Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В КАТЕГОРИЮ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В КАТЕГОРИЮ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ПУБЛИЧНАЯ КАДАСТРОВАЯ КАРТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чупина Ирина Павловна, Симачкова Наталья Николаевна

В статье рассматривается правовые аспекты перевода земель и земельных участков из одной категории в другую особо охраняемых территорий, с точки зрения роли данных правовых процессов, влияющих на защиту и охрану окружающей среды. Авторы анализируют правовой режим перевода земель в особо охраняемых территорий согласно делению данных земель на подкатегории и особому режиму защиты данных земель, земельным, экологическим, административным и уголовным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чупина Ирина Павловна, Симачкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRANSFERRING LANDS AND LAND PLOTS INTO THE CATEGORY OF SPECIALLY PROTECTED TERRITORIES

In the article the legal aspects of transfer of lands and land plots from one category to another of specially protected territories, from the point of view of a role of these legal processes influencing protection and preservation of the environment are considered. The authors analyze the legal regime of transfer of lands in specially protected territories according to the division of these lands into subcategories and the special regime of protection of these lands by the land, ecological, administrative and criminal legislation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В КАТЕГОРИЮ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

Столыпинский вестник №1/2022

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 349.4

DOI 10.55186/27131424 2022 4 2 2

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В КАТЕГОРИЮ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

PECULIARITIES OF TRANSFERRING LANDS AND LAND PLOTS INTO THE CATEGORY OF SPECIALLY PROTECTED TERRITORIES

Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург

Chupina, IP. irinacupina716@gmail .com Simachkova N. N. nikolina73 @yandex. ru

Аннотация

В статье рассматривается правовые аспекты перевода земель и земельных участков из одной категории в другую особо охраняемых территорий, с точки зрения роли данных правовых процессов, влияющих на защиту и охрану окружающей среды. Авторы анализируют правовой режим перевода земель в особо охраняемых территорий согласно делению данных земель на подкатегории и особому режиму защиты данных земель,

земельным, экологическим, административным и уголовным законодательством.

Abstract

In the article the legal aspects of transfer of lands and land plots from one category to another of specially protected territories, from the point of view of a role of these legal processes influencing protection and preservation of the environment are considered. The authors analyze the legal regime of transfer of lands in specially protected territories according to the division of these lands into subcategories and the special regime of protection of these lands by the land, ecological, administrative and criminal legislation.

Ключевые слова: особо охраняемые территории, земельные участки, публичная кадастровая карта, государственная регистрация объектов недвижимости.

Keywords: specially protected territories, land plots, public cadastral map, state registration of real estate objects.

Важным принципом земельного законодательства является сбережение ценных земель, земель особо охраняемых территорий, особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, прочих особо ценных земель для иных целей.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов не одинакова, и содержит в себе некоторые субкатегории, включая особо охраняемые природные территории природоохранного назначения, рекреационного, историко-культурного, особо ценных земель.

Решения относительно того, чтобы отнести определенные земли к особо охраняемым территориям с созданием на них особого правового режима реализуются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления. На данных территориях имеется особый правовой режим применения таких земель,

который либо ограничивает, либо запрещает некоторые виды деятельности, которые противоречат основному их назначению.

Как отмечает Е.И. Хлуднев, регулирование отношений, которые связаны с осуществлением перевода данных земель в прочую категорию значительно изменилось после того, как был принят ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172 - ФЗ[1]. Если раньше соответствующие вопросы определялись отдельными правилами поведения, содержащимися в различных федеральных законах, посвященных тем или иным конкретным видам особо охраняемых территорий и объектов, то сейчас можно говорить о систематизации данных норм [7].

В соответствии с указанным нормативно - правовым актом перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в иную категорию может быть осуществлён только при положительных заключениях государственной, а так же иных законодательно установленных экспертиз. Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, как отмечает С.В. Романов, служит основанием для отказа в переводе.

Под экологической экспертизой, в соответствии со ст.1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.1.1995 г. № 174 - ФЗ, подразумевается проверка того, насколько соответствует документация, которая обосновывает экологическую экспертизу хозяйственной, прочей деятельности экологическим требованиям, отмеченным законодательством в сфере охраны окружающей среды, техническими регламентами, для того, чтобы устранить отрицательное влияние данной деятельности на окружающую среду [4].

Данная экспертиза проводится специально уполномоченным органом государственной власти в сфере экологической экспертизы (Росприроднадзор) и органами государственной власти субъектов РФ.

Под положительным заключением экологической экспертизы, в свою очередь, понимается признание невозможности использования земель по целевому назначению из - за утраты особого природоохранного, историко-

культурного, научного, рекреационного, эстетического, оздоровительного или иного ценного значения[5].

Историко - культурная и научная ценность особо охраняемых земель определяется такими факторами, как наличие на них исторических и культурных памятников, сообществ животных и растительных организмов, редких ландшафтов и так далее. Ценность земель рекреационного назначения обусловливается возможностью их использования для организации туризма, отдыха и спортивной деятельности граждан. Такая возможность может быть утрачена, например, вследствие радиоактивного загрязнения земель[3].

Природоохранное значение земель особо охраняемых территорий определяется их экологическими функциями (например, охрана лесов). Невозможность выполнения данных функций может повлечь, в частности, прекращение существования лесов вследствие лесных пожаров.

В.А. Буров указывает на возможность обратимой и необратимой утраты особо ценного значения земель, однако в законодательстве отсутствует уточнение на счёт того, необходимо ли учитывать возможность восстановления землями свойств, которые придавали им особо ценное значение, или же достаточно ограничиться только констатацией их утраты [6]. Отсутствие указанной оговорки приводит на практике к созданию заинтересованными лицами усиленного антропогенного воздействия на участки особо охраняемых территорий. В качестве примера можно рассматривать поджоги, приводящие к лесным пожарам и заражение деревьев разнообразными болезнями с последующей фиксацией данных событий в заключениях уполномоченных органов для обоснования необходимости перевода. В связи с этим, по мнению автора, необходимо в Законе о переводе учесть возможность восстановления свойств земель и разрешать их перевод в другую категорию, только если такое восстановление невозможно.

Следует сказать, что имеется такой случай, где федеральный закон дает возможность поменять целевое назначение земель особо охраняемых

территорий. По ст.12 ФЗ «О территориях традиционного

природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», можно отметить, что изъятие участков, которые расположены на территориях традиционного природопользования возможно для нужд государственных, а также муниципальных, предоставляя равноценные земельные участки лицам, которые принадлежат малочисленным народам (общинам) [2].

Также необходимо помнить, что вопрос о том, чтобы перевести данные земли принимает во внимание требования установленные ГК РФ, другими словами, помимо заключения, предоставленного государственной экологической экспертизы, необходимо согласование документов территориального планирования муниципалитета компетентными органами.

Следовательно, перевод земель особо охраняемых территорий в прочую категорию, которая реализуется если есть положительные заключения государственной экологической экспертизы и прочих экспертиз, которые установлены федеральными законами по законодательству РФ об охране окружающей среды в случае, если они не могут использоваться в соответствии со своим целевым назначением по причине утраты особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и прочего ценного значения.

Библиографический список

1. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую [Текст]: ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ -2004. - №52. - Ст. 5276.

2. Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (последняя редакция) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru.

3. Бравок К.А. Проблемы процесса ведения землеустройства и кадастра [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru.

4. О составе и порядке подготовки документации о переводе земель особо охраняемых территорий в земли иных (других) категорий: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Аксёнова Е.Г., Гаранова М. В. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра [Электронный ресурс]: https: //cyberleninka.ru.

6. Буров, В.А. Научно - практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (постатейный) / В.А. Буров. -Юстицинформ, 2011.

7. Хлуднев Е.И. К вопросу о переводе земель особо охраняемых территорий в другие категории [Текст] // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. - 2016. - С.203.

Bibliographic list

1. On the transfer of land or land plots from one category to another [Text]: Federal Law of December 21, 2004 N 172-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation - 2004. - No. 52. - Art. 5276.

2. Federal Law of 07.05.2001 N 49-FZ (last edition) "On the territories of traditional nature management of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation" // "Consultant Plus". - Access mode: http: //www. consultant.ru.

3. Bravok K.A. Problems of the process of conducting land management and cadastre [Electronic resource]: https://cyberleninka.ru.

4. On the composition and procedure for preparing documentation on the transfer of lands of specially protected areas to lands of other (other) categories: Decree of the Government of the Russian Federation of 01.28.2006 No. 48 [Electronic resource] // "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru.

5. Aksenova E.G., Garanova M.V. Actual problems of land management and cadastre [Electronic resource]: https://cyberleninka.ru.

6. Burov, V.A. Scientific and practical commentary to the Federal Law of December 21, 2004 No. 172 - FZ "On the transfer of land or land plots from one category to another" (item-by-item) / V.A. Burov. - Yustitsinform, 2011.

7. Khludnev E.I. On the issue of transferring lands of specially protected territories to other categories [Text] // Scientific research and development in the era of globalization. - 2016. - P.203.

© Чупина И.П., Симачкова Н.Н., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.

Для цитирования: Чупина И.П., Симачкова Н.Н. Особенности перевода земель и земельных участков в категорию особо охраняемых территорий// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.