ЭКОНОМИКА
УДК 33Q.Ql2.23
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
© Дмитрий Викторович Горемыкин
Российская экономическая академии им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, аспирант кафедры экономической теории, ассистент, e-mail: dgoremikin@mail.ru
В статье раскрываются сущность, особенности и причины возникновения современного глобального финансово-экономического кризиса.
Ключевые слова: глобализация; кризис; глобальный финансово-экономический кризис; системный кризис; цикличность.
Качественно новое состояние мировой экономики, возникшее на рубеже XX и XXI столетий, - глобализация (от англ. globe -земной шар), характеризуется ростом экономической открытости стран, новым уровнем интегрированности общественной жизни и развитием единой системы мирохозяйственных связей, ослаблением роли национальных государств и активизацией деятельности транснациональных корпоративных структур.
Глобализация представляет собой нарастающую взаимозависимость внутренних (национальных) и появление мировых рынков товаров, услуг и капиталов. В настоящее время она быстрыми темпами распространяется на финансовые рынки и валютные отношения. В XX и XXI вв. в структуре мировой экономики произошел резкий рост финансовой составляющей (выражающейся в формировании института акционерного капитала, системы рынков капитала, валют, ценных бумаг, а в последние десятилетия -производных ценных бумаг). Динамика данного блока мировой экономики обусловила то обстоятельство, что объемы финансовых операций существенно превзошли масштабы экономических операций с материальными благами. То есть за последние 30 лет стоимость мировых финансовых активов росла гораздо быстрее, чем мировой ВВП. Данное явление в McKinsey Global Institute называют «углублением финансового океана» [1]. Если
в 1980 г. стоимость активов составляла 119 % мирового ВВП, то в 2007 - 356 %.
В мировой практике распространение получило такое понятие как «финансовая глобализация» [2] - это та часть процесса всеобщей глобализации, которая протекает в сфере международных финансов. Финансовую глобализацию следует понимать как:
а) свободный и эффективный переток капиталов между странами и регионами мира;
б) функционирование глобального финансового рынка; в) формирование системы наднационального регулирования международных финансов; г) реализацию глобальных финансовых стратегий транснациональных компаний (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ).
Тенденции финансовой глобализации действуют в двух противоположных направлениях. С одной стороны, финансовая глобализация в определенной степени позволяет финансовым структурам защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента посредством использования специальных финансовых инструментов (т. е. инструментов для страхования от валютных, процентных, кредитных рисков) и адаптироваться к неожиданным финансовым шокам (например, изменение ситуации на нефтяном рынке). С другой стороны, финансовая глобализация порождает международную денежную и финансовую нестабильность, что вызывает необходи-
мость дополнительных инструментов ее регулирования в мировом масштабе. Имеются в виду возрастание вероятности возникновения мировых финансовых кризисов и быстрота их распространения на различные регионы мира. Особенно сильное воздействие на мировую экономику оказывает глобализация спекулятивных сегментов финансового рынка. Она повышает риски финансовых операций и обостряет кризисные явления.
Таким образом, периодические повторяющиеся кризисы в работе рыночного механизма постепенно видоизменили формы своего проявления. Если в период индустриального развития финансовые сбои (в форме разорения банков) становились преимущественно предпосылкой дальнейших промышленных спадов, то в постиндустриальном мире столь заметная очередность стала видоизменяться. Финансовая сфера достигла столь крупного масштаба, что стала относительно самостоятельным экономическим блоком, развивающимся по своим закономерностям. В частности, возникла полоса кризисов, которая преимущественно могла задевать финансовую сферу, относительно слабо затрагивая сферу производства. Некая «самостоятельность» финансового хозяйства породила и относительную «независимость» финансовых сбоев. В процессе усложнения внутренней структуры финансовой сферы следует видеть и причину более комплексного, многоаспектного проявления финансовых кризисов.
В современной экономике заметен определенный парадокс: несмотря на то, что финансовый кризис может не приводить к резкому спаду производства, экономические потери от него стали в последние десятилетия существенно возрастать, принося странам миллиардные убытки. При этом следует учитывать, что в размерах убытков значатся в немалой мере финансовые потери самих фирм (активных соучастников финансовых рынков). Эти последствия отражаются на социально-экономическом положении страны преимущественно косвенно (например, посредством снижения платежей налогов в бюджет). Спады же в материальной сфере, как показала практика последних десятилетий, устраняются, как правило, относительно быстро.
Согласно, например, существующим оценкам, средний ущерб от финансовых кризисов стал достигать в последнюю четверть XX в. примерно 30 % ВВП (включая социальные издержки, увеличение безработицы, снижение доходов населения). Наглядным примером является сбой, произошедший на фондовом рынке США 19 октября 1987 г. («черный понедельник»), в течение которого акции американских корпораций подешевели почти на 25 % (что стало причиной краха многих крупных бирж мира). В то же время стало заметным то обстоятельство, что время выхода из финансового кризиса сократилось в развитых странах до 2-2,5 лет.
В отечественной экономической науке представление о финансовых кризисах также эволюционировало. В доперестроечный период данный термин воспринимался экономистами как понятие, сопряженное с состоянием финансов государства. Финансовый кризис трактовался лишь как форма сбоя в бюджете страны (проблема резко возросшего дефицита, ведущая затем к инфляционным последствиям). По мере приобщения российской экономической науки к мировым терминологическим традициям (складывающимся во второй половине XX в. преимущественно в англоамериканском экономическом пространстве) стало меняться и восприятие отечественными экономистами категории «финансовые кризисы».
Краткая история развития современного кризиса с точки зрения зарубежных и отечественных авторов свидетельствует о том, что ряд компаний (например, Уол Стрита) оказался способным печатать деньги на протяжении нескольких лет (до наступления кризиса в 2007 г.), представляя отчетность о больших доходах. Проблемы в первую очередь стали проявляться в финансовом секторе, т. к. инвесторы начали сомневаться в правдивости структурных финансовых инструментов, таких как CDO и CDS, которые были лишены реального имущественного залога. Эти активы распродали и, спустя некоторое время, цена на них стала падать, из-за этого некоторые инвестиционные агентства приблизились к банкротству уже весной 2007 г. В августе 2007 г. наступил кризис ликвидности, т. к. многие финансовые институты опирались на краткосрочные займы и не было возможности конвертировать их в
долгосрочные по приемлемой цене. Также взлетела ставка либор (ставка межбанковского кредитования), т. к. банки начали сомневаться в стабильности друг друга [3].
Далее финансовый кризис, начавшийся в 2007 г., вступил в новую фазу - Америку потрясла череда банкротств финансовых компаний. Последние события - поглощение Bank of Americ, инвестиционного гиганта Merill Lynch и банкротство другого инвестиционного банка Lehman Brothers, заставило экономистов заговорить о начале глубокого кризиса, сравнимого разве что с Великой депрессией. Некоторые социологи и историки видят в этом начало давно предрекаемого краха «Американской империи», а возможно и всей нынешней миросистемы [4].
Обратившись к истории, можно сделать заключение о цикличности происходящих в мире событий. Однако нельзя сказать, что современный финансовый кризис укладывается в рамки конкретных теорий цикличности. Очевидно, волна активного роста последних лет должна была прерваться замедлением темпов развития, тем не менее, необходимо сказать об особенностях наступившего обвала на финансовых рынках и причинах, его породивших.
Большинство экономистов, политологов и ученых сходятся на том мнении, что импульс краха современных финансовых рынков исходит именно из политики США. Согласно размышлениям Влада Гринкевича, экономического обозревателя РИА Новости, стремительный рост финансовой составляющей в экономике США начался с последней трети XX в. Его результат - гора кредитов и создание «финансового пузыря», т. е. системы, при которой прибыль финансовых институтов уже не зависит от реального производства, а извлекается путем сложных финансовых операций.
Профессор Гарвардского университета Найэлл Фергюсон вместе с Морицем Шула-риком, экономистом лондонского фонда Amiya Capital, придумали термин Chimerica (от China + America). «Chimerica» - своего рода экономическая система с четким распределением ролей, где США выступают главным потребителем китайских продуктов, а Китай на полученные доллары усиленно кредитует американский спрос. По мнению Фергюсона, это беспрецедентное рыночное
образование, формируя 50 % роста мировой экономики, определяло ее состояние в последние 15-20 лет, это и является особенностью современного глобального финансового рынка. Пока доллар остается мировой валютой, Пекин у него во многом в заложниках. По оценкам экспертов, примерно 90 % своих золотовалютных резервов (2 трлн долл.) Китай держит в американских ценных бумагах [5]. Но на данный момент надежды на экономику Китая, которая - если бы падение ее не затронуло - могла бы вытащить мир из крутого пике, не оправдались. Впервые за 13 лет объем китайского экспорта снизился.
Доктор экономических наук А.Е. Дворецкая также придерживается точки зрения, согласно которой «истоки современного глобального финансового кризиса кроются в монетарной политике США начала 2000 гг. -политике дешевых денег. Ставки падали до уровня 1 %. Избыточная ликвидность привела не к ожидаемому росту инвестиций, а к увеличению потребительского кредита и буму на рынках недвижимости и ценных бумаг, связанных с ипотекой» [6].
Согласно Дворецкой, понижение стандартов выдачи кредитов, разработка новых финансовых продуктов для населения и способствовали раздуванию «пузыря» на рынках ипотечных кредитов и недвижимости. При росте кредитных ставок американцы оказались не в состоянии обслуживать свои закладные. Спрос на жилье в США упал, а цены на недвижимость начали снижаться. Непосредственным «детонатором» для мультипликации кризиса в глобальной экономике как раз и стал обвал рынка в высокорискованном сегменте ипотеки в середине 2007 г.
Такой ход событий дает основание доктору экономических наук Г.Г. Чибрикову говорить о том, что в августе 2007 г. начался первый в истории кризис секьюритизации [7], истоки которого он видит в 1980-х гг., когда финансовые услуги стали движущей силой экономического роста.
Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, утверждает, что одной из причин кризиса стали рейтинговые агентства. Преследуя свои собственные интересы (как стороны крупного контракта), они присваивали рискованным бумагам инвестбанков рейтинги исключительной надежности AAA и А1. Известно, что Комитет по надзо-
ру и реформам Конгресса США уже начал слушания по расследованию роли агентств в разразившейся финансовой неразберихе.
Главной же причиной и особенностью современного кризиса он считает глобальные дисбалансы, выделяя три самых наглядных [8].
1. Дисбаланс международной торговли: огромный торговый дефицит у США, Великобритании, Австралии; профицит у Азиатских стран, России и других экспортеров нефти.
2. Дисбаланс сбережений: США и Великобритания сберегали очень мало, иногда даже меньше, чем тратили; Россия и Китай -гораздо больше.
3. Дисбаланс бюджетов: в то время как развивающиеся страны поддерживали профицит бюджета, США наращивали дефицит.
В свою очередь все глобальные дисбалансы - следствие одного ключевого дисбаланса последних лет: между экономическим и финансовым развитием в развивающихся странах (в первую очередь в Китае, России и у других экспортеров нефти). Впервые страны со слабой финансовой системой показали впечатляющий рост. Построить финансовую систему оказалось труднее, чем удвоить ВВП за 10 лет, и эти страны были вынуждены размещать часть свих сбережений на рынках развитых государств - в первую очередь, в США и Великобритании.
О глобальных дисбалансах также писали и зарубежные авторы - Мартин Бэйли и Дуглас Эллиот, по их мнению они и послужили главной причиной возникновения современного кризиса [3].
Обращаясь к истории, необходимо сделать акцент на том, что за последние 80 лет Америка пережила шесть крупных спадов на рынке акций. Падение индекса Dow Jones в предыдущие пять кризисов в среднем составляло 43 % от пика до дна. Ставки по краткосрочным кредитам в среднем подскакивали до 10,5 % (сейчас 5 %), а безработица - до 11,2 % (сейчас 6,1 %). История повторяется, потому что мы не учимся на ошибках прошлого. Инфляция, ударившая по экономике США в 1970-х гг., должна была продемонстрировать опасность легких денег. И вот 30 лет спустя ситуация повторилась. Падение индекса Dow Jones в период текущего кризиса не опережает значения предыдущих спадов, и глубина и острота современного кри-
зиса заключаются в другом, а именно в передаче импульса странам, экономика которых прямо или косвенно связана с финансовой системой США.
Иными словами, глубокая интеграция и взаимосвязь национальных финансовых рынков обусловили распространение обвала финансового рынка и рынка недвижимости в США на другие страны. Американская финансовая система стала срочно распродавать ликвидные активы и выводить деньги из других стран, чьи фондовые рынки резко потеряли в капитализации, а платежный баланс по линии капитальных оттоков стал резко ухудшаться. Сильно пострадали европейские банки: из общей суммы списаний мировых банков в 585 млрд долл. на европейские пришлось 210 млрд. В мире стали дешеветь также и реальные активы, в т. ч. сырьевые товары. Это говорит о масштабности, новых закономерностях и необычном облике поис-тине глобального кризиса.
Подводя итог, можно сказать, что главной особенностью современного финансовоэкономического кризиса прежде всего является проявление глобальных дисбалансов в мировой экономике. А проблемы в финансовой системе США стали только катализатором кризиса, но конечно нельзя недооценивать просчеты финансистов США, особенно непрозрачность процесса секьюритизации, роль рейтинговых агентств в разжигании кризиса и др. Также настоящий кризис является кризисом всей системы современного общества, включая его мировоззрение, общественную жизнь, ценностные установки, а не только ее основу - экономику, это кризис более глубокого порядка, кризис системный. Благодаря произошедшим событиям сегодня стало очевидно, что существующая модель себя изжила и необходимо формировать новую.
1. Фаррелл Д. Осмысление новых финансовых реалий // Harvard Business Review. 2008. С. 19.
2. Финансы / под ред. д. э. н., проф. С.И. Лушина, д. э. н., проф. В.А. Слепова. М., 2008. С. 661.
3. Baily M.N., Elliot D.J. The US financial and economic crisis: where does it stands and where do we go from here? // Business and Public Folicy. 2009.
4. URL: http://www.rian.ru/analytics/20080917/15 1329671.html (дата обращения: 22.09.2010 г.)
34б
5. иКЬ: http://www.kommersant.ru/doc.aspx7Docs Ш=1092702 (дата обращения: 22.09.2010 г.)
6. Дворецкая А.Е. Выход из кризиса // Банковское дело. 2008. № 12. С. 13-17.
7. Чибриков Г.Г. Содержание и арифметика финансового кризиса // Банковское дело. 2008. № 12. С. 23-24.
8. Гуриев С. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М., 2010. С. 41.
Поступила в редакцию 19.Q9.2Q1Q г.
UDC 330.012.23
FEATURES OF FIRST GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS
Dmitry Viktorovich Goremykin, Russian Economical Academy named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Postgraduate Student of Economic Theory Department, Assistant, e-mail: dgoremikin@mail.ru
The article considers essence, features and reasons of occurrence of modern global financial and economic crisis.
Key words: globalization; crisis; global financial and economic crisis; system crisis; recurrence.