сертификация; управление качеством и др.

В настоящее время материально-техническая база практически всех лесотехнических вузов предусматривает возможность проведения лабораторных занятий и научных исследований по древесиноведению преимущественно разрушающими методами. В то же время внедряются новые, нераз-рушающие экспресс-способы диагностики лесных товаров, например электронный учет лесоматериалов [2].

Таким образом, намечаемые преобразования неразрывно связаны с соответствующими изменениями в структуре и методике подготовки специалистов для лесного комплекса как одного из мощных источников внутреннего бюджетообразования и получения валютной выручки. Для эффективной реализации этой программы актуальным и своевременным является подготовка лесных товароведов и древесиноведов, а также близких к ним специалистов, связанных с качеством продукции в соответствии со спецификой данной отрасли, требованиями международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000.

В МарГТУ эта работа уже начата, открыты новые специальности 072000 «Стандартизация и сертификация (в лесопромышленном комплексе)», 340100 «Управление качеством», 351100 «Товароведение и экспертиза

товаров (в сфере изготовления и обращения непродовольственных товаров и сырья)».

Как показывает опыт, сосредоточение этих специальностей на одной выпускающей кафедре путем соответствующей корректировки учебных планов способствует повышению качества образования и снижению материально-технических и экономических затрат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев И.А., Полубояринов О.И. Оценка качества продукции лесной промышленности. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 1986. - 106 с.

2. Маслий Б.П., Лежнев М.Ю. Электронный учет экспортного пиловочника // Лесн. пром-сть. - 1997. - № 3. - С. 20-21.

3. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. - 3-е перераб. и дополн. изд. - М.: МГУЛ, 2001. - 340 с.

4. Федюков В.И. Основы квалиметрии и управления качеством лесоматериалов спецназначения (на примере резонансной древесины с уникальными акустическими свойствами): Учеб. пособие. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2000. - 184 с.

V.I. Fedyukov

Peculiarities of Training Wood Science and Forest Commodity Experts in Modern Conditions

The state and urgency of forest commodity and wood science experts training in the conditions of Russia entering WTO have been analyzed and confirmed. Concrete variants of its realization are provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.