Список литературы
1. Научно-технический прогресс в современном мире и экологические проблемы. URL: http://works.doklad.ru/view /fM8Nd3jH4dw.html
2. Дианова-Клокова И. В., Метаньев Д. А. Устойчивая архитектура и пространство инноваций. М., 2015.
3.Табунщиков Ю. А. Строительные концепции зданий XXI века в области теплоснабжения и климатизации. URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2856
4. Скупов Б. Tomorrow Land для Homo Sapiens, или Вопросы к экологической архитектуре. URL: http://ardexpert.ru/ article/6243
5. Дом с солнечными батареями - фото проекта Self-Reliance. URL: https://small-house.ru/dom-s-solnechnymi-batareyami-foto-proekta-self-reliance/
6. Проект VELUX «Активный дом» в России. URL: http://archi.ru/projects/russia/7805/proekt-velux-aktivnyi-dom-v-rossii
© Н. С. Долотказина, Е. М. Иванова
Ссылка для цитирования:
Долотказина Н. С., Иванова Е. М. Инновационные технологии устойчивой архитектуры // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУАО ВО «АГАСУ», 2017. № 2 (20). С. 69-74.
УДК 72
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ К. А. Прошунина, Е. А. Лухманова
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
В статье анализируется необходимость создания реабилитационного центра для трудных подростков с девиантным поведением, приводится анализ зарубежного и отечественного опыта проектирования подобных заведений, выявляются особенности планировочной организации, обосновывается выбор места расположения объекта в городе Астрахани, а также приводится проектная концептуальная функционально-планировочная схема.
Ключевые слова: девиантное поведение, «социальная инфекция», реабилитационный процесс, планировочная организация, композиционная структура.
PECULIARITIES OF PLANNING ORGANIZATION OF REHABILITATION CENTERS FOR DIFFICULT TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR K. A. Proshunina, E. A. Luhmanova
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering
This article analyzes the need to create a rehabilitation center for difficult adolescents with deviant behavior, provides an analysis of the foreign and domestic experience in designing similar institutions, identifies the features of the planning organization, justifies the choice of the location of the facility in the city of Astrakhan, as well as a project conceptual functional and planning scheme. Keywords: deviant behavior, «social infection», rehabilitation process, planning organization, composition structure.
Ежегодно в России увеличивается количество несовершеннолетних подростков с девиантным поведением, выражающимся в совершении поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Вследствие этого повышается уровень преступности, алкоголизма и наркомании в обществе.
Наибольшую актуальность данная проблема получает в рамках образовательных учреждений, так как девиации часто являются следствием «социальной инфекции», которая распространяется внутри учебных групп [1]. Сформированная негативная социально-психологическая среда может стать пространством экспансии ненормированного поведения. Таким образом, важнейшим условием для личностного развития индивида является социально-культурная среда. Поэтому важной задачей для архитектора становится программирование планировочной организации с решением пространства, воспитывающего молодое поколение [2, с. 741].
Статистические данные на январь 2017 г. по Астраханской области по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сведенные в график по количеству детей с девиантным поведением, представлены на рис. 1.
Согласно статистической информации, организация таких учреждений, как реабилитационные центры с уклоном на поведенческую коррекцию, особо актуально.
Поставленной целью является создание уникальной среды, в которой в условиях непрерывного реабилитационного процесса несовершеннолетним оказывается социальная, психологическая, медицинская, педагогическая и правовая помощь на основе программ социальной реабилитации, состоящих из профессионально-трудового, социально-культурного, учебно-познавательного и физкультурно-оздоровительного компонентов.
Для выполнения работы сформированы следующие задачи:
• изучить нормативную документацию и аналоговый опыт проектирования социально-реабилитационных центров для трудных подростков;
• выявить основные взаимосвязи групп помещений, входящих в социально-реабилитационный центр, для формирования его общей композиционной структуры;
• определить особенности планировочной организации реабилитационных центров;
• на основе проведенной работы сформировать концептуальное решение реабилитационного центра в г. Астрахани.
При решении первой задачи был изучен и проанализирован мировой опыт проектирования реабилитационных центров и аналогичных учреждений. Основные выводы по проделанному подбору аналогов сведены в таблицу 1.
Благодаря исследованию мирового опыта проектирования учреждений для несовершеннолетних были выявлены основные схемы способов взаимосвязи групп помещений и определена концепция наиболее эффективно-рационального планировочного решения, которое позволит создать необходимую подросткам воспитательную среду.
На основе анализа опыта проектирования подобных учреждений были графически выявлены основные взаимосвязи групп помещений для организации общей композиционной структуры. Решение второй задачи представлено в таблице 2.
В ходе анализа для формирования концепции был принят такой композиционный прием проектирования, как блокированная взаимосвязь помещений.
Проделанная работа позволила выявить основные особенности концептуально-планировочной организации реабилитационного центра:
1) состав и площади функциональных групп помещений, рассчитанных на работу с воспитанниками, определены учетом выполнения коррекционной функции;
2) строгая взаимосвязь функционально-коммуникативного пространства, задающего основной распорядок дня человеку, находящемуся на реабилитации, позволит абстрагироваться от посторонних факторов, избегая потенциально опасных инцидентов;
3) целесообразно проектирование отдельных непроходных блоков с возможностью их изоляции в течение суток.
Рис. 1. Данные статистики по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
на 2017 г. по Астраханской области
Таблица 1
Анализ объемно-планировочной композиции объектов
Название
План
Композиция объемов
Примечание
Школа-интернат в Кожу-хово, г. Москва, Россия
Сложная, с обособленными функциональными блоками
Компоновка определена необходимостью инсоляции внутренних помещений
Международная школа в Осло, Норвегия
Простая, блокированная
Структура обладает рядом преимуществ: расширение пространства, освещение
Воспитательная колония, Челябинск, Россия (проект)
«Воспитательный центр». Коррекци-онно-про-филакти-ческое учреждение, Москва, Россия (проект)
Простая, раздробленная, блокированная
Компактная, централизованная, закрытая
Прием изъятия из основного тела здания отдельных объемов формирует строгий образ колонии
Комплекс, состоит из нескольких объединенных друг с другом корпусов, занимает большую территорию, что позволяет расположить там все необходимые функции. У каждого корпуса свое назначение
Центр социальной реабилитации для де-тей-инва-лидов, Россия
Компактная, централизованная, закрытая
Объемно-планировочное решение здания сформировано вокруг трехэтажного атриума, являющегося ядром и центром композиции
Таблица 2
Приемы взаимосвязи функциональных групп помещений
Название
Эскиз
Описание выявленной взаимосвязи
Блокированный
Группы помещений размещены по отдельным блокам и соединены переходами. Преимущества: удобная связь корпусов, хорошая изоляция
Централизованный
При таком способе блоки помещений располагаются в одном здании, за счет этого достигается удобная связь всех групп помещений, это сокращает траекторию движения
Смешанный
Является сочетанием нескольких ранее рассмотренных методов в различных комбинациях
Павильонный
□ □□
О
Подразумевает обособленное размещение корпусов
Для решения третьей поставленной задачи в соответствии с типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420) определена вместимость специализированного реабилитационного центра, которая не должна превышать 100 мест [3]. При этом согласно нормативной документации социально-реабилитационный центр для детей и подростков с различными проявлениями асоциального поведения рекомендуется размещать в периферийной зоне города, вне жилой застройки [4]. Поэтому наиболее подходящим территориальным участком для размещения реабилитационного центра в городе Астрахани является участок на берегу реки Кривая Болда в Заболдинском районе.
В соответствии со спецификой контингента была спроектирована концептуальная схема функционально-планировочной организации реабилитационного центра. Так, с учетом ранее выведенных особенностей определены отдельные блоки помещений, рассчитанные на пребывание воспитанников. Блоки решено
запроектировать непроходными, что даст возможность их изоляции в течении суток в зависимости от режима работы каждой группы помещений. Объединение различных групп помещений предложено осуществлять через общее коммуникационное пространство, реализующее методику исправления подростков с девиантным поведением [5, с. 13]. Архитектурно-планировочное решение максимально призвано обеспечить реабилитацию индивидов с оказанием им медико-социальной кор-рекционной помощи на основе персональной диагностики; с организацией образовательной деятельности и компенсирующего обучения по общеобразовательным программам начального профессионального образования; с организацией развивающего досуга, обеспечивающего культурное и эстетическое развитие, оздоровление и занятия спортом; с организацией мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников, проживание и питание несовершеннолетних. Проектная концептуальная функционально-планировочная схема представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема функциональной структуры реабилитационного центра для трудных подростков: 1 - вестибюльная группа помещений; 2 - помещения проживания; 3 - помещения питания; 4 - помещения общего образования; 5 - помещения досугового и физкультурно-оздоровительного назначения: а) физкультурно-оздоровительные;
б) досуговые; в) помещения для получения начального профессионального и дополнительного образования; 6 - лечебно-реабилитационные помещения; 7 - медицинский изолятор; 8 - административно-бытовые помещения
Обзор мирового опыта проектирования реабилитационных центров позволил нам выявить основные схемы способов взаимосвязи групп помещений, а также сформулировать особенности проектирования реабилитационных центров для трудных подростков. На основе анализа данных нами предложена концепция эф-
фективно-рационального планировочного решения, которое обеспечит безопасную среду содержания воспитанников и создаст оптимальные условия для реабилитации, получения образования, оздоровления, социализации и профессиональной ориентации подростков с деви-антным поведением.
Список литературы
1. Давыдова О. М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России // Молодой ученый. 2016. № 27 (131).
2. Рекомендации по проектированию специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. М., 2002.
3. Рекомендации по проектированию социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. М., 2004.
4. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток, 2004.
5. Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь, 1996.
© К. А. Прошунина, Е. А. Лухманова
Ссылка для цитирования:
Прошунина К. А., Лухманова Е. А. Особенности планировочной организации реабилитационных центров для трудных подростков с девиантным поведением // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 2 (20). С. 74-79.
УДК 666.18
ПОЛУЧЕНИЕ МНОГОСЛОЙНОГО ПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ ВИТРАЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВИТРИНИСТИКЕ
Е. С. Сурова, М. Д. Филъчева
страханский государственный архитектурно-строительный университет
Для любого магазина всегда очень важно иметь хорошо продуманную и привлекающую внимание рекламу. Особое значение в этом деле играет витрина. В России такой вид продвижения товара или услуги появился относительно недавно. Поэтому поиск интересных и неординарных подходов в решении организации пространства витрины является актуальной проблемой в наши дни. Одним из таких решений является получение многослойного эффекта с применением витражных технологий. В результате исследования подобраны технологии, с помощью которых возможно получить иллюзию пространства и погрузить покупателя в разыгрываемый автором сценарий. Ключевые слов! клама, вип, тистика, технология, изготовление, виг к, многослойностъ нства.