УДК 334.021.1
Ибатуллина Д.И.
Студент магистратуры 2 курс, Институт Нефтегазового бизнеса
УГНТУ Россия, г. Уфа
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА ГАЗОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация
В статье анализируются особенности планирования ремонтных работ на газотранспортном предприятии. Приводятся характерные черты газотранспортной системы, которые необходимо учитывать при проведении диагностирования. Рассматриваются основные группы методов диагностики технического состояния газопроводов. Отмечается, что наибольшее число дефектов газопроводов приходится на коррозионные повреждения. Выявляется комплекс мероприятий, используемый для прогнозирования и планирования ремонтных работ на газопроводах.
Ключевые слова:
газотранспортное предприятие, магистральные газопроводы, техническое состояние, дефекты газопроводов, ремонтные работы.
FEATURES OF PLANNING REPAIR WORK AT A GAS TRANSPORTATION ENTERPRISE
Annotation
The article analyzes the features of planning repair work at a gas transportation enterprise. The characteristic features of the gas transportation system are given that must be taken into account when conducting diagnostics. The main groups of methods for diagnosing the technical condition of gas pipelines are considered. It is noted that the largest number of gas pipeline defects are due to corrosion damage. A set of measures is identified that is used to predict and plan repair work on gas pipelines.
Key words:
gas transportation enterprise, main gas pipelines, technical condition, gas pipeline defects, repair work.
Ключевой задачей деятельности газотранспортных предприятий является стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ [1]. Для этого требуется обеспечить безопасность и надёжность газопроводов и оборудования газотранспортных объектов с учётом имеющихся финансово-экономических ограничений. Ввиду высокой стоимости технического обслуживания и ремонтных работ на магистральных газопроводах перед газотранспортными предприятиями стоит задача формирования системы управления профилактическим обслуживанием газопроводов, позволяющей повысить надёжность и безопасность эксплуатации объектов предприятия, увеличить производительность труда, снизить затраты и продолжительность выполнения технологических операций за счёт оптимального планирования ремонтных работ [2].
Целью работы является изучение особенностей планирования ремонтных работ на газотранспортном предприятии. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.
Магистральные газопроводы представляют собой разветвлённые линейные сооружения большого диаметра, которые транспортируют природный газ с высокими давлениями в различных природно-
климатических условиях и относятся к опасным производственным объектам [3]. Вне зависимости от специфики конструкции и условий пролегания газопроводы должны обеспечивать надёжность поставки газа потребителям. Надёжность газопроводов делится на системную и конструкционную. Системная надёжность охватывает поставки газа, стратегию развития и реконструкции, конструкционная - оценку срока службы, снижение аварийности и анализ отказов с использованием методов диагностики, текущего и капитального ремонта. Конструкционная и системная надёжность взаимосвязаны: оценка работоспособности участков газопроводов позволяет определить их пропускную способность и производительность, а планирование объёмов диагностических и ремонтных работ - оценить недостаток подачи газа и сопутствующие затраты.
Для обеспечения надёжности и безопасности, то есть безаварийности газопроводов требуется проведение диагностики их технического состояния, при которой необходимо учитывать следующие особенности газотранспортной системы [4]:
• пролегание газопроводов через различные геолого-климатические зоны;
• широкий спектр нагрузок и воздействий на газопроводы, не все из которых хорошо поддаются аналитическому описанию: давление и температура газа, вибрационные и ветровые нагрузки, гидродинамические воздействия, действие просадочных и мёрзлых грунтов, карстов, оползней и других природных и техногенных явлений;
• появление и развитие различных дефектов и изменение механических свойств газопроводов в процессе строительства и эксплуатации;
• наличие в системе транзитных газопроводов комплекса металлоёмких сооружений, включающих множество конструктивно неоднородных труб, которые имеют значительные различия по химическому составу, механическим свойствам и свариваемости;
• функционирование газотранспортной системы в едином технологическом режиме.
Результаты диагностирования технического состояния газопроводов используются для повышения
обоснованности, надёжности и точности прогнозирования и планирования ремонтных работ. Наибольшее распространение получили способы диагностики, основанные на непосредственном обнаружении и оценке дефектов газопроводов, а также регистрации всех изменений физических параметров, способных оказать воздействие на техническое состояние объектов [5]. Методы диагностики можно разделить на следующие группы [6]:
1. Внутритрубная диагностика. Осуществляется посредством внутритрубного пропуска специального снаряда, позволяющего обследовать линейную часть газопровода на всём его протяжении и выявить несовершенства и дефекты стенок, которые потенциально способны привести к авариям и отказам.
2. Контактная диагностика. Предполагает обследование трубопроводного металла, сварных соединений и изоляции.
3. Дистанционная диагностика. Проводится с использованием оборудования неразрушающего контроля.
4. Автоматизированная диагностика. Осуществляется при помощи автоматизированных систем телеметрических комплексов, которые собирают сведения о реальных условиях эксплуатации и влиянии окружающих факторов на газопроводы. В число таких комплексов входят датчики антикоррозионного мониторинга, системы для акустической эмиссии и интеллектуальные вставки на тензорезисторах.
Решение о необходимости проведения ремонтных работ на участках газопровода принимается на основе целевых показателей, ключевым из которых выступает вероятность разрыва труб вследствие повреждения, анализа и управления рисками [7]. На практике основными вариантами дефектов, могущими существовать на участках газопроводов как в совокупности, так и отдельно, являются коррозионные повреждения и дефекты стресс-коррозии. Наибольшее число дефектов приходится на
коррозионные повреждения, которые, однако же, без образования трещины практически никогда не приводят к разрывам. Важной особенностью учёта коррозионных повреждений на изолированных газопроводах является незаметное зарождение и протекание коррозионного процесса, поэтому для измерения скорости коррозии необходимо применение алгоритмов, основанных на исследованиях её динамики на разных стадиях эксплуатации оборудования.
Значимым фактором планирования ремонтных работ является обнаружение дефектов коррозионного растрескивания под напряжением, которые при развитии вблизи сварного шва способны привести к авариям [8]. При этом использование магнитных внутритрубных дефектоскопов для выявления и идентификации трещин по линии сплавления основного металла и сварного соединения в зонах продольных заводских и кольцевых монтажных швов затруднительно, что требует использования камеральных бесшурфовочных методов прогнозирования участков газопроводов, на которых возможно формирование дефектов коррозионного растрескивания под напряжением.
Для прогнозирования и планирования ремонтных работ на участках газопроводов может использоваться методика, включающая комплекс следующих организационно-технических мероприятий:
• сбор и систематизация информации о дефектах и условиях эксплуатации ранее отремонтированных участков газопроводов;
• создание геопространственной модели газопровода;
• прогнозирование наличия аварийно опасных участков газопровода на основе теории распознавания образов;
• прогнозирование доли подверженных дефектам труб при планировании ремонтных работ на участках газопровода при использовании сведений наземных обследований и искусственных нейронных сетей.
Для повышения достоверности прогнозирования развития дефектов газопровода необходимо учитывать различия в закономерностях рассеивания показателей параметров, значимых для расчётов, как в пределах каждого участка линейной части, так и временного периода сбора информации о выбранных параметрах при эксплуатации газопровода [9]. На основании собранных сведений о техническом состоянии газотранспортных систем осуществляется планирование текущего и капитального ремонта, реконструкции объектов инфраструктуры, прогнозирование безопасности эксплуатации объектов и необходимости их технического перевооружения [10]. Реконструкция объектов назначается в случае установления выработки оборудованием назначенных ресурсов. Поскольку назначенные ресурсы не являются предельными для эксплуатации, критерии выработки сопоставляются с данными о техническом состоянии основного оборудования и критериями безопасного использования инфраструктуры.
Таким образом, планирование текущего и капитального ремонта магистральных газопроводов должно осуществляться на основе системы комплексного диагностирования их технического состояния, позволяющей выявлять различные дефекты, в том числе коррозионного характера. Опираясь на результаты диагностических работ, можно оценивать текущее техническое состояние газопроводов и разрабатывать аналитические методы оценки опасности дефектов, позволяющие рассчитывать продолжительность безопасной эксплуатации газопроводов, прогнозировать их техническое состояние и планировать ремонтные работы.
Список использованной литературы:
1. Будзуляк Б.В., Завьялов А.П., Имансакипов Р.М. Оценка надёжности технологических трубопроводов в рамках системы управления техническим состоянием и целостностью технологических трубопроводов и оборудования площадных объектов // Транспорт и хранение нефтепродуктов. - 2018. - № 3. - С.45-48. -DOI: 10.24411/0131-4270-2018-10305
2. Корюков Д.А. Совершенствование организации производства работ на магистральных газопроводах // Вестник науки. - 2020. - Т. 1, № 12 (33). - С. 121-126.
3. Харионовский В.В. Надёжность магистральных газопроводов: становление, развитие и современное состояние // Газовая промышленность. - 2019. - № 1 (779). - С. 56-68.
4. Харионовский В.В. Газотранспортная система: исследования конструкций и технического состояния магистральных газопроводов // Научно-технический сборник Вести газовой науки. - 2020. - № 2 (44). - С. 162-174.
5. Кязимов К.Г. Газоснабжение: устройство и эксплуатация газового хозяйства: учебник для вузов / К.Г. Кязимов, В.Е. Гусев. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. - 392 с.
6. Заев Д.П. Перспективные методы диагностирования газопроводов // Вестник науки. - 2020. - Т. 3, № 8 (29). - С. 47-52.
7. Велиюлин И.И. Определение оптимального срока вывода газопроводов в капитальный ремонт // Территория Нефтегаз. - 2020. № 9-10. - С. 46-51.
8. Арабей А.Б. Информационно-аналитическая система прогнозирования аварийно опасных стресскоррозионных участков магистральных газопроводов и планирования их капитального ремонта / А.Б. Арабей, А.В. Шипилов, И.В. Ряховских, Л.В. Власова, А.Н. Кузнецов, С.В. Коваленко, В.А. Бабушкин, Д.В. Косачев // Вести газовой науки. - 2019. - № 3 (40). - С. 75-88.
9. Голофаст С.Л. Мониторинг коэффициента запаса прочности линейных участков в различные годы эксплуатации магистрального газопровода // Экспозиция Нефть Газ. - 2020. - № 3. - С. 48-52. - DOI: 10.24411/2076-6785-2020-10085
10. Заев Д.П. Существующий анализ технического состояния газотранспортных систем и необходимые для этого ресурсы // Вестник науки. - 2020. - Т. 1, № 7 (28). - С. 108-114.
© Ибатуллина Д.И., 2023
УДК 33
Рахимова Л.Ф.
Бакалавр 5 курс
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» Институт экономики, управления и бизнеса
ПРОВЕРКА ФРАНШИЗЫ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ
Франчайзинг - это сотрудничество между двумя сторонами. При заключении договора одна сторона предоставляет второй готовую бизнес-модель: право на использование своего товарного знака, бизнес-план, подробное описание всех процессов и консультации по управлению. Сама франшиза - это объект договора, то есть упакованный бизнес, куда включены: интеллектуальная собственность, товарные знаки, фирменные названия, технологии, коммерческая тайна.
Покупка франшизы стала одним из самых комфортных и безопасных способов открыть свое дело для начинающего бизнесмена. Сегодня, когда на российском франчайзинговом рынке по примерным подсчетам специалистов предлагается свыше 3000 малых и больших франшиз, выбор качественной - одна из первоочередных задач будущего франчайзи. Необходима серьезная проверка представленной документации, истории франшизы и репутации самого франчайзера.
6 правил покупки франшизы
Поиск франчайзера. Ищите лояльного франчайзера, гибкого и мотивирующего, развивающегося и востребованного сегодня.