Научная статья на тему 'Особенности переживания горя утраты близкого человека'

Особенности переживания горя утраты близкого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5868
1023
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЕ / ГОРЕВАНИЕ / СМЕРТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА / ПЕРЕЖИВАНИЕ ГОРЯ УТРАТЫ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИИ / СТРАХИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / GRIEF / MOURNING / DEATH OF A LOVED ONE / EXPERIENCE THE GRIEF OF LOSS / CHILDHOOD / EMOTIONS / FEARS / PSYCHOLOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нозикова Н.В., Колесник Е.С.

В статье представлены результаты теоретического анализа психологического переживания утраты близкого человека, в том числе в детском возрасте. Определены основные направления эмпирического исследования проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности переживания горя утраты близкого человека»

Нозикова Н.В.1, Колесник Е.С.2 ©

1Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры психологии, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск; Педагог-психолог МБОУ СОШ № 76 г. Хабаровска

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ УТРАТЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического анализа психологического переживания утраты близкого человека, в том числе в детском возрасте. Определены основные направления эмпирического исследования проблемы.

Ключевые слова: горе, горевание, смерть близкого человека, переживание горя утраты, детский возраст, эмоции, страхи, психологическая помощь.

Keywords: grief, mourning, death of a loved one, experience the grief of loss, childhood, emotions, fears, psychological help.

Особенности переживания человеком утраты близкого человека и стремление оказать помощь в трудной жизненной ситуации являются предметом многочисленных исследований психологов, психотерапевтов, философов, теологов и культурологов и др. [1; 4; 26; и др.].

Переживание смерти значимого взрослого, матери или отца, в детском возрасте приобретает особую роль, поскольку оказывает двойное влияние. Для ребенка это одновременно и переживание горя утраты близкого человека, и потеря значимого объекта для нормальной динамики процесса психологического развития, отражающегося в целом на формировании его личности. Однако в отечественной литературе вопрос о психологических особенностях детей, переживших смерть одного из родителей, освещается крайне редко и незначительно.

Цель статьи состоит в анализе основных теоретических и практических подходов к исследованию психологических особенностей переживания горя утраты близкого человека.

Основные подходы к изучению проблем переживания утраты близкого человека

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет семантическую близость горя, скорби, глубокой печали. Горевать - значит испытывать чувство горечи, горести и огорчения [23, с. 124].

В психологии горе рассматривается как «интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная связь» [3, с. 198].

Клинически острое горе рассматривается как синдром, включающий

психологическую и соматическую симптоматику. Психологическая реакция горевания развивается при утрате значимого объекта, части личностной идентичности или возможности в реализации ожидаемого будущего. Психологический процесс горевания в норме имеет закономерности для каждого из этапов своего протекания, длительность и интенсивность, которых определяются значимостью утраченного объекта и личностными особенностями человека, переживающего потерю. Нормально протекающая «работа горя» устраняет зависимость горюющего человека от умершего и позволяет ему установить новые социальные отношения. В некоторых случаях развивается болезненная или патологическая реакция горя, проявляющаяся в отсрочке или искажении реакций на утрату, в эмоциональных реакциях агрессии или депрессии, в появлении симптомов последнего

© Нозикова Н.В., Колесник Е.С., 2015 г.

заболевания умершего, в изменении отношений с родственниками, друзьями или только с определенными людьми, в утрате социальной активности и др. Психологическая помощь позволяет предотвратить развитие заболеваний и нарушений социальной адаптации [10].

Психологические цели и механизмы нормального переживания горя потери близкого человека рассматриваются как с традиционных позиций, так и в авторском понимании.

С точки зрения православного богословия духовные переживания в связи со смертью близкого человека позволяют пережить глубину личностного общения при прощании с близким человеком, ценность отпущенного времени жизни и необходимость своего духовного и личностного развития [1; 25].

Историко-графический анализ античной философии, духовной литературы и современных научных исследований демонстрирует масштабность душевных переживаний человека, пережившего утрату, суть которых можно передать цитатой В. Волкана и

Э. Зинтла: «Когда мы полностью переживаем горе, мы глубже узнаем себя» [5, с. 18].

Для понимания психологии переживания горя основополагающей стала работа

З. Фрейда «Печаль и меланхолия», согласно которой эмоциональная скорбь освобождает личность от привязанности к образу близкого человека и позволяет перенести ее на новые объекты любви [27].

Теоретическое исследование В. Мухиной и А. Хвостова позволили им обосновать свой взгляд на печаль и уныние как на вариант аддиктивного поведения, разрушающего целостность личности и ее парциальность [12].

В работе Ф.Е. Василюка оригинальный подход к переживанию горя предлагает рассматривать его как ведущую деятельность человека в данный период его жизни, которая предопределяет новообразования личности и отражается на дальнейшем жизненном пути [4].

Подход М. Магомед-Эминова интерпритирует работу горя при утрате как работу личности по обретению новой самоидентичности. «В культурно-исторической работе личности оживляется, воспроизводится и развивается, - пишет М. Магомед-Эминов, - опыт бытия Другого, в том числе, предшествующих поколений, и создается преемственность связи поколений - предков, современников и потомков» [11].

Патологическое развитие горя потери близкого человека ведет к развитию психических нарушений и психосоматических заболеваний.

Переживание утраты порождает состояние одиночества, в переживании которого кроме позитивных путей развития возможны негативные, в том числе сохранение стойкого эмоционального одиночества в соединении с психопатологическими симптомокомплексами [24].

При утрате возможно три варианта патологической соматизированной реакции горя: депрессивно-соматоформный, тревожно-соматоформный и дистимико-конверсионный [26].

Структурно-динамический анализ возникновения посттравматического стрессового расстройства, развившегося у человека, потерявшего близкого, показал его связь с полом, возрастом, образовательным и трудовым статусом и с обстоятельствами смерти [7].

При переживании психологического напряжения одним из членов семьи остальные ее члены или большая их часть выбирает единую семейную стратегию совладания с трудной жизненной ситуацией, действующую в системе семейных отношений и сохраняющую их целостность и активность. Изучение ее механизмов позволило Е. В. Куфтяк установить, что матери, переживая горе при рождении ребенка с перинатальной патологией, выбирают стратегии дистанцирования и избегания, способствующие сохранению их эмоциональной стабильности. Проблемно-фокусная стратегия совладания, позволяющая успешно решать кризисные задачи другого характера, в ситуации горевания неблагоприятно влияет на эмоциональное состояние женщины [8].

Психологическая помощь при переживании горя утраты предполагает использование опыта традиционных духовных практик, классических методов оказания психологической помощи, а также организацию превентивной, предупреждающей работы [6; 9; 14].

Таким образом, эмоциональная реакция горя при потере значимого объекта имеет закономерные этапы своего развития с целью совладания с трудной жизненной ситуацией, различающиеся по продолжительности и психологическим характеристикам.

Психологические особенности переживания горя у детей

Реакция горевания представляет реакцию на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта - это специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект. Различаются только его длительность и интенсивность, которые зависят от значимости утраченного объекта и от особенностей личности горюющего человека

Психологические особенности переживания горя утраты в детском возрасте, их сходство и отличие от реакций взрослых людей обсуждаются авторами, принадлежащими к разным теоретическим школам.

Теоретический анализ У. Нагера показал, что известные представители

психоаналитического направления первыми обратились к переживанию горя у детей разных возрастов в разных условиях жизни. Основоположник психоаналитической теории привязанности Джордж Боулби, наблюдая реакцию детей при разлуке со значимыми объектами, считал ее идентичной реакции взрослого человека. Однако Анна Фрейд, Макс Шур, Рене Шпиц и Марта Вольфенштейн оспаривали эту точку зрения. Другие авторы соглашаются с Элен Дойч, которая утверждалала, что процесс горевания, который мы видим у взрослых, явно отличается от процесса горевания, который мы наблюдаем у детей. Отечественный психоневролог и психиатр Л.Л. Рохлин утверждал, что характерный для взрослых тип горевания не типичен для детей [13].

Наблюдения практических психологов показывают, что для переживания горя нет нижних возрастных границ, но психологические закономерности каждого возрастного периода влияют на его проявления.

Так, в период до трех лет горе уже обладает физическим и эмоциональным влиянием на ребенка и не затрагивает его интеллект. В отличие от взрослого, ребенку в дословесный период развития сложно психологически преодолеть сложившуюся ситуацию, не имея возможности выговориться и тем самым снизить эмоциональное напряжение.

Дети до шести лет воспринимают и осознают только конкретные действия взрослых и происходящие события. Слова «смерть», «никогда больше не вернется» для них еще непонятны.

Для детей в возрасте до 10 лет характерно часто задумываться о смерти. Приходит понимание, что смерть окончательна и неизбежна, наступает осознание ее реальности, но дети не могут представить свою смерть или смерть близких людей.

К 12 годам представление о смерти становится более абстрактным, а детей интересует больше биологические аспекты смерти.

В подростковый период развиваются высшие формы мышления, сближающие подростков со взрослыми. Подросток активно изучает себя, примеряет ролевые модели поведения взрослых. Потеря в данном возрасте значимого взрослого бывает эмоционально невыносимой. Реакцией на горе может стать психологический регресс и поведение подростка начинает напоминать детское. Г орюющие подростки, используя психологические защиты, могут отрицать или откладывать горе на потом [22; 28].

В период ранней юности образы матери и отца оказывают влияние на становление семантической структуры жизненно значимых ценностей в сознании, определяющих стремление к созданию своей семьи и материнству [15; 17; 19; 21]. Нарушения позитивной целостности представлений о матери, отце и родительской семье может нарушать в будущем репродуктивное поведение и требует специальной психологической помощи [16; 18]. Девушки, воспитанные в детском доме по причине смерти родителей, признания их пропавшими без вести или лишения родительских прав, сохраняют стрессогенные

эмоциональные переживания, связанные с отцом, обладают несформированной идентификацией с образом матери. В целом у них развивается компенсаторная идеализация комплекса представлений о своей будущей семье и материнстве и формируется психологический тип идеализации семьи [15; 18; 21].

Матери и семьи, пережившие горе рождения детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психологической помощи для достижения оптимального эффекта в реабилитационном процессе ребенка и привлечения к нему не только ресурсов самой семьи, но и социального окружения [20].

Для детей всех возрастных периодов присущи искажения эмоциональных реакций, боязнь выразить грусть, гнев, тревожность и замкнутость. Могут наблюдаться фобии, нарушения сна, тяжелые сновидения, чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. О.В. Хухлаева выделяет следующие поведенческие признаки травмы потери у детей:

• реакция ребенка во многом зависит от специфики развития в раннем возрасте и от стиля поведения в конфликте (пассивного или активного);

• может снизиться внимание, повышается общая неуверенность;

• появляется заторможенность, апатия или, наоборот, увеличивается двигательная активность, возникает агрессивность в отношении значимых лиц (родственников, учителей и т.п.), страх близких эмоциональных контактов;

• происходит искажение эмоциональных реакций (боязнь выразить грусть, гнев и т. п. в тех ситуациях, когда это необходимо) [29].

При углубленном диагностическом обследовании, отмечает О.В. Хухлаева, обычно выявляется, что ребенок испытывает сильный страх внешней агрессии, хотя на первых встречах с психологом это может не проявиться; ребенок способен спокойно говорить об умершем в настоящем и будущем времени [28].

В наблюдениях практических психологов отмечены распространенные психологические реакции детей при потере значимого объекта.

Тревожность. Смерть близкого легко вызывает страх повторения катастрофы, поэтому дети часто высказывают опасения, что что-нибудь случится с их близкими людьми, или могут испытывать страх, что сами умрут. В результате постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникать боли в животе, плечах, шее и голове.

Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания могут ухудшать школьные результаты в учебе и поведении.

Печаль, тоска. В раннем возрасте присутствие матери и отца особенно важно для развития ребенка. Однако он, потеряв одного из родителей, испытывает как бы двойную утрату, поскольку оставшийся в живых родитель из-за собственного личного горя в определенной степени отстранен от него эмоционально. Вместо утешения и поддержки мать или отец, возможно, ругает ребенка и отвергает его, в то время как нормальные реакции тоски и печали на смерть близкого могут выражаться ребенком в назойливости, плаксивости и капризах.

Гнев. Чувство озлобленности и гнева вполне естественная реакция при потере. Гнев может быть направлен на обстоятельства или определенного человека. В некоторых случаях, когда ребенок ощущает себя крайне потерянным, тревожным, бессильным и раздраженным, - он выплескивает свой гнев на окружающих и может вести себя деструктивно [2].

Важно разграничивать нормальные и патологические реакции детей на утрату, к которым следует отнести:

• энурез, заикание, сонливость или бессонница, обкусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;

• длительное неуправляемое поведение;

• острая чувствительность к разлуке;

• полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

• отсроченное переживание горя, которое актуализируется каким-либо другим психотравмирующим или кризисным событием;

• депрессия (у подростков - это гнев, загнанный внутрь) [2].

Следовательно, психологическое проявление процесса горевания зависит от онтогенетического этапа, на котором ребенок переживает утрату значимого объекта, отражается на целостном процессе его развития. В первую очередь страдает личностная и эмоциональная сфера ребенка, возможно формирование невротических реакций. Психологическая поддержка ребенка в процессе горевания должна учитывать особенности его возрастного этапа и учитывать личностные особенности.

Заключение

Эмоциональная реакция горя при потере значимого объекта имеет закономерные этапы своего развития с целью совладания с трудной жизненной ситуацией, различающегося по продолжительности и психологическим характеристикам.

Эмоции и чувства ребенка формируются в процессе общения со взрослыми и со сверстниками. В семье ребенок имеет возможность испытать целую гамму переживаний, источником которых для ребенка являются, прежде всего, родители. Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга, в связи со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

В случае смерти одного из родителей ребенок вынужден продолжать психологически развиваться в ситуации отсутствия важной фигуры, что может привести к психологическим нарушениям, среди которых отмечаются фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, тревожность, гневливость и признаки выраженной печали после события.

Вероятность того, что ребенок сможет пережить горе без образования посттравматических синдромов определяется разумностью поведения близких, с одной стороны, и самой ситуацией потери родителя с другой.

Снижает риск травматизации наличие у ребенка возможности проявления своих чувств в словесной или символической форме, а также эмоциональное присутствие в его жизни другого значимого взрослого. Увеличивают риск патологических реакций ситуации неожиданной утраты и особенно насильственной смерти. Но наиболее тяжело переживается горе, если ребенок был свидетелем несчастного случая.

Утрата ребенком значимого объекта сказывается на развитии его личность и эмоциональной сферы.

Исследования психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителя, позволит выявить особенности указанной группы и повысить эффективность практической помощи.

Литература

1. Антоний митрополит Сурожский Смерть // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - C. 316-325.

2. Баканова А.А., Кораблина Е. П., Акиндинова И.А. Смерть и работа горя: искусство исцеления души: этюды о психологической помощи: пособие для практических психологов. - СПб: Питер, 2001.- С. 206-209.

3. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер; Т. 1 (А-О); пер. с англ. - М.: АСТ, 2001.

4. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Астрель, 2009. - С. 557-566.

5. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: психология горевания. - М.: Когнито-Центр, 2007.

6. Заворотняя М.И., Жиляев А.Г. Роль превентивного сценария утраты в аспектах психологической помощи вдовам летчиков-испытателей // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 41. -С.81-93.

7. Кускова А.А., Луковцева З.В. Опыт изучения структуры и динамики симптомов ПТСР при утрате близкого человека // Психология и право. - 2013. - № 4. - С. 77-87.

8. Куфтяк Е.В. Совпадающее поведение в контексте семейных трудностей // Вестник Костромского

государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология.

Социальная работа. Ювенология. Социокенетика. - 2007. - Т. 13. -№ 2. - С. 144-149.

9. Леонович О.В. Роль самоорганизации личности при выборе стратегии психологической работы с утратой // Казанская наука. - 2009. - № 1. - С. 349-356.

10. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Астрель, 2009. - С. 566-573.

11. Магомед-Эминов М. Возвращение самоидентичностиличности при горе: авторский

постмодернистский подход // Развитие личности. - 2009. - № 4. - С. 13-29.

12. Мухина В., Хвостов А. Отчуждения от себя: печаль и уныние, уничтожающие душу // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 13-29.

13. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 1 - С. 2-7.

14. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психология веры как основа кризисной психологической помощи в совладании с переживанием утраты // Вестник психотерапии. - 2014. - № 49(54). - С. 39-58.

15. Нозикова Н.В. Материнская и семейно-ориентированная направленность девушек 15-22 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук; Ярослав. гос. университета им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2005.

16. Нозикова Н.В. Формирование семейной и материнской направленности личности в процессе психологического консультирования // Психическое здоровье. - 2007. - № 1(13). - С. 29-32.

17. Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 90-97.

18. Нозикова Н.В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 1517 лет // Психическое здоровье. - 2012. - № 9(76). - С. 76-80.

19. Нозикова Н.В. Особенности представлений об отце у девушек 15-17 лет // Российский психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 40-50.

20. Нозикова Н.В., Сазонова Н.М. Проблемы психологического консультирования матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психическое здоровье. -2013. - № 4(83). - С. 52-59.

21. Нозикова Н.В. Психосемантический подход в исследованиях семейной и материнской направленности девушек 15-17 лет // Культурно-историческая психология. - 2014. - № 2. - С. 69-77.

22. Нозикова Н.В., Колесник Е.С. Проблема психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителей // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 2. - С. 77-84.

23. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Простяков А.И., Овчинников А.А. Феноменология одиночества в структуре переживания состояния утраты // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2008. - № 2. - С. 26-30.

25. Руслина А.О. Периодизация процесса преживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословии // Консультативная психология и психотерапия. - 2012. - № 3(74). - С. 185-212.

26. Собенникова В.В. Патологическая соматизированная реакция горя (клинико-патогенетический анализ) // Российский психиатрический журнал. - 2009. - № 4. - С. 80-85

27. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Астрель, 2009. - С. 294-299.

28. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. - Минск, 1998.

29. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.