Научная статья на тему 'Особенности планирования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков'

Особенности планирования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК / КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / TAX CONTROL / TAX INSPECTIONS PLANNING / MAJOR TAXPAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айтхожина Гульнар Сейтахметовна

Рассматривается специфика планирования выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих статус крупнейших. Раскрываются особенности аналитических, организационных процедур планирования и организации выездных налоговых проверок данной категории плательщиков, в том числе федерального и регионального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD TAX INSPECTIONS OF MAJOR TAXPAYERS

The article deals with the field inspection nature of the major taxpayers at federal and regional levels. The paper also considers analytical and organizational sides of the inspections for taxpayers of this grade.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков»

УДК 336.025

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

FIELD TAX INSPECTIONS OF MAJOR TAXPAYERS

Г.С. Айтхожина G.S. Aytkhozhina

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Рассматривается специфика планирования выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих статус крупнейших. Раскрываются особенности аналитических, организационных процедур планирования и организации выездных налоговых проверок данной категории плательщиков, в том числе федерального и регионального значения.

The article deals with the field inspection nature of the major taxpayers at federal and regional levels. The paper also considers analytical and organizational sides of the inspections for taxpayers of this grade.

Ключевые слова: налоговый контроль, планирование налоговых проверок, крупнейшие налогоплательщики.

Key words: tax control, tax inspections planning, major taxpayers.

Особенностью нового внутриведомственного регламента планирования налоговых проверок является формализация процедур планирования такой категории налогоплательщиков, как крупнейшие.

Именно крупнейшие налогоплательщики попадают в зону особого внимания. И не без основания. Особый статус крупнейших налогоплательщиков обусловлен их ролью в формировании централизованных денежных фондов государства, его финансовой основы. Их вклад в общий объем поступлений федеральных налогов и сборов составляет около 60 %.

На рубеже нового тысячелетия, в процессе реформирования налоговых органов была начата их структурная модернизация, одним из направлений которой явилось совершенствование системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков вплоть до создания отраслевых межрегиональных инспекций на федеральном уровне и межрайонных инспекций на региональном уровне по крупнейшим налогоплательщикам. Развивались и совершенствовались формы и методы контроля, включая и процедуры планирования контрольных мероприятий.

Уже в конце 2005 г. планирование проверок крупнейших налогоплательщиков происходило на базе сопоставительного анализа макро-и микроэкономических показателей, а также

© Г.С. Айтхожина, 2011

технико-технологической экспертизы. Информационно-аналитическая база по каждому крупнейшему налогоплательщику позволяет более эффективно отбирать компании для выездных проверок и осуществлять аналитические мероприятия по всем звеньям вертикально интегрированных компаний.

К настоящему времени в структуру Финансовой налоговой службы (ФНС) России входит девять межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Они обеспечивают налоговое администрирование ведущих компаний в таких отраслях, как нефтяная, газовая, алкогольная, энергетическая, металлургическая, связь, транспортная, машиностроение, банковская деятельность.

Для организаций данный статус определяется по уровням федерального и регионального значения с учетом показателей финансово-экономической деятельности.

Так, например, крупнейшие налогоплательщики федерального уровня имеют один из перечисленных ниже показателей финансовоэкономической деятельности за отчетный год:

• сумма начисленных федеральных налогов свыше 1 млрд руб. (в сфере оказания услуг связи - свыше 300 млн руб.; в сфере оказания транспортных услуг - свыше 50 млн руб.);

• выручка (доход) превышает 20 млрд руб.;

• активы превышают 20 млрд руб.

Кроме того, в данную категорию попадают почти все предприятия оборонно-промыш-

ленного комплекса и могут быть отнесены организации, включенные в перечень стратегических предприятий. Для кредитных и страховых организаций порог начисленных федеральных налогов составляет свыше 300 млн руб., объем чистых активов не менее 25 млрд руб., сумма страховых премий не менее 2 млрд руб. Крупнейшие налогоплательщики регионального уровня имеют значения показателей несколько ниже, но также оказывают существенное влияние на формирование доходов бюджета.

Причем статус крупнейшего налогоплательщика определяется по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет и сохраняется в течение трех лет, следующих за годом, в котором организация перестала удовлетворять установленным критериям. Это правило действует и в отношении реорганизованных крупнейших налогоплательщиков.

Налоговое законодательство в отношении данной категории налогоплательщиков устанавливает особый порядок постановки на налоговый учет (ст. 83 Налогового кодекса РФ), а также в отношении других процедур налогового контроля (ст. 80 и 89 Налогового кодекса РФ).

Спецификой планирования налогового контроля крупнейших налогоплательщиков является буквальная реализация принципов непрерывности контроля и полноты охвата.

Так, кроме законодательно установленных норм, организация (планирование) проведения налоговых проверок требует учета соблюдения принципа непрерывности налогового контроля и принципа полноты охвата проверками налоговых периодов, а именно увязки контрольных процедур с целью соблюдения норм периодичности проверочных мероприятий.

Согласно регламенту планирования и подготовки выездных налоговых проверок крупнейшие налогоплательщики подлежат обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок. При этом проверке подлежат все налоги, обязанность по уплате которых возложена на налогоплательщика, за все налоговые периоды.

Во избежание нарушения норм периодичности проверочных мероприятий, крупнейшие налогоплательщики федерального уровня подлежат выездному контролю не реже одного раза в два года, а крупнейшие налогоплательщики регионального значения - не реже одного раза в три года. Таким образом, обеспечивается полнота охвата проверками налоговых периодов крупнейших налогоплательщиков.

На реализацию принципа полноты охвата проверками крупнейших налогоплательщиков

направлено и определение круга зависимых лиц в отношении данной категории налогоплательщиков при планировании и организации налоговых проверок. В отношении крупнейших налогоплательщиков, кроме законодательно установленного круга взаимозависимых лиц, зависимыми признаются управляющие компании, партнеры по ведению совместной деятельности в рамках договора простого товарищества, практически все организационно, технологически или экономически связанные контрагенты.

Специфика крупного бизнеса (организационно сложная структура, множество взаимозависимых лиц, контрагентов, нетипичные операции и т. д.) требует и особых подходов к аналитическим процедурам на этапе планирования и организации выездных налоговых проверок данной категории плательщиков.

В данном случае речь не идет об обоснованном выборе объектов контроля, так как крупнейшие налогоплательщики подлежат обязательному включению в план проверок. Задача планирования проверки крупнейшего налогоплательщика - оптимальное определение конкретных сфер предстоящего контроля вертикально-интегрированной структуры, зависимых лиц, управляющих компаний, хранителей активов, значимых и сомнительных контрагентов и т. д. в условиях временных ограничений.

Отраслевая структура администрирования крупнейших налогоплательщиков позволяет осуществлять мониторинг тенденций развития соответствующих видов экономической деятельности, изучить производственную специфику, а также характер хозяйственных связей и финансовых отношений.

На этапе предпроверочного анализа изучается бухгалтерская и налоговая отчетность, в том числе проводится сравнительный анализ динамики абсолютных значений и структуры основных финансовых показателей, относительных показателей (коэффициентов), а также сопоставительный анализ с данными из внешних источников.

Такой подход позволяет качественно спланировать налоговую проверку, что подтверждает стопроцентная результативность выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков.

Существуют и процедурные особенности планирования налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков.

Первое - это периодичность формирования плана проверок. Если в целом планирование налоговых проверок осуществляется ежеквартально, то для такой категории налогопла-

тельщиков, как крупнейшие, план проверок формируется на год.

Второе - это порядок согласования и утверждения плана. Он заключается в следующем.

Шаг 1. Работа по формированию проекта плана начинается с сентября предшествующего года. Инспекция, курирующая крупнейших налогоплательщиков, направляет в другие налоговые органы предложения по включению в план зависимых организаций крупнейших налогоплательщиков.

Шаг 2. Запрашиваемый налоговый орган обязан до 1 ноября направить ответ/уведомление инициатору проверки о включении или не включении в проект плана зависимой организации крупнейшего налогоплательщика. В случае отрицательного ответа обязательно мотивированное обоснование.

Шаг 3. После получения и обработки запрошенной информации инспекция по крупнейшим налогоплательщикам за месяц до начала планируемого года направляет проект плана проверок в Контрольное управление ФНС России на утверждение.

Шаг 4. Утвержденный заместителем руководителя ФНС России план выездных налоговых проверок на предстоящий год доводится до инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

Шаг 5. Инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в свою очередь, на основании утвержденных планов ежеквартально направляют в соответствующие Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации списки филиалов, обособленных подразделений, зависимых организаций крупнейших налогоплательщиков для включения в план проверок на предстоящий квартал.

Шаг 6. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации доводят данные списки до территориальных налоговых органов. В случае не включения в проект плана проверок рекомендованных налогоплательщиков, инициатору направляется мотивированное обоснование.

Шаг 7. Далее ежеквартально инспекции по крупнейшим налогоплательщикам отчитываются перед Контрольным управлением ФНС России об исполнении плана и о результатах проведенных проверок.

Данный порядок позволяет более четко скоординировать действия отдельных налоговых органов и других субъектов налогового контроля (органы внутренних дел, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов), расставить оптимально приоритеты на основе предпроверочного анализа по кругу проверяемых объектов и вопросов контроля.

Таким образом, реализован принцип обеспечения вертикально-интегрированных структур вертикально-интегрированным налоговым контролем. Планирование выездных проверок крупнейших налогоплательщиков осуществляется централизованно, на уровне ФНС России. Центральный аппарат ФНС утверждает планы, осуществляет контроль за их исполнением, оценивает и анализирует результаты проверок.

Совершенствование процедур планирования налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков является логическим следствием реализации Концепции планирования выездных проверок и направлено на концентрацию усилий налоговых органов на зонах риска с целью повышения качества, результативности и эффективности контрольной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.