Научная статья на тему 'Особенности первоначального этапа расследования организации незаконной миграции'

Особенности первоначального этапа расследования организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1890
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ МИГРАНТ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / ДОЗНАНИЕ / ILLEGAL MIGRATION / CRIMINAL-INVESTIGATION ACTIVITY / PRIMARY INVESTIGATION / PRELIMINARY STAGE OF INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левченко О. П.

Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями первоначального этапа расследования организации незаконной миграции. Особое внимание уделено вопросам подследственности и использованию оперативно-разыскных возможностей. Статья содержит рекомендации, адресованные сотрудникам оперативно-разыскных и следственных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность в области выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Левченко О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the initial stage in the investigation of illegal migration organization

This article studies problems of particularities preliminary stage of illegal migration organization investigation. In particular, special attention was paid to a problem of criminal-investigation possibilities using. The idea of the article is a recommendation addressed to officers of criminal-investigation and justice agencies in the sphere of revealing, stopping, disclosing and investigation crimes with respect to the article 322.1 UK RF.

Текст научной работы на тему «Особенности первоначального этапа расследования организации незаконной миграции»

О.П. Левченко

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Первоначальный этап расследования организации незаконной миграции охватывает период от момента получения сообщения о готовящемся или совершенном преступлении и проверки первичных материалов до проведения всего комплекса неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Окончание данного этапа не следует связывать с моментом предъявления обвинения, так как иногда он может окончиться выполнением всего комплекса намеченных действий, но это не приведет к раскрытию преступления. Данный этап расследования характеризуется ограниченным объемом информации об обстоятельствах преступления, которую необходимо оценить и использовать в условиях дефицита времени. Значит в целях раскрытия преступления коллективные усилия всех задействованных сил должны быть оперативны, последовательны, скоординированы во времени и пространстве, проводиться в комплексе и в максимально сжатые сроки. Длительность данного этапа не может быть строго определена тем или иным числом суток. Первоначальный этап длится до тех пор, пока не будет реализован необходимый комплекс следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, пока доказательства не будут обнаружены и изъяты. В организационном плане предварительное расследование на первоначальном этапе представляет такую систему, при которой должна быть определена перспектива расследования преступления, решены вопросы использования в расследовании всех возможных сил и средств.

Основной целью первоначального этапа расследования является раскрытие преступления. Для успешной организации раскрытия необходимо решить следующие задачи: выявить как можно больше связей, отношений и отображений, имеющих информационное значение; учесть наличие противоборствующих сил, а также возможных конфликтных следственных ситуаций; постоянно анализировать поступающую информацию с тем, чтобы правильно выдвигать и оперативно проверять следственные версии. Иными словами, следователь должен постоянно конкретизировать модель раскрываемого преступления, так как в начале расследования информация о преступном событии может быть ограничена. Наряду с задачей раскрытия преступления как основной цели первоначального этапа расследования, могут быть также определены и другие задачи, к числу которых следует отнести: ориентирование лица, производящего расследование, в обстоятельствах того события, которое ему предстоит расследовать, уяснение фактов, подлежащих исследованию по делу, получение исходных данных для развернутого планирования расследования; сбор и фиксация всех возможных доказательств (в противном случае с течением времени они могут быть утрачены); установление, розыск и задержание преступника по горячим следам.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на то, что организация незаконной миграции имеет следующие особенности, связанные со спецификой совершения, выявления и расследования таких преступлений:

1. Типичная схема совершения данных преступлений очень проста. Есть три субъекта, которые заинтересованы в этой противоправной деятельности: а) организатор вербовки и перевозки иностранных граждан и лиц без гражданства в ту или иную страну; б) физическое или юридическое лицо, готовое использовать таких мигрантов в своих, как правило, корыстных целях; в) иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое желает приехать в страну с более высоким уровнем жизни по отношению к той, откуда он родом, для улучшения своего материального положения.

Здесь нужно отметить, что уголовный закон предусматривает квалифицированный состав организации незаконной миграции в целях совершения преступления на территории РФ. Мы не принимаем в расчет подобный вид организации незаконной миграции, так как, на наш взгляд, он с точки зрения практики нецелесообразен. Складывается ситуация, когда кто-то незаконно организовал перемещение другого человека в Россию для того, что бы совершить, например, кражу или даже акт террора. Бессмысленно привлекать такого человека к ответственности по ч. 2 ст. 322 УК РФ, т.к. он, осуществляя подобные действия, при условии, конечно же, их доказанности, становится соучастником преступления, для совершения которого и организована эта незаконная миграция. Такое лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за соучастие или пособничество в совершении планируемого или совершенного на территории России преступления, а не за организацию незаконной миграции. Заметим, что практики применения п. «б» ч. 2 ст. 322 УК РФ нет, да и вряд ли она будет.

Возвратимся к схеме организации незаконной миграции. Она, по всей видимости, типична для трудовых мигрантов и той их категории, которая вовлекается в ту или иную сферу эксплуатации людей. По крайней мере, именно эта категория незаконных мигрантов представлена в качестве таких участников уголовного судопроизводства, как свидетели, в материалах уголовных дел об организации

незаконной миграции. Следует отметить, что все вышеперечисленные субъекты в подавляющем большинстве заинтересованы в организации незаконной миграции. Это обстоятельство свидетельствует о том, что ни одна из перечисленных категорий лиц не окажет никакого содействия правоохранительным органам, т.к. все они - правонарушители (одни нарушают уголовный закон, другие - законодательство об административных правонарушениях). В этой связи следователю необходимо выбрать наиболее оптимальную и приемлемую тактику с учетом складывающихся на первоначальном этапе расследования организации незаконной миграции проблемных и конфликтных ситуаций.

2. В настоящее время основную долю преступлений указанной категории выявляют сотрудники ФМС России, участковые уполномоченные милиции и другие работники милиции общественной безопасности органов внутренних дел. Ни те, ни другие не обладают правом проведения оперативно-разыскных мероприятий, и это свидетельствует о поверхностности доследственной проверки обнаруженных признаков преступления. Ситуация такова: выявили факт преступления, приняли объяснения, зарегистрировали материал и направили его либо в дознание, либо в следствие. Подобные действия приводят к тому, что все усилия концентрируются лишь на выявлении незаконного мигранта и того лица, который организовал ему условия труда и жизнедеятельности в нашей стране. Остальные же преступники, например, те, которые организуют поиск таких псевдопредпринимателей, желающих получить дешевую рабочую силу, и иностранных граждан, согласных и готовых трудиться в любых условиях и за мизерную заработную плату, или те, кто осуществляет незаконное или полулегальное перемещение мигрантов в Россию тем или иным способом, остаются вне поля зрения правоохранительных органов. Оперативные подразделения, обладающие полномочиями по проведению оперативно-разыскной деятельности, должны организовывать и проводить глобальные, крупномасштабные операции по пресечению всей инфраструктуры преступной деятельности, основанной на организации незаконной миграции.

По всем правилам тактики и методики расследования подобной категории противоправных деяний, которые представляют собой не только отдельный вид предусмотренного уголовным законом преступления, но и целую систему криминальной деятельности, в рамках первоначального этапа расследования должна быть проведена предварительная оперативная проверка, после чего осуществлена реализация соответствующих оперативных материалов, а затем возбуждено уголовное дело и проведено предварительное следствие. Но получается несколько иначе. Уголовные дела возбуждаются, предварительное следствие проводится, а вот одного из самых важных элементов нет. Отсутствует необходимая в таких случаях деятельность оперативно-разыскных подразделений в рамках дел оперативного учета. Проведение комплексных, многогранных и всесторонних предварительных оперативных проверок информации обо всех элементах преступной деятельности, так или иначе связанных с организацией незаконной миграцией, в настоящее время практикуется редко.

3. Расследование организации незаконной миграции - это деятельность, обязательным участником которой является незаконно пребывающий в стране иностранный гражданин. Такая категория людей в рамках предварительного следствия обладает статусом свидетеля, т.е. одного из важных участников уголовного судопроизводства. В отдельных случаях, очень редко, такие лица по уголовным делам данной категории могут быть потерпевшими. И свидетель, и потерпевший по действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству обладают определенными правами и обязанностями. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, который к тому же находится на территории нашей страны незаконно - это особая категория. С одной стороны, мы должны предпринять все меры к тому, что бы выдворить или депортировать эту категорию лиц за пределы РФ. Но с другой стороны, в интересах расследования уголовного дела и дальнейшего его рассмотрения в суде, мы должны обеспечить их участие в уголовном судопроизводстве. Подобного рода обязанность на самом деле никак не подкреплена российским уголовно-процессуальным законодательством, которое к тому же не знает такой категории участников уголовного судопроизводства, как иностранный гражданин или лицо без гражданства, выступающие в качестве свидетеля или потерпевшего.

В УПК РФ есть специальная статья о действии уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3). Здесь говорится о том, что производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса, а процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через МИД России. Кроме того, в ст. 281 УПК РФ упоминается о том, что при неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний

в случаях отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда. То есть, фактически законом не определено, как в рамках осуществления уголовного судопроизводства вести себя должностным лицам органов предварительного следствия, прокуратуры и суда по отношению к иностранному свидетелю и потерпевшему, который к тому же является незаконно находящимся в России (незаконным мигрантом).

Все эти обстоятельства говорят о том, что уголовно-процессуальный закон никак не разграничивает свидетелей и потерпевших. У всех одни и те же права и обязанности, даже если они иностранцы. Кроме того, права в рамках уголовного судопроизводства у иностранцев есть, а вот обязанности хоть и прописаны, но, по сути, не являются таковыми. Если свидетеля россиянина мы имеем возможность найти и допросить на предмет расследуемого преступления не один раз, а многократно, то с иностранцем мы можем проводить следственные действия только в период, когда он в соответствии со ст. 31 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» содержится по решению суда в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта РФ, до исполнения решения о депортации. После депортации возможность проведения следственных действий с такими участниками уголовного судопроизводства становится фактически нереальной, а судебное рассмотрение уголовного дела с их присутствием - тем более.

Все сказанное свидетельствует об определенных трудностях, которые испытывают следователи при расследовании уголовных дел, связанных с организацией незаконной миграции. В таких условиях процесс расследования уже на первоначальном его этапе требует от следователя особой оперативности, что не всегда позитивно влияет на качество предварительного следствия.

4. Практика расследования преступлений рассматриваемого нами вида свидетельствует о том, что при возбуждении уголовных дел дознаватели и следователи испытывают определенные трудности, допускают типичные нарушения и ошибки, влияющие на качество и сроки расследования, влекущие необоснованное принятие процессуальных решений. Как правило, рассмотрение материалов и решение вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 322.1 УК РФ необоснованно затягиваются, что позволяет лицам, незаконно находящимся на территории РФ, скрыться из поля зрения правоохранительных органов. Впоследствии в такой ситуации получить у них показания, либо провести с их участием те или иные следственные действия становится практически невозможно. При решении вопроса о возбуждении уголовных дел по таким преступлениям необходимо четко разграничивать деяния, имеющие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, от деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ. При этом следует учесть, что наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства миграционных карт со штампом о временной регистрации по месту проживания, выданных в установленном порядке, а также визы в паспорте исключают признаки преступления в действиях лица, организовавшего пребывание указанных лиц на территории России, независимо от места проживания.

5. Практически по каждому уголовному делу о преступлениях рассматриваемого нами вида в качестве одного из участников уголовного судопроизводства, в том числе и на стадии предварительного расследования, выступает переводчик. В связи с тем, что основными свидетелями по указанной категории уголовных дел проходят иностранные граждане, не имеющие регистрации на территории РФ, повторное проведение с ними следственных действий может вызвать определенные сложности. Поэтому при планировании расследования необходимо учитывать, что первоначальные следственные действия с участием таких свидетелей необходимо проводить более полно и своевременно решать вопросы, связанные с предоставлением им услуг переводчиков, как правило, на платной основе.

6. По своей технологии процесс расследования преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, не может представлять определенных трудностей. Основными следственными действиями здесь выступают осмотры тех или иных видов, допросы свидетелей, подозреваемых (обвиняемых) и очные ставки. Реже используются возможности назначения и проведения отдельных видов судебных экспертиз. Единственная сложность, по всей видимости, - это сам процесс возбуждения уголовного дела, который с принятием нового уголовно-процессуального законодательства стал громоздким, трудоемким и долговременным.

Литература

1. Коневская О.Ю., Левченко О.П., Ткач Е.В. Борьба с организацией незаконной миграции: основные результаты, текущие проблемы и пути их решения: Учебное пособие. М., 2007.

2. Коневская О.Ю. Левченко О.П., Вопросы взаимодействия подразделений и органов МВД и ФМС Рос-сии в области борьбы с незаконной миграцией // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2 (6).

3. Левченко О.П., Портнов Ф.П. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконной миграцией. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006.

4. Левченко О.П., Меркулов И.М., Портнов Ф.П. Тактика следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий при документировании преступлений, предусмотренных ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции) // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2007. № 4 (134).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.