Научная статья на тему 'Особенности перераспределения рентных доходов в социально ориентированной экономике'

Особенности перераспределения рентных доходов в социально ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТНЫЕ ДОХОДЫ / РЕНТНАЯ ЭКОНОМИКА / RENT INCOMES / RENT ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комолева На

В статье рассматриваются возможности перераспределения рентных доходов в социальных, природно-воспроизводственных, инновационных и антикризисных целях через различные фискальные механизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF REDISTRIBUTION OF RENT INCOMES IN THE SOCIALLY FOCUSED ECONOMY

The article deals with possibilities of redistribution of rent incomes in social, nature-reproduction, innovative and antirecessionary purposes through various fiscal instruments

Текст научной работы на тему «Особенности перераспределения рентных доходов в социально ориентированной экономике»

♦-----------------

УДК 330.564.222.2

------------♦

Н.А. Комолева

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕНТНЫХ ДОХОДОВ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассматриваются возможности перераспределения рентных доходов в социальных, природно-воспроизводственных, инновационных и антикризисных целях через различные фискальные механизмы. Ключевые слова: рентные доходы, рентная экономика.

N.A. Komoleva

ASPECTS OF REDISTRIBUTION OF RENT INCOMES IN THE SOCIALLY FOCUSED ECONOMY

The article deals with possibilities of redistribution of rent incomes in social, natu re-reproduction, innovative and anti-

recessionary purposes through various fiscal instruments.

The key words: rent incomes, rent economy.

Различные трактовки ренты актуализируют разные аспекты этой экономической категории. Первоначально категория «рента» рассматривалась как элемент микроэкономической теории. Затем рамки теории ренты расширились, и она приобрела характер макроэкономической теории. Это связано с тем, что любая экономика имеет рентную составляющую. Принципиальным является вопрос, насколько значима рентная составляющая в совокупном доходе страны.

По данным Д. Львова, В.Макарова и Г. Клейнера, в России рентный доход измеряется величиной порядка 4560 млрд дол. США в год [1]. Эта цифра определяется из расчета всего объема поставляемой продукции в мировых ценах как на внутренний, так и на внешний рынок. Иначе говоря, чтобы получить всю величину потенциальной ренты, надо всю ее поставлять на мировой рынок или предварительно повысить и уравнять с мировыми ценами внутренние цены на сырье, по тем еще оставшимся видам, где такая разница существует. Именно на эту величину отличаются официальная и расчетная оценки чистого продукта общества.

В отличие от многих других стран основной вклад в прирост совокупного чистого дохода России вносит не труд и даже не капитал, а рента - доход от использования земли, территории страны, ее природных ресурсов, магистральных трубопроводов, средств сообщения (транспорта и современных средств связи), монопольного положения производителей важных видов продукции, пользующихся повышенным спросом на рынке. Изменения в системе экономических отношений проявляются в том, что рентный фактор не всегда обеспечивает формирование рентного дохода, а нерентные в классическом понимании факторы формируются в рентные и обеспечивают возможность получения ренты экономическими субъектами.

Этот факт позволяет утверждать, что экономическая система, сформировавшаяся на постсоветском пространстве на основе несбалансированной системы власти, - это «рентная экономика» перераспределительного типа с доминированием рентных интересов и рентоориентированного поведения. Устойчивый характер получения огромного по масштабам рентного дохода в мировой экономике дал основание для гипотезы о

зарождении нового типа капитализма - рентного капитализма.

Важнейшим субъектом рентного дохода в настоящее время является государство, которое в силу своего положения и изменения роли в современном обществе имеет возможность экономически реализовывать свою монопольную власть через ренту, формировать условия получения рентного дохода для других субъектов (например, через систему государственного заказа). Это говорит о том, что круг субъектов рентных отношений существенно расширяется. Рентные отношения приобретают системный характер и новые формы проявления.

Функцией рентных доходов как категории производства является компенсационная (возмещение общественно необходимых затрат труда); функцией рентных доходов как категории распределения является фискальная (обеспечение доходной части госбюджета); функцией рентных доходов как категории потребления является стимулирующая (стимулирование более эффективного хозяйствования).

Фискальная функция в противовес компенсационной и стимулирующей предполагает направление средств в единый бюджет государства или иного публично-правового образования без указания на то, как должны использоваться полученные средства. Таким образом, в экономической литературе существуют две точки зрения на перераспределение рентных доходов.

1. Целевой характер использования (преобладает компенсационная и стимулирующая функция). Целевые налоги - форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий, на определенные цели, например налог с владельцев транспортных средств для содержания шоссейных дорог или налог в экологический фонд. Характерным для таких налогов является то, что они обладают всеми основными признаками налога, однако некоторые из них применительно к целевым налогам проявляются особым образом. Это, в частности, касается таких признаков налога, как его социальная обусловленность и безвозмездность. Взимание же целевых налогов обусловлено конкретной социально значимой программой, реализация которой предусмотрена конкретными действующими федеральными законами. Целевой налог в оп-

ределенных случаях может приобретать некоторую частичную возмездность - его уплата может быть связана с некоторым встречным предоставлением. Предполагается, что плательщик с большей охотой платит подобные налоги, так как создается видимость обмена денег на блага, т.е. целевой налог становится маркированным. В 90-е гг. ХХ в. в России такими целевыми налогами были налоги, служащие источниками образо -вания дорожных фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Например, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве в 1994 г. уплачивался целевым образом на реконструкцию Московской кольцевой автодороги.

В налоговых системах развитых стран целевые налоги сохраняются в основном как источник доходов местных бюджетов. В ФРГ существовал конъюнктурный налог, поступающий в конъюнктурный фонд и используемый для финансирования экономики в периоды спада. В СССР целевые налоги вводились в 1920 - 1930-е гг. как дополнительный источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы с эпидемиями, улучше -ния жизни детей, расширения культурного и жилищного строительства (квартирный налог, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства).

Начиная с середины 90-х гг. ХХ в. на федеральном и региональном уровнях управления в качестве одной из форм организации финансовых отношений, призванной обеспечить финансирование на постоянной основе определенных направлений расходов, широко ис -пользовались целевые бюджетные фонды (ЦБФ).

В качестве примера субъекта РФ, в котором была развита система ЦБФ, можно привести г Москву. В соответствии с законом г Москвы «О бюджете города Москвы на 2003 год» в состав бюджета города были включены территориальный дорожный фонд, территориальный экологический фонд, фонды развития территорий города Москвы, фонд безопасности дорожного движения, инвестиционный фонд, фонд рекламы и городской информации, фонд квотирования рабочих мест в городе Москве.

В 2001 г. большинство целевых бюджетных фондов было упразднено, а их расходы были переданы в федеральный бюджет и осуществляются теперь на общих основаниях. Единственным фондом, просуществовавшим до 2005 г., стал целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии, формируемый за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран. Из данного целевого бюджетного фонда финансировались мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсировались организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)». Упразднение всех целевых бюджетных фондов было связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расходы зачастую неэффективны.

Таким образом, в настоящее время при перераспределении ренты предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей ресурсов, т.е. прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. В рамках проводимой в России налоговой реформы с 1 января 2002 г. введен в действие налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть.

Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в 2008 г. поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд руб., в том числе на добычу нефти - 1 493,0 млрд руб., на добычу газа горючего природного - 90,5 млрд руб.; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 8,4 млрд руб. По сравнению с 2007 г. поступления НДПИ выросли на

Т а б л и ц а 1

Доля федеральных целевых бюджетных фондов в расходах федерального бюджета, %*

Целевой бюджетный фонд 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Федеральный дорожный фонд РФ 2,93 4,21 5,28 4,27 5,14 4,22 - - -

Федеральный экологический фонд РФ 0,01 0.01 0,01 0,01 0.03 0,02 - - -

Фонд социального развития Департамента налоговой полиции РФ 0,16 0,86

Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ 0,81 0,17 - - - - - - -

Фонд развития таможенной системы РФ 0,79 0,81 1,09 0,6 0,63 - - - -

Государственный фонд борьбы с преступностью 0,10 0.07 0,07 0,06 0.06 0,05 - - -

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы - - 1,04 0,64 0,63 0,58 - - -

Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ 0,28

Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ - - - 0,34 - - - - -

Фонд Министерства РФ по атомной энергии - - - 0,49 - 1,57 1,16 0,71 0,6

Фонд восстановления и охраны водных объектов - - - - 0,07 0,04 - - -

Фонд содействия военной реформе - - - - 0,43 - - - -

Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов - - - - 0,68 0,6 - - -

* Источник: иК1_: http://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary910.htm

42,9%. В январе-марте 2009 г. НДПИ поступило в федеральный бюджет 169 млрд руб., в том числе на добычу нефти - 143 млрд руб. По сравнению с январем-мартом 2008 г. поступления НДПИ снизились в 2,2 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 89,9 дол. в декабре 2007 г. - феврале 2008 г. до 41,1 дол. в декабре 2008 г. - феврале 2009 г., или на 54%) и снижением объемов добычи природного газа в декабре 2008 г. - феврале 2009 г. на 10% по сравнению с декабрем 2007 г. - февралем 2008 г.

В настоящее время рента нередко ассоциируется с налогом на добычу полезных ископаемых. На самом деле действующий Налоговый кодекс РФ не содержит понятия ренты. Как следует из определения налога и сбора, налог должен обладать следующими признаками : обязательность, индивидуальная возмездность, денежная форма уплаты, принудительность, взимается компетентными органами на основании федерального закона. Вместе с тем из определения ренты следует, что это периодический платеж, выплачиваемый в рамках гражданско-правовых обязательств, не имеющий ничего общего с налогами и публично-правовым регулированием.

Существующая система перераспределения рентных платежей (отмена целевых бюджетных фондов и введение единого налога на добычу полезных ископаемых) выполняет фискальную функцию, но не выполняет компенсационную и стимулирующую функции. В частности, единый налог на добычу полезных ископаемых не улавливает сверхприбыль, возникающую при более благоприятных природных условиях хозяйствования, и не заинтересовывает недропользователей в эффективном использовании природного ресурса. Дело в том, что затраты в сырьевом комплексе носят ступенчатый характер, достигая своего минимума при полном освоении месторождения, а затем при его исчерпанности снова увеличиваются. Вполне понятно, что действие единой ставки налога не заинтересовывает разработчиков сырья добиваться максимального извлечения природного ресурса из месторождения.

Для усиления компенсационной и стимулирующей функции рентных платежей предлагается дифференциация налогообложения, а именно установление дифференцированного порядка исчисления НДПИ в зависимости от различных факторов, через систему корректирующих коэффициентов. В настоящее время предусмотрено лишь использование коэффициента динамики мировых цен на нефть.

Однако вопрос стоит не только в том, чтобы изъять ренту. Прежде всего государство, власть должны определиться с национальной стратегией, моделью роста, программой развития. Нерациональное распределение рентных доходов может оказывать негативное воздействие на экономический рост и на утверждение демократии, поскольку оно зачастую препятствует развитию институтов и ценностей, имеющих важнейшее значение с точки зрения открытой рыночной экономики и политических свобод: гражданских прав, верховенства закона, защиты прав собственности и участия народа в политической жизни страны. Если проанализировать динамику индекса развития человеческого капитала (ИРЧП), то отмечается следующая корреляция. Стра-

ны, имеющие большие запасы природных ископаемых и умело использующие свои рентные доходы, устойчиво занимают верхние строчки в данном рейтинге.

Норвегия занимала первое место в рейтинге ИРЧП в 1995 и 2000 гг., в 2005 г. заняла вторую строчку уступив место Исландии. Объединенные Арабские Эмираты демонстрирует существенный прирост ИРЧП (+134) при отрицательных темпах экономического роста (-2,6%). Интересна также ситуация в Омане. Прирост ИРЧП в этой стране составил 327 пунктов (с 0,487 до 0,814), что позволило подняться с 67-го на 58-е место в рейтинге. При этом темпы экономического роста в Омане умеренные - 1,8%, а ВВП на душу населения - 15 602 дол. (45-е место в мире). Существенно улучшились показатели ИРЧП в Чили (+124), в Бахрейне (+119), Кувейте (+120), Саудовской Аравии (+201). Причиной улучшения качества жизни во всех этих странах было сильные политические институты, обеспечивающие умелое использование доходов от добычи природных ископаемых.

Россия же, по данным Доклада о развитии человека за 2007 - 2008 гг., имела отрицательные темпы роста : -0,7% в период 1975 - 2005 гг. и -0,1% в период 1990 -2005 гг. (67-е место в мире). Среди близких соседей России в рейтинге, имеющих такое же значение ИРЧП (0,811) и ВВП на душу населения (10 882) - Малайзия. Этот результат обиден для России и почетен для Малайзии, которая за 30 лет повысила свой ИРЧП на 192 пункта, продемонстрировав средние темпы роста в 3,9%. Экономический подъем сопровождался сокращением доли населения, находящегося ниже черты бедности, с 20,7 до 17,1%, а в 2002 - 8%. При этом у 40% наименее обеспеченных семей доходы увеличивались быстрее, чем у других социальных групп.

Этих результатов Малайзия добилась благодаря ориентации на выпуск экспортной продукции, доход от которой в 2002 г. составил 95,2 млрд дол. США, а также вследствие отраслевой диверсификации производства. Среди имеющих мировое значение - производство пальмового масла (первое место в мире), натурального каучука (третье место в мире), оловянного концентрата и лесоматериалов.

Страны, эффективно использующие свои рентные доходы, демонстрируют несколько вариантов перераспределения рентных доходов: приватизацию/национализацию рентообразующих ресурсов; использование рентных доходов в качестве источника пополнения доходной части государственного бюджета; создание специальных фондов, ограничивающих свободу рук государства в расходовании получаемых средств; передачу рентных доходов непосредственно населению страны; передачу рентных доходов субъектам хозяйствования.

Анализ всех вариантов показывает, что в целях оптимизации перераспределения рентных доходов следует перейти к трехуровнему распределению природно-ресурсной ренты. При таком подходе одна часть ренты остается на предприятии для его развития и выполняет стимулирующую функцию, а ее величина определяется исходя из объективной потребности поддержания необходимого объема производства и решения задач совершенствования производства в отрасли. Вторая ее часть идет на поддержку прежде всего наукоемких производств, перспективных научно-технических

разработок, финансирование экологических программ и т.п., что имеет большое значение для формирования конкурентных возможностей российской экономики для перехода ее к постиндустриальной фазе развития. Эта часть рентных платежей должна аккумулироваться в специальном внебюджетном инновационно-инвестиционном фонде (или фондах), который находился бы под непосредственным контролем законодательной власти и управлялся на основе научно-общественной экспертизы и рыночных критериев использования накопленных средств. Именно такой фонд должен стать одним из важнейших инструментов ослабления сырьевой специализации России и осуществления структурного разворота ее народного хозяйства. Одним из необходимых условий эффективного использования рентных платежей в природно-воспроизводственных целях является внедрение программно-целевого метода планирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов».

Третья часть ренты поступала бы напрямую в государственный бюджет для реализации социальных программ. Достоинство предлагаемого механизма распределения ренты заключается в том, что он позволяет перейти к продуманной и долговременной политике распределения рентного дохода, которая обеспечивает общественный контроль, реализацию народнохозяйственных интересов и одновременно создает заинтересованность у производителей в более эффективном использовании закрепленных за ними природно-сырьевых ресурсов.

Та часть рентных доходов, которая поступает в государственный бюджет, в свою очередь, может быть «свя-

Мировой опыт функциони

зана» в специальном фонде, который служит встроенным макроэкономическим стабилизатором и выступает в зависимости от целевого назначения и страновой специфики в трех формах (стабилизационный, сберегательный и бюджетно-резервный). Цель резервных фондов - аккумулирование доходов в годы профицита государственного бюджета, основная их цель - стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада. Стабилизационные и сберегательные фонды аккумулируют часть доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполнимых ресурсов.

Основное различие между стабилизационными и сберегательными фондами в том, что стабилизационные создаются в первую очередь для сглаживания колебаний в доходах и расходах госбюджета и урегулирования других текущих проблем. Тогда как сберегательные фонды рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, - будущими поколениями. В большинстве стран фонды выполняют смешанные роли: в России существует как резервный (стабилизационный) фонд, используемый для обеспечения сбалансированности федерального бюджета, так и фонд национального благосостояния, используемый для программы софинан-сирования пенсий. Также принято решение частично использовать аккумулированные средства для финансирования антикризисных программ.

Использование ренты в качестве источника инновационного развития предполагает, что природная рента, минуя стадию потребления, становится источником воспроизводства инновационной ренты через перерас-

Т а б л и ц а 2

вания ресурсных фондов

Страна Название фонда Предназначение Тип фонда

Россия Стабилизационный (2004) / Резервный (2008) фонд Сбалансированность федерального бюджета Стабилизационный

Россия Фонд будущих поколений / фонд национального благосостояния (2008) Софинансирование добровольных пенсионных отчислений, сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Сберегательный

Норвегия Государственный нефтяной фонд (1990)/ Правительственный пенсионный фонд (2006) Обеспечение пенсий будущим поколениям Сберегательный

Кувейт Общий резервный фонд (1960), Резервный фонд будущих поколений (1976) Макроэкономический стабилизатор, покрытие кассовых разрывов Стабилизационный

Кувейт Инвестиционный фонд (1982) Послевоенное восстановление страны Инвестиционный

Оман Государственный резервный фонд (1980), Нефтяной фонд (1993) Покрытие бюджетного дефицита Стабилизационный

Венесуэла Стабилизационный фонд макроэкономики (1998) Покрытие внешнего долга, капитальные инвестиции, финансирование международных проектов Стабилизационный + инвестиционный

Чили Медный стабилизационный фонд (1985) Стабилизация реального курса национальной валюты, погашение внешних долгов, субсидирование внутренних цен на бензин Стабилизационный

Нигерия Стабилизационный фонд (2004) Финансирование бюджетного дефицита, социальные и инфраструктурные проекты. В реальности компенсация гражданам их затрат на бензин Стабилизационный

Азербайджан Нефтяной фонд (2000) Инвестиционные проекты, решение со -циально-бытовых проблем беженцев Инвестиционный + сберегательный

Аляска (США) Сберегательный фонд (1976) Ежегодные дивиденды всем жителям Аляски Сберегательный

Аляска (США) Конституционный резервный бюджетный фонд (1990) Компенсация бюджетного дефицита Стабилизационный

пределение рентных доходов через фискальный механизм и государственный бюджет на финансирование фундаментальных, прикладных научных знаний и инвестиционные проекты; самофинансирование, когда часть рентных доходов может оставаться на уровне предприятия для финансирования собственных научных разработок и внедрения инноваций.

При этом инновационная рента в отличие от природной является воспроизводимой, она одновременно является и результатом, и источником инновацион-

ного процесса. Размер инновационной ренты является показателем инновационного развития как отдельного предприятия, так и страны в целом.

1. Львов Д.С. Россия: рамки реальности и контуры будущего: доклад на заседании секции экономики Отделения общественных наук РАН 14 декабря 2006 г. // Журнал экономической теории. 2007. № 1.

2. иК1_: http://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/ Glossary910.htm

УДК 338(100) В.С. Коннов

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI в., безусловно, будет процесс глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы - мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий. Осмыслению этих проблем посвящена статья.

Ключевые слова: информационное общество, процесс, цивилизация, глобализация общества, мировое информационное пространство.

V.S. Konnov

EMERGENCE OF THE INFORMATION SOCIETY AS A RESULT OF GLOBALIZED WORLD

An important feature of the development of civilization in the XXI century will be the process of increasingly globalized society. It is motivated primarily by globalization infosphere - the world's information space, which is being rapidly transformed by the development and dissemination of information and new information technologies. The article is dedicated to this problem.

The key words: information society; process; civilization; globalized society; the world’s information space.

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI в., безусловно, будет процесс глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы - мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий.

Информация обладает уникальными свойствами -она не только пригодна для многократного использования и для многочисленных пользователей, чем больше она используется, тем более ценной она становится. То же самое можно сказать о сетях, связующих различные источники информации. В последние годы во многих странах проявились новые свойства информации как фактора производства и производственного ресурса:

- информация становится объектом труда, а не только фактором производства. Создается новая технология воздействия на информацию, а не столько новая информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было на рубеже XIX и XX столетий;

- информация является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Отсюда проникновение новых технологий во все производственные про-

цессы и совместное влияние множественных эффектов на конечный результат;

- новые информационные технологии создают новую сетевую логику формирования и развития систем (одно из ее проявлений - гибкость). Сетевой способ организации проявляется во всех видах социально-экономических процессов и структур.

Эти средства все больше проникают практически во все сферы жизнедеятельности общества и коренным образом изменяют привычный образ жизни и профессиональной деятельности миллионов людей в различных странах мира. Они создают для них принципиаль -но новые, беспрецедентные в истории человечества возможности, а также новые, ранее неизвестные проблемы , изменяют традиционные типы поведения и образ жизни. По существу, сегодня буквально на наших глазах осуществляется наиболее грандиозная в истории цивилизации глобальная информационная революция, результатом которой станет переход на качественно новый уровень развития цивилизации - к глобальному информационному обществу

Информационное общество - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.