Научная статья на тему 'Особенности переходов в рациональной деятельности социального субъекта'

Особенности переходов в рациональной деятельности социального субъекта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА / ВЫБОР ПОЛЕЗНОСТИ / РАЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / INDIVIDUAL RATIONALITY / INDIVIDUAL SOLUTION / EFFICIENCY OF THE RESULT / UTILITY MAXIMIZATION / RATIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрушенко Светлана Анатольевна, Щеглов Борис Сергеевич

В статье показывается, что рациональный социальный субъект представляется как распределяющий определенные количества средств между различными альтернативными исследовательскими проектами, при этом главным будет то, что он старается определить те потенциальные возможности, которые принесут ему наибольшую выгоду и наибольшую пользу.The paper shows how a rational agent distributes resources among alternative research projects; the agent tries to determine the best opportunities and to achieve the highest benefit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности переходов в рациональной деятельности социального субъекта»

Светлана ПЕТРУШЕНКО, Борис ЩЕГЛОВ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДОВ В РАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА

В статье показывается, что рациональный социальный субъект представляется как распределяющий определенные количества средств между различными альтернативными исследовательскими проектами, при этом главным будет то, что он старается определить те потенциальные возможности, которые принесут ему наибольшую выгоду и наибольшую пользу. The paper shows how a rational agent distributes resources among alternative research projects; the agent tries to determine the best opportunities and to achieve the highest benefit.

Ключевые слова:

рациональная деятельность субъекта, индивидуальное решение, эффективность результата, выбор полезности, рациональная мотивация; individual rationality, individual solution, efficiency of the result, utility maximization, rational motivation.

Обычно основой рационального, индивидуального решения социального субъекта является достижение им эффективного результата в рамках своей деятельности. При этом рациональный аспект социальной деятельности субъекта представляется с точки зрения тех альтернативных действий, которые ведут к максимально выгодному результату. В начале рациональной деятельности социального субъекта возникает такая проблема, которая связана с выбором определенных способов, стратегий, действий с учетом определенных средств, которые, в конечном счете, должны обеспечить наибольшую результативность и полезность реализуемых целей как с точки зрения их рационального значения, так и с точки зрения их значимости в социуме. В подобных случаях возникает ситуация, когда результат обеспечивает эффективность или рациональную максимизацию заранее установленной цели.

Наиболее значимой чертой рациональной мотивации является ее комплексность, причем комплексность в том смысле, что движение к эффективному результату предполагает не только построение определенной иерархии социальных возможностей, но также выбор соответствия средств для достижения социальным субъектом такой социально-рациональной возможности, при которой он мог бы манипулировать этими средствами, постоянно приближаясь к наиболее эффективной ситуации. В итоге социальные субъекты как социально-рациональные индивиды действуют в социуме таким образом, что их индивидуальные рациональные действия, прежде всего, основываются на тех индивидуальных целях, которые они заранее определяли.

Понятие рациональной деятельности социального субъекта в общем предполагает, что поставленная задача была в любом случае выполнена, даже если условия выполнения этой задачи не соответствовали имеющимся средствам; речь идет о том, что рациональность достигается путем вывода решаемой задачи на определенный уровень полезности результата этой задачи. Рациональный социальный субъект может быть представлен как распределяющий определенные количества средств между различными альтернативными исследовательскими проектами, при этом главным будет то, что он старается определить те потенциальные возможности, которые принесут ему наибольшую выгоду и наибольшую пользу.

Одним из основных понятий теории рационального решения является понятие программы действий, или социальной про-

ПЕТРУШЕНКО

Светлана

Анатольевна —

к.филос.н., доцент

кафедры философии

Таганрогского

государственного

педагогического

института

al_037@list.ru

ЩЕГЛОВ

Борис

Сергеевич —

д.филос.н.,

профессор;

профессор кафедры

философии

Таганрогского

государственного

педагогического

института

а1 037@list.ru

2009’ 1 2

ВЛАСТЬ

граммы. Отсутствие подобной программы на том или ином этапе рациональной деятельности приводит к разбалансиров-ке действий и весьма непоследовательным, а иногда и нелогичным шагам. При этом программа действий фактически означает определенную форму человеческой активности, которая подчинена выбранной цели, т.е. такому положению дел, которое в рамках рациональной деятельности должно быть либо достигнуто, либо сконструировано, если речь идет о выборе конкретной модели принятия решений.

Если используемые средства не являются достаточно эффективными, то, конечно, нельзя говорить о достижении намеченного положения дел. Сам социальный субъект рациональной деятельности в этом случае попадает в проблемную ситуацию: используемые средства, которые не являются необходимыми для достижения цели, как правило, дают в большинстве случаев побочный результат и с точки зрения результата эффективности рациональной деятельности имеют знак минус.

Принятая социальная программа становится своеобразной нормой действий. Подобная норма утверждает то, что должно быть, и то, что нельзя делать. При этом принятию социальной программы предшествует процесс ее разработки. Весьма существенным является знание об отношениях целей и подцелей, что является своеобразным детализированием самой социальной программы. Очевидно, что каждая из подцелей является необходимым, но недостаточным условием реализации конечной цели.

Выделим ряд факторов, образующих ситуацию, в которой принимаются рациональные решения.

• Субъект принимающий решение. Его функция заключается в выборе основной стратегии действий, которая ведет к желательному результату, т.е. к эффективному результату или к достижению поставленной цели.

• Средства для достижения поставленной рациональной цели. Обычно они представляют собой так называемые управляемые переменные, и сам социальный субъект, принимающий решение, может их изменить в зависимости от сложившихся обстоятельств и в связи с изменением намеченных целей в рам-

ках достижения общего эффективного результата.

• Условия, в рамках которых принимается рациональное решение. Социальному субъекту рациональной деятельности следует считаться с объективными условиями как со своеобразными неуправляемыми переменными, которые могут существенно влиять на сами результаты рационального выбора.

• Ограничительные требования, исходящие из наличия средств или объективных условий. Речь идет о том, что существуют возможности, которые могут повлиять на выбор рационального решения.

• Ситуация принимаемого рационального выбора, который обеспечивает различные возможности в стратегии поведения. Подобная ситуация предполагает, что должно существовать несколько подобных возможностей или альтернатив. В ином случае проблема не возникает, т.к. сама линия рационального поведения уже на начальном этапе предопределена.

• Необходимо также рассматривать возможные результаты, которые будут зависеть как от объективных обстоятельств, так и от выбора самой стратегии рационального поведения. При этом необходимо иметь, как минимум, два возможных результата, которые должны быть неравноценны, так как в противном случае не имеет значения, какое решение принимается социальным субъектом.

В рамках принятия рационального решения необходимо разделять решения на надежные, рискованные и безосновательные. Для социальных субъектов предпочтительней рациональное поведение с наименьшей потерей времени, так как потеря времени — это и потеря эффективности. В этой связи обратим внимание на то, что процесс принятия рационального решения связан с системой самих ценностей рациональной деятельности. Поскольку социальная деятельность имеет дело с рискованным решением, постольку принято считать, что социальный субъект способен оценить вероятность наличия объективного обстоятельства принятия этого решения и способен найти определенный алгоритм, который позволит ему рассмотреть данное обстоятельство и определить пути его преодоления.

В современной литературе подобную ситуацию, связанную с ограничением

такого действия, принято называть «текущей проблемой». При этом само появление проблемы в рамках рационального поведения фактически характеризует появление определенного акта сознательного выбора в рамках социального поведения, нацеленного на эффективное средство ее решения. Подобное средство решения обычно связано с тремя основными параметрами:

— определяется поставленная проблема;

— конструируются альтернативные способы решения этой проблемы;

— выбирается лучшая альтернатива.

Определение самой проблемы в рамках

социальной деятельности обычно означает некий выбор того, что связано с изучением условий, которые препятствуют эффективному решению. После того как причина подобных ограничений рациональной деятельности уже установлена, начинается своеобразный этап конструирования спектра возможных действий, которые в итоге направлены на решение возникающей проблемы. Это как раз и

является одним из самых сильных творческих моментов в рамках мыслительной деятельности и в рамках тех показателей, которые в итоге характеризуют эффективность мышления социального субъекта. В этом контексте следует сказать о том, что большинство рациональных решений, связанных с принимаемыми в рамках социальной деятельности инновациями, все же следует разделять с точки зрения их содержания, выделять моменты творческого и нетворческого этапа.

Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009—2010) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.2.1.3.4842 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта — доктор философских наук, профессор В.В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.