Научная статья на тему 'Особенности перехода к правящему статусу христианско-демократических сил в европейских странах после Второй мировой войны'

Особенности перехода к правящему статусу христианско-демократических сил в европейских странах после Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ХДП / ДЕМОХРИСТИАНЕ / ИТАЛИЯ / ФРГ / ХДС / ДЕМОКРАТИЯ / СОЦИАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / АЛЬЧИДЕ ДЕ ГАСПЕРИ / АЛЬДО МОРО / CHRISTIAN DEMOCRATIC PARTIES / CDP / DEMOCRATIC CHRISTIANS / ITALY / GERMANY / THE CDU / DEMOCRACY / SOCIALISM / LIBERALISM / ALCIDE DE GASPERI / ALDO MORO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сардарян Генри Тигранович

Статья посвящена анализу специфики борьбы христианско-демократических сил за политическое доминирование в странах Западной Европы в послевоенный период. Автор исследует комплекс факторов, способствовавших политическому успеху этих сил, отмечая, что именно демохристиане в условиях идеологического противостояния смогли предложить европейскому электорату альтернативную основанную на христианских ценностях и демократических принципах стратегию послевоенного переустройства общества, а также эффективную модель социально-экономической политики. В статье подробно рассматривается опыт «особой демократии», сложившейся в послевоенной Италии и представляющей собой наиболее иллюстративный пример политического доминирования христианско-демократических сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TRANSITION TO THE RIGHT STATUS OF THE CHRISTIAN DEMOCRATIC FORCES IN THE EUROPEAN COUNTRIES AFTER THE SECOND WORLD WAR

The article is devoted to the analysis of the specifics of the struggle of Christian-democratic forces for political domination in the countries of Western Europe in the post-war period. The author explores the complex of factors contributing to the political success of these forces, noting that those were the democristians who, under ideological confrontation, were able to offer the European electorate an alternative strategy based on Christian values and democratic principles of post-war reorganization of society, as well as an effective model of socio-economic policy. The article examines in detail the experience of “special democracy” that has developed in post-war Italy and is the most illustrative example of the political dominance of Christian democratic forces.

Текст научной работы на тему «Особенности перехода к правящему статусу христианско-демократических сил в европейских странах после Второй мировой войны»

УДК 94(4)"1945/.. ."+329.3:27 Сардарян Г. Т.

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА К ПРАВЯЩЕМУ СТАТУСУ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

аннотация

Статья посвящена анализу специфики борьбы христианско-демократиче-ских сил за политическое доминирование в странах Западной Европы в послевоенный период. Автор исследует комплекс факторов, способствовавших политическому успеху этих сил, отмечая, что именно демохри-стиане в условиях идеологического противостояния смогли предложить европейскому электорату альтернативную основанную на христианских ценностях и демократических принципах стратегию послевоенного переустройства общества, а также эффективную модель социально-экономической политики. В статье подробно рассматривается опыт «особой демократии», сложившейся в послевоенной Италии и представляющей собой наиболее иллюстративный пример политического доминирования хри-стианско-демократических сил. ключевые слова

христианско-демократические партии, ХДП, демохристиане, Италия, ФРГ, ХДС, демократия, социализм, либерализм, Альчиде де Гаспери, Аль-до Моро.

G. Sardaryan

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation 76 Vernadskogo prosp., Moscow, 119454 Russian Federation

FEATURES OF THE TRANSITION TO THE RIGHT STATUS OF THE CHRISTIAN DEMOCRATIC FORCES IN THE EUROPEAN COUNTRIES AFTER THE SECOND WORLD WAR

abstract

The article is devoted to the analysis of the specifics of the struggle of Christian-democratic forces for political domination in the countries of Western Europe in the post-war period. The author explores the complex of factors contributing to the political success of these forces, noting that those were the democristians who, under ideological confrontation, were able to offer the European electorate an alternative strategy based on Christian values and democratic principles of post-war reorganization of society, as well as an effective model of socio-economic policy. The article examines in detail the experience of "special democracy" that has developed in post-war Italy and is the most illustrative example of the political dominance of Christian democratic forces. keywords

Christian Democratic parties, CDP, Democratic Christians, Italy, Germany, the CDU, democracy, socialism, liberalism, Alcide de Gasperi, Aldo Moro

введение

Одним из важных явлений политической жизни Западной Европы после Второй мировой войны стал успех христианско-демократических сил (в частности их консервативного крыла) - переход их к правящему статусу в целом ряде государств. В свою очередь, этот успех был сложно прогнозируемым, поскольку политика христианских демократов прошлых лет нередко рассматривалась как одна из причин возникновения экономического кризиса в межвоенные годы и формирования в Европе режимов диктаторского правления.

Помимо прочего, по завершении войны существенным влиянием на общественное сознание обладали социалисты [2, р. 19-45]. Их роль в борьбе с фашизмом оценивалась как определяющая, а универсально-интернационалистская идеологическая платформа социалистических сил могла стать тем объединяющим началом, в котором нуждалась растерзанная войной Европа. Однако, несмотря на этот контекст, христианские демократы смогли добиться политического доминирования и удерживать власть в течение 20 лет.

ъ

По окончании войны христианско-демократические силы находились в состоянии упадка и раздробленности. Многие члены Итальянской народной партии покинули её после становления фашизма и перешли на сторону Бенито Муссолини [11, р. 182]. Ряд видных представителей католического движения в Италии, Австрии и Германии в 1920-1930-е гг. и вовсе отошёл от политической деятельности.

В то же время к концу Второй мировой войны появилось и новое поколение лидеров христианско-демократических сил. Ими стали активисты сопротивления, представители более прогрессивных взглядов, которые затем будут играть важную роль в послевоенном переустройстве Европы. Среди них, к примеру, бывший ватиканский нунций в Мюнхене, а впоследствии лидер Христианско-социального союза Йозеф Мюллер и первый генеральный секретарь Австрийской народной партии Феликс Хюрдес [14, Б. 71-80; 31, р. 17-19]. Они оба прошли нацистские концентрационные лагеря и были участниками политических процессов в Германии и Австрии по завершению войны.

Христианским демократическим силам удалось добиться правящего статуса в послевоенной ФРГ в 1949 г., когда союз ХДС и ХСС одержал победу с небольшим перевесом у социал-демократов [29, р. 88-90]. Несмотря на стремление многих членов германских демохристиан заключить широкую коалицию с социалистами, Конрад Аденауэр смог создать коалиционное правительство правых и центра, объединив христианских демократов и либеральную партию Свободных демократов. В 1957 г. ХДС / ХСС смогли получить большинство голосов избирателей, а сам Конрад Аденауэр занимал пост канцлера ФРГ до 1963 г. [5].

Уже в 1946 г. христианско-демократические политические партии захватили лидирующие позиции в Нидерландах и Бельгии. Католическая народная партия победила социал-демократов на выборах в голландский парламент, набрав почти 31% голосов избирателей - и с тех пор до 1958 г. они формировали коалиции со своими политическими оппонентами [8]. Аналогичная ситуация сложилась и в Бельгии, где католические политики смогли набрать 42,5%, а затем увеличить поддержку избирателей почти до 48%, проиграв либеральным и социалистическим партиям лишь в конце 1950-х гг. [4]. Стоит отметить, что в Люксембурге и до войны, и по её завершении доминирующее положение в парламенте занимала Христианская социальная народная партия.

приход христианских демократов к власти: случай италии

Пожалуй, наиболее существенную роль в послевоенном устройстве государства сыграли демохристиане в Италии. В 1948 г. Христианско-демо-кратическая партия Италии (ХДП), главой которой на тот момент был Альчи-де де Гаспери, набрала на выборах в парламент 48,5%, существенно опере-

ъ

див, казалось бы, фаворита гонки - единый «левый» список социалистов и коммунистов, который набрал по итогам голосования всего лишь 31% [12]. Высокий уровень поддержки католических политиков сохранялся среди итальянцев длительное время - вплоть до 1963 г., когда он незначительно снизился до 40%. Несмотря на нестабильность состава итальянского правительства, причиной которой были разногласия между различными крылами демохристиан, партия смогла удержать контроль над его формированием до начала 1990-х гг.

Стоит отметить, что де Гаспери, который сразу же после окончания войны в 1945 г. предложил свою кандидатуру на пост премьер-министра с целью не допустить на эту позицию лидера социалистов Пьетро Ненни [9], в первые годы борьбы за политическое доминирование умело лавировал идеологическими траекториями Христианско-демократической партии. Де Гаспери избрал тактику постоянной смены политических коалиций, благодаря которой партии удавалось не только удачно встраиваться в социально-политическую конъюнктуру, но и соответствовать ожиданиям избирателей. Так, например, в 1945-1947 гг. ХДП вступила в коалицию с социалистами, которые, как считалось, имеют все шансы победить на выборах, однако впоследствии, после ослабления левого крыла партии, был заключён союз с правыми [17, р. 98-182].

Благодаря идеологическому маневрированию ХДП де Гаспери смог не только сохранить доминирование партии на политическом поле Италии, но и поддержать баланс между различными фракциями внутри самой организации. Таким образом, когда одно крыло христианских демократов ослабевало или уходило из-под власти партийного руководства, де Гаспери мог сделать ставку на альтернативный вариант. Его подход, который можно охарактеризовать как «особую демократию», выразился в 1948 г. в критике законопроекта о запрете коммунистической партии.

Тактика де Гаспери позволила сформировать имидж христианских демократов в Италии в качестве арбитров между «левыми» (социал-демократами) и «правыми» (либеральными силами). При этом партия и её лидер постоянно позиционировали себя как приверженцев центристской позиции, что позволило им выступить нейтральной «примиряющей» силой в стране, наполненной многочисленными противоречиями социального, экономического и идеологического характера [15]. Сам де Гаспери отмечал: «когда мы говорим о солидарности, мы имеем в виду, что хотим видеть внутри партии и промышленников, и землевладельцев, если они примают нашу программу» [30, р. 154]. Нейтральная позиция ХДП позволила не только расширить электоральную базу партии, но и направить послевоенное восстановление Италии не по пути революции, а по пути умеренного реформирования [32, р. 171].

Ключевыми вопросами на повестке дня Христианской демократической партии Италии в послевоенный период стали главным образом выбор со-

ъ

циально-экономической политики и экономической модели, которая будет функционировать в стране, а также реставрация монархии. Проблема разработки экономической политики для ХДП осложнялась тем, что политическая доктрина католицизма, составлявшая концептуально-идеологическое ядро программы христианских демократов, представляла собой систему мировоззрения и позиций церкви по тем или иным социально-политическим вопросам, которые, однако, до этого никогда не воплощались в конкретные политические решения.

В этой связи ХДП приходилось действовать с «чистого листа» и выбирать между двумя доминирующими социально-экономическими моделями государственной политики - моделью свободного рынка и социалистической моделью государственного регулирования экономических процессов. В результате итальянскими демохристианами была разработана модель смешанной экономики, которая включала в себя как элементы свободного рынка, так и существенные государственные обязательства в социальной сфере [6]. ХДП настаивала на возможности участия государства в рыночных процессах, но ограничила это участие определёнными формами, а именно [18, р. 10]:

- возможностью государства влиять на стабилизацию экономической ситуации с помощью денежно-кредитной и налоговой политики;

- возможностью правительства влиять на перераспределение крупного капитала в сельскохозяйственной и промышленной сферах;

- содействием более эффективному управлению коммунальными компаниями;

- содействием со стороны государства выходу крупных госкорпораций на конкурентный рынок.

В отношении рабочего класса христианские демократы заняли иную позицию, нежели социалисты. ХДП отказалась от идеи «рабочего контроля» [7] и формирования профсоюзной сети, но призывала стимулировать рабочих участвовать в управлении предприятиями посредством покупок акций, тем самым развивая у них предпринимательские навыки и управленческую ответственность [22]. Важно, что данной позиции придерживался не только де Гаспери, но и один из лидеров левой фракции ХДП Аминторе Фанфани.

Вопрос о выборе формы правления также вызвал серьёзные дискуссии как в целом в Италии, так и среди христианских демократов. Вплоть до первого съезда 1946 г. у ХДП не было чёткой позиции относительно того, стоит ли реставрировать итальянскую монархию или остановиться на республиканской демократической форме правления. Обе модели государственного управления принимались демохристианами в той мере, в какой они обеспечивают политические права и свободы граждан. Сам же де Гаспери придерживался позиции западно-христианского экономиста Дж. Тониоло [26], которая предполагала критическое отношение и к коммунистической модели, и к капитализму [16, р. 386], а форма правления в государстве рассматривалась

ъ

как вторичная, тогда как лишь реальная работа правительства имеет значение. Стоит отметить, что аналогичную позицию занимал и сам Ватикан.

Ещё до начала работы первого конгресса в ХДП наблюдалось отсутствие консенсуса относительно вопроса о предпочтительной форме правления: христианские демократы разделились на несколько групп, однако преобладали среди них республиканцы (порядка 60%). Число сторонников республики увеличилось и по завершении дебатов в Римском конгрессе, когда против республиканской формы правления проголосовали лишь 24%. 2 июня 1946 г. в Италии состоялся конституционный референдум, по итогам которого 54% граждан выбрали республику. Любопытно географическое распределение результатов референдума: за республиканскую форму правления высказались жители северных и центральных регионов, а практически 66% населения Юга выступили за восстановление монархии [10, р. 49-52].

В 1954 г. христианско-демократическую партию возглавил Аминторе Фанфани, а за год до этого произошёл распад парламентской центристской модели [1]. Фанфани приступил к реорганизации партии, в результате чего в ряды ХДП пришли молодые политики [27]. В проводимом курсе новый лидер стал отдаляться от Ватикана, что было не свойственно де Гаспери.

На протяжении семи лет, с 1954 по 1962 гг., Фанфари пытался убедить христианских демократов и другие силы парламента создать левоцентрист-кую коалицию, что, по мнению руководства партии, было необходимо для соответствия обозначенным в Конституции политическим и социально-экономическим принципам и могло бы привести к стабилизации работы правительства.

Так, на партийном съезде в 1954 г., несмотря на внутрипартийные разногласия и серьёзное сопротивление со стороны бизнеса и церкви [20, р. 359], Фанфари смог убедить христианских демократов в целесообразности создания коалиции с Итальянской социалистической партией (СПИ) [24, р. 159]. Председатель Сената Джованни Гронки предложил считать такой союз не идеологическим, но прагматическим, основной целью которого должны стать воплощение в жизнь совместной программы реформ и образование нового правительства [21, р. 230].

В 1955 г. Джованни Гронки занял пост Президента Итальянской республики. Христианские демократы, пользуясь случаем, в качестве условия создания коалиции потребовали от СПИ разорвать все имеющиеся отношения с коммунистами, поддержать предлагаемую ХДП умеренную программу реформ и выказать поддержку западному блоку.

В результате конфликта в руководстве христианских демократов в 1959 г. Аминторе Фанфари покинул пост секретаря партии. Новым секретарём был избран Альдо Моро. В 1960 г. после выборов в муниципалитеты Альдо Моро удалось создать коалицию христианских демократов и социалистов более чем в 40 городах в северных и центральных регионах Италии [3, р. 163].

ъ

В 1963 г. коалиция ХДП и СПИ впервые получила министерские портфели. Однако уже в 1964 г. из-за разногласий по вопросу финансирования частного образования правительство не смогло принять бюджет Министерства образования, в результате чего Альдо Моро пришлось уйти в отставку. Несмотря на то, что даже Президент Антонио Сеньи оказывал давление и просил лидера партии социалистов Пьетро Нани покинуть коалицию [23, р. 379380], Моро удалось сформировать второе коалиционное правительство.

Первая в послевоенной Италии коалиция «левых» и «центра» смогла продержаться у власти до 1968 г., постоянно выдерживая сопротивление как Президента, так и демохристиан правого толка. В период с 1976 по 1979 гг. христианские демократы смогли добиться «исторического компромисса», заручившись поддержкой коммунистических сил, однако весной 1978 г. Альдо Моро был похищен и расстрелян террористами из «Красных бригад».

факторы успеха христианских демократов

Анализируя причины поражения социалистических сил в большинстве стран Западной Европы после Второй мировой войны, можно согласиться с профессором Дональдом Сассуном, который полагает, что послевоенные социалисты так и не смогли выбраться из того «классового гетто», в который они сами себя и загнали. В отличие от Великобритании, где Лейбористская партия смогла расширить свою электоральную базу за счёт артикулирования повестки для среднего класса и крестьян, в Италии и Германии социалисты работали на более узком идеологическом поле [28].

Аналогичного подхода придерживается и профессор Вольфрам Кайзер, который считает, что социалистические партии после окончания войны не смогли адаптироваться под запросы избирателей, ограничивая свои программные положения классовой идеологией [18, р. 10].

Важным фактором, способствовавшим успеху христианско-демократи-ческих сил в Западной Европе в середине прошлого века, стало то, что де-мохристиане, не отождествляя себя с либерализмом, смогли тем не менее стать символом демократизации послевоенного европейского общества. Приняв в качестве одного из ключевых политических принципов защиту прав и свобод человека, христианские демократы смогли предложить избирателю альтернативу не только социализму, но и либерализму.

В определённой степени политическому доминированию демохристиан способствовала и политическая ситуация послевоенного периода. Идеологическая поляризация, возникшая с началом Холодной войны, заставляла жителей Западной Европы осуществлять выбор между левыми силами и демократической позицией, которую успешно смогли репрезентировать христианско-демократические движения. Как было показано, особенно данная ситуация была характерна для Италии, где выбор стоял между коммунистами, которые, по сути, представляли собой «осколки местных марксистов»

ъ

[13], и демохристианами.

При этом в Италии коммунистические силы, находившиеся в оппозиции правящей с 1945 г. ХДП, никогда не имели возможности формировать правительство. Де Гаспери даже назвал сложившуюся в стране политическую конъюнктуру «особой демократией», где, несмотря на многопартийность и политический плюрализм, результаты выборов были предопределены на годы вперёд [25, p. 129-132].

заключение

Таким образом, среди факторов, способствовавших политическому успеху христианско-демократических сил в странах Западной Европы после Второй мировой войны, стоит выделить следующие:

- наличие конкретной ценностно-идеологической базы, основанной на христианских ценностях и демократических принципах, которые оказались востребованы в послевоенном обществе;

- поддержку Ватикана, отсутствие препятствий с его стороны для осуществления политической деятельности и, как следствие, эффективную мобилизацию католической части электората;

- отсутствие жёстких идеологических рамок, позволявшее христианским демократам более гибко подходить к разработке программных положений по тем или иным вопросам политической и экономической повестки и оперативно реагировать на меняющиеся запросы населения; как следствие - расширение электоральной базы, в том числе и за счёт привлечения голосов сторонников правых и левых сил;

- постоянное политическое противостояние христианских демократов с левыми силами и сохранение дистанции с либералами, в результате чего первые смогли предложить единственную системную альтернативу в рамках противостояния двух основных идеологий.

литература

1. Салаконе А. Италия - «мост» между блоками во время вьетнамской войны // Современная Европа. 2017. Т. 75 (3). С. 91-101.

2. Babiracki P., Jersild A. Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World. Dordrecht: Springer, 2016. 355 р.

3. Baget-Bozzo G. Il partito cristiano al potere - la DC di De Gasperi e di Dossetti 1945-1954. Firenze: Vallecchi editore, 1974. 570 р.

4. Beke W. De Christelijke Volkspartij Tussen 1945 en 1968: Breuklijnen en Pacificatiemechanismen in een Catch-Allpartij. Leuven: Leuven University Press, 2004. 449 p.

5. B^ch F. Die Adenauer-CDU. G^ndung, Aufstieg und Krise einer Erfolgspartei 1945-1969. Berlin: DVA, 2001. 576 p.

6. Breccia A., Focardi G. What Modernization in Christian-Democrat Italy? The state facing socio-economic transformation of 1948-1968 [Электронный

ъ

ресурс] // Memoria y Civilización. 2018. № 21. URL: https://www.unav.edu/ publicaciones/revistas/index.php/myc/article/view/28990/24244 (дата обращения: 12.06.2019).

7. Brogi A. Taming dissent: The United States and the Italian Centre-Left, 1948-1978 // Journal of Transatlantic Studies. 2016. Vol. 14 (3). P. 213-236.

8. Christian Democracy in Europe Since 1945 : in 2 vol. Vol. 2 / ed. M. Gehler, W. Kaise. London: Routledge, 2004. 272 p.

9. Dagnino J. Italian catholics and the transit to post-fascism, 1943-1945 // Intus-Legere Historia. 2017. Vol. 11 (2). P. 102-121.

10. Ghini C. Il Voto degli Italiani: 1946-1974. Roma: Editori Riuniti, 1975. 555 р.

11. Giangrande A. Il Comunista Benito Mussolini. Trucco: Independently published, 2016. 711 р.

12. Giovagnoli A. Il Partito Italiano: La Democrazia Cristiana dal 1942 al 1994. Roma, Bari: Laterza, 1996. 342 p.

13. Guiso A. From Political Enemy to Profane Reality: the 'friend-enemy' Relation in the Political Ideology of Italian Communists // Journal of Modern Italian Studies. 2017. Vol. 22 (1). P. 87-103.

14. Hermann H. F. Josef Mbller ('Ochsensepp'): Mann des Widerstandes und erster CSU-Vorsitzender. München: Kommissionsverlag UNI-Druck, 1991. 467 S.

15. Irving R. E. M. The Christian Democratic Parties in Western Europe. Sydney: Allen & Unwin, 1979. 360 p.

16. Ivone D. Alcide De Gasperi Nella Storia Dell'Italia Repubblicana a Cinquant'anni Dalla Morte: Atti Del Convegno Di Studio. Napoli: Editoriale scientifica, 2006. 726 p.

17. La Rosa S. I Governi italiani dal 25 aprile 1943. Morrisville, North Carolina, Lulu.com, 2017. 622 p.

18. Leonardi R., Wertman D. A. Italian Christian democracy. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1989. 279 p.

19. Leonardi R., Wertman D. A. Italian Christian Democracy: The Politics of Dominance: [eBook]. Dordrecht: Springer, 1989.

20. Malgeri F. Storia della Democrazia cristiana: Dal Centro Sinistra a gli "Anni di Piombo", 1962-1978. Roma: Cinque Lune, 1989. 618 p.

21. Mammarella G. L'ltalia dopo iI Faseismo: 1943-1968. Bologna: II Mulino, 1970. 445 p.

22. Mattone A. Il ministro Antonio Segni «agrarista». Politica e scienza giuridica nell'elaborazione della riforma fondiaria e della legge sui contratti agrari (19461950) // Studi Storici. 2016. Vol. 57 (3). P. 523-575.

23. Montanelli I., Gervaso R. Storia d'Italia. Vol. X (1948-1965). Milano: Rizzoli, 2006. 430 р.

24. Pridham G. The Nature of the Italian Party System: A Regional Case Study. London: Routledge, 2016. 304 p.

25. Royce M. R. The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies: [eBook]. Dordrecht: Springer, 2017.

26. Sanfilippo M. The Origins of Catholic Sociology in Italy: The Influence of Giuseppe Toniolo // Archives de Sciences Sociales des Religions. 2017.

ъ

Vol. 179 (3). P. 51-69.

27. Saresella D. The Vietnam War, the Church, the Christian Democratic Party and the Italian Left Catholics // Social Sciences. 2018. Vol. 7 (4). No. 55. P. 1-12.

28. Sassoon D. One Hundred Years of Socialism: The West European Left in the Twentieth Century. London: I. B. Tauris, 2013. 1008 p.

29. The Federal Republic of Germany at Fifty: At the End of a Century of Turmoil / ed. P. H. Merkl: [eBook]. Dordrecht: Springer, 1999.

30. Tupini G. I democratici cristiani: cronache di dieci anni. Milan: Garzanti, 1954. 346 p.

31. Turner C. The CASSIA Spy Ring in World War II Austria: A History of the OSS's Maier-Messner Group. Jefferson, North Carolina: McFarland, 2017. 240 p.

32. Webster R. The Cross and the Faces. Redwood City, California: Stanford University Press, 1960.

references

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Salakone A. [Italy - the "bridge" between the blocks during the Vietnam War]. In: Sovremennaya Evropa [Modern Europe], 2017, vol. 75 (3), pp. 91-101.

2. Babiracki P., Jersild A. Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World. Dordrecht, Springer, 2016. 355 p.

3. Baget-Bozzo G. Il partito cristiano al potere - la DC di De Gasperi e di Dossetti 1945-1954. Firenze, Vallecchi editore, 1974. 570 p.

4. Beke W. De Christelijke Volkspartij Tussen 1945 en 1968: Breuklijnen en Pacificatiemechanismen in een Catch-Allpartij. Leuven, Leuven University Press, 2004. 449 p.

5. B^ch F. Die Adenauer-CDU. Grbndung, Aufstieg und Krise einer Erfolgspartei 1945-1969. Berlin, DVA, 2001. 576 p.

6. Breccia A., Focardi G. What Modernization in Christian-Democrat Italy? The state facing socio-economic transformation of 1948-1968. In: Memoria y Civilizacion, 2018, no. 21. Available at: https://www.unav.edu/publicaciones/ revistas/index.php/myc/article/view/28990/24244 (accessed: 12.06.2019).

7. Brogi A. Taming dissent: The United States and the Italian Centre-Left, 1948-1978. In: Journal of Transatlantic Studies, 2016, vol. 14 (3), pp. 213-236.

8. Gehler M., Kaiser W., eds. Christian Democracy in Europe Since 1945 : in 2 vol. Vol. 2. London, Routledge, 2004. 272 p.

9. Dagnino J. Italian catholics and the transit to post-fascism, 1943-1945. In: Intus-Legere Historia, 2017, vol. 11 (2), pp. 102-121.

10. Ghini C. Il Voto degli Italiani : 1946-1974. Roma, Editori Riuniti, 1975. 555 p.

11. Giangrande A. Il Comunista Benito Mussolini. Trucco, Independently published, 2016. 711 p.

12. Giovagnoli A. Il Partito Italiano: La Democrazia Cristiana dal 1942 al 1994. Roma, Bari, Laterza, 1996. 342 p.

13. Guiso A. From Political Enemy to Profane Reality: the 'friend-enemy' Relation in the Political Ideology of Italian Communists. In: Journal of Modern Italian Studies, 2017, vol. 22 (1), pp. 87-103.

14. Hermann H. F. Josef Mbller ('Ochsensepp'): Mann des Widerstandes und erster CSU-Vorsitzender. München, Kommissionsverlag UNI-Druck, 1991. 467 S.

15. Irving R. E. M. The Christian Democratic Parties in Western Europe. Sydney, Allen & Unwin, 1979. 360 p.

16. Ivone D. Alcide De Gasperi Nella Storia Dell'Italia Repubblicana a Cinquant'anni Dalla Morte: Atti Del Convegno Di Studio. Napoli, Editoriale scientifica, 2006. 726 p.

17. La Rosa S. I Governi italiani dal 25 aprile 1943. Morrisville, North Carolina, Lulu.com, 2017. 622 p.

18. Leonardi R., Wertman D. A. Italian Christian democracy. Basingstoke, Palgrave Macmillan, 1989. 279 p.

19. Leonardi R., Wertman D. A. Italian Christian Democracy: The Politics of Dominance (eBook). Dordrecht, Springer, 1989.

20. Malgeri F. Storia della Democrazia cristiana: Dal Centro Sinistra a gli "Anni di Piombo", 1962-1978. Roma, Cinque Lune, 1989. 618 p.

21. Mammarella G. L'ltalia dopo iI Faseismo: 1943-1968. Bologna, II Mulino, 1970. 445 p.

22. Mattone A. Il ministro Antonio Segni «agrarista». Politica e scienza giuridica nell'elaborazione della riforma fondiaria e della legge sui contratti agrari (19461950). In: StudiStorici, 2016, vol. 57 (3), pp. 523-575.

23. Montanelli I., Gervaso R. Storia d'Italia. Vol. X (1948-1965). Milano, Rizzoli, 2006. 430 p.

24. Pridham G. The Nature of the Italian Party System: A Regional Case Study. London, Routledge, 2016. 304 p.

25. Royce M. R. The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies (eBook). Dordrecht, Springer, 2017.

26. Sanfilippo M. The Origins of Catholic Sociology in Italy: The Influence of Giuseppe Toniolo. In: Archives de Sciences Sociales des Religions, 2017, vol. 179 (3), pp. 51-69.

27. Saresella D. The Vietnam War, the Church, the Christian Democratic Party and the Italian Left Catholics. In: Social Sciences, 2018, vol. 7 (4), no. 55, pp. 1-12.

28. Sassoon D. One Hundred Years of Socialism: The West European Left in the Twentieth Century. London, I. B. Tauris, 2013. 1008 p.

29. Merkl P. H., ed. The Federal Republic of Germany at Fifty: At the End of a Century of Turmoil (eBook). Dordrecht, Springer, 1999.

30. Tupini G. I democratici cristiani: cronache di dieci anni. Milan, Garzanti, 1954. 346 p.

31. Turner C. The CASSIA Spy Ring in World War II Austria: A History of the OSS's Maier-Messner Group. Jefferson, North Carolina, McFarland, 2017. 240 p.

32. Webster R. The Cross and the Faces. Redwood City, California, Stanford University Press, 1960.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 03.07.2019 Статья размещена на сайте: 18.07.2019

ъ

информация об авторе / information about the author

Сардарян Генри Тигранович - кандидат политических наук, декан факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации; e-mail: [email protected] Genri T. Sardaryan - PhD in Political sciences, Dean at the Faculty of Management and Politics, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

правильная ссылка на статью / for citation

Сардарян Г. Т. Особенности перехода к правящему статусу христианско-демократиче-ских сил в европейских странах после Второй мировой войны // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 3. URL: www. evestnik-mgou.ru

Sardaryan G. T. Features of the transition to the right status of the Christian democratic forces in the European countries after the World War II. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.