отдельных объектов инвестиций; спрогнозировать расходы городского бюджета на среднесрочную перспективу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под ред. В.И. Шеина.- М., РИЦ «Муниципальная власть», 2001.
2. Колтунова О.А. Оптимизация процесса распределения инвестиционных ресурсов на уровне города // Научные труды VI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Книга «Экономика», I часть.- Москва, 2003.
3. Колтунова О.А. Формирование пакетов инвестиционных проектов и программ на территории муниципального образования // Известия ТРТУ. Специальный выпуск. Материалы ХЫХ научно-технической и научно-методической конференций профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. № 1 (36).
А.В. Кострова
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА БЮДЖЕТА Г. ТАГАНРОГА НА КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Начиная с 2000 г., в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации, исполнение бюджета города осуществлялось на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый счет бюджета и финансирование главных распорядителей и получателей бюджетных средств с единого счета бюджета города. Так, в 2000 г. были закрыты счета бюджета города во всех коммерческих банках, зачисление доходов в бюджет города и их расходование осуществлялось через единый счет бюджета г. Таганрога, открытый в РКЦ г. Таганрога вплоть до 1.01.2004 г., там же обслуживалось большинство получателей бюджетных средств. Это позволило упорядочить и усилить финансовый контроль, эффективно управлять бюджетными средствами и принимать оперативные финансовые решения. За последние два года Финансовым управлением города были разработаны и приняты нормативные акты, направленные на повышение эффективности бюджетного процесса и управления финансами, способствующие совершенствованию процедуры формирования и исполнения бюджета города. 25 апреля 2002 г. решением городской Думы № 277 было утверждено положение «О порядке организации исполнения бюджета города Таганрога», определяющее основания, порядок и условия проведения платежей Финансовым управлением города при исполнении бюджета города; основания и порядок исполнения обязательств Финансовым управлением города, главными распорядителями и получателями средств бюджета города по заимствованиям, поручительствам, муниципальным гарантиям и хозяйственным договорам; порядок формирования, рассмотрения и утверждения кассового плана исполнения бюджета города, а также внесений в него изменений; организацию документооборота между Финансовым управлением города, главными распорядителями и получателями средств бюджета города; права, обязанности и ответственность участников процесса исполнения бюджета города. Ежегодно утверждается Постановление Администрации г. Таганрога «О разработке концепции бюджетной и налоговой политики города Таганрога, проекта бюджета г. Таганрога на очередной финансовый год», план соответствующих мероприятий, 30 октября 2002 г. принято решение городской Думы «О составе показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте бюджета г. Таганрога на очередной финансовый год и документов, составляемых одновремен-
но с проектом бюджета города Таганрога». 27 ноября 2003 г. утверждено положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Таганроге», которым регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета г. Таганрога, утверждения и исполнения бюджета, контроля за его исполнением. Совершенствование бюджетного процесса в городе позволило своевременно обеспечить финансирование основных социально значимых расходов, повысить качество планирования расходов и доходов. Как следствие - на протяжении трех лет не допускалось возникновение просроченной кредиторской задолженности по заработной плате, различным социальным выплатам перед работниками бюджетной сферы.
В прошлом году Администрацией Ростовской области было рекомендовано муниципальным образованиям перейти на кассовое обслуживание в отделения федерального казначейства. Но, в соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решение о способе реализации казначейского исполнения бюджета. Варианты реализации казначейского исполнения местных бюджетов: либо создается муниципальное казначейство в составе муниципальных финансовых органов, либо заключается договор о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета с органами федерального казначейства.
Создание муниципального казначейства позволило бы решить комплекс городских задач, обеспечить маневренность их решения, автоматизировать весь бюджетный процесс - от Финансового управления г. Таганрога - органа, исполняющего бюджет, до конечного получателя бюджетных средств - поставщика услуг. К сожалению, в связи с дефицитом средств, город не может себе позволить приобрести соответствующее программное обеспечение (2-3 млн руб.). После финансирования нормативных расходов (зарплата, питание, медикаменты, коммунальные платежи и другие социальные статьи), средства бюджета направляются на погашение кредиторской задолженности по жилищным субсидиям малообеспеченным гражданам города, которая образовалась в результате превышения фактических начислений над суммами, предусмотренными в соответствии с методикой определения межбюджетных отношений между областью и городом при формировании бюджета (на 1.01.2004 г. просроченная задолженность перед поставщиками коммунальных услуг за предоставленные субсидии гражданам города составила 33 млн руб.).
В настоящее время Финансовое управление г. Таганрога располагает программным обеспечением «АИСБП» («Автоматизированная информационная система бюджетного процесса»). Программное обеспечение АИСБП было разработано в 1997 г. специально в качестве электронного казначейства Санкт-Петербурга и обеспечивало организацию и технологическую поддержку бюджетного процесса с использованием казначейского способа исполнения, согласно требованиям, действовавшим на тот момент. В 1999 г. данная программа была безвозмездно передана Министерству финансов Ростовской области для использования без дальнейшего сопровождения со стороны разработчиков. Внедрение АИСБП в Финансовом управлении г. Таганрога началось в 2002 г. В процессе внедрения был выявлен ряд недостатков, которые обусловлены тем, что АИСБП была передана в урезанном виде, выходные формы ориентированы на казначейство Санкт-Петербурга, а также слабой сервисной поддержкой, предоставляемой Министерством Финансов Ростовской области.
Изменения в программном обеспечении АИСБП, осуществленные отделом информатизации Министерства финансов Ростовской области, носят локальный, косметический характер и в первую очередь ориентированы на проблемы, которые возникают при использовании программного обеспечения на уровне Министерства финансов Ростовской области. Исходя из вышеизложенного, осуществлять пере-
ход на казначейское исполнение бюджета города, используя ПО «АИСБП», было нецелесообразно, ввиду отсутствия перспективы развития указанного программного продукта.
В связи с отсутствием средств на приобретение нового программного обеспечения, создание собственного муниципального казначейства в 2003 г. стало невозможным. И с 1.01.2004 г, в соответствии с требованиями закона РФ «О федеральном бюджете на 2004 г.», бюджет г. Таганрога, как и всех муниципальных образований Ростовской области, был переведен на кассовое обслуживание в отделение федерального казначейства по г. Таганрогу. Во избежание проблем, связанных с переходом на обслуживание в казначейство, Финансовым управлением г. Таганрога была проведена подготовительная работа - составлен регламент документооборота по кассовому обслуживанию бюджета города между Финансовым управлением и ОФК по г. Таганрогу, приняты нормативные акты, приказы Финансового управления об организации работы отделов Финансового управления по казначейскому исполнению бюджета города; неоднократно проводились семинары с главными распорядителями и получателями бюджетных средств по вопросам перехода на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства, учета средств, полученных муниципальными учреждениями от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности (ранее средства зачислялись на счета муниципальных учреждений, минуя единый бюджетный счет).
Все вышеуказанные мероприятия, а также принятие бюджета города до начала финансового года позволили досрочно составить и утвердить сводную бюджетную роспись бюджета г. Таганрога на 2004 г., сформировать лимиты бюджетных обязательств на 2004 г., довести до главных распорядителей средств бюджета росписи. Таким образом, в этом году мы одними из первых в области начали кассовое обслуживание бюджета города в полном объеме с учетом поступающих доходов учреждений от предпринимательской деятельности и их разассигновки в отделении федерального казначейства.
Плюсы перехода на кассовое обслуживание в казначейство - это предварительный контроль целевого использования бюджетных средств всех бюджетополучателей - проверка наличия договоров, актов сверок, счетов-фактур. Своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, внесение изменений и дополнений в сметы доходов и расходов бюджетополучателей. До обслуживания в ОФК по г. Таганрогу сотрудниками Финансового управления осуществлялся предварительный контроль документов только главных распорядителей и прямых получателей бюджетных средств, основанием для финансирования главного распорядителя являлась бюджетная роспись, для прямого получателя - договор, акт выполненных работ, протокол конкурсной комиссии. Подведомственные учреждения контролировались главным распорядителем бюджетных средств (для образовательных учреждений - это Управление образования г. Таганрога, для лечебно-профилактических учреждений - Управление здравоохранения г. Таганрога и т.д.). Последующие проверки целевого использования бюджетных средств муниципальными учреждениями, проводимые сотрудниками Финансового управления, показали, что контроль со стороны главных распорядителей осуществлялся не на должном уровне, выявлено много фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, несвоевременное доведение до бюджетополучателей уведомлений о внесении изменений и дополнений в сметы доходов и расходов.
Минусы перехода на кассовое обслуживание в казначейство: остаются нерешенными проблемы автоматизации процесса планирования бюджета города и составления бюджетной росписи, подготовки отчетности, оперативного контроля договоров муниципального заказа - бюджетных обязательств.
На основании представленных клиентом платежных документов, оформленных надлежащим образом, отделение федерального казначейства на день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, отразив выполненную операцию на лицевом счете клиента. Разрешительная надпись на подтверждение исполнения денежных обязательств совершается отделением федерального казначейства в течение 3-х дней с момента представления документов, тогда как ранее, при обслуживании бюджета города в РКЦ г. Таганрога, платежи осуществлялись в течение 1 дня. Таким образом, время прохождения документов увеличилось. Например, в настоящее время с момента перечисления средств с единого счета бюджета до поставщика услуги проходит 5-6 дней, при обслуживании в РКЦ г. Таганрога все платежи проходили в один - два дня.
Исходя из вышеизложенного, при наличии финансовых ресурсов в г. Таганроге целесообразно создание своего муниципального казначейства; вся нормативная база для этого имеется, автоматизировать бюджетный процесс считаю необходимым. Вместе с тем, возможно обслуживание и в органах федерального казначейства, возможные преимущества и недостатки каждого из вариантов нуждаются в дополнительном исследовании.
Е.В. Пахомов
ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА
И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В настоящее время актуальным является так называемый процессный подход к разработке и продвижению систем управления электронными документами. Более того, анализ специальной литературы показывает, что интерес пользователя к процессно-ориентированным системам растет.
Сущность данного подхода применительно к системам электронного документооборота заключается в следующем.
Работа с документами неразрывно связана с основной деятельностью предприятия и составляет в ней весомую долю. При этом возникает задача автоматизации всего документооборота, а не только его официальной части. Это требует расширения круга автоматизируемых операций с документами: от регламентируемых нормами российского делопроизводства операций регистрации и контроля исполнения до операций, касающихся всех аспектов деятельности предприятия, связанных с работой с документами. Тогда и требуется выделение и анализ бизнес-процессов. Иными словами - построение функциональной модели предприятия.
Как известно, стадия формирования требований к информационной системе является одной из важнейших стадий, предваряющих процесс проектирования. Одним из этапов данной стадии является проведение обследования автоматизируемого объекта и построение моделей его деятельности. Существуют два вида моделей - модель «As Is» (буквальный перевод - «как есть») и модель «To Be» («как должно быть») [1]. Каждая из них отражает как информационный, так и функциональный аспект деятельности организации.
Методология структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analysis and Design Technique) разработана специально для построения функциональных моделей сложных систем. Зачастую она используется для построения моделей «As Is» и «To Be». Методология получила широкое применение в военных, промышленных и коммерческих организациях США. На ее основе и по инициативе Министерства обороны США был разработан стандарт IDEF0, утвержденный в качестве федерального стандарта.