Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / СЕЛЬСКАЯ СРЕДА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва Татьяна Александровна

Введение. Ретроспективный анализ научных работ, опубликованных в рецензируемых ведущих отечественных, зарубежных педагогических журналах и других научно-методических изданиях, доказал актуальность и значимость рассмотрения вопроса подготовки будущего педагога сельской школы. Анализ учебных планов педагогических направлений подготовки в системе среднего профессионального обучения и вуза показал, что действующая программа не в полной мере учитывает состояние и уровень компетенций будущих педагогов, необходимый для осуществления педагогической деятельности в условиях сельской среды. Большинство учебных дисциплин преподаётся без учёта специфических условий и особенностей работы в сельской школе [17]. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью подготовки педагогических кадров сельской школы и отсутствием модели реализации данной подготовки. С учётом этого обстоятельства в статье представлен авторский план работы, направленный на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях сельской среды. В соответствии с этим цель статьи заключается в обобщении педагогического опыта по вопросам подготовки будущего педагога сельской школы, на примере Ангарского педагогического колледжа. Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: метаанализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки педагогических кадров сельской школы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование представителей/работодателей из сельской школы. Выделены актуальные направления педагогической работы в области подготовки будущего педагога сельской школы. К таковым относится:1) теоретическая подготовка (внедрение в комплекс учебных дисциплин содержательного материала, учитывающего специфику сельской среды); 2) практическое применение полученных знаний, умений (создание педагогических условий для накопления педагогического опыта профессиональной деятельности у студентов педагогического колледжа в условиях сельской школы); 3) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога (триада его действий - «мыслить - планировать - находить»; «осмысливать - действовать - обосновывать»; «поступать - диагностировать - устанавливать» [12, с. 74]). В статье представлено описание программы практической работы, направленной на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями в области реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Результаты исследования. На основании полученных данных был разработан курс по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села». По результатам анкетирования, активного педагогического наблюдения сформирована группа© Т. А. Ткачёва, 2022студентов, преимущественно с высоким и средним уровнем готовности к педагогической деятельности в условиях сельской среды. Группа включала 43 студента с 1 по 4 курс специальности «Преподавание в начальных классах» Ангарского педагогической колледжа и его филиала в г. Усолье-Сибирское. Программу курса составили такие мероприятия, как: учебное занятие, семинар-практикум, внеучебное мероприятие (праздник, концерт, фестиваль, развлекательная программа, конкурс, выставка, акция) и др. В статье изложены примеры учебных занятий с подробным описанием особенностей их подготовки, структуры, методов и форм взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Особое внимание автор уделяет результатам работы будущих педагогов сельской школы в период прохождения производственной практики преимущественно в сельской местности (Ангарский городской округ, Усольский, Черемховский, Катангский, Жигаловский, Эхирит-Булагатский и другие районы). В завершение программы курса было организовано итоговое анкетирование участников группы. Сравнительный анализ показал следующие результаты: а) снизился процент студентов, испытывающих чувство тревоги в процессе педагогической деятельности (было - 18 %, стало - 10 %); б) возросла уверенность в конструктивном диалоге с разными категориями сельского населения (овладение технологиями активного слушания/элементы медиации), (было - 41 %, стало - 57 %); в) повысился уровень мотивации к освоению новых, нетрадиционных форм и методов обучения, воспитания сельских школьников (было - 64 %, стало - 82 %); г) ярко выражена заинтересованность в педагогической деятельности и, как следствие, жизнедеятельности в условиях сельской среды (было - 15 %, стало - 36 %).Заключение. Практическая значимость работы заключается в предложенном автором плане практической работы, направленном на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Выделены основные направления педагогической работы (а) теоретическая подготовка; б) практическое применение полученных знаний, умений; в) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога), определяющие успешность процесса подготовки будущих педагогов сельской школы. Результаты исследования позволили выявить психолого-педагогические условия, которые повлияли на эффективность реализации программы по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села» и практической работы в целом. К таковым следует отнести: формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграцию психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме [4]. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности выбранной темы. При этом критический анализ полученных данных оставляет нишу для дальнейшего осмысления. Так, мы видим перспективу исследования в области рассмотрения организации просветительской деятельности в системе профессиональной подготовки будущего педагога сельской школы: пути, принципы, условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING THE FUTURE TEACHER OF A RURAL SCHOOL

Introduction. A retrospective analysis of scientific papers published in peer-reviewed leading domestic and foreign pedagogical journals and other scientific and methodological publications proved the relevance and importance of the issue of training the future teacher of a rural school. The analysis of the curricula of pedagogical areas of training in the system of secondary vocational education and higher education shows that the current program does not fully take into account the state and level of competence required for the future teacher to carry out pedagogical activities in a rural environment. Most academic disciplines are taught without regard for the specific conditions and features of work in a rural school [17]. Thus, there is a contradiction between the need to train teachers of rural schools and the lack of a model for the implementation of this training. Given this circumstance, the work plan is proposed to build the readiness of future teachers to carry out pedagogical activities in a rural environment. In accordance with this, the paper aims to generalize pedagogical experience in training the future teacher of a rural school, using the example of ”Angarsk Pedagogical College” (Irkutsk region). Materials and methods. The methods employed in the study are meta-analysis of scientific, psychological, and pedagogical literature on training teachers of rural schools; pedagogical observation; conversation; questioning; and interviewing representatives/employers from rural schools. The current trends in pedagogical work in the field of training the future teacher of a rural school are highlighted. These include:1) theoretical training (introduction of meaningful material into the educational disciplines, given the specifics of the rural environment); 2) practical application of the acquired knowledge and skills (creation of pedagogical conditions for college students to gain pedagogical experience of professional activity in a rural school):3) self-improvement/self-knowledge of the future teacher’s personality (the triad of their actions - “think - plan - find”; “comprehend - act - justify”; “act - diagnose - establish” [12, p. 74]). The program of practical work, which is designed for future teachers to master the general and professional competencies in the field of pedagogical activities in a rural environment, is presented.The results of the study. Based on the data obtained, the elective course “School as a socio-cultural and educational center of the village ” was developed. According to the results of the survey and active pedagogical observation, a group of students from Angarsk Pedagogical College and its branch in Usolye - Sibirskoye (mainly with a high and average level of readiness for pedagogical activity in a rural environment) was involved. The group included forty three 1st - 4th year students majoring in “Teaching in primary classes”. The course program consisted of a training session, a workshop, an extracurricular event (a holiday, a concert, a festival, an entertainment program, a competition, an exhibition, an action), and others. The paper presents examples of training sessions with a detailed description of the features of their preparation, structure, methods, and forms of interaction with all participants in the pedagogical process. Special attention is paid to the results of the work of future teachers during the period of practical training mainly in rural areas (Angarsk city district; Usolsky, Cheremkhovsky, Katangsky, Zhigalovsky, Ekhirit-Bulagatsky, and other districts). At the end of the course, a final survey of the group members was organized. Comparative analysis showed the following results: a) the percentage of students experiencing anxiety in the process of teaching decreased (from 18 % to 10 %); b) confidence in constructive dia-logue with di erent categories of rural population (mastery of active listening technologies/ elements of mediation) increased (from 41 %, to 57 %); c) the level of motivation to learn new, non-traditional forms and methods of teaching and educating rural schoolchildren increased (from 64 % to 82 %); d) there was a growth in the interest in pedagogical activity and hence life in a rural environment (from 15 % to 36 %).Conclusion. The practical significance of the work is that the plan of practical work is proposed to enable future teachers to master general and professional competencies necessary for the pedagogical activities in a rural environment. The main directions of pedagogical work are highlighted, including (1) theoretical training; 2) practical application of the acquired knowledge and skills; 3) self-improvement/self-knowledge of the future teacher’s personality, which determine the success of training the future teacher. The findings of the study revealed the psychological and pedagogical conditions that influenced the performance of the elective course program “School as a socio-cultural and educational center of the village ” and practical work in general. These conditions include: the development of positive motivation to work in students; the integration of psychological, pedagogical, and methodological training; the use of students’ vital experience; the continuity of theoretical and practical training; the enrichment of the content of social and humanities disciplines with the information on local history of rural society [4]. The results of the study indicate the relevance of the chosen topic. At the same time, a critical analysis of the data obtained provides a niche for further reflection. The prospect for the research is seen in the field of the organization of educational activities in the system of professional training of the future teacher of a rural school with focus on ways, principles, and conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 377.8

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-502-516

Научная статья

Особенности подготовки будущего педагога сельской школы

Т. А. Ткачёва

Иркутский государственный университет, г. Иркутск tkachevi2014@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0782-9239

Аннотация.

Введение. Ретроспективный анализ научных работ, опубликованных в рецензируемых ведущих отечественных, зарубежных педагогических журналах и других научно-методических изданиях, доказал актуальность и значимость рассмотрения вопроса подготовки будущего педагога сельской школы. Анализ учебных планов педагогических направлений подготовки в системе среднего профессионального обучения и вуза показал, что действующая программа не в полной мере учитывает состояние и уровень компетенций будущих педагогов, необходимый для осуществления педагогической деятельности в условиях сельской среды. Большинство учебных дисциплин преподаётся без учёта специфических условий и особенностей работы в сельской школе [17]. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью подготовки педагогических кадров сельской школы и отсутствием модели реализации данной подготовки. С учётом этого обстоятельства в статье представлен авторский план работы, направленный на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях сельской среды. В соответствии с этим цель статьи заключается в обобщении педагогического опыта по вопросам подготовки будущего педагога сельской школы, на примере Ангарского педагогического колледжа. Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: метаанализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки педагогических кадров сельской школы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование представителей/работодателей из сельской школы. Выделены актуальные направления педагогической работы в области подготовки будущего педагога сельской школы. К таковым относится:1) теоретическая подготовка (внедрение в комплекс учебных дисциплин содержательного материала, учитывающего специфику сельской среды); 2) практическое применение полученных знаний, умений (создание педагогических условий для накопления педагогического опыта профессиональной деятельности у студентов педагогического колледжа в условиях сельской школы); 3) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога (триада его действий - «мыслить - планировать - находить»; «осмысливать - действовать - обосновывать»; «поступать - диагностировать - устанавливать» [12, с. 74]). В статье представлено описание программы практической работы, направленной на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями в области реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Результаты исследования. На основании полученных данных был разработан курс по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села». По результатам анкетирования, активного педагогического наблюдения сформирована группа

© Т. А. Ткачёва, 2022

студентов, преимущественно с высоким и средним уровнем готовности к педагогической деятельности в условиях сельской среды. Группа включала 43 студента с 1 по 4 курс специальности «Преподавание в начальных классах» Ангарского педагогической колледжа и его филиала в г. Усолье-Сибирское. Программу курса составили такие мероприятия, как: учебное занятие, семинар-практикум, внеучебное мероприятие (праздник, концерт, фестиваль, развлекательная программа, конкурс, выставка, акция) и др. В статье изложены примеры учебных занятий с подробным описанием особенностей их подготовки, структуры, методов и форм взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Особое внимание автор уделяет результатам работы будущих педагогов сельской школы в период прохождения производственной практики преимущественно в сельской местности (Ангарский городской округ, Усольский, Черемховский, Катангский, Жигаловский, Эхирит-Булагатский и другие районы). В завершение программы курса было организовано итоговое анкетирование участников группы. Сравнительный анализ показал следующие результаты: а) снизился процент студентов, испытывающих чувство тревоги в процессе педагогической деятельности (было - 18 %, стало - 10 %); б) возросла уверенность в конструктивном диалоге с разными категориями сельского населения (овладение технологиями активного слушания/элементы медиации), (было - 41 %, стало - 57 %); в) повысился уровень мотивации к освоению новых, нетрадиционных форм и методов обучения, воспитания сельских школьников (было - 64 %, стало - 82 %); г) ярко выражена заинтересованность в педагогической деятельности и, как следствие, жизнедеятельности в условиях сельской среды (было - 15 %, стало - 36 %).

Заключение. Практическая значимость работы заключается в предложенном автором плане практической работы, направленном на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Выделены основные направления педагогической работы (а) теоретическая подготовка; б) практическое применение полученных знаний, умений; в) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога), определяющие успешность процесса подготовки будущих педагогов сельской школы. Результаты исследования позволили выявить психолого-педагогические условия, которые повлияли на эффективность реализации программы по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села» и практической работы в целом. К таковым следует отнести: формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграцию психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме [4]. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности выбранной темы. При этом критический анализ полученных данных оставляет нишу для дальнейшего осмысления. Так, мы видим перспективу исследования в области рассмотрения организации просветительской деятельности в системе профессиональной подготовки будущего педагога сельской школы: пути, принципы, условия.

Ключевые слова: будущий педагог, сельская среда, сельская школа, профессиональная компетенция, подготовка педагогических кадров

Для цитирования: Ткачёва Т. А. Особенности подготовки будущего педагога сельской школы // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 502-516. DOI: https://doi. о^/10.32343/2409-5052-2022-16-4-502-516

Features of Training the Future Teacher of a Rural School

Tatiana A. Tkacheva

Irkutsk State University, Irkutsk tkachevi2014@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0782-9239

Original article

Abstract.

Introduction. A retrospective analysis of scientific papers published in peer-reviewed leading domestic and foreign pedagogical journals and other scientific and methodological publications proved the relevance and importance of the issue of training the future teacher of a rural school. The analysis of the curricula of pedagogical areas of training in the system of secondary vocational education and higher education shows that the current program does not fully take into account the state and level of competence required for the future teacher to carry out pedagogical activities in a rural environment. Most academic disciplines are taught without regard for the specific conditions and features of work in a rural school [17]. Thus, there is a contradiction between the need to train teachers of rural schools and the lack of a model for the implementation of this training. Given this circumstance, the work plan is proposed to build the readiness of future teachers to carry out pedagogical activities in a rural environment. In accordance with this, the paper aims to generalize pedagogical experience in training the future teacher of a rural school, using the example of "Angarsk Pedagogical College" (Irkutskregion).

Materials and methods. The methods employed in the study are meta-analysis of scientific, psychological, and pedagogical literature on training teachers of rural schools; pedagogical observation; conversation; questioning; and interviewing representatives/employers from rural schools. The current trends in pedagogical work in the field of training the future teacher of a rural school are highlighted. These include:1) theoretical training (introduction of meaningful material into the educational disciplines, given the specifics of the rural environment); 2) practical application of the acquired knowledge and skills (creation ofpedagogical conditions for college students to gain pedagogical experience of professional activity in a rural school):3) self-improvement/self-knowledge of the future teacher's personality (the triad oftheir actions - "think-plan-find"; "comprehend - act-justify"; "act - diagnose -establish" [12, p. 74]). The program ofpractical work, which is designed for future teachers to master the general and professional competencies in the field of pedagogical activities in a rural environment, is presented.

The results of the study. Based on the data obtained, the elective course "School as a socio-cultural and educational center of the village " was developed. According to the results of the survey and active pedagogical observation, a group of students from Angarsk Pedagogical College and its branch in Usolye - Sibirskoye (mainly with a high and average level ofreadiness for pedagogical activity in a rural environment) was involved. The group included forty three 1st - 4thyear students majoring in "Teaching in primary classes". The course program consisted of a training session, a workshop, an extracurricular event (a holiday, a concert, a festival, an entertainment program, a competition, an exhibition, an action), and others. The paper presents examples of training sessions with a detailed description of the features of their preparation, structure, methods, and forms of interaction with all participants in the pedagogical process. Special attention is paid to the results of the work offuture teachers during the period of practical training mainly in rural areas (Angarsk city district; Usolsky, Cheremkhovsky, Katangsky, Zhigalovsky, Ekhirit-Bulagatsky, and other districts). At the end of the course, a final survey of the group members was organized. Comparative analysis showed the following results: a) the percentage of students experiencing anxiety in the process of teaching decreased (from 18 % to 10 %); b) confidence in constructive dia-

logue with different categories of rural population (mastery of active listening technologies /elements of mediation) increased (from 41 %, to 57 %); c) the level of motivation to learn new, non-traditional forms and methods of teaching and educating rural schoolchildren increased (from 64 % to 82 %); d) there was a growth in the interest in pedagogical activity and hence life in a rural environment (from 15 % to 36 %).

Conclusion. The practical significance of the work is that the plan ofpractical work is proposed to enable future teachers to master general and professional competencies necessary for the pedagogical activities in a rural environment. The main directions of pedagogical work are highlighted, including (1) theoretical training; 2) practical application of the acquired knowledge and skills; 3) self-improvement/self-knowledge of the future teacher's personality, which determine the success of training the future teacher. The findings of the study revealed the psychological and pedagogical conditions that influenced the performance of the elective course program "School as a socio-cultural and educational center of the village " and practical work in general. These conditions include: the development ofpositive motivation to work in students; the integration of psychological, pedagogical, and methodological training; the use of students' vital experience; the continuity of theoretical and practical training; the enrichment of the content of social and humanities disciplines with the information on local history of rural society [4]. The results of the study indicate the relevance of the chosen topic. At the same time, a critical analysis of the data obtained provides a niche for further reflection. The prospect for the research is seen in the field of the organization of educational activities in the system of professional training of the future teacher of a rural school with focus on ways, principles, and conditions.

Keywords: future teacher, rural environment, rural school, professional competence, training of teaching staff

For citation: Tkacheva T. A. Features of Training the Future Teacher of a Rural School. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(4): 502-516. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4 -502-516

Введение

В настоящее время система школьного образования в России претерпела значительные изменения с позиции содержания, структуры, средств и методов обучения [1, с. 32]. При таких условиях особенно уязвимой оказалась сельская школа, которая, как известно, отличается своей самобытностью. Современные исследователи - Е. В. Во-лочкова, М. Г. Гурьянова, Г. Е. Котькова, Н. А. Симбирцева, М. С. Якушкина - сходятся во мнении, что школа на селе является его социокультурным центром. Мы соглашаемся с этим толкованием. Кроме того, в рамках нашего исследования нам близко утверждение Д. А. Гусева о том, что сельская школа исторически наделена особым статусом и зачастую выполняет многие социальные функции, не свойственные городской школе [1, с. 27]. Речь идёт не только об обучении и воспитании молодого поколения, но и в значительной степени о просвещении родительской общественности, активном взаимодействии с разными категориями сельского населения (дети, молодёжь, взрослое и пожилое поколение, представители/работодатели сельского хозяйства, местное самоуправление). Кроме того, сельская школа выступает организатором свободного времени/досуга для сельского населения вне зависимости от возраста и предпочтений. Это связано, прежде всего, с отсутствием других объектов дополнительного образования/ досуга на селе [2, с. 84].

Предваряя дальнейшие рассуждения, считаем логичным остановиться на личностных качествах и профессиональных умениях педагога сельской школы. В этой связи нам близка позиция Д. А. Гусева о том, что современной сельской школе необходим педагог, тонко чувствующий психологию и глубоко понимающий ценностные ориентиры людей, живущих в особом социуме, с особым укладом жизни, характером взаи-

моотношений селян. Данной позиции также придерживаются учёные В. Н. Аверкин, Т. А. Каплунович. В своих работах исследователи убеждают нас в необходимости стимулировать у педагога желание жить и работать в сельской местности. Мы согласны с мнением авторов и убеждены, что педагог сельской школы должен оценивать риски; понимать свою позицию и быть готовым заявить о ней; грамотно участвовать в решении ранее не свойственных ему задач; вступать в конструктивный диалог с властью и проживающим в селе населением [3, с. 231].

Мы убеждены в необходимости и значимости в современных условиях качественной подготовки будущего педагога сельской школы, реализующего педагогическую деятельность в условиях сельской среды. Сообразно этому цель статьи заключается в обобщении педагогического опыта по вопросам подготовки будущего педагога, реализующего педагогическую деятельность в условиях сельской среды.

Обзор литературы

Правомерность нашего исследования подтверждается увеличением количества работ, посвящённых сохранению и развитию сельских общеобразовательных школ. Ретроспективный анализ научных работ, опубликованных в рецензируемых ведущих отечественных, зарубежных педагогических журналах и других научно-методических изданиях, позволил выделить актуальные направления деятельности в области подготовки будущего педагога сельской школы. Весьма полезными для нас оказались результаты исследования таких авторов, как Д. А. Гусев, М. П. Гурьянова, О. Н. Башкирова, З. М. Онышкив, Н. А. Симбирцева, И. В. Челышева и др. Рассмотрим наиболее значимые для нашего исследования примеры.

З. М. Онышкив особое внимание уделяет рассмотрению педагогических условий, соблюдение которых способствует эффективности подготовки будущих учителей сельской школы. Так, автор выделяет следующие педагогические условия: формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграция психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме [4]. Мы согласны с мнением автора о необходимости учёта выделенных условий в процессе подготовки будущего педагога и постараемся обосновать попытки их внедрения в рамках нашего исследования.

Как было упомянуто, педагогу сельской школы ежедневно предстоит решать ряд ранее не свойственных для него задач. Анализ специфики сельской среды приводит нас к мысли о необходимости выработки педагогом сельской школы, положительной оценки как своей деятельности, так и деятельности школы в условиях сельской среды. В соответствии с этим, рассматривая модель подготовки будущего педагога сельской школы, мы принимали во внимание профессиональные умения, выделенные О. Н. Башкировой, это гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и аналитические умения [5, с. 17-20]. Как показывает наша практика, от уровня формирования выделенных умений будет зависеть успешность и комфортность не только профессиональной деятельности, но и жизнедеятельность педагога на селе.

Особое значение в рамках нашего исследования приобретает опыт Д. А. Гусева. В его работах сельская школа рассматривается как «...наследница социальных и культурно-педагогических традиций.» [6, с. 302]. Мы согласны с мнением Д. А. Гусева, Н. А. Шобова о том, что сельская школа призвана решать такие задачи, как сохранение этнокультурного многообразия народов; трансляция знаний в области природопользования и культурно-хозяйственной деятельности; обеспечение бытия российского села как уникальной социальной структуры [7]. Данной позиции также

придерживается ряд современных исследователей, это С. А. Горелова, В. И. Гревцова, М. П Гурьянова, В. П. Ковалев [8, с. 183]. Можно констатировать единство взглядов вышеперечисленных исследователей на необходимость внедрения элементов краеведческого материала, отражающего специфику сельских территорий, в содержание учебного материала.

Глубокое и всестороннее рассмотрение разных аспектов теории и практики взаимодействия педагога с разными категориями сельского населения отражена в работах исследователей: М. П. Гурьянова, Н. А. Симбирцева, И. В. Челышева, М. С. Якушкина [9; 10; 11]. Исследования авторов интересны предложенными формами, способами, условиями взаимодействия, а также предложенными направлениями просветительской деятельности для сельского социума.

Подводя итоги, отметим, что анализ вышеизложенных исследований способствовал пониманию механизмов в области подготовки будущего педагога сельской школы. Во-первых, с позиции теоретической подготовки (внедрение в комплекс учебных дисциплин содержательного материала, учитывающего специфику сельской среды); во-вторых, с позиции практического применения полученных знаний, умений (создание педагогических условий для накопления педагогического опыта профессиональной деятельности у студентов колледжа в условиях сельской школы), и в-третьих, с позиции самосовершенствования/самопознания личности будущего педагога (триада его действий - «мыслить - планировать - находить»; «осмысливать - действовать -обосновывать»; «поступать - диагностировать - устанавливать» [12, с. 74].

Материалы и методы

Представленные в настоящей статье результаты исследования получены на основе метаанализа публикаций по заявленной теме за последние несколько лет. В общей сложности анализу были подвергнуты более 48 научных работ, опубликованных в рецензируемых ведущих отечественных, зарубежных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для содержательного анализа проводился по наличию в их названии ключевых слов: «сельская школа», «педагог сельской школы», «профессиональная деятельность педагога на селе», «подготовка будущего педагога сельской школы».

Как показывает наша практика, по заявленной теме в научной литературе имеется значительное количество публикаций. При этом большинство авторов представляют результаты своих исследований, ориентируясь преимущественно на высшее образование. Образовательный процесс вуза и колледжа имеет некоторые различия. Например, практико-ориентированность обучения в системе СПО. Речь идёт об отведённом количестве часов на учебную и производственную практику.

Кроме того, в научной литературе отсутствуют работы, в которых систематизированы технологии взаимодействия педагогов с различными категориями сельского населения. В рамках нашего исследования это обстоятельство особенно важно, так как педагог сельской школы вынужден обеспечивать, в том числе, просветительскую деятельность на селе [15, с. 14]. Несомненно, данный факт вызывает затруднение в процессе подготовки будущего педагога сельской школы и требует более глубокого изучения.

Вышеизложенное способствовало разработке плана практической работы по заявленной теме исследования. Базой для реализации экспериментального исследования являлся Ангарский педагогический колледж и его филиал в г. Усолье-Сибирское. Прежде всего, мы рассмотрели попытку введения в ряд учебных дисциплин тем (принцип фрагментарного вкрапления), отражающих специфику работы сельской школы. Остановимся подробнее на примере профессионального модуля (ПМ) 03 «Классное руководство».

В соответствии с ФГОС СПО направление подготовки 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», а также с учебным планом междисциплинарного курса (МДК) 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» реализуется на 1 курсе очной формы обучения. Рабочая программа дисциплины подразумевает максимальную нагрузку - 186 часов. Из них 124 часа отводится на аудиторные занятия (лекционные и практические). Соответственно, 62 часа - на самостоятельную работу студентов. Таким образом, на подготовку будущих педагогов сельских школ, в данном ПМ было отведено 30 часов. Исходя из специфики сельской среды мы определили, что на селе важны традиции, которые, в свою очередь, тесно связаны обычаями, общественным порядком, традиционно установленными правилами общественного сознания и поведения, характерными для жизни и быта определённого народа, группы людей/объединения [4, с. 7]. Это позволяет сделать вывод, что успешность подготовки будущего педагога сельской школы в значительной степени зависит от насыщения содержания учебных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме. Ввиду этого мы постарались обогатить содержание учебного материала элементами национальной культуры, примерами русских традиций и обычаев, представлением опыта русского народа в воспитании подрастающего поколения с учётом отдельного региона и др.

На основе принципа фрагментарного вкрапления подобная работа также осуществлялась в рамках ПМ 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», в частности МДК 02.02 «Организация работы группы продлённого дня», МДК 02.03 «Основы формирования культуры безопасного поведения»; МДК 01.06 «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом». В результате мы пришли к выводу, что важной составляющей профессиональной деятельности будущего педагога сельской школы, в том числе, является исследовательская деятельность. Речь идёт о понимании будущим педагогом историко-культурного наследия российского села. Педагог сельской школы должен иметь представление об истории развития деревни, о народной культуре, традициях и обычаях села, литературном наследии, народном воспитании, источниках дохода/развития села и т. д.

Логично добавить, что все дидактические материалы, упражнения, учебные задания, теоретические материалы, используемые в процессе подготовки, были тщательно отобраны и впоследствии подвергнуты коллективному обсуждению с участием студентов, коллег-преподавателей, учителей сельских школ.

Следует добавить некоторые замечания по поводу выбранных дисциплин. В рамках данного исследования мы рассматриваем подготовку будущего педагога, реализующего педагогическую деятельность в условиях сельской среды. Ввиду этого мы не акцентируем внимание на учебных дисциплинах, в рамках которых осуществлялась подготовка в области теории и методики преподавания в малокомплектной школе. Мы полагаем, что данное обстоятельство является отдельной нишей для дальнейшего исследования.

Мы полагаем, что, освоив комплекс вышеназванных дисциплин, будущие педагоги овладеют системой знаний и умений, необходимой для успешной работы в условиях сельской среды. Более того, будут способны выстраивать позитивный и продуктивный диалог с разными категориями сельского населения. Развивать интересы/склонности своих воспитанников, строить профессиональное взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими), сельской общественностью. Следует заметить, что вышеизложенное мы рассматриваем как одну из возможностей погружения студентов в специфику сельской среды, приближенную к сельской педагогической действительности.

Таким образом, в течение года (2020-2021) было организовано активное педагогическое наблюдение за развитием мотивационных процессов и формированием опыта в области педагогической деятельности в сельской школе. Систематично проводились

опоросы, направленные на рефлексию личностных достижений будущих педагогов. Мы согласны с мнением М. Н. Башкировой о том, что предоставление студентам возможностей самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности и поведения является не менее важным условием подготовки будущих педагогов. Автор выделяет следующие критерии рефлексии личностных достижений: осознание отношения других к себе как к педагогу; самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей; формирование адекватной самооценки, положительного отношения к себе как педагогу; принятие и осознание себя субъектом учебно-профессиональной деятельности [5, с. 16].

В завершение учебного года был проведён анализ мнений студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» указанного колледжа. Было опрошено более 86 человек. Критерии ответов при анкетировании варьировались между рейтинговыми шкалами, единственным и множественным выбором, открытыми ответами [13, с. 48-50]. Проведённый опрос позволил определить уровень заинтересованности студентов в овладении первоначальными знаниями в области специфики сельской среды, педагогической деятельности в сельской школе. Впоследствии это способствовало отбору студентов для дальнейшей, более углублённой, подготовки в области реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды.

Результаты исследования

На основании полученных данных был разработан курс по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села», направленный на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями в области организации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Затем была сформирована группа студентов с 1 по 4 курс специальности «Преподавание в начальных классах» преимущественно с высоким и средним уровнем готовности к педагогической деятельности в условиях сельской среды (по результатам опроса, педагогического наблюдения).

Программа курса включала в себя цикл мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций в области педагогической деятельности в условиях сельской среды. В рамках нашего исследования в перечень мероприятий программы входили: учебное занятие, семинар-практикум, внеучебное мероприятие (праздник, концерт, фестиваль, развлекательная программа, конкурс, выставка, акция и др.). Занятия проводились в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом, рассчитанным на один учебный год. Занятия проводились преимущественно во внеучебное время: часы общения, внутриколледжные мероприятия, события в рамках профориентационной работы. Каждое занятие является реализацией методической разработки с подробным описанием плана, хода занятия, предварительной работой, необходимым оборудованием и т. д. Также нами был составлен банк аудио- и видеоматериалов, разработаны презентации к каждому занятию, подготовлен необходимый раздаточный материал.

Остановимся подробнее на некоторых примерах. Специфику сельской среды студенты изучали посредством виртуальной экскурсии. Выбор деревень и посёлков был неслучайным. Предварительно мы проанализировали географию студентов группы, после собрали реальные фотографии и видеоматериалы из всех доступных источников для создания данной экскурсии. В завершение занятия студентам было предложено рассказать о своей малой родине, условиях проживания, обобщить педагогический опыт, наблюдения.

Следующее занятие было посвящено знакомству студентов с профессией - учитель сельской школы. Мы посчитали, что будет интересно провести данное занятие в форме вечера разгаданных и неразгаданных тайн. Следует отметить активность студентов при работе с педагогическими кейсами. Думается, что полученный опыт будет исполь-

зованы в дальнейшей педагогической деятельности.

Особое внимание мы уделили теме взаимодействия педагога с представителями сельской общественности. Специфика сельских территорий требует активного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Мы имеем в виду учащихся, их родителей, активных жителей села, местную власть и т. д. В этой связи очень важно развивать у студентов коммуникативные навыки и ораторское мастерство. Для этого мы использовали такие формы проведения занятий, как дискуссия, дебаты, защита проектов, круглый стол, конференции, турнир знатоков. Студенты активно включались в работу и на протяжении всего занятия были положительно настроены, даже осмысленно предприимчивы. Следует отметить, что при отсутствии возможности реально наблюдать работу в сельской школе (пандемия СОУГО-19) на занятиях мы активно использовали метод имитации взаимодействия студентов с учащимися сельской школы, молодёжью, родителями, местной властью и др.

Вместе с тем специфика деятельности педагога сельской школы была частично отражена в учебно-исследовательских работах студентов колледжа: обзорных статьях, проектах, курсовых и дипломных работах. Выбранные темы были согласованы с директорами/заместителями сельских школ. Благодаря такой практике мы получили возможность анализа реальных проблем сельской школы. Наметили пути дальнейшего развития в области подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях сельской среды.

Кроме того, студенты выбранной группы имели возможность практического применения полученных знаний в период прохождения производственной практики преимущественно в сельской местности. Таким образом, будущие педагоги активно работали в сельских школах Ангарского городского округа, Усольского, Черемховского, Катангского, Жигаловского, Эхирит-Булагатского и других районов. Так, в рамках практики студенты провели множество мероприятий с детьми и их родителями, направленных на укрепление семьи и решение проблем, связанных с семейным воспитанием. Например, анкетирование родителей (анкеты «Семейное воспитание», автор И. А. Хоменко - модификация О. И. Ворониной, «Стиль семейного воспитания», автор И. Г. Юрченко); родительские встречи («Секретный разговор с мамой (отцом)», «Как защитить интересы своего ребёнка»); детско-родительские часы общения («Воспитываем ответственность», «Как интересно провести досуг в кругу семьи»), тематические вечера («Роль семейных традиций», «Семейные посиделки»), интересные встречи (с ветеранами Великой Отечественной и ветеранами труда, с людьми интересных профессий, представителями администрации села/ района); досуговые мероприятия («Бабушкин сундучок», «Игрушка маминого детства»); составление сборника рецептов («В мире здоровой пищи»); ярмарки семейного творчества («Мастерицы и умельцы»); тематические выставки «Чудо с грядки-огорода», «Мастерская Деда Мороза», «Мамины руки творят чудеса»; выставки рисунков детей («Встречает лето вся планета» (рисунки на асфальте), «Дом, в котором я живу»; фотоконкурсы и фотовыставки («Фото из семейного альбома», «И мы были маленькими», «Я и моя Родина», «Вклад семьи в развитие родного края», «Они защищали Родину», «Любимец семьи», «Мы вместе»); выпуск газеты («Крепкая семья», «Колокола детства», «Весёлая радуга»); а также беседы, дискуссии, круглые столы, конференции, конкурсы и т.д. [16]. Отсюда следует, что прохождение студентами практики в сельских школах способствовало: 1) реализации приобретённых теоретических знаний и практических умений; 2) освоению будущими педагогами навыков общения, индивидуального подхода к школьникам; 3) выработке умения находить и принимать оптимальное решение в нестандартных педагогических ситуациях [5, с. 19].

В ходе практической работы мы поняли, что главным условием образовательного

процесса в области подготовки будущего педагога сельской школы является ориентированность содержания учебного материала на особенности сельской школы и условия среды сельских территорий. Используемые методы и формы обучения/взаимодействия, способы подачи материала должны быть разнообразными, нестандартными и обязательно отражать педагогическую действительность сельских территорий. Только в этом случае, мы полагаем, можно говорить об эффективной подготовке будущих педагогов к педагогической деятельности в условиях сельской среды.

Обсуждение и заключение

Экспериментальное обучение, организованное в рамках нашего исследования, было направлено на освоение профессиональных компетенций в области педагогической деятельности в условиях сельской среды. Целенаправленная, вариативная педагогическая работа по внедрению разработанной программы обеспечила положительный результат в формировании готовности будущего педагога к реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды/школы. Об этом свидетельствуют полученные нами результаты: сравнительный анализ входного и итогового опроса; педагогическое наблюдение; успеваемость студентов по выделенным учебным дисциплинам; уровень качества знаний и обученности (комплекс учебных дисциплин, практика); отзывы работодателей (заместители и директора сельских школ).

Остановимся подробнее на результатах исследования. Во-первых, отметим, что общее количество студентов, активно включившихся в работу, составляло более 86 человек, это обучающиеся с 1 по 4 курс по специальности «Преподавание в начальных классах» Ангарского педагогического колледжа и его филиала. Следует отметить, что в педагогическом колледже наибольший процент обучающихся (78 %) составляют студенты - выходцы из сельских территорий/малых городов. Мы полагаем, что эти студенты уже имеют представление о специфике сельской среды и, вероятнее всего, вернутся в родное село/посёлок в статусе педагог/учитель.

На первом этапе входное анкетирование показало, что лишь 22 % студентов проявляли интерес к педагогической деятельности в условиях сельской среды. Большая часть студентов (68 %) воздержалась от ответа по причине своей позиции неопределённости (городская/сельская школа). К сожалению, 10 % из общего числа опрошенных студентов продемонстрировали безразличие к педагогической профессии (родители заставили/ некуда было поступать и др.).

Полученные результаты можно объяснить «вхождением» в профессию (студенты 1 курса); незнанием всего разнообразия форм и методов педагогического взаимодействия со школьниками, родительской общественностью; психологическими затруднениями (тревожность, неуверенность в себе как в педагоге); низкой мотивацией к работе в сельской школе и др. Между тем обогащение содержания указанных выше учебных дисциплин элементами краеведческого материала, намеренного погружения студентов в педагогические ситуации, характерные для сельской школы/среды, студенты по мере роста личной заинтересованности меняли своё мнение в отношении специфики работы в сельской школе.

Далее, как говорилось выше, была организована практическая работа (экспериментальное обучение), направленная на овладение будущими педагогами профессиональными компетенциями, необходимыми для успешной реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Результаты педагогического наблюдения, анкетирования, положительных отметок по итогам промежуточной/итоговой аттестации выделенного комплекса дисциплин позволили нам утверждать не только об устойчивом познавательном интересе к будущей профессии, но и достаточно высоком уровне сформированности личностных качеств, профессиональных умений, необходимых

при работе в условиях сельской среды, в частности в сельской школе.

В конечном счёте было организовано итоговое анкетирование среди будущих педагогов сельской школы. В опросе приняли участие 43 человека. В итоге было установлено следующее: а) снизился процент студентов, испытывающих чувство тревоги в процессе педагогической деятельности (было - 18 %, стало - 10 %); б) возросла уверенность в конструктивном диалоге с разными категориями сельского населения (овладение технологиями активного слушания/элементы медиации), (было - 41 %, стало - 57 %); в) повысился уровень мотивации к освоению новых, нетрадиционных, форм и методов обучения, воспитания сельских школьников (было - 64 %, стало -82 %); г) ярко выражена заинтересованность в педагогической деятельности и, как следствие, - в жизнедеятельности в условиях сельской среды (было - 15 %, стало -36 %).

Таким образом, можно утверждать, что предложенный план практической работы в области подготовки будущего педагога сельской школы является эффективным. Обобщая полученные результаты исследования, заметим, что успешность подготовки будущего педагога сельской школы также зависит от соблюдения ранее выделенных нами условий.

Заключение

В завершение можно сделать некоторые выводы. Во-первых, теоретический анализ научных исследований доказывает актуальность и востребованность рассмотрения процесса подготовки педагога сельской школы. При этом отсутствуют работы, в которых представлены конкретные механизмы, технологии и методические материалы, позволяющие реализовывать подготовку педагогов сельской школы. Данный факт вызывает существенные затруднения в системе работы СПО и вуза.

Во-вторых, результаты практической работы способствовали выявлению наиболее активных и педагогически мотивированных студентов Ангарского педагогического колледжа, готовых самосовершенствоваться, повышать уровень профессиональной компетентности и, как следствие, работать в сельской местностности. В соответствии с этим в учебный план колледжа был внедрён курс по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села», ориентированный на подготовку будущих педагогов сельской школы. Основополагающим в процессе реализации программы стало соблюдение следующих правил: 1) важно, чтобы будущие педагоги от эмпирических наблюдений переходили к теоретическим обобщениям, и от них -к практике; 2) от теории шли к эмпирическим наблюдениям, и далее - к практике; 3) от практики шли к теоретическим обобщениям и выводам. В соответствии с этими правилами структура и основное содержание разработанного курса по выбору включает в себя блоки теоретической, практической и методической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах» [18, с. 86].

В-третьих, в ходе исследования было выявлено, что главным условием образовательного процесса в области подготовки будущего педагога сельской школы является ориентированность содержания учебного материала на особенности сельской школы, условия среды сельских территорий, в том числе отдельного региона. Методы и формы обучения/взаимодействия, способы подачи материала должны быть разнообразными, нестандартными и обязательно отражать педагогическую действительность сельских территорий. В целом, целенаправленная, вариативная педагогическая работа по внедрению разработанного плана обеспечила положительный результат в формировании готовности будущего педагога к реализации профессиональной деятельности в условиях сельской среды [5, с. 20].

Критический анализ результатов исследования оставляет возможность для дальнейшего осмысления. Так, мы видим перспективу исследования в

области рассмотрения организации просветительской деятельности в системе профессиональной подготовки будущего педагога сельской школы: пути, принципы, условия.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Гусев Д. А. О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 27-31.

2. Волочкова Е. В. Создание модели школы «Сельская школа - образовательный социокультурный центр // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2014. № 2. С. 82-86.

3. Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222-233. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233

4. Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской национальной школе // КОНЦЕПТ. 2014. № 10. С. 51-55.

5. Башкирова О. Н. Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса // Педагогика и психология. Вестник ЧГПУ 2008. № 4. С. 11-20.

6. Гусев Д. А. Тенденции развития сельской школы в контексте реализации педагогического потенциала народно прикладного творчества // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 301-313.

7. Шобонов Н. А. Социально-педагогический потенциал сельской школы: истори-ко-педагогический анализ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук :13.00.01. Нижний Нового-род, 2010. 52 с.

8. Горелова С. А. Образование школьников в контексте сельского социума // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 181-185.

9. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Мищенко А. С., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М.С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.

10. Симбирцева Н. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127-140.

11. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства : монография. М. : Изд-во ФГБНУ «ИИД-СВ РАО», 2018. 155 с.

12. Маркова Н. Г. Профессиональная компетентность учителя в условиях сельской школы // Вестник Набережночелнинского гос. пед. ун-та. 2021. -№ 55-1 (34). С. 73-75.

13. Хусаинова Г. Р., Карстина С. Г., Галиханов М. Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42-60

14. Гусев Д. А. Модель дидактической системы формирования компетенций у будущих педагогов сельской школы // Начальная школа. 2018. № 7. С. 44-49.

15. Ильясов Д. Ф., Буров К. С., Селиванова Е. А. Повышение профессиональной компетентности учителей, взаимодействующих с родителями, демонстрирующими

модели неконструктивного поведения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 1 (46). С. 5-17.

16. Ткачёва Т. А. Стратегии родительского просвещения в условиях сельской среды // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт». Иркутск, 2021. С. 279-282.

17. Гусев Д. А., Повшедная Ф. В. Педагогика: дидактическая система подготовки учителя сельской школы : учебно-методическое пособие для вузов. СПб. : Лань, 2022. 116 с.

18. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учебное пособие для вузов. Казань: Изд-во КГУ 1998. 318 с.

19. Туарменский В. В. Специфика сельских территорий РФ в контексте обеспечения их устойчивого развития // Эпоха науки. 2019. № 19. С. 69-73. D01:10.24411/2409 - 3203 - 2019-1919

20. Горбушов А. А. Социокультурная деятельность сельской школы на примере проекта «Сельские школы РФ» и необходимость введения в законодательную базу понятия «сельская школа» // Вестник Набережночелнинского гос. пед. ун-та. - Набережные Челны. 2021. № 55-2 (34). С. 15-17.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gusev D. A. O povyshenii professional'noy kompetentnosti uchiteley sel'skikh shkol v ispol'zovanii IKT na zanyatiyakh dekorativno-prikladnym tvorchestvom [On improving the professional competence of rural school teachers in the use of ICT in decorative and applied art classes]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod, 2014, no. 1-2. pp. 27-31. (In Russian).

2. Volochkova E. V Sozdanie modeli shkoly «Sel'skaya shkola - obrazovatel'ny sotsiokul'turnyj tsentr [Rural school - educational socio-cultural center]. Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO. [Education: Development Resources. Herald of LRIDE.]. Saint Petersburg, 2014. no.2. pp.82-86. (In Russian).

3. Tkachyova T. A. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' budushchego pedagoga v usloviyakh sel'skoyj sredy [Educational activity of a future teacher in a rural environment]. Pedagogicheskij IMIDZH. [Pedagogical IMAGE.]. Irkutsk, 2021. vol.15. no. 2 (51). pp. 222-233. (In Russian). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233.

4. Onyshkiv Z. M. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushchikh uchiteley k rabote v sel'skoj natsional'noy shkole [Pedagogical conditions for preparing future teachers to work in a rural national school]. KONCEPT Publ., 2014. no.10. pp. 51-55. (In Russian).

5. Bashkirova O. N. Model' podgotovki budushchego uchitelya k ispol'zovaniyu vospitatel'nykh vozmozhnostey uchebnogo protsessa [Model of preparation of a future teacher for the use of educational opportunities of the educational process]. Pedagogika i psikhologiya. Vestnik CHGPU [Pedagogy and Psychology. Bulletin of ChSPU]. Chelyabinsk, 2008. no.4. pp.11-20. (In Russian).

6. Gusev D. A. Traditsii razvitiya sel'skoj shkoly v kontekste realizatsii pedagogicheskogo potentsiala narodno prikladnogo tvorchestva [Traditions of rural school development in the context of realization of pedagogical potential of folk arts and crafts]. Nauchny dialog. [Scientific Dialogue]. 2016. no.4 (52).pp. 301-313. (In Russian).

7. Shobonov N. A. Sotsial'no-pedagogicheskiy potentsial sel'skoj shkoly: istoriko-pedagogicheskiy analiz: avtoref. dis. ... dok. ped. nauk :13.00.01 [Socio-pedagogical potential of rural schools: historical and pedagogical analysis: Dr.ped.sci.diss.abstr.:13.00.01] Nizhny Novogorod. 2010. pp. 46. (In Russian).

8. Gorelova S. A. Obrazovanie shkol'nikov v kontekste sel'skogo sotsiuma [Education of schoolchildren in the context of rural society]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. [Proceedings of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. Saint Petersburg, 2008. no.88. pp. 181-185. (In Russian).

9. Yakushkina M.S, Ilakavichus M.R., Yakushkina I.I., Matina G.O., Amburtsev R.A., Zagrivnaya T.A., Kozhemyakina L.A. Prosvetitel'stvo kak resurs razvitiya prostranstva obrazovaniya vzroslykh gosudarstv-uchastnikov SNG: kollektivnaya monografiya [Enlightenment as a resource for the development of the adult education space of the CIS member states: a collective monograph]. St. Pb., IEM RAE, 2016. 237 p. (In Russian).

10. Simbirtseva N.A., Chelysheva I.V. Prosvetitel'skaya deyatel'nost': strukturno-soderzhatel'nyy analiz ponyatiya v otechestvennoy traditsii [Educational activity: structural and content analysis of the concept in the Russian tradition]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2020, no 4, pp. 89-90. (In Russian).

11. Gur'janova M.P. Razvitie sotsial'no-pedagogicheskoy dejatel'nosti s det'mi i sem'yami v prostranstve mesta zhitel'stva: monografija. [Development of social and pedagogical activities with children and families in the space of the place of residence: monograph]. Moscow. Publishing House of Institute for the Study of Childhood, Family and Education of RAE, 2018. 155 p. (In Russian).

12. Markova N. G. Professional'naya kompetentnost' uchitelyav usloviyakh sel'skoj shkoly [Professional competence of a teacher in a rural school] Vestnik Naberezhnochelninskogo gos. ped. un-ta [Bulletin of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University]. 2018. pp. 43-75. (In Russian).

13. Khusainova G. R. Otsenka gotovnosti k prepodavateley k innovatsionnoj professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti [Assessment of teachers' readiness for innovative professional and pedagogical activity] Vyssheye obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Irkutsk, 2022. vol. 31 (7). pp. 42 - 60. (In Russian).

14. Gusev D. A. Model' didakticheskoy sistemy formirovaniya kompetentsiy u budushchikh pedagogov sel'skoj shkoly [Model of the didactic system of competence formation among future teachers of rural schools] Nachal'naya shkola. [Elementary school.]. Moscow, 2018. no.7. pp. 44 - 49. (In Russian).

15. Il'yasov D. F. Povyshenie professional'noy kompetentnosti uchiteley, vzaimodeystvuyushchikh s roditelyami, demonstriruyushchimi modeli nekonstruktivnogo povedeniya [Improving the professional competence of teachers interacting with parents demonstrating non-constructive behavior models] Nauchnoye obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of the Personnel Development System]. 2021. no.1 (46). pp.5-16. (In Russian).

16. Tkachyova T. A. Strategii roditel'skogo prosveshcheniya v usloviyakh sel'skoj sredy [Strategies of parental education in a rural environment] Materialy II Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Vospitanie: regional'ny aspekt. Problemy, puti resheniya, opyt» [Proceedings of II All-Russian scientific and practical conference "Education: a Regional Aspect. Problems, Solutions, Experience"]. Irkutsk, 2021. pp. 279-282. (In Russian).

17. Gusev D. A. Pedagogika: didakticheskaya sistema podgotovki uchitelya sel'skoj shkoly: uchebno-metodicheskoe posobie dlya vuzov [Pedagogy: a didactic system of training a rural school teacher: an educational and methodological guide for universities]. St. Petersburg: Lan Publ. 2022. pp. 116. (In Russian).

18. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionny kurs: uchebnnoe posobie dlya vuzov [Pedagogy of creative self-development: innovative course: textbook for universities]. Kazanskij gos. un-t. [Kazan State University]. Kazan: KSU Publ., 1998. p.318. (In Russian).

19. Tuarmenskij V. V. Spetsifika sel'skikh territoriy RF v kontekste obespecheniya ikh ustoychivogo razvitiya [Specifics of rural territories of the Russian Federation in the context of their sustainable development]. Epokha nauki. [The Era of Science]. 2019. no. 19. pp.6973. (In Russian). D0I:10.24411/2409 - 3203 - 2019-1919.

20. Gorbushov A. A. Sotsiokul'turnaya deyatel'nost' sel'skoj shkoly na primere proekta «Sel'skie shkoly RF» i neobhodimost' vvedeniya v zakonodatel'nuyu bazu ponyatiya «sel'skaya shkola» [Socio-cultural activity of rural schools on the example of the project "Rural schools of the Russian Federation" and the need to introduce the concept of "rural school" into the legislative framework]. Vestnik Naberezhnochelninskogo gos. ped. un-ta. [Bulletin of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University]. Naberezhnye Chelny, 2021. no.5 (34). pp. 15 - 17. (In Russian).

Татьяна Александровна Ткачёва

аспирант

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 521900

Tatiana A. Tkacheva

Postgraduate Student Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 521900

Статья поступила в редакцию 30.08.2022, одобрена после рецензирования 28.10.2022, принята к публикации 05.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.