Научная статья на тему 'Особенности перевоспитания лиц, совершивших правонарушение во Вьетнаме'

Особенности перевоспитания лиц, совершивших правонарушение во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перевоспитание / правонарушитель / осужденный / социальная активность / труд / трудовое воспитание / reeducation / offender / convicted / social activity / labor / labor education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская, Хоанг Ван Кыонг

Представлены образовательные методы как важный элемент перевоспитания правонарушителей во Вьетнаме; описаны требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей. Рассмотрены критерии и меры для проверки и оценки результатов воспитательно-образовательной работы с правонарушителями в России и Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская, Хоанг Ван Кыонг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RE-EDUCATION OF PERPETRATORS OF OFFENSES IN VIETNAM

Presents educational methods as an important element of the rehabilitation of offenders in Vietnam, describes the requirements for the organization of the process of rehabilitation of offenders. The authors also presented criteria and measures for testing and evaluating the results of educational work with offenders in Russia and Vietnam.

Текст научной работы на тему «Особенности перевоспитания лиц, совершивших правонарушение во Вьетнаме»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10119

© Е.А. Никитская, Хоанг Ван Кыонг, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ВО ВЬЕТНАМЕ

Екатерина Александровна Никитская,

доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,

кандидат педагогических наук, лейтенант полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: katamax@yandex.ru; Хоанг Ван Кыонг,

слушатель факультета подготовки иностранных специалистов,

рядовой полиции

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: cuongbt9x.pro@gmail.com

Аннотация. Представлены образовательные методы как важный элемент перевоспитания правонарушителей во Вьетнаме; описаны требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей. Рассмотрены критерии и меры для проверки и оценки результатов воспитательно-образовательной работы с правонарушителями в России и Вьетнаме.

Ключевые слова: перевоспитание, правонарушитель, осужденный, социальная активность, труд, трудовое воспитание.

FEATURES OF RE-EDUCATION OF PERPETRATORS OF OFFENSES IN VIETNAM

Ekaterina A. Nikitskaya,

Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities

Candidate of Pedagogical Sciences, police lieutenant Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Hoang Van Kyong, student of the faculty of training foreign specialists,

ordinary police

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Presents educational methods as an important element of the rehabilitation of offenders in Vietnam, describes the requirements for the organization of the process of rehabilitation of offenders. The authors also presented criteria and measures for testing and evaluating the results of educational work with offenders in Russia and Vietnam.

Keywords: reeducation, offender, convicted, social activity, labor, labor education.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитская Е.А., Хоанг Ван Кыонг. Особенности перевоспитания лиц, совершивших правонарушение во Вьетнаме. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):351-4.

Создание условий для изменения социальной позиции правонарушителей с целью стать полезными для общества называется перевоспитанием личности правонарушителей. Суть этого процесса заключается в изменении деструктивных взглядов и мнений в жизни правонарушителей, исправления асоциальных и антисоциальных привычек и проступков, которые раньше возникли у них. Неконструктивное поведение правонарушителей не являются их врожденной сущностью, но связаны с влиянием отрицательных факторов в семье, школе, обществе, а также недостатков в социальном административном управлении, способствующих

возникновению предпосылок и возможностей преступного поведения. Конструктивный путь развития правонарушителей может быть полностью воссоздан, если мы сможем правильно организовать процесс их перевоспитания.

Можно представить определенные требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей:

• проанализировать и классифицировать виды правонарушителей;

• определить методы, методики, формы воспитания, соответствующие тем или иным видам правонарушения;

• организовать социально-полезные формы деятельности и мероприятия, в которых участвуют правонарушители;

• определить критерии, методы проверки и оценки мер соблюдения правонарушителей на опре-деленый период.

Классификация осужденных — это разделение на определенные группы на основе таких критериев, как пол, возраст, национальность, состояние здоровья, характер и степень опасности для общества правонарушителя и другие характеристики. Цель классификации заключается в обеспечении того, чтобы воздействие перевоспитания стать соответствующим и соразмерным, чтобы помочь правонарушителю узнать о своем неправомерном поведении, какие это имеет последствия для общества, для их семей и для самих себя. Исходя из этого предполагается, что они смогут более адекватно осознать свои перспективы на будущее и конструктивно планировать собственную жизнь. Если это невозможно, то образовательные или реабилитационные меры будут малоэффективны, что усугубит разрыв между требованиями общества и государства в части исполнения правосудия и самими правонарушителями. В этом случае результаты будут пессимистичными, приведут к разочарованию в жизни и к усилению чувства неуверенности в себе.

Образовательные методы являются важным элементом перевоспитания правонарушителей с целью достижения воспитательной цели, которые указаны выше. Теоретическая и практическая реализация уголовного правосудия во Вьетнаме показывает, что можно классифицировать образовательные методы на три группы.

Первая группа включает методы воздействия на сознание и эмоциональную сферу правонарушителей, чтобы сформировать правосознание, соблюдения закона и правил социалистической жизни. Теоретической основой этой группы методов является принцип единства между сознанием и деятельностью, сочетание внутренней деятельности (сознательной деятельности) с внешней деятельностью (практической деятельностью) в процессе формировании социалистической личности осужденного. В этой группе методов органы, исполняющие судебное решение, могут ис-

пользовать методы дискурса для систематической демонстрации сущности политической, идеологической, правовой, культурной проблемы; использовать метод разговора с целью общения с осужденным по определенным темам; приводить в качестве примера и модели опыт тех осужденных, которые имели положительный реабилитационный результат.

Вторая группа включает методы организации для осужденных социально-полезных форм деятельности, которые помогут правонарушителям сформировать просоциальные привычки. Чтобы достичь нужной цели действовать необходимо постоянно, целенаправленно и планомерно. Такими формами могут быть: тренировка, зарядка утром, просмотр социально значимых программ по телевидению, в том числе вечерних новостей. В этом плане эффективным являет метод привлечения к общественно-полезным работам. Метод назначения на работы — это способ привлечения осужденного к коллективной деятельности, например, изготовление стенгазеты, участие в физическом труде, спортивных мероприятиях.

Третья группа включает такие методы как стимулирование повышения социальной активности и регулирование поведения осужденного во взаимодействии с другими. В ходе исполнения судебного решения, отношение и поведение осужденных должны оцениваться, вознаграждаться или порицаться, чтобы закрепить положительные качества, ограничить и исключить отрицательные. Это становится возможным с помощью методов соревнования, поощрения и наказания. Эти методы прописаны во многих уголовно-правовых документах Вьетнама. Например, статья 26 Положения о тюрьмах, выпущенная вместе с Указом Правительства № 60/ СР от 16 сентября 1993 года гласит, что: «заключенные могут встречаться со своими родственниками один раз в месяц (за исключением случаев, когда они наказаны), строго соблюдая правила посещения. Каждое посещение родственников не более 1 часа за исключением того, если имеется особое разрешение надзирателя (это время может быть увеличено, но не более 3 часов)» [7].

Вышеуказанные методы используются органами уголовного преследования в том числе в ходе политического образования, где ведется работа по

таким направлениям, как идеология, нравственное воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание. При этом трудовое воспитание осужденного определяется как самая важная форма перевоспитания. Теоретической основой трудового воспитания является марксистско-ленинская точка зрения на труд: труд, согласно данной концепции — это основа социального прогресса, условие удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, а также является необходимым условием развития личности. Труд представляет собой основную обязанностью каждого гражданина в обществе. Очевидно, что в большинстве случаев осужденные осуществляли социально опасные действия, находясь в хорошем состоянии здоровья, но не трудясь на благо общества должным образом. Поэтому необходимо воспитать в осужденном достойное отношение к труду в сочетании с другими формами перевоспитания.

Основным смысловым содержанием трудового перевоспитания для осужденных при исполнении уголовных решений являются:

• во-первых, трудовое воспитание является обязательной формой исполнения судебных наказаний, особенно для лиц, приговоренных к тюремному заключению. Воспитание, реабилитация осужденного невозможны без этой формы;

• во-вторых, трудовое воспитание должно комбинироваться с другими методами и формами педагогического воздействия, такими как получение среднего образования, правовая и профессиональная подготовка, политическая информация и прочее. При этом является необходимым участие в мероприятиях в области культуры, искусства, физической культуры и спорта, соответствующих каждому виду наказания или судебной меры;

• в-третьих, сочетание трудового воспитания с другими формами педагогического воздействия зависит особенностей и степени социальной опасности совершенного правонарушителем преступления.

На основе этих методов и форм воспитания в процессе исполнения уголовных дел, органы и их подразделения, исполняющие уголовные наказания, должны организовать осужденным обществен-

но-полезные мероприятия. Для этого необходимо привлекать специалистов, в том числе коллективных, которые способны воспитывать личность в духе социалистических ценностей. Эти группы прежде всего должны формировать позитивную психосоциальную среду, которая непосредственно влияет на каждого осужденного. Органы, исполняющие судебное решение, должны принимать меры для обеспечения специалистам возможностей получения политических, идеологических, моральных, просоциальных основ личностных качеств, использовали их для формирования сознания и поведения каждого осужденного.

Еще один важный вопрос, который необходимо уточнить, — это формулирование критериев и мер для проверки и оценки результатов воспитательно-образовательной работы с правонарушителями. Русский профессор М.А. Ефимов предложил такие критерии применительно к несовершеннолетним лицам, приговоренным к тюремному заключению. Это представлено следующим образом [8]:

1) хорошее отношение к труду;

2) старательность в процессе обучения;

3) уважение и соблюдение всех режимных предписаний и правил пребывания в месте заключения;

4) активное участие в культурных, физических и спортивных мероприятиях, а также в других социально-полезных мероприятиях.

Практика системы исполнения наказания во Вьетнаме показывает, что для оценки результатов достижения воспитательных целей применительно к правонарушителям, можно основываться на следующих критериях:

• положительное отношение к деятельности осужденного отражается в том, что он или она всегда завершает свою работу, превышает план работы на производстве, имеет инициативу по увеличению производительности труда;

• положительная оценка исполнения осужденным правил и дисциплины учреждения проявляется в том, что он всегда соблюдает все режимные предписания и правила, не нарушает закон и не подвергается какой-либо форме порицания в процессе исполнения наказания;

• желание повышения профессиональных навыков и повышение уровня образования осужден-

ных отражается на серьезности их подхода в процессе обучения;

• активность участия в коллективной деятельности осужденного проявляется в полном включении в эту деятельность, ответственном отношении к действиям коллектива, добросовестном исполнении задач, поставленных органом исполнения судебного решения;

• наличие желания улучшить свою материальную и духовную жизнь, ориентируясь на чтение книг и газет, заинтересованности внутренними и международными политическими проблемами, а также активное участие в мероприятиях в области культуры, физической культуры и спорта.

• стремление к полезным для людей и общества в целом видам деятельности, а также искреннее раскаяние в совершенных преступлениях. Можно считать, что если осужденный отвечает

всем вышеперечисленным требованиям и критериям, то воспитательно-образовательные действия по отношению к правонарушителю являются эффективными. Если какие-либо критерии не реализованы, то органам по уголовному праву необходимо выяснить причины, препятствующие реализации необходимых методов и форм воспитательной работы.

Литература

1. Алпатова О.Б., Евсеева И.Г. Педагогическая психология: учебное пособие / О.Б. Алпатова; И.Г. Евсеева. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.

2. Евсеева И.Г. Правовое воспитание как условие позитивной социализации подростков с деви-антным поведением. В сборнике: Правовое воспитание молодежи: семья и социум сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017.

3. Правительственное положение о тюрьмах (Вьетнам). Режим доступа: https://luatvietnam.vn/an-ninh-trat-tu/nghi-dinh-60-cp-chinh-phu-2737-d1.html

4. Рахматулин З.Р. Непенитенциарный режим ограничения свободы: эффективность и средства обеспечения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск, 2018.

5. Dynamics of The Value-Motivation Sphere Under The Influence of Socio-Psychological Correction in a Person Prone To Deviant Behavior || Valentina B. Salakhova, Tatiana I. Shulga, Maria A. Erofeeva, Irina V. Ulyanova, Olga B. Malkina, Elena M. Klimova, Sergey L. Evenko || Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM) ISSN: 2251 — 6204 D0I:10.26655/ mjitm.2018.12.1 Vol. 8, Issue 12, December. 2018.

6. Erofeeva M., Khramtsova F. Social immunity youth//Japanese Educational and Scientific Review, 2015, № 1 (9). (Junuary—June). Volume XII «Tokyo University Press». 2015.

7. https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Linh-vuc-khac/Nghi-dinh-60-CP-Quy-che-trai-giam-38627.aspx

8. https://education.law-books.ru/oip/2016/5/ oip_5_16.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.