Оригинальная статья
I
С.В. Нотова1, Т.И. Бурцева1, О.И. Бурлуцкая1, Е.С. Барышева1, Ж.Ю. Горелова2, Е.Г. Чернова2
1 Оренбургский государственный университет
2 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость
В СТАТЬЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ, МАКРО- И МИКРОНУТРИЕНТНЫЙ СОСТАВ СРЕДНЕСУТОЧНОГО РАЦИОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ 15-18 ЛЕТ. ПРОВЕДЕННОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ПОЗВОЛИЛО УСТАНОВИТЬ ПОНИЖЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПОДРОСТКАМИ ПРОДУКТОВ, БОГАТЫХ БЕЛКОМ, А ТАКЖЕ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ. ПРОДЕМОНСТРИРОВАНО, ЧТО НЕДОСТАТОК В ЕЖЕДНЕВНОМ РАЦИОНЕ КАЛЬЦИЯ, ЖЕЛЕЗА И ЦИНКА (У ЮНОШЕЙ), А ТАКЖЕ МЕДИ (У ДЕВУШЕК) КОРРЕЛИРУЕТ С БОЛЕЕ НИЗКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА ВОЛОС ПОДРОСТКОВ ПОКАЗАЛ, ЧТО ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЖЕЛЕЗА И ЙОДА, А ТАКЖЕ НИЗКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕДИ (У ЮНОШЕЙ) АССОЦИИРУЕТ С ХОРОШЕЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ. ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗВОЛЯЮТ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО АДЕКВАТНОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, НО И ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕФИЦИТА У НИХ МИКРОНУТРИЕНТОВ. КОРРЕКЦИЯ ЭТОГО ДЕФИЦИТА МОЖЕТ СТАТЬ ВАЖНЫМ ЗВЕНОМ В ПОВЫШЕНИИ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОДРОСТКИ, ПИТАНИЕ, МАКРОЭЛЕМЕНТЫ, МИКРОЭЛЕМЕНТЫ, УСПЕВАЕМОСТЬ.
Контактная информация:
Нотова Светлана Викторовна,
доктор медицинских наук,
заведующая кафедрой
профилактической медицины
Оренбургского государственного
университета
Адрес: 460352, Оренбург,
пр. Победы, д. 13,
тел. (3532) 57-59-47
Статья поступила 12.06.2007 г.,
принята к печати 01.10.2007 г.
Оптимальное, сбалансированное питание обеспечивает рост и развитие детей и подростков, способствует улучшению успеваемости и повышению работоспособности, помогает противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды [1-6]. Недостаток в продуктах питания и воде жизненно важных макро- и микронутриентов, избыток тяжелых металлов и токсичных веществ ведут к нарушению процессов жизнедеятельности, снижению адаптационных возможностей организма, ухудшению здоровья и снижению успеваемости [7]. Отсюда ясна важность расширения исследований по изучению состояния питания и элементного статуса организма у учащихся с различными показателями успеваемости, выработки конкретных рекомендаций и проведения целенаправленных мероприятий для оптимизации структуры питания и восстановления здоровья учащихся-подростков.
Целью настоящего исследования явилось изучение потребления макро-и микронутриентов в составе среднесуточного рациона питания учащимися колледжа с анализом их содержания в организме подростков.
S.V. Notova1, T.I. Burtseva1, O.I. Burlutskaya1,
Ye.S. Barysheva1, Z.Yu. Gorelova2, Ye.G. Chernova2
1 Orenburg State University
2 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Peculiarities of nutrition, elemental status of the students' bodies and their advancements
THE ARTICLE ANALYZES THE PECULIARITIES OF NUTRITION, MACRO- AND MICRONUTRIENT CONTENTS OF THE AVERAGE DAILY RATIO FOR THE COLLEGE STUDENTS AGED BETWEEN 15 AND 18 YEARS OLD. PERFORMED QUESTIONING ALLOWED RESEARCHERS TO REVEAL THE REDUCED CONSUMPTION OF THE FOODSTUFFS RICH IN PROTEIN, AS WELL AS FRUITS AND VEGETABLES BY THE ADOLESCENTS. THE STUDY DEMONSTRATES THAT THE DEFICIENCY OF CALCIUM, IRON, ZINC (AMONG TEENAGERS) AND COPPER (AMONG GIRLS) IN THE AVERAGE DAILY RATIO CORRELATES WITH MUCH POORER ADVANCEMENT. THE ANALYSIS OF THE ELEMENTAL CONTENTS IN THE ADOLESCENTS' HAIR SHOWED THAT HIGH PERCENTAGE OF IRON AND IODINE IN THE BODY AND LOW PERCENTAGE OF COPPER (AMONG TEENAGERS) ASSOCIATES WITH GOOD ADVANCEMENT. SUBMITTED FINDINGS ALLOW ONE TO CLAIM THAT TO INCREASE THE INTELLECTUAL CAPABILITIES OF THE ADOLESCENTS IT IS OF PRIMARY IMPORTANCE TO TAKE INTO ACCOUNT BOTH ADEQUACY OF THE EXISTING TEACHING APPROACHES AND PROBABLE DEFICIENCY OF THE MICRONUTRIENTS AMONG THEM. CORRECTION OF THIS DEFICIENCY MAY PROVE TO BE AN IMPORTANT LINK IN THE STUDENT ADVANCEMENT IMPROVEMENTS.
KEY WORDS: ADOLESCENTS, NUTRITION, MAJOR MINERAL ELEMENTS, MICROELEMENTS, ADVANCEMENT.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
Исследования проводились на базе государственных образовательных учреждений — колледжей Оренбургского государственного университета (юридический, гуманитарно-педагогический, электроники и бизнеса). В исследовании участвовали 115 респондентов в возрасте 15-18 лет, из них 51 юноша и 64 девушки. С учетом итогов сессии было образовано 6 групп: 1-я и 2-я группы — юноши и девушки с отличной успеваемостью (соответственно 7 и 6 человек,), 3-я и 4-я группы — с хорошей успеваемостью (27 юношей и 25 девушек), 5-я и 6-я группы — с удовлетворительной успеваемостью (17 и 33 учащихся соответственно). Для изучения элементного статуса организма учащихся в качестве биосубстратов использовали образцы волос. Содержание макро- и микроэлементов в питьевой воде, пищевых продуктах, а также в биосубстрате определяли в испытательной лаборатории АНО «Центр биотической медицины» методами атомно-эмиссионной спектрометрии и масс-спектрометрии в соответствии с методическими указаниями 4.1.1482-03, и 4.1.1483-03, утвержденными МЗ РФ (2003).
При оценке потребления макро- и микронутриентов в составе среднесуточного рациона питания использовались нормы их физиологической потребности для возрастной группы 15-19 лет и рекомендуемые уров-
ни потребления пищевых и биологически активных веществ [8].
В связи с тем, что официальные нормативные показатели содержания большинства химических элементов в волосах не установлены, в качестве ориентировочных значений использовали рекомендуемые в настоящее время пределы физиологических норм (значения 25-75 центильных интервалов) для возрастной группы 14-18 лет, предложенные М.Г. Скальной [9]. Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью программы STATISTICA 5.5 ($1а1$о1:1:, США). Количественные переменные представлены как среднее значение ± стандартная ошибка среднего значения. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью {-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Изменение количественных показателей в результате лечения оценивали с помощью {-критерия Стьюдента для парных сравнений зависимых переменных. Корреляцию количественных признаков оценивали по Пирсону. Результаты рассматривали как статистически значимые при р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ данных анкетирования позволил установить признаки пониженного потребления учащимися про-
I ^ К1Жк
Наши инновации и опыт -залог эффективных и безопасных препаратов высочайшего качества.
Оригинальная статья
дуктов, богатых белком (рис. 1). Так, в 3-дневный рацион их питания рыба входила только в 20% случаев, молочные продукты — в 23%, яйца — в 25%, мясные продукты — в 40%. Несмотря на то, что исследование проводилось в осенний период, фрукты и овощи входили в рацион питания у 65% юношей и 82% девушек, тогда как хлебобулочные изделия ежедневно потребляли все респонденты. Как известно, дисбаланс потребления пищевых продуктов ведет к дефициту микронутриентов, так как ни один пищевой продукт не содержит все витамины или даже большую их часть, а каждая группа продуктов является источником отдельных витаминов или макро- и микроэлементов [4, 6].
Все сказанное выше, определило необходимость изучения микронутриентного состава водно-пищевого рациона обследованных, не только с учетом половой принадлежности учащихся, но и показателей успеваемости. Проведенный анализ показал, что юноши с удовлетворительной успеваемостью потребляли достоверно меньше кальция (в 1,2 раза), железа (в 1,3 раза) и цинка (в 1,4 раза), а девушки — меди (в 1,2 раза) — от физиологической нормы (рис. 2).
При анализе содержания макро- и микроэлементов в волосах учащихся было отмечено, что в группах с различной успеваемостью эти показатели достоверно различались (рис. 3). Так, хорошая успеваемость ассоциировала с более высоким содержанием в волосах железа и йода, а удовлетворительная с повышенным содержанием меди в волосах у юношей; в последнем случае отмечена отрицательная корреляция
Рис. 1. Частота потребления основных групп продуктов в 3-дневных рационах питания учащихся
%
100
100
&
между данным показателем и успеваемостью юношей (г = -0,25, р < 0,05).
Восполнение выявленного в настоящем исследовании дефицита микронутриентов в водно-пищевых рационах возможно за счет оптимизации рационов питания путем увеличения потребления ценных и обогащенных пищевых продуктов (мясо, яйца, молочные продукты, йодированный хлеб и др.). Обосновано также применение витаминно-минеральных комплексов (ВМК), в частности «Дуовит мемо» — комплекса витаминов и лецитина, который стимулирует мозговую деятельность и помогает школьникам и студентам успешно сдавать экзамены (см. табл.). Входящие в состав данного ВМК лецитин, холин, инозитол необходимы для синтеза аце-
72
Рис. 2. Содержание макро- и микроэлементов в среднесуточном рационе питания учащихся в группах с различной успеваемостью
Примечание:
1 — девушки с хорошей успеваемостью; 2 — девушки с удовлетворительной успеваемостью; 3 — юноши с хорошей успеваемостью; 4 — юноши с удовлетворительной успеваемостью; * — р < 0,05 между группами с хорошей и удовлетворительной успеваемостью.
%
140
120
100
Си
Эе
1 (п = 30)
Ре
□ 2 (п = 37)
3 (п = 31) ■ 4 (п = 26)
Са
Примечание:
1 — девушки с хорошей успеваемостью; 2 — девушки с удовлетворительной успеваемостью; 3 — юноши с хорошей успеваемостью; 4 — юноши с удовлетворительной успеваемостью; * — р < 0,05 между группами с хорошей и удовлетворительной успеваемостью.
тилхолина — одного из ключевых нейромедиаторов. Кроме того, витамин Е в составе ВМК, являясь антиоксидантом, способствует модулированию нервной реакции на стресс, который неизбежно возникает во время экзаменационной сессии. Витамины группы В, в свою очередь, улучшают усвоение питательных веществ. Согласно рекомендациям производителя, «Дуовит ме-мо» может применяться у детей с 12 лет.
Таким образом, проведенное исследование показало, что для обеспечения состояния повышенной интеллектуальной нагрузки подростков важно учитывать не только адекватность существующих педагогических приемов, но и принимать во внимание возможность дефицита у них микронутриентов. Коррекция этого дефицита может стать важным фактором повышения успеваемости учащихся.
Таблица. Состав витаминно-минерального комплекса «Дуовит мемо»
Компонент Содержание
Лецитин, мг 100
Холина хлорид, мг 40
Инозитол, мг 40
Тиамина хлорид (витамин В1), мг 0,7
Рибофлавин (витамин В2), мг 0,8
Пиридоксина хлорид (витамин В6), мг 1,0
Цианокобаламин (витамин В12), мкг 0,5
Токоферола ацетат (витамин Е), мг 5
Фолиевая кислота, мкг 100
Никотиновая кислота, мг 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самсонов М.А., Покровский А.А. Справочник по диетологии. — М.: Медицина, 1992. — С. 464.
2. Тутельян В.А. Справочник по диетологии // Под ред. М.А. Самсонова. — М.: Медицина, 2002. — С. 274.
3. Маймулов В.Г., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Питание и здоровье детей. — СПб.: ГМА, 2003. — С. 354.
4. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. — М.: Мастерство, Высшая шк., 2000. — С. 192.
5. Нотова С.В., Кучма В.Р, Бурцева Т.И. и др. Особенности питания учащихся колледжей ОГУ — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. — С. 20.
6. Девис А. Нутрицевтика. Питание для жизни, здоровья и долголетия. — М.: Саттва, 2004. — С. 544.
7. Нотова С.В., Губайдуллина С.Г., Чадова Л.А. К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости // Биоэле-ментология: прил. к журн. «Вестн. Оренбург. гос. ун-та». — 2005. — Т. 2, № 40. — С. 53-55.
8. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ: МР 2.3.1.1915-04. Гос. сан.-эпи-демиолог. нормирование Российской Федерации. — М., 2004. — С. 36.
9. Скальная М.Г. Скальный А.В., Демидов В.А. и др. Установление границ физиологического (нормального) содержания некоторых химических элементов в волосах жителей г. Москвы с применением центильных шкал // Вестник С.-Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова. — 2004. — № 4. — С. 82-88.
73
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 5