Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ У СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНА / ЧУВСТВО ВИНЫ / СОВЕСТЬ / СТЫД / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каширская Ирина Константиновна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей переживания чувства вины как психологического феномена. Переживания вины связаны с личностными особенностями человека. Нами изучались различия в переживаниях вины разных видов (вина-состояние, вина-черта, моральные нормы) у юношей и девушек, а также студентов-экстравертов и студентов-интровертов. Выявлено, что у девушек переживания вины выражены более сильно, вина-черта может считаться у большинства личностной характеристикой. Юноши в большей степени переживают при нарушении моральных норм и нравственных принципов. У студентов-интровертов в большей степени выражена вина как состояние, а у студентов-экстравертов вина проявляется как личностная черта в ситуациях взаимодействия с близкими людьми, но особых переживаний при несоблюдении моральных норм они не испытывают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каширская Ирина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE GUILT EXPERIENCE AS A SOCIAL EMOTION OF STUDENTS

The results of an empirical study of the peculiarities of experiencing guilt as a psychological phenomenon are presented. Guilt experiences are related to personal characteristics. It is studied the differences in the experiences of guilt of different types (guilt-state, guilt-trait, moral norms) in boys and girls, as well as extroverted and introverted students. It was revealed that the girls' feelings of guilt are more pronounced. Young men are more worried about the violation of moral norms and moral principles. Introverted students have more pronounced guilt as a condition, and extroverted students have guilt as a personal trait in situations of interaction with loved ones, but they do not experience any special feelings when they do not comply with moral norms.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ У СТУДЕНТОВ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-139-145

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ У СТУДЕНТОВ

© Ирина Константиновна Каширская

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия K_irinak@mail .ru

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей переживания чувства вины как психологического феномена. Переживания вины связаны с личностными особенностями человека. Нами изучались различия в переживаниях вины разных видов (вина-состояние, вина-черта, моральные нормы) у юношей и девушек, а также студентов-экстравертов и студентов-интровертов. Выявлено, что у девушек переживания вины выражены более сильно, вина-черта может считаться у большинства личностной характеристикой. Юноши в большей степени переживают при нарушении моральных норм и нравственных принципов. У студентов-интровертов в большей степени выражена вина как состояние, а у студентов-экстравертов вина про -является как личностная черта в ситуациях взаимодействия с близкими людьми, но особых переживаний при несоблюдении моральных норм они не испытывают.

Ключевые слова: вина, чувство вины, совесть, стыд, экстраверсия, интроверсия.

Для цитирования: Каширская И.К. Особенности переживания чувства вины как социальной эмоции у студентов // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 89. № 6. С. 139-145. doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-139-145

PEDAGOGY

(specialty: 13.00.08)

Original article

Features of the guilt experience as a social emotion of students © Irina K. Kashirskaya

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation K_irinak@mail.ru

Abstract. The results of an empirical study of the peculiarities of experiencing guilt as a psychological phenomenon are presented. Guilt experiences are related to personal characteristics. It is studied the differences in the experiences of guilt of different types (guilt-state, guilt-trait, moral norms) in boys and girls, as well as extroverted and intro -verted students. It was revealed that the girls' feelings of guilt are more pronounced. Young men are more worried about the violation of moral norms and moral principles. Introverted students have more pronounced guilt as a condition, and extroverted students have guilt as a personal trait in situations of interaction with loved ones, but they do not experience any special feelings when they do not comply with moral norms.

Key words: guilt, conscience, shame, extroversion, introversion.

For citation: Irina K. Kashirskaya Features of the guilt experience as a social emotion of students. The Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 89. No 6. P. 139-145. doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-139-145

Введение

В настоящее время активизировался интерес к дальнейшему изучению вины как психологического феномена, рассматриваемого как сложное и противоречивое эмоциональное переживание, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние на формирование личности, на жизнь и здоровье человека. Феномен вины изучается как зарубежными, так и отечественными психологами, но научных исследований по данной проблеме мало по сравнению с изучением других эмоциональных проявлений человека.

Вина и последствия ее переживания неоднозначно трактуется в психологии. С одной стороны, с подачи З. Фрейда, в большинстве исследований рассматриваются отрицательные, деструктивные последствия переживания вины, с другой стороны набирает обороты тенденция изучения вины с положительной точки зрения, как регулятора человеческого поведения, возможности адаптироваться в широком социуме.

В настоящее время нет единого понимания феномена вины и, соответственно, нет единого определения вины как одной из эмоций человека. Большинство авторов связывают вину с совестью и трактуют ее как эмоциональное выражение совести. Также вина тесно связана с чувством стыда, так как многие ситуации вызывают у нас одновременно и чувство стыда, и чувство вины, а как следствие, желание что-то исправить, что-то изменить, перед кем-то извиниться или даже покаяться. Таким образом, вычленение вины и необходимость ее изучения как самостоятельного эмоционального переживания, представляет, как теоретический, так и практический интерес.

К. Муздыбаев дает достаточно широкое определение понятию вины. Он описывает вину не только с точки зрения нарушения личных отношений, но прежде всего в рамках широкого социума, когда переживания вины возникают при нарушении общественных моральных норм и стандартов, юридических законов, религиозных табу и предписаний и т. п. В более узком понимании вина связана с причинением зла, нанесением ущерба кому-нибудь и осознанием неправильности своего поступка [8].

Е.П. Ильин дает следующее определение вины: «переживание недовольства собой, которое связано с обнаружением рассогласования между принятыми моральными нормами и собственным поведением» [6]. О.С. Васильева и Е.В. Короткова считают, что потребности человека, относящиеся к высшим ступеням пирамиды потребностей Маслоу, детерминируют чувство вины и она возникает после окончания негативной активности человека [3].

К. Муздыбаев выделяет три условия возникновения вины, которые создают возможность ее переживания: 1) признание результатов после своих действий; 2) осознание человеком, что тот поступок, который он совершил, запрещен; 3) способность к самокритике [8]. Обсуждение

Анализируя существующие исследования, исследователь выделяет три возможных составляющих переживания вины:

1. Аффектиный компонент, который отражает внутреннее напряжение, болезненно переживаемое, потому что угрожает потери самоуважения;

2. Мотивационный компонент, который связан с возникающим у человека, переживающего вину, желанием что-то сделать, а именно, исправить негативную ситуацию, возместить причиненный ущерб и т. п.;

3. Когнитивный компонент, который показывает, что человек пытается понять последствия своих действий. Возможность такого осознания связано с определенным уровнем когнитивного развития, способностью отрефлексировать не только наблюдаемые последствия поступков, но и последствия собственного бездействия, невмешательства для предотвращения негативных активных действий. Человек может осознавать себя виноватым, если он не оказал сочувствия другому, не откликнулся на его переживания [8]. И.А. Белик, изучая структуру вины, добавляет еще четвертый компонент: психосоматический - это неприятные или болезненные ощущения физического или физиологического характера (головная боль, повышенное сердцебиение, тяжесть в животе и т.п.) [1].

К. Изард считает, что внешние проявления вины заметить очень трудно. Эмоциональные переживания вины отражаются на внутренних состояниях человека, он переживает вину на когнитивном и мотивационном уровнях, это проявляется на гормональном и нейрофизиологическом уровнях, но внешне в виде мимики, пантомимике, отводе взгляда и задействования других невербальных средств не проявляются [5].

Е.П. Ильин полагает, что может быть два варианта развития при переживании чувства вины. В одном случае, если задействована память, человек будут постоянно и долгое время

возвращаться к произошедшим событиям «пережевывать» их, заново переживать вину. В другом случае, при активации когнитивных процессов, наоборот, человек старается быстрее осмыслить и проанализировать произошедшее и найти решение, которое помогло бы изменить ситуацию, исправить поступок [6].

Во многих исследованиях было доказано, что чувство вины связано с личностными особенностями человека. Так Дж. Роттер [10] выявил, что вина переживается интерналами сильнее, чем экстерналами. И.А. Белик [1] считает, что вина связана с такими личностными качествами как самообвинение, тревожность, конфликтность. Е.В. Короткова [7], изучая затруднения в общении, связала их с чувством вины, коррелирующим с враждебностью, подозрительностью, недоверием к себе и к другим. По результатам С.В. Горнаевой и Т.Н. Смотровой [4], человек, склонный интенсивно переживать вину, отличается особенностями самоотношения. Е.В. Белинская [2] доказала связь вины с такими качествами индивида, как обидчивость, агрессивность, негативизм, эмоциональная лабильность, подверженность страхам. Ж. Дали, Б. Шпицберг [9; 11] связывают вину с склонностью к переживанию негативно окрашенных эмоций.

^лью нашего исследования было выявление особенностей переживаний чувства вины у студентов. Мы предположили, что, во-первых, существуют различия в особенностях переживаний чувства вины у юношей и у девушек и, во-вторых, у студентов-экстравертов и сту -дентов-интровертов. Для решения поставленных эмпирических задач были подобраны следующие диагностические методики: 1. Тест-опросник Г. Айзенка для диагностики экстравер-сии-интроверсии. 2. «Опросник вины» К. Куглера и УХ. Джонсав в адаптации И.М. Белика. Методика состоит из 3-х шкал: 1) вина-состояние (ВС), 2) вина-черта (ВЧ), 3) моральные нормы (МН). Статистически значимые различия определялись с помощью критерия Фишера. В исследовании приняли участие 70 студентов (30 юношей и 40 девушек). Качественный анализ показал, что уровень вины разных видов оказался разным у студентов как по выборке в целом, так и отдельно у юношей и у девушек (см. таблицу).

Таблица

Уровни вины трех видов (вина-состояние, вина-черта, моральные нормы)

(в%)

ВС ВЧ

Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср.

Юноши 20 70 10 30 60 10 43 50

Девушки 25 62,5 12,5 57,5 32,5 10 52,5 30

Всего 23 66 11 46 44 10 48,5 38,5

У большинства юношей (70%) выявлен средний уровень вины-состояния. Такие юноши не склонны пребывать в унынии, в целом довольны своими поступками, не сожалеют о сделанном, не переживают по пустякам. У них нет желания что-то кардинально изменить в своей жизни, не испытывают чувство вины за совершенные поступки, особо ни о чем не беспокоятся и не тревожатся.

Также у более половины юношей (60%) чувство вины не является личностной чертой. Они не считают, что хорошо бы было переделать что-то в своей жизни, не переживают постоянно о чем-то не сделанном, не испытывают недовольства своими поступками. Такие юноши не считают себя постоянно в чем-то виноватыми, не возвращаются мыслями к своим неудачам и промахам, не считают, что часто совершают ошибки, не сожалеют о сделанном. Они спокойны и уверены в себе, в своих решениях, готовы брать на себя ответственность за свои слова и дела.

Но у 30% юношей вина-черта может считаться личностной характеристикой. Они склонны сомневаться в себе, сожалеть о сделанном либо не сделанном, тревожиться по поводу совершенных поступков и их последствий. Только 10% юношей имеют низкий уровень вины-черты, то есть вообще не переживают по поводу большинства событий в их жизни.

Третий вид вины выявляет, насколько человек придерживается моральных норм и нравственных принципов.

У большинства юношей установлен высокий (43%), либо средний уровень (50%) этого вида вины. Такие юноши чувствуют себя виноватыми, если нарушают моральные нормы и правила поведения. Они считают, что есть вполне определенные понятия о добре и зле, справедливости и нравственности. Такие юноши стараются придерживаться твердых морально-этических принципов. Они осознают свою иерархию ценностей и стремятся, чтобы их поступки соответствовали тем жизненным ценностям, которые они для себя определили.

Нами было проанализировано, отличаются ли уровни вины этих трех видов у группы девушек.

График уровней вины-состояния у девушек-студенток очень похож на распределение уровней этого вида вины у юношей. Большинство девушек имеют средний уровень вины-состояния (62,5%). Четверть девушек имеет высокий уровень. Таким образом, большинство девушек удовлетворены своим поведением, своими поступками, не испытывают постоянного чувства вины, не пересматривают каждый раз результаты своих действий и не сожалеют о них.

Иная картины выявлена при анализе данных по уровню вины-черты. Большинство девушек (57,5%) имеют высокий уровень данного вида вины. Это означает, что они очень часто чувствуют себя виноватыми, совершив какой-тот не совсем однозначный поступок, склонны рефлексировать, сожалеть о принятых решениях. Такие девушки часто желают что-то изменить в своей жизни, пересмотреть свои решения, жалеют, о том, что совершили. Треть девушек живут вполне в согласии с собой, не сожалеют о сделанном, не винят себя после совершенных поступков.

Девушек с низким уровнем вины-черты всего 10%, как и юношей.

По шкале «моральные нормы» половина девушек имеют высокий уровень этого вида вины (52,5%). Такие девушки всегда чувствуют себя виноватыми, если нарушают моральные нормы, если не придерживаются своих нравственных принципов. Они стараются не нарушать правила поведения и сожалеют, если такое происходит. Их ценностные ориентиры соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле.

Таким образом, выявлена разница в уровнях вины разных видов у студентов-юношей и студентов-девушек.

Все студенты по результатам методики диагностики экстраверсии-интроверсии Г. Айзенка были разделены на две группы: студенты-экстраверты и студенты-интроверты.

Сравнительный анализ уровней выраженности вины-состояния у экстравертов и интровертов представлен на рисунке (рис. 1).

Рисунок 1

Уровни вины-состояния (ВС) у студентов-экстравертов и студентов-интровертов (в %)

70 БО 50

ад

30 2D 10 о

Экстраверты Интроверты

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

У половины студентов-экстравертов (56%) выявлен средний уровень вины-состояния, но среди экстравертов есть достаточное количество студентов (29%) с высоким уровнем вины-состояния. Такие студенты постоянно мучаются переживаниями, что они в чем-то провинились, что-то не доделали, не оправдали чьих-то ожиданий, не добились выдающихся успехов в учебной деятельности или в какой-то другой области жизнедеятельности.

Почти все студенты-интроверты (80%) имеют средний уровень данного вида вины. Такие студенты не склонны пребывать в унынии, в целом довольны своими поступками, не сожалеют о сделанном, не переживают по пустякам. У них нет желания что-то кардинально изменить в своей жизни, они не испытывают чувство вины за совершенные поступки, особо ни о чем не беспокоятся и не тревожатся. Они удовлетворены своим поведением, своими поступками, не испытывают постоянного чувства вины, не пересматривают каждый раз результаты своих действий и не сожалеют о них. При необходимости, пытаются изменить свое поведение, если оно приводит к отрицательным последствиям. Но это не повод чувствовать себя постоянно виноватыми (рис. 2).

Рисунок 2

Уровни вины-черты (ВЧ) у студентов-экстравертов и студентов-интровертов (в %)

яо

70 60 50 АО 30 20 10 о

Экстраверты Интроверты

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Сравнение данных по шкале «вина-черта» показало совершенно противоположные результаты у студентов-экстравертов и студентов-интровертов.

У большинства студентов-экстравертов (71%) вина-черта может считаться личностной характеристикой. Они склонны сомневаться в себе, сожалеть о сделанном, либо не сделанном, тревожиться по поводу совершенных поступков и их последствий. Это означает, что они очень часто чувствуют себя виноватыми, совершив какой-то не совсем однозначный поступок, склонны рефлексировать, сожалеть о принятых решениях. Такие студенты часто желают что-то изменить в своей жизни, пересмотреть свои решения, жалеют о том, что совершили.

Остальные студенты-экстраверты живут вполне в согласии с собой, не сожалеют о сделанном, не винят себя после совершенных поступках.

У большинства студентов-интровертов (76%) чувство вины не является личностной чертой. Они не считают, что хорошо бы было переделать что-то в своей жизни, не переживают постоянно о чем-то не сделанном, не испытывают недовольства своими поступками. Такие студенты не считают себя постоянно в чем-то виноватыми, не возвращаются мыслями к своим неудачам и промахам, не считают, что часто совершают ошибки, не сожалеют о сделанном. Они спокойны и уверены в себе, в своих решениях, готовы брать на себя ответственность за свои слова и дела. Они живут вполне в согласии с собой, не сожалеют о сделанном, не винят себя после совершенных поступков. Они оценивают себя адекватно, четко понимают, в каких случаях они виноваты, а в каких случаях по-другому поступить не получилось бы и поэтому не о чем сожалеть.

Только 7% студентов-экстравертов и 14% студентов-интровертов имеют низкий уровень вины-черты, то есть вообще не переживают по поводу большинства событий в их жизни.

Такая разница может объясняться тем, что студенты-экстраверты общаются с большим количеством людей, имеют много не только друзей, но и приятелей, а то и случайных знакомых. Поэтому у них больше возможностей кого-то обидеть, нетактично поступить, вступить в конфликт, не попытаться оказать помощь, отказаться от ответственности, нарушить обещание и т. п. И в итоге у них больше поводов чувствовать себя виноватыми (рис. 3).

Рисунок 3

Уровни моральных норм (МН) у студентов-экстравертов и студентов-интровертов (в %)

ВО 70 ВО 50 40 30

го

о

Экстраверты Интроверты

■ Высокий "Средний "Низкий

По шкале «моральные нормы» выявляется, насколько человек придерживается моральных норм и нравственных принципов и насколько он чувствует себя виноватым при их нарушении.

Среди студентов-экстравертов есть достаточно испытуемых со всеми уровнями данного вида вины.

У большинства студентов-интровертов (69%) выявлен высокий уровень вины «моральные нормы». Такие студенты чувствуют себя виноватыми, если нарушают моральные нормы и правила поведения. Они считают, что есть вполне определенные понятия о добре и зле, справедливости и нравственности. Такие студенты стараются придерживаться твердых морально-этических принципов. Они осознают свою иерархию ценностей и стремятся, чтобы их поступки соответствовали тем жизненным ценностям, которые они для себя определили. Они стараются не нарушать общепринятые нормы и сожалеют, если такое происходит. Их ценностные ориентиры соответствуют общепринятым представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Выводы

Таким образом, гипотеза о том, что особенности переживаний чувства вины по-разному проявляются у студентов-юношей и у студентов-девушек, а также у студентов-экстравертов и студентов-интровертов подтвердилась.

Список источников

1. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности // Автореф. дис. канд. наук. СПб., 2006.

2. Белинская Е.В. Особенности переживания вины современным человеком. - URL: rasstanovki-rostov.ru/?p= 1821

3. Васильева О.С., Короткова Е.В. Комплексный подход к понятию «вина» // Прикладная психология. 2000.№ 3.

4. Горнаева С.В., Смотровая Т.Н. Специфика переживания вины и стыда у лиц с различными социально-психологическими характеристиками // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3 (11).

5. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 460 с.

6. Ильин Е.П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2016. 288 с.

7. Короткова Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому // Автореф. дис. канд. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

8. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб., Институт социологии РАН, 1995. 39 с.

9. Daly J.A., McCroskey J.C. Avoiding cоmmunication. Newbury Park, CA: Sage, 1984. 145 p.

10. Rotter J.B. Generalized expectation for internal vs. external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80 (Whole N 609).

11. Spitzberg B., Cupach W.R. Interpersonal communication competence. London: Sage publications. 1984. 242 p.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belik I.A. Feeling of guilt in connection with the peculiarities of personality development // Thesis abstract. SPb., 2006.

2. BelinskayaE.V. Features of the experience of guilt in a modern person. URL: rasstanovki-ros-tov.ru/?p=1821

3. Vasilyeva O.S., Korotkova E.V. An integrated approach to the concept of "wine" // Applied psychology. 2000. No. 3.

4. Gornaeva S.V., Smotrovaya T.N. The specificity of the experience of guilt and shame in persons with different socio-psychological characteristics // Modern studies of social problems. 2012. No. 3 (11).

5. IzardK. Psychology of emotions. SPb.: Peter, 2000.460 p.

6. IlyinE.P. The psychology of conscience. Guilt, shame, remorse. SPb.: Peter, 2016.288 p.

7. Korotkova E.V. Socio-psychological analysis of guilt and shame as a system of attitudes of the individual to himself and the other // Thesis abstract. Rostov-on-Don, 2002.

8. MuzdybaevK. Experience of guilt and shame. SPb., Institute of Sociology RAS, 1995.39 p.

9. Daly J.A., McCroskey J.C. Avoiding communication. Newbury Park, CA: Sage, 1984.145 p.

10. Rotter J.B. Generalized expectation for internal vs. external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80 (Whole N 609).

11. Spitzberg B., Cupach W.R. Interpersonal communication competence. London: Sage publications. 1984.242 p.

Статья поступила в редакцию 18.10.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 05.11.2021.

The article was submitted 18.10.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 05.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.