Научная статья на тему 'Особенности планировочной структуры крупных городов Поволжья XIX - начала XX вв'

Особенности планировочной структуры крупных городов Поволжья XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1369
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Е. В.

В данной статье освещается вопрос, связанный с особенностями планировочной структуры крупных городов на Волге в XIX начале XX вв. Бурное экономическое развитие поволжских центров и быстрый рост их населения в рассматриваемый период способствовали значительному увеличению городских территорий. Однако процесс территориального роста не был стихийным. Почти все поволжские города в XIX в. получили генеральные планы застройки, которые отличались четкой структурой и привнесли во внешний облик городов новые черты, известную стандартизацию в оформлении пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE PLANNING STRUCTURE OF BIG TOWNS ON THE RIVER VOLGA IN THE XIX - THE BEGINNINGS OF XX CENTURIES

The article deals with the question connected with the peculiarities of the planning structure of big towns on the river Volga in the 19th 20th centuries. The growth of industry and population of these towns furthered to enlarge of their territory. But the process of territorial growth wasn't spontaneous. Almost all the towns on the river Volga in the 19th century got general ground plans of project, which had more accurate structure and introduced the new features in the outward appearance of towns on the river Volga.

Текст научной работы на тему «Особенности планировочной структуры крупных городов Поволжья XIX - начала XX вв»

УДК 94(470)

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ XIX - НАЧАЛА XX вв.

Е.В. Иванова,

аспирантка кафедры историографии и региональной истории, СГУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Бурное торгово-промышленное развитие поволжских городов, превращение их в крупные транспортные центры, а также быстрый рост населения этих городов - все это сопровождалось усиленной застройкой и увеличением городских территорий.

В XIX в. в российском градостроительстве появились изменения, вызванные развитием промышленности и машинного производства. Докапиталистический город, градообразующей базой которого были административно-стратегическая или торгово-ремесленная функции, имел одну точку притяжения - общественный центр. Связь жилых кварталов с центральной площадью города осуществлялась по радиальным дорогам. На протяжении веков формировалась центральная планировочная структура городов. При отсутствии планировочных ограничений, связанных с природными условиями или региональными и национальными традициями, город получал форму круга или звезды с лучами вдоль дорог и общественным центром в месте их пересечения. В различных инвариантах это тип планировочной структуры был господствующим в докапиталистическом городе1. С появлением нового центра притяжения населения - промышленности -началась стихийная переориентация городской структуры, происходившая вне поля зрения градостроителей.

Что касается поволжских городов, то они имели свои планировочные особенности. В их традиционной застройке большую роль играла Волга, которая не только использовалась как транспортная артерия, но и включалась в культурно-пространственную среду города. Поволжские города, возникшие в ХУ1-ХУИ вв., имели в основе своей крепость. Она размещалась в центре полукруга или сектора, располагавшихся у реки. Центр города развивался от этой точки в сторону новоосваиваемых территорий, приобретая сначала линейный характер, а затем превращаясь в систему главных улиц и площадей в среде однородной регулярной застройки. Данная планировочная структура была характерна для Саратова, Самары, Симбирска и Астрахани. Исключением являлся Царицын, планировочный строй которого принял резко линейный характер, в результате чего город растянулся вдоль Волги на несколько километров.

В XVIII - XIX вв. свободная ландшафтная застройка сменилась регулярной, в основе которой лежало типовое возведение зданий по предварительному плану, «образцу». Работа по составлению планов городов началась в 60-е гг XVIII вв. В 70 - 80-е гг. она получила наибольшее развитие. Планы городов утверждались императором, получали силу закона, и на их основании велось строительство. В первой половине XIX в. работа по составлению планов городов, главным образом небольших, продолжалась, но она уже не была массовой и завершилась в 1840 г. Новые генеральные планы получили свыше 400 губернских и уездных городов, большинство существовавших в то время. В 1839 г. эти планы были опубликованы в качестве приложения к Полному собранию законов.

В первой половине XIX в. типовое проектирование распространилось на значительную часть провинциальных губернских и уездных городов: были созданы типовые проекты почти всех видов казенных зданий, в 1809 - 1811 гг. впервые были выпущены серии «образцовых» фасадов жилых домов. Однако постепенно в реальной жизни происходил отход от предлагаемых образцов. Указ 1858 г. разрешал строить жилые дома по фасадам, отступающим от «образцовых» чертежей. В пореформенное время типовое строительство по предварительным планам все больше уступало место застройке по индивидуальным заказам и вкусам владельцев2.

Однако следует отметить, что осуществление регулярного типового строительства в городах привнесло во внешний облик города новые черты, известную стандартизацию в оформлении пространства, прежде всего его

центра: появились прямые улицы, широкая площадь, на которой располагались здания присутственных мест, торговые ряды, церковь3. Постепенно город приобретал достаточно сложную социально-пространственную структуру, «анатомию»4.

Первый регулярный проектный план для Саратова был составлен в 1803 г. Но уже в 1810 г он был заменен другим, который, в свою очередь, также не стал исходным для нового строительства. Опустошительный пожар 20 июня 1811 г., когда в городе уцелело всего 129 каменных зданий, повлек необходимость составления нового плана, который и был высочайше утвержден 14 сентября 1812 г.5. Этот план, впрочем, учитывал принципы, заложенные в двух предшествующих, а также особенности веерной планировки старого города. Новая прямоугольная уличная сеть была расположена под углом в 45 градусов к волжскому берегу (за основу было взято направление главной улицы города - Московской). Вдоль нее размещалась цепочка площадей: Старая Соборная, Михаило-Архангельская, Хлебная с Верхним базаром. В прибрежной части города получила продолжение уличная сеть, основанная на системе взвозов, поднимавшихся от волжских пристаней к Царицынской улице и соединявших подгорье с городом.

Вся территория города по новому проекту была спланирована весьма удачно. В архивах не сохранилось данных об авторстве проекта. Вероятно, он был выполнен в столице, где находились весьма опытные для того времени межевые инженеры, землемеры и архитекторы. На основе ранее существовавшей планировки составители нового плана применили ту же четкую, прямоугольную сетку улиц и удачно положили ее на рельеф «террасы», имевшей достаточно выраженный уклон в сторону реки. По сравнению с сеткой кварталов первоначального проекта, охватывавшего только прибрежную часть города, новая планировка значительно укрупняла их и тем самым создавала лучшую уличную пространственную организацию. С этого времени территория города стала расширяться, выходить за двухвековые границы: слободы и предместья вошли в состав города. Многие улицы и кварталы, еще не имевшие названий, получали их по фамилиям владельцев домов, около которых были поставлены вехи для разбивки кварталов и улиц. Город первоначально отводил помещикам и другим состоятельным лицам земельные участки без ограничений; часто землевладельцы занимали почти по кварталу; впоследствии они разделяли эти дворовые места на несколько усадеб и перепродавали. Несмотря на быстрый раздел территории города, его расширение поначалу, а именно во втором десятилетии XIX в., было незначительным. Так, в 1815 г в Саратове каменных домов было «едва ли до сотни»6. Основное строительство велось в старой части города: вокруг Старой Соборной площади, вдоль Московской и Царицынской улиц. Фактическим центром по-прежнему оставалась Старая Соборная площадь.

К середине XIX в. рост города постепенно происходил в том направлении от Волги, которое было указано планом. Обрастали застройкой все новые улицы, обживались кварталы, складывался новый административно-торговый центр вокруг Новой Соборной площади. Город выходил на так называемое «второе плато»7 -обширную, ровную площадку. Старый центр потерял свою административную функцию. Основый управления

города стали «присутственные места» (губернское правление, казначейство, суд и т.д.). Они размещались первоначально за городом, на площади, которая с 1825 г. стала именоваться Соборной. Теперь она, а не Старособорная (Гостиная) площадь, стала средоточием администрации города. В 1826 г на Новой Соборной площади появился новый центральный собор города - собор Александра Невского.

Постепенно старый городской центр терял и свою торговую функцию. Главным местом сосредоточения базарной торговли стала Хлебная площадь, и многие купцы переселились на Немецкую улицу. Кроме того, обмеление Волги, отступление ее от берега и устройство пароходных конторок у Бабушкина взвоза, многочисленные учреждения, магазины, объекты культуры, места отдыха горожан - все упрочило положение нового центра. В итоге старая часть города, теряя статус городского центра, становится историческим местом -«душой города»8.

По плану 1812 г развитие Саратова продолжалось до 1870-х гг. Такое долговременное действие плана объяснялось тем, что им была предусмотрена большая резервная территория. Город не столько расширялся территориально, сколько уплотнялся внутри себя: интенсивно застраивались ранее распланированные, но оставшиеся полупустыми кварталы. Планировочная схема города далеко распространилась в противоположную сторону от Волги, включая территорию, лежащую ныне за железной дорогой, и поэтому во второй половине XIX в. - начале XX в. город не выходил из границ, намеченных планом 1812 г. И все же во второй половине XIX в. возникла необходимость в составлении нового плана, так как план 1812 г уже не отвечал происшедшему к тому времени резкому подъему хозяйственной жизни города.

Новый план появился в 70-х гг. XIX в. Он предусматривал застройку в северной части (на свободной территории), организацию новой площади - Полтавской, создание сквера за Глебучевым оврагом, расширение существующей застройки9. Направление уличной сети новой застройки в северной части города являлось продолжением старой, но кварталы были значительно укрупнены. Сохранив в плане прямоугольную форму, эти кварталы, благодаря лучшим пропорциям сторон, не были узкими и протяженными. Прибрежная полоса Волги по-прежнему оставалась не подключенной к общей планировке города, и застройка берега сохраняла свою хаотичность.

По мере развития Саратова план 70-х гг. постепенно старел, и в 1887 г. появился новый план. Им предусматривалась детальная застройка периферийных частей города, особенно за Глебучевым и Белоглинским оврагами. Из радикальных градостроительных изменений, намеченных новым планом, следует выделить появление новой площади - Ямской. Планом предусматривалось также небольшое упорядочение планировки в южной части прибрежной территории10. Во всем остальном Саратов оставался без изменений, за исключением увеличения территории. По существу, план 1887 г. был последним, так как другие планы начала XX в., в частности в 1915 г, лишь детализировали застройку отдельных кварталов.

Строительные нормы и правила по реконструкции города и строительству зданий определялись местными органами самоуправления. Так, в 1892 г. Саратовской городской думой было принято специальное постановле-

ние, согласно которому, при просьбе горожан в городскую управу о разрешении строительства нового здания, необходимо было предоставить план «дворового» места, план самой постройки и фасада здания. Строительные работы можно было начинать только после утверждения плана городской управой. Данное постановление регулировало порядок ведения строительства, определяло правила расположения построек и материалы, используемые для кровли и карнизов новых зданий. Кроме того, в постановлении городской думы давались рекомендации по благоустройству и озеленению территории, прилегающей к недавно возведенным строениям11.

Другой крупный город Поволжья - Самара - получил первый план реконструкции еще в 1780 г. Новая регулярная планировка города предполагала прямоугольные кварталы и прямые улицы. Этот план не был утвержден, но был положен в основу последующих планов реконструкции города, и проектируемая по нему планировка с небольшими изменениями существует и ныне12. В 1796 г. был составлен второй план реконструкции города, почти идентичный плану 1780 г. В него включались следующие строительные нормы и правила по реконструкции города и строительству зданий:

- казенные каменные здания должны строиться по утвержденным проектам;

- частные каменные дома, в том числе с лавками, «против прочих вновь строящихся городов»13, должны строиться с прилагаемыми «примерными» фасадами, от которых допускались отступления в случаях лучшего их украшения;

- кровли на каменных домах должны быть железные или черепичные; тесовые или из гонта могут быть установлены только временно;

- вредные производства должны строиться ниже города по течению реки, кладбища выносятся за пределы кварталов, нарезанных под застройку.

В 1851 г Самара стала губернским городом, а в 1852 г был составлен новый план ее реконструкции, который был утвержден Николаем I. Это был последний высочайше утвержденный план реконструкции Самары. С введением реформы 1870 г планирование города переходило в ведение Городской управы. Новый план продолжил и развил главный градостроительный принцип Самары и других поволжских городов - «регулярность». Город покрывался правильной сетью улиц, благодаря чему планировка жилых кварталов приобретала форму геометрически четких прямоугольников. Территория города была разбита на сто сорок кварталов, которые легко вписывались в уникальный рельеф местности14.

Регулярная планировка имела немалые практические преимущества: удобство сообщения, ясность ориентировок, разбивки на участки, продаваемые под застройку. Направление улиц велось путем установки «вех». Домовладельцы производили застройку «вплоть нити»15, протянутой между вехами. Лиц, нарушавших эти правила, лишали построек и строго наказывали.

По мере развития города основная сетка улиц дополнялась новыми улицами и кварталами. Количество последних к третьей четверти XIX в. дошло до 200, т.е. территория города увеличилась в два раза16. В конце XIX в. уличная сеть повернула на северо-восток, под углом к уже существующей уличной сети. Все эти изменения предусматривались новым планом 1890 г. и планом, утвержденным в 1892 г Последний план намечал рекон-

струкцию всей прибрежной территории у Волги, самой Самары и бывшей крепости.

Четкую планировочную структуру в XIX - начале XX вв. получают и другие крупные города Поволжья, в частности Астрахань и Симбирск. Исключением являлся Царицын. Единственным планом его застройки всего дореволюционного периода был план, составленный в 1820 г17 Этот план был составлен в традициях русской градостроительной школы, городу придавалась регулярная планировка, однако той градостроительной культуры и изобразительности, которые были проявлены при проектировании других городов, здесь не было. В плане намечались непрерывные продольные и поперечные улицы без учета рельефа и многочисленных пересекающих город оврагов. А между тем именно овраги решающим образом повлияли на формирование города вопреки первоначальному плану. Они расчленили город на множество поселков, не связанных единым планировочным решением. В итоге город совершенно утратил тот элементарный порядок, который был заложен в плане 1820 г В конце XIX в. он представлял собой цепь поселков, вытянутых вдоль Волги. Царицын оказался единственным на Волге городом, планировочный строй которого принял резко линейный характер со всеми его недостатками - отсутствием компактности, четко выраженного центра и т.п.

Города Поволжья в большинстве своем в XIX - начале XX вв. планировались и застраивались тщательно и разумно. На основной части город-ской территории здания нельзя было строить или перестраивать без разрешения губернского правления и без утвержденного проекта. Этим ведали строительные отделы городской управы и губернского правления во главе с главными архитекторами и инженерами.

1 См.: Ребайн Т.Я. Градостроительные теории начала века // Градостроительство. Р/н/Д. 1892. С. 91.

2 См.: «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII - XIX вв. М., 1961. С. 164.

3 См.: Гуляницкий Н.Ф. Русский регулярный город на традиционной основе // Архитектурное наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 5.

4 См.: Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1926. С. 130.

5 См.: ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4073.

6 Саблуков Г.С. К истории топографии Саратова // Саратовский край: Исторические очерки, воспоминания, материалы. Саратов, 1893. С. 112.

7 Терехин С.О. Века и камни. Саратов, 1985. С. 17.

8 Анциферов Н.П. Указ. соч. С. 124.

9 См.: Осятинский А.И. Строительство городов на Волге. Саратов, 1965. С. 115.

10 См.: Там же. С. 116.

11 См.: ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 147.

12 См.: Струков О.С. История развития Самары // Вопросы формирования планировочной структуры расселения. Куйбышев, 1983. С. 98.

13 Там же. С. 100.

14 См.: Каркарьян В. Старая Самара: история, дома и люди: Очерки по истории города. Самара, 1998. С. 59.

15 Там же. С. 61.

16 Осятинский А.И. Указ. соч. С. 120.

17 См.: Атопов В.И., Масляев В.Е., Липявский А.В. Волгоград. М., 1985. С. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.