10. Dryuchin D. A., Yakunin N. N. Avtomobil'nye ekspluatatsionnye materialy. -Orenburg : OGU, 2008. - 146 s.
Материал поступил в редакцию 22.07.16 © Карелина А. С., Пуляев Н. Н., 2016
УДК 629.356
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗОК ЖИДКИХ ГРУЗОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Коротких Юлия Сергеевна, ассистент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А.
Тимирязева», г. Москва, РФ.
Аннотация. В статье рассмотрены виды жидких грузов, их свойства и особенности их перевозки в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: жидкие грузы; транспортировка; горюче-смазочные материалы; битум; жидкие удобрения, мазут.
FEATURES OF TRANSPORTATION OF LIQUID CARGOES IN AGRICULTURE Korotkikh Yulia Sergeevna, assistant, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.
Summary. In article types of liquid cargoes, their properties and feature of their transportation in agriculture are considered.
Keywords: liquid cargoes; transportation; fuels and lubricants; bitumen; liquid fertilizers; fuel oil.
Сельскохозяйственное производство, являясь одним из наиболее крупных грузоотправителей и грузополучателей среди отраслей народного хозяйства, перевозки грузов в основном осуществляет собственным транспортом. Значительную часть общего объема грузов, транспортируемых в сфере сельскохозяйственного производства, составляют жидкие грузы. В жидком виде транспортируются многие виды сельскохозяйственной продукции, а также сырье и материалы, необходимые для получения этой продукции (органические и минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, вода), для
обеспечения жизнедеятельности сельскохозяйственных предприятий и удовлетворения бытовых потребностей сельского населения (строительные материалы, печное топливо). Наряду с транспортными средствами, значительный объем перевозок жидких грузов в сельском хозяйстве осуществляется транспортно-тех-нологическими машинами, сочетающими транспортные функции с выполнением технологических операций (перевозка нефтепродуктов и заправка ими техники, перевозка и внесение в почву удобрений, приготовление и перевозка бетонной смеси и тому подобное) [1].
Жидкие грузы, транспортируемые в сфере сельскохозяйственного производства, по назначению можно разделить на четыре группы:
• жидкие, пищевые продукты и вода;
• жидкие удобрения и ядохимикаты;
• горюче-смазочные материалы;
• строительные материалы.
Основными физико-химическими
свойствами жидких веществ, влияющими на эксплуатационные показатели транспортных средств, являются плотность, вязкость, давление насыщенных паров, токсичность, огнеопасность.
Жидкие пищевые продукты по своим физико-химическим свойствам не представляют особых трудностей для транспортирования. Их плотность приближается к плотности воды, которая составляет основную часть большинства жидких пищевых продуктов (в молоке 87 % воды, в вине - 75.. .85 %, в пиве и квасе - свыше 90 %). Вязкость подавляющего большинства жидких пищевых продуктов также невелика и не подвержена резким изменениям при колебаниях температуры. Исключение составляют мед и патока, которые являются высоковязкими веществами, но их транспортирование производится только в таре. Давление насыщенных паров у большинства продуктов, как и у воды, невелико и его величиной при гидравлических расчетах можно пренебречь. Исключение составляют газированные жидкости (минеральные воды, шампанское и тому подобное) при перекачке которых обычными насосами во всасывающих линиях может происходить выделение растворенных в жидкости газов. В связи с этим указанные жидкости перемещают в таре транспортного средства путем пере-давливания сжатым воздухом, азотом или углекислым газом [2].
Все жидкие пищевые продукты и вода нетоксичны и неогнеопасны, поэтому опасности при транспортировании не представляют. По виду необходимости сохранения качества этих продуктов в процессе их перевозки, к соответствующим транспортным средствам предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, устанавливаются ограничения температурного режима при транспортировании и тому подобное.
При перевозке живой рыбы основной задачей является поддержание ее жизнедеятельности, для чего в транспортную емкость при помощи компрессора подается сжатый воздух и поддерживается необходимая температура воды (летом в основном - 10.14 °С, весной и осенью -4.6 °С, зимой - 1.2 °С).
К горюче-смазочным материалам, применяемым в сельском хозяйстве, относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, смазочные и гидравлические масла, мазут, печное топливо, сжиженные газы.
Автомобильный бензин является лег-кокипящей маловязкой жидкостью с большим давлением насыщенных паров, обладающей токсичными свойствами и высокой степенью огнеопасности. В связи с этим при перевозках бензина транспортные средства и тара должны быть герметичными, иметь необходимую прочность, снабжаться средствами пожаротушения и приспособлениями для предотвращения возгорания транспортируемого продукта. При наличии на транспортном средстве насоса, должна обеспечиваться его беска-витационная работа [3].
Дизельное топливо имеет более низкое давление насыщенных паров, чем автомобильный бензин и меньшую по сравнению с ним испаряемость. Токсичность и
огнеопасность дизельного топлива находится на довольно высоком уровне. У летних сортов дизельного топлива в холодное время года может значительно возраст вязкость, что затрудняет сливо-наливные операции при транспортировании этого продукта.
Смазочные масла различного назначения (моторные, индустриальные, трансмиссионные) и гидравлические масла имеют плотность выше, чем автомобильный бензин и дизельное топливо, однако этот показатель существенно не отражается на конструкции транспортных средств. Давление насыщенных паров у масел невелико и также не влияет на процесс их транспортирования. В случае проливов масла загрязняют почву и водоемы, оказывают отрицательное воздействие на флору и фауну. Эти продукты легко воспламеняются, но не склонны к взрыву при обычных температурах. Значительные затруднения при транспортных операциях вызывает высокая вязкость нефтяных масел, поэтому перекачка этих продуктов при сливо-наливных операциях осуществляется насосами объемного типа (шестеренными, винтовыми, шиберными), а для снижения их вязкости при транспортировании и перекачках средства транспортирования оборудуются подогревательными устройствами [4].
Мазут и печное топливо по своим свойствам близки к маслам и также имеют довольно высокую вязкость, которая затрудняет сливо-наливные операции, особенно в зимний период.
Сжиженные газы, используемые в качестве моторного и бытового топлива, имеют высокое давление насыщенных паров. Обычно емкости транспортных средств, предназначенных для их перевозки, рассчитываются на рабочее давление при
температуре +50 °С, что составляет около 1,7 МПа. Сжиженные газы очень огнеопасны, поэтому при их транспортировании следует принимать строгие меры противопожарной безопасности [5].
К жидким удобрениям минерального происхождения относятся безводный аммиак, аммиачная вода, комплексные удобрения - растворы аммиаков. К удобрениям органического происхождения относится жидкий и полужидкий навоз. Ядохимикаты представляют собой водные растворы химических веществ.
Жидкие удобрения минерального происхождения пожаро- и взрывобезопасны, их плотность и вязкость находится в пределах, обеспечивающих их слив и налив. Органические удобрения также являются негорючими веществами; вязкость навозной жижи зависит от количества добавляемой в нее воды и имеет достаточно высокие значения, поэтому для перекачки этих удобрений используются специальные средства [6].
Жидкие удобрения как минерального, так и органического происхождения являются довольно агрессивными по отношению к конструкционным материалам и экологически вредными продуктами. Они, как правило, обладают резким неприятным запахом и выделяют газообразные вещества, оказывающие раздражающее воздействие на слизистые оболочки носа и глаз.
Ядохимикаты являются очень токсичными веществами, поэтому при их транспортировании должны неукоснительно соблюдаться требования техники безопасности и санитарно-гигиенические правила. Другие свойства ядохимикатов не влияют на процесс их транспортирования: эти продукты негорючие и имеют низкое давление насыщенных паров [7].
К жидким строительным материалам относятся бетонные смеси, строительные растворы, битум.
При транспортировании бетонных смесей и строительных растворов основной задачей является недопущение затвердевания этих материалов в процессе перевозки к месту потребления. С целью предотвращения их схватывания при транспортировании осуществляется постоянное перемешивание строительных растворов и бетонных смесей с помощью специальных винтовых лопастей, размещенных в емкости. Остальные свойства этих продуктов, являющихся негорючими и нетоксичными веществами, имеющими низкую величину давления насыщенных
паров, особых трудностей при транспортировании не вызывают.
Битум, получивший широкое распространение при строительстве дорог и при защите от коррозии металлических конструкций, является высоковязким веществом, поэтому он обычно транспортируется в горячем состоянии (при температуре до 200 °С). Транспортные средства для перевозки битума оборудуются теплоизоляцией и системой подогрева. Битум является горючим веществом, поэтому при его транспортировании необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности. Остальные физико-химические свойства битума не создают трудностей для его транспортирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Оптимизация процессов перевозки жидких грузов в АПК. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. - 110 с.
2. Гагарский Э. А., Кириченко С. А. Зарубежный и отечественный опыт перевозок наливных, насыпных и навалочных грузов в универсальных контейнерах на прицепах логистики // Транспорт : наука, техника, управление. - 2009. - № 12. - С. 26-29.
3. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Обеспечение качества топлив-но-смазочных материалов при хранении - резерв повышения ресурса машин в АПК. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2014 - 234 с.
4. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. - 116 с.
5. Остриков В. В., Корнев А. Ю. Проблемы эффективного использования нефтепродуктов в сельскохозяйственной технике // Наука в центральной России. - 2015. -№ 1 (13). - С. 66-71.
6. Мартынов А. Л., Моргачев И. С. Повышение эффективности перевозок жидких грузов на основе применения флексии-технологий // Вестник государственного университета морского и речного флота им. Адмирала С. О. Макарова. - 2009. - №2 4. - С. 67-74.
7. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. - 2015. - № 2. - С. 49-54.
REFERENCES
1. Kovalenko V. P., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Optimizatsiya protsessov perevozki zhidkikh gruzov v APK. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2016. - 110 s.
2. Gagarskiy E. A., Kirichenko S. A. Zarubezhnyy i otechestvennyy opyt perevozok nalivnykh, nasypnykh i navalochnykh gruzov v universal'nykh konteynerakh na pritsepakh logistiki // Transport : nauka, tekhnika, upravlenie. - 2009. - № 12. - S. 26-29.
3. Bogdanov V. S., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Obespechenie kachestva toplivno-smazochnykh materialov pri khranenii - rezerv povysheniya resursa mashin v APK. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2014 - 234 s.
4. Bogdanov V. S., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Tekhnologii i sredstva obespecheniya kachestva toplivno-smazochnykh materialov v APK. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2016. - 116 s.
5. Ostrikov V. V., Kornev A. Yu. Problemy effektivnogo ispol'zovaniya nefteproduktov v sel'skokhozyaystvennoy tekhnike // Nauka v tsentral'noy Rossii. - 2015. - № 1 (13) . - S. 66-71.
6. Martynov A. L., Morgachev I. S. Povyshenie effektivnosti perevozok zhidkikh gruzov na osnove primeneniya fleksii-tekhnologiy // Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota im. Admirala S. O. Makarova. - 2009. - № 4. - S. 67-74.
7. Dorokhov A. S., Kataev Yu. V., Skorokhodov D. M. Teoreticheskoe obosnovanie klassifikatsii vkhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noy produktsii // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. - 2015. - № 2. - S. 49-54.
Материал поступил в редакцию 26.07.16 © Коротких Ю. С., 2016
УДК 656
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ
Векшин Владислав Олегович, студент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А.
Тимирязева», г. Москва, РФ.
Аннотация. В статье рассмотрено состояние транспортной инфраструктуры современных мегаполисов, в частности таких, как Москва.
Ключевые слова: автотранспорт; автодороги; мегаполис; автомобильные перевозки; транспортная сеть.
DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE LARGE CITIES OF RUSSIA Vekshin Vladislav Olegovich, student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.