Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЖИМ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балацкий П.С., Команденко А.С.

Введение. Обучение в медицинских вузах характеризуется высокой интенсивностью труда, большим объемом аудиторной и внеаудиторной нагрузки и оказывает серьезное влияние на состояние здоровья. Как известно, одной из важнейших составляющих здоровья студентов является рациональное питание, причем, состояние здоровья человека более чем на 50% определяется и зависит от питания. Цель исследования. Изучить особенности питания студентов медицинских университетов в период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Пациенты и методы. Исследование проводилось онлайн анкетно-опросным методом с использованием специально разработанной анкеты в дистанционном формате с помощью Google-формы. Каждый вопрос предполагал ответ во временном периоде: до пандемии и в настоящее время (пандемия коронавирусной инфекции). В исследование включены результаты опроса 127 студентов 4-6 курсов трех медицинских университетов Санкт-Петербурга. Результаты. О ежедневном трехкратном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) до пандемии сообщили 35,8% наших респондентов. Во время опроса оптимальной кратности приема пищи придерживаются почти в 2 раза больше - 64,1% студентов. На приверженность к питанию фастфудом не повлиял приход в нашу жизнь COVID-19. Существенных изменений в период пандемии не отмечено в отношении применения полуфабрикатов и соблюдения принципов сбалансированного питания. Заключение. В условиях пандемии коронавирусной инфекции больше студентов стали придерживаться оптимальной трехразовой кратности приема пищи. Пандемия коронавирусной инфекции практически не изменила отношение студентов к здоровому питанию - сохранились имевшие место до прихода COVID-19 несбалансированное питание, использование фастфуда и полуфабрикатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балацкий П.С., Команденко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUTRITION FEATURES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Introduction. Training in medical universities is characterized by high labor intensity, a large volume of classroom and extracurricular workload and has a serious impact on health. As it is known, one of the most important components of students' health is a rational diet, moreover, the state of human health is determined by more than 50% and depends on nutrition. Aim. To study the nutritional characteristics of medical university students during the period of isolation due to the coronavirus infection pandemic. Patients and Methods. The study was conducted online using a specially designed questionnaire in a remote format using a Google form. Each question assumed an answer in a time period: before the pandemic and now (the pandemic of coronavirus infection). The study included the results of a survey of 127 students of 4-6 courses of three medical universities of St. Petersburg. Results. 35.8% of our respondents reported three meals a day (breakfast, lunch, dinner) before the pandemic. During the survey, the optimal frequency of meals is adhered to by almost 2 times more - 64.1% of students. The commitment to eating fast food was not affected by the arrival of COVID-19 in our lives. There were no significant changes during the period of the pandemic with the use of semi-finished products and compliance with the principles of a balanced diet. Conclusion. In the conditions of the coronavirus infection pandemic, more students began to adhere to the optimal three-time frequency of meals. The pandemic of coronavirus infection has practically not changed the attitude of students to healthy eating - the unbalanced diet, the use of fast food and semi-finished products that took place before the arrival of COVID-19 have been preserved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Оригинальное исследование

DOI: 10.32415/jscientia_2022_8_3_15-21

EDN: JOSRYT

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

П. С. Балацкий 1, А. С. Команденко © 2

1 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия

2 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия

И Балацкий Павел Сергеевич — bs.pawel@yandex.ru

ВВЕДЕНИЕ. Обучение в медицинских вузах характеризуется высокой интенсивностью труда, большим объемом аудиторной и внеаудиторной нагрузки и оказывает серьезное влияние на состояние здоровья. Как известно, одной из важнейших составляющих здоровья студентов является рациональное питание, причем, состояние здоровья человека более чем на 50% определяется и зависит от питания.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучить особенности питания студентов медицинских университетов в период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Исследование проводилось онлайн анкетно-опросным методом с использованием специально разработанной анкеты в дистанционном формате с помощью Google-формы. Каждый вопрос предполагал ответ во временном периоде: до пандемии и в настоящее время (пандемия коронавирусной инфекции). В исследование включены результаты опроса 127 студентов 4-6 курсов трех медицинских университетов Санкт-Петербурга. РЕЗУЛЬТАТЫ. О ежедневном трехкратном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) до пандемии сообщили 35,8% наших респондентов. Во время опроса оптимальной кратности приема пищи придерживаются почти в 2 раза больше — 64,1% студентов. На приверженность к питанию фастфудом не повлиял приход в нашу жизнь COVID-19. Существенных изменений в период пандемии не отмечено в отношении применения полуфабрикатов и соблюдения принципов сбалансированного питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В условиях пандемии коронавирусной инфекции больше студентов стали придерживаться оптимальной трехразовой кратности приема пищи. Пандемия коронавирусной инфекции практически не изменила отношение студентов к здоровому питанию — сохранились имевшие место до прихода COVID-19 несбалансированное питание, использование фастфуда и полуфабрикатов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студент, медицинский университет, дистанционное обучение, режим, физические нагрузки, питание.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Балацкий П.С., Команденко А.С. Особенности питания студентов медицинских университетов в период пандемии COVID-19 // Juvenis scientia. 2022. Том 8. № 3. С. 15-21. DOI: 10.32415^аеп^а_2022_8_3_15-21. EDN: JOSRYT.

Эта статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Original article

DOI: 10.32415/jscientia_2022_8_3_15-21

EDN: JOSRYT

NUTRITION FEATURES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

P. S. Balatsky © 1, A. S. Komandenko

2

1 First Pavlov State Medical University of St. Petersburg, Saint Petersburg, Russia

2 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint Petersburg, Russia

ffl Balatsky Pavel — bs.pawel@yandex.ru

INTRODUCTION. Training in medical universities is characterized by high labor intensity, a large volume of classroom and extracurricular workload and has a serious impact on health. As it is known, one of the most important components of students' health is a rational diet, moreover, the state of human health is determined by more than 50% and depends on nutrition.

AIM. To study the nutritional characteristics of medical university students during the period of isolation due to the coronavirus infection pandemic.

PATIENTS AND METHODS. The study was conducted online using a specially designed questionnaire in a remote format using a Google form. Each question assumed an answer in a time period: before the pandemic and now (the pandemic of coronavirus infection). The study included the results of a survey of 127 students of 4-6 courses of three medical universities of St. Petersburg.

RESULTS. 35.8% of our respondents reported three meals a day (breakfast, lunch, dinner) before the pandemic. During the survey, the optimal frequency of meals is adhered to by almost 2 times more — 64.1% of students. The commitment to eating fast food was not affected by the arrival of COVID-19 in our lives. There were no significant changes during the period of the pandemic with the use of semi-finished products and compliance with the principles of a balanced diet.

CONCLUSION. In the conditions of the coronavirus infection pandemic, more students began to adhere to the optimal three-time frequency of meals. The pandemic of coronavirus infection has practically not changed the attitude of students to healthy eating — the unbalanced diet, the use of fast food and semi-finished products that took place before the arrival of COVID-19 have been preserved.

KEYWORDS: student, medical university, distance learning, daily routine, physical activity, nutrition.

FOR CITATION: Balatsky PS, Komandenko AS. Nutrition features of medical university students during the COVID-19 pandemic. Juvenis scientia. 2022;8(3):15-21. DOI: 10.32415/jscientia_2022_8_3_15-21.

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

ВВЕДЕНИЕ

Пандемия коронавирусной инфекции привела к существенным изменениям жизнедеятельности государства. Подъем заболеваемости COVID-19 потребовал введения особых противоэпидемических мероприятий в медицинских университетах, что способствовало переходу на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Особенностью обучения в медицинских вузах является формирование медицинских компетенций, для чего необходима работа с пациентами и практические манипуляции. В связи с этим в медицинских университетах стала использоваться смешанная форма обучения (аудиторное + дистанционное). Безусловно, это позволило расширить возможности дистанционного обучения за счет непосредственной работы студента с пациентами. Изменения в период пандемии коронавирусной инфекции затронули и другие стороны жизни студента — режимные моменты, питание, занятия физкультурой и спортом.

дицинских университетов в период пандемии коронавирусной инфекции.

мате анкетно-опросным методом с использованием специально разработанной анкеты в дистанционном формате с помощью Google-формы. Каждый вопрос предполагал ответ во временном периоде: до пандемии и в настоящее время (пандемия коронавирус-ной инфекции).

В исследование включены результаты опроса 127 студентов 4-6 курсов трех медицинских университетов Санкт-Петербурга. Студентами ПСПбГМУ им. И. П. Павлова были 57 респондентов, СЗГМУ им. И. И. Мечникова — 50, Института медицинского образования «НИМЦ им. В. А. Алмазова» — 20. Среди опрошенных — 57 юношей, 95 девушек.

Средний возраст респондентов — 22,7 лет. По курсу обучения респонденты распределились следующим образом: 4 курс — 87, 5 курс — 28, 6 курс — 12.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлена с помощью статистических пакетов прикладных программ Statistica 10. Для оценки качественного различия ответов респондентов использовались стандартные методы вариационной статистики и критерий согласия Хи-квадрат Пирсона. Значимыми считали различия при p<0,05.

В вузах, включенных в исследование, использовалась смешанная форма обучения (аудиторное + дистанционное).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

До пандемии COVID-19 вместе с родителями проживали 48% респондентов, в общежитии — 18%, самостоятельно — 34% опрошенных. В период коронавирусной инфекции место проживания опрошенных студентов не изменилось. Анализ литературных источников показывает, что в различных регионах большинство студентов-медиков проживают с родителями [1, 2].

До пандемии коронавирусной инфекции совмещали учебу с работой на постоянной основе 18% опрошенных студентов; во время проведения опроса работали 25% студентов (p>0,05). Таким образом, в условиях пандемии коронавирусной инфекции количество работающих в медицинских учреждениях практически не изменилось. При опросе студентов Педиатрического университета Санкт-Петербурга 49,7% ответили, что нигде не работают, 14,8% имеют эпизодические подработки [2]. В то же время, 83,6% опрошенных студентов одним из преимуществ дистанционной модели обучения отметили возможность совмещать работу с учебой (х2=23,587; p<0,001).

Существенно влияет на здоровье студентов соблюдение режима дня. Нарушение режимных моментов может способствовать снижению интереса к обучению и низкой успеваемости. По данным литературных источников,

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучить особенности питания студентов ме-

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в онлайн-фор-

только 15% студентов сообщают об активных занятиях физкультурой и спортом, а гиподинамия фиксирована у 36% студентов-медиков [3, 4].

В нашем исследовании респонденты сообщают, что с приходом коронавирусной инфекции у них практически не изменилось посещение спортивных залов, бассейнов и др. (р>0,05). В период дистанционного обучения у трети студентов физическая активность отсутствовала.

До пандемии ШУЮ-19 49% опрошенных студентов гуляли 1 раз в неделю и чаще. С приходом коронавирусной инфекции 58% респондентов дали положительный ответ о прогулках (р>0,05).

Основные характеристики питания опрошенных студентов представлены в Таблице 1.

Питание — чрезвычайно важный фактор, который влияет не только на здоровье, но и на эффективность обучения. Трехкратный прием пищи многие авторы считают оптимальным режимом питания студентов медицинских университетов [5, 6, 7]. Как отмечают П.В. Глыбочко и др., большинство студентов питаются нерегулярно, принимают пищу беспорядочно [3]. Р. Л. Девришов и др. установили, что только 42,3% студентов медицинского университета питаются регулярно [8].

О ежедневном трехкратном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) до пандемии сообщили 35,8% наших респондентов. В настоящее время оптимальной кратности приема пищи придерживаются почти в 2 раза больше —

64,1% студентов (х2 = 17,066; p<0,001). Авторы исследований по Уральскому и Астраханскому университетам проводили исследования до начала пандемии. Показатели, представленные в работах Астраханского и Уральского университетов, имеют незначительные отличия от наших [7, 10].

Употребление вредных продуктов (фаст-фуд) широко распространено среди студентов.

До пандемии коронавирусной инфекции 20% опрошенных студентов употребляли фастфуд 2-3 раза в неделю, 40% — несколько раз в месяц. В момент опроса количество студентов, использующих фастфуд, несколько сократилось (соответственно, 18% и 38%) (p>0,05). Только 6% респондентов не употребляли фастфуд до начала пандемии и 8% — в момент опроса (p>0,05).

Таким образом, на приверженность к питанию фастфудом не повлияла пандемия COVID-19. Приверженность к фастфуду, к сожалению, очень распространена у студентов-медиков, хотя в данном рационе отсутствуют пищевые волокна и в избытке содержатся легко усвояемые углеводы и животные жиры. А.А. Антонова с соавт. приводят информацию, что только 9,6% студентов-медиков никогда не ест фастфуд, ежедневно его употребляют 34,8%, 2-3 раза в неделю — 55,6% [7].

Значимую роль в питании студентов играют полуфабрикаты. До пандемии корона-вирусной инфекции только 8% опрошенных

Таблица 1

Показатель До пандемии В период пандемии

Трехразовое питание 36% 64%

Употребляли фастфуд:

2-3 раза в неделю 20% 18%

несколько раз в месяц 40% 38%

Не использовали полуфабрикаты 8% 12%

Соблюдали принципы здорового питания 14% 19%

Особенности питания студентов до и в ходе пандемии COVID-19

студентов не использовали полуфабрикаты. С приходом COVID-19 несколько больше студентов не применяли в питании полуфабрикаты — 12% (p>0,05).

Теория сбалансированного питания предполагает соблюдение пищевого энергетического баланса и долженствующего количества белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов в диете [9]. До пандемии коронавирусной инфекции только 14% наших респондентов соблюдали принципы здорового питания. С наступлением пандемии количество студентов со сбалансированным питанием незначительно возросло до 19% (p>0,05). Парадоксально, но студенты медицинских университетов не являются сторонниками здорового питания. Так, 85% студентов Уральского государственного медицинского университета не руководствуются принципами рационального и сбалансированного питания [10]. Студенты Астраханского медицинского университета объясняют нарушение принципов здорового питания, с их точки зрения, объективными (нехватка времени) и субъективными причинами (пристрастие к фастфуду, нежелание готовить пищу) [7].

По нашим данным, пандемия коронави-русной инфекции практически не изменила отношение студентов к здоровому питанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опрос студентов продемонстрировал низкую физическую активность — незначительно возросло количество занимающихся физической культурой, посещающих бассейн, спортзалы. Оптимальный трехразовый прием пищи (завтрак, обед, ужин) до пандемии коронавирусной инфекции был у 35,8% респондентов, а во время нее — уже у 64,1% студентов. Пандемия коронавирусной инфекции практически не повлияла на отношение студентов к здоровому питанию — остается такой же приверженность к фастфуду, полуфабрикатам. Доля студентов-медиков, приверженных сбалансированному питанию, также существенно не изменилась.

Финансирование: Авторы заявляют об отсутствии финансирования.

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Соответствие принципам этики: Все лица, участвовавшие в исследовании, дали информированное согласие на участие в исследовании.

ЛИТЕРАТУРА [REFERENCES]

1. Кащук Б.А. Гигиеническая оценка режима дня студентов медицинского университета в период подготовки к экзаменам // Актуальные проблемы современной медицины и фармации — 2017 : Сборник материалов LXXI Международной научно-практической конференции студентов и молодых учёных, Минск, 17-19 апреля 2017 года. Минск: Белорусский государственный медицинский университет, 2017. С. 317-320. [Kaschuk BA. Hygienic evaluation of the day of students of the medical university for the period of preparation for examinations. In: Actual problems of modern medicine and pharmacy — 2017: Proceedings of the LXXI International Scientific and Practical Conference of Students and Young Scientists, Minsk, April 17-19, 2017. Minsk: Belarusian State Medical University, 2017. pp. 317320. (in Russ.)]. EDN: YUAQLH.

2. Потапова Е.А., Земляной Д.А., Кондратьев Г.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. С. 70-81. [Potapova EA, Zemlyanoy DA, Kondratyev GV. Peculiarities of life activity and well-being of students of medical universities during distance learning during the COVID-19 epidemic // Psychological Science and Education. 2021;26(3):70-81. (in Russ.)] DOI: 10.17759/pse.2021260394. EDN: PQPTZM.

3. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И. и др. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник. 2017. № 2(28). С. 4-11. [Glybochko PV, Esaulenko IE, Popov VI. et al. Health of students of medical universities in Russia: problems and solutions // Sechenov Medical Journal. 2017;(2):4-11. (in Russ.)]. EDN: ZHHBTZ.

4. Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения // Спорт, духовные ценности, культура. 1997. № 9. С. 94216. [Stolyarov VI, Kudryavtseva NV. Fizkul'turno-sportivnaya rabota s naseleniem na poroge XXI stoletiya: problemy i puti ikh resheniya (Physical culture and sports work with the population on the threshold of the XXI century: problems and ways to solve them) // Sport, dukhovnye tsennosti, kul'tura. 1997;(9):94-216. (in Russ.)].

5. Дрожжина Н.А., Максименко Л.В. Организация питания студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2013. № 1. С. 112-118. [Drozhzhina NA, Maksimenko LV. Catering students. RUDN Journal of Medicine. 2013;(1):112-118. (in Russ.)]. EDN: PVQRKF.

6. Сухова Е.В. Характеристика питания современных студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-2. С. 289-296. [Sukhova EV. Characteristics of the power of modern students. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014;(12-2):289-296. (in Russ.)]. EDN: TFGNRJ.

7. Антонова А.А., Яманова Г.А., Бурлакова И.С. Особенности питания студентов медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-2(106). С. 78-81. [Antonova AA, Yamanova GA, Burlakova IS. On the diet of medical university students. International Research Journal. 2021;(4-2):78-81. (in Russ.)]. DOI: 10.23670/IRJ.2021.106.4.039. EDN: MRZMQN.

8. Девришов Р.Д., Даулетова Л.А., Гелачев М.Г. Гигиеническая оценка режима дня и питания студентов медицинского университета// Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12-2(114). С. 156-159. [Devrishov RD, Dauletova LA, Gelachev MG. A hygienic assessment of the daily routine and diet of medical university students. International Research Journal. 2021;(12-2):156-159. (in Russ.)]. DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.063. EDN: HXWIJO.

9. Тель Л.З., Даленов Е.Д., Абдуллаева А.А. и др. Нутрициология. М.: Издательство «Литтерра», 2019. [Tel LZ, Dalenov ED, Abdullaeva AA, et al. Nutritsiologiya (Nutrition). Moscow: Literra Publishing House, 2019. (in Russ.)].

10. Гурьевских Э.А., Анкудинова А.В. Гигиеническая оценка рациона питания студентов медицинского университета // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 09-10 апреля 2020 года. Екатеринбург: Уральский государственный медицинский университет, 2020. С. 515-519. [Gurevskikh EA, Ankudinova AV. Hygienic assessment of nutrition of students of medical university. In: Current issues of modern medical science and healthcare: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students, Yekaterinburg, April 09-10, 2020. Yekaterinburg: Ural State Medical University, 2020, pp. 515-519. (in Russ.)]. EDN: PHXNXY.

АВТОРЫ [AUTHORS]

И Балацкий Павел Сергеевич, студент 5 курса лечебного факультета Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова; ORCID: 0000-0001-84725356; email: bs.pawel@yandex.ru.

ffl Balatsky PavelSergeevich, 5th year student of the Faculty of Medicine of First Pavlov State Medical University of Saint Petersburg; ORCID: 0000-00018472-5356; email: bs.pawel@yandex.ru.

Команденко Андрей Сергеевич, студент 5 курса лечебного факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова; ORCID: 0000-0002-4582-181X.

Komandenko Andrey Sergeevich, 5th year student of the Faculty of Medicine of North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov; ORCID: 0000-0002-4582-181X.

Поступила в редакцию: 11.04.2022 Принята к печати: 06.06.2022 Опубликована: 30.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.