Научная статья на тему 'Особенности пенсионного обеспечения советской интеллигенции'

Особенности пенсионного обеспечения советской интеллигенции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

393
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОНЕР / РАЗМЕР ПЕНСИИ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / СЛУЖАЩИЙ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION / PENSIONER / SIZE OF PENSION / PENSION AGE / EMPLOYEE / INTELLIGENTSIA / PERSONAL PENSION PROVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капустина Ольга Владимировна

Анализируется развитие советской пенсионной системы с точки зрения обеспечения работников образования, науки и культуры. Рассмотрены основные виды пенсий, предназначенные для данных категорий граждан. Отражена регулирующая роль пенсионного обеспечения в области трудовых отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of pension provision of the Soviet intelligentsia

The article analyzes the development of Soviet pension system in terms of educators and scientists' provision. General types of pensions intended for them are considered. Regulating role of pension provision in the sphere of labor relations is reflected

Текст научной работы на тему «Особенности пенсионного обеспечения советской интеллигенции»

ББК 60.561.7-283.2

О. В. Капустина

ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Несмотря на появление большого количества публикаций, посвященных истории российской интеллигенции, ее материальное положение остается малоизученным. Основными источниками пополнения бюджета людей интеллигентных профессий, к которым, безусловно, относятся работники образования, науки и культуры, являются заработная плата и гонорары. Кроме этого, существенное значение для представителей творческих профессий имеет пенсионное обеспечение — и как обеспечение старости, и как признание государством их заслуг перед обществом.

Пенсионное обеспечение в СССР строилось исходя из строго детерминированных потребностей государства, определяемых его финансовыми возможностями. Поэтому в первые годы советской власти большое внимание уделялось раненным на фронтах гражданской войны красноармейцам, а в конце 1920-х — начале 1930-х годов — рабочим основных профессий, занятых на предприятиях, обеспечивающих индустриализацию. Пенсионное обеспечение работников просвещения, науки и культуры в СССР было также обусловлено приоритетами и потребностями Советского государства.

Первые пенсии по старости были введены в СССР в 1927 году для рабочих текстильной промышленности и несколько позже распространены на рабочих ведущих отраслей: металлистов, горняков, железнодорожников.

Работники образования, науки и культуры, безусловно, относились к служащим и соответственно получили право на пенсию, предусмотренную для этой категории советских граждан. Пенсионное обеспечение служащих строилось поэтапно. Сначала оно было предоставлено ИТР, обеспечивающим работу промышленных предприятий. Речь в данном случае идет о пенсиях по старости, по инвалидности и по случаю потери

кормильца (СПК), при этом пенсии по инвалидности и СПК были производными от пенсий по старости.

Тяжелый для Советского государства 1937 год, с точки зрения пенсионного обеспечения, для служащих оказался счастливым. 31 июля этого года Совет народных комиссаров СССР утвердил постановление ВЦСПС «Об улучшении

государственного социального страхования для служащих»1 и принял постановление «Об отмене ограничений в пенсионном обеспечении для лиц, ранее лишавшихся избирательных прав»2. Этими документами служащие были разделены на три категории в зависимости от значения той отрасли народного хозяйства, в которой они трудились: 1 категория — служащие, работающие под землей и на вредных работах; 2 — служащие, работающие

на производстве (как в цехах, так и в конторах); 3 —

работающие не на производстве, а в учреждениях и

организациях. Именно к третьей категории относились научные работники, работники образования и деятели культуры.

Служащие третьей категории получили право на пенсию по старости по достижении 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), если они прекратили работу (или продолжающие работать) после

1 августа 1937 года и имели соответственно 25 и 20 лет трудового стажа (для сравнения: служащие первой категории получили право на пенсию в 50 и 45 лет, а второй — в 55 и 50). Названными постановлениями была определена дата 1 августа 1937 года: если к этому дню служащие и выработали необходимый стаж, и достигли требуемого законом возраста, но по тем или иным причинам оставили работу, пенсия им не назначалась. При этом для лиц, ранее лишившихся избирательных прав в связи с социальным происхождением и прошлой деятельностью (за исключением тех, кто был лишен избирательных прав по суду), ограничения в пенсионном обеспечении отменялись.

Пенсия «лишенцам» назначалась только в том случае, если они работали после 5 декабря 1936 года (день принятия Конституции). Даже дети граждан, ранее лишившихся избирательных прав, в случае их смерти не могли претендовать на пенсию за умершего кормильца, если кормилец не работал после этой даты. Что же касается размеров пенсии, они были установлены на одном уровне с рабочими соответствующих

отраслей промышленности. Служащему первой категории пенсия назначалась в размере 60 % его заработка, второй категории — 55 % заработка и третьей — 50 % заработка.

Таким образом, впервые в 1937 году советские служащие в пенсионных правах были практически полностью приравнены к рабочим. Однако данный закон не предусматривал создания в Советском Союзе системы всеобщего пенсионного обеспечения. Такая система стала складываться в стране только с середины 1950-х годов, после ввода в действие с 1 октября 1956 года закона «О государственных пенсиях в СССР»3.

Названный закон уже не разделял рабочих и служащих, а устанавливал для них общие категории. Не упоминались в законе и лишенцы, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что пенсии не выплачивались гражданам СССР в случае нахождения их под стражей или в местах лишения свободы. По-прежнему, работники интеллигентных профессий относились к третьей — не льготной — категории и могли рассчитывать на пенсию в размере 50 % от заработка. Минимальная пенсия по старости в 1950-х годах составляла 300 (30) руб., с 1971 — 45 руб. и с 1981 г. — 50 руб. Максимальная пенсия равнялась 120 руб. (без надбавок).

К концу 1980-х годов пределом желания для многих пенсионеров было получение пенсии в размере 132 руб. Данная сумма складывалась следующим образом: 120 руб. максимальная пенсия + 12 руб. надбавка за непрерывный стаж. Для сравнения: у служащих, занятых на подземных работах и во вредных условиях труда, размеры пенсий составляли 55 % от заработка, а максимальные пенсии они получали в пределах от 140 до 160 руб.

Признанные государством причины отсутствия полного возмещения утраченного при выходе на пенсию заработка очень хорошо изложены в работе уважаемого в СССР специалиста в области социального обеспечения В. А. Ачаркана «Государственные пенсии»: «потребности пенсионеров в

большинстве материальных благ и услуг меньше, чем потребности работающих. Это относится, прежде всего, к такой важнейшей статье бюджета, как расходы на питание. Меньшая подвижность пенсионеров обусловливает более скромные потребности в одежде, обуви, белье, а также более длительный срок износа этих предметов»4. Таким образом, большинство

советских работников просвещения и культуры получали пенсии в меньших размерах, чем рабочие и служащие, занятые в основных отраслях промышленности: на горных работах, в металлургии и металлообработке, в химическом и стекольном производствах, а также в производстве взрывчатых веществ и боеприпасов. Иначе говоря, библиотекари, заведующие научными кабинетами и клубами в случае болезни или в старости были менее обеспечены, чем проходчики, бурильщики, литейщики, стеклоделы, ткачи тканей из стекловолокна, а также мастера и старшие мастера вредных производств.

Наряду с обычным пенсионным обеспечением существовало дополнительное. Прежде всего — выслуга лет. Этот вид пенсии был основным в императорской России. Большинство государственных чиновников, как военных, так и статских, обеспечивались именно пенсиями за выслугу лет. Основное отличие таких пенсий от пенсий по старости состоит в том, что для их назначения не требуется достижение какого-либо определенного возраста, достаточно лишь выработать требуемый стаж.

В середине 1920-х годов одной из стратегических задач советского государства стала ликвидация неграмотности. С целью привлечь учительские кадры для выполнения этой задачи и удержать их на рабочих местах в течение длительного времени, для педагогов в СССР было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет.

До революции в России был установлен двоякий срок выслуги: 25- и 35-летний. 25 лет выслуги давали право на получение половинного оклада, 35 — на полный оклад. В советском государстве для получения пенсии педагогам требовалось выработать 25 лет.

Условия назначения пенсий за выслугу лет для работников образования и первоначальный круг их получателей были определены постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 15 января 1925 года «О пенсионном обеспечении учителей I ступени сельских и городских и др. работников просвещения в деревне»5. Впоследствии круг получателей таковой пенсии был расширен. Индустриализация потребовала увеличения числа квалифицированных рабочих, поэтому в 1929 году право на

пенсию получили все учителя городских, поселковых и сельских начальных и средних школ, преподаватели учреждений начального профессионального образования, а также работники дошкольных учреждений и библиотекари.

Первоначально педагоги могли рассчитывать на 240 руб. в год или 20 руб. в месяц. Пенсия выплачивалась им из страховых взносов, а в случае их недостатка — из дополнительных сумм по государственному бюджету. Денежные суммы учителя получали через финансовые отделы местных исполкомов без всяких вычетов. Закон 1956 года закрепил существующие нормативы: по-прежнему, пенсия педагогам устанавливалась за 25 лет выслуги. Для более точного определения права на пенсию за выслугу лет в качестве приложения к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 был составлен «Перечень учреждений, организаций и должностей...» работников здравоохранения и образования6. Конечно же, среди работников просвещения были поименованы учителя и преподаватели, однако наравне с ними пенсионными правами пользовались директора и заведующие образовательных учреждений, а также библиотекари и работники органов народного образования. Возможно, таким образом признавалась роль последних в идеологической работе.

В современной России права руководителей учебных заведений ограничены, а работники гороно и районо вместе с библиотекарями таких прав лишены, так как сегодня основным условием для получения данной пенсии является факт постоянной работы с детьми, выполняемой в течение времени, определенного ставкой заработной платы.

Сначала пенсия за выслугу лет устанавливалась всем работникам просвещения, выработавшим необходимый стаж. Она была своеобразной прибавкой к заработной плате (эту же функцию выполняют аналогичные пенсии и сегодня). Однако к 1960-м годам задачи, связанные с ликвидацией неграмотности в СССР, в целом были решены, а педагогические вузы готовили учительские кадры в достаточном количестве. Поэтому после повышения заработной платы работникам просвещения, с 1964 года пенсии за выслугу лет стали им выплачиваться только при оставлении работы. Здесь необходимо заметить, что пенсия за выслугу лет педагогам назначалась в размере 40 % от ставки

заработной платы или оклада, а не заработной платы в целом, то есть ее размер не позволял получателям вести достойный образ жизни. Соответственно количество уходивших на пенсию за выслугу лет в это время резко сократилось. Педагоги, выработавшие 25 лет необходимого для выслуги стажа, уже не обращались за пенсией, а продолжали работать до достижения пенсионного возраста, достаточного для ухода на заслуженный отдых по старости в качестве служащих третьей категории.

Особое отношение в СССР существовало и к пенсионному обеспечению писателей, композиторов, работников изобразительных искусств и науки. В соответствии с «Положением о пенсионном обеспечении работников науки», утвержденным Постановлением Совмина СССР от 28 сентября 1949 года № 4140, правом на пенсии пользовались академики, доктора и кандидаты наук, работники министерств и ведомств по научному и учебнометодическому руководству высшими учебными заведениями и лица, занимавшие выборные должности, которые перед уходом на выборные должности трудились в вузах и научных учреждениях7.

Научные работники имели возможность уйти на заслуженный отдых как рабочие и служащие с 60 и 55 лет, но могли рассчитывать на пенсию в размере 40 % от заработка (на 10 % меньше, чем у рабочих и служащих). Эта норма была выгодна для ученых, имеющих научные звания и занимающих высокие посты. Как сказано выше, для рабочих максимальный размер был установлен в пределах 1200 (120) руб., а для действительных членов и членов-корреспондентов академии наук 40 % брались от предельного оклада 6000 (600) руб., то есть размер пенсии составлял — 2400 (240) руб.; для профессоров и докторов наук — от предельного оклада 4000 (400) руб. — соответственно 1600 (160) руб.

Постановление 1949 года действовало до распада Советского Союза практически без изменений. Был расширен только круг претендентов на данные пенсии. Среди новых категорий: ректоры и проректоры, научные работники Высшей партийной школы, преподаватели двухгодичных партийных школ, имеющие ученые степени сотрудники издательства «Советская энциклопедия». В вышеназванном Положении было

прописано и право работников советской науки на дополнительную жилплощадь.

Специфика деятельности творческих работников (членов Союзов писателей, художников и композиторов) обусловила свои правила подсчета трудового стажа. При назначении пенсий писателям, композиторам и художникам в их стаж засчитывалось все время творческой деятельности, начиная со дня опубликования первого произведения, первого публичного показа или исполнения. В 1966 году этот порядок установления пенсий был распространен и на членов Союза кинематографистов.

Пенсии творческих работников, в отличие от всех других категорий получателей пенсий, могли быть исчислены не только из заработков, но и из гонораров. Первоначально, для литературных работников, работников съемочных групп кино и телефильмов устанавливался потолок для среднего заработка, применяемого при расчете пенсии, исчисленного с учетом гонорара в 200 руб. В 1968 году (для литераторов) и в 1979 году (для кинематографистов) он был поднят до 220 руб. Предельный средний заработок для сотрудников телевидения был оставлен в пределах 200 руб.

Выделение творческих работников в отдельную, более льготную, категорию означало признание значимости их труда для социалистического строительства: выдержанные в

коммунистическом духе произведения литературы и искусства должны были воспитывать в гражданах необходимые черты характера, научные работы — обеспечивать мощь советского государства.

Последний вид пенсионного обеспечения, на который могли претендовать работники интеллигентных профессий, был предназначен для наиболее выдающихся их представителей. По замыслу советского правительства, каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии и в случае вынесения положительного решения именовался персональным пенсионером.

Уже в конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР был принят целый ряд законодательных актов, определяющих пенсионные права и льготы для наиболее выдающихся деятелей

советского государства. В частности, в соответствии с «Положением об обеспечении персональными пенсиями лиц, имеющих исключительные заслуги перед республикой», утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 мая 1930 года, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед республикой в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники8. Наряду с членами революционных партий (здесь следует отметить множественное число), членами общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев и лицами, удостоенными за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР, правом на такое обеспечение пользовались лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники. Существовали персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Персональные пенсии союзного значения устанавливались Комиссией при Совете Министров СССР, республиканского — при Советах Министров союзных республик, а местного — Советами Министров автономных республик или Исполнительными комитетами краевых, областных, окружных и городских (в городах республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся.

Размеры персональных пенсий определялись в каждом конкретном случае в зависимости от характера и степени исключительных заслуг лица, его материальной обеспеченности и количества иждивенцев. Официально максимальный размер пенсий составлял: для персональных пенсионеров союзного значения — 2000 (200) руб., республиканского — 1200 (120) руб., местного — 600 (60) руб. К моменту распада СССР официальные максимальные нормы были подняты до 250, 160 и 140 руб. соответственно. Кроме этого, персональным пенсионерам союзного значения, имеющим партийный стаж 50 лет, ежегодно выплачивалось денежное пособие в размере двух пенсий, имеющим 30 лет партийного стажа — в размере полуторамесячной пенсии; бывшим политкаторжанам, ссыльно-

поселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) — в размере месячной пенсии.

Основные принципы обеспечения персональных пенсионеров были сохранены и в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 14 ноября 1956 года № 14759. Впрочем, сведений о былой многопартийности в новом нормативном акте уже не содержалось.

Размеры персональных пенсий руководителей страны и наиболее известных представителей науки и культуры, скорее всего, были больше максимума, определенного перечисленными выше нормативными актами. Косвенные сведения о

существовании «персонального» подхода к каждому претенденту при учете его заслуг имеются в воспоминаниях Е. К. Лигачева: «...при Брежневе... все решала степень личного благорасположения, иными словами, вопрос о пенсионном обеспечении держался на субъективной основе»10. Однако на местном уровне персональные пенсии назначались в строгом соответствии с законодательством.

Действительно, сравнивая официально утвержденные

максимальные размеры пенсий, предусмотренные для персональных пенсионеров, можно сказать, что они не слишком превышают, а в некоторых случаях равны максимальным пенсиям по старости, предусмотренным для рабочих и служащих. И здесь необходимо сказать, что назначение персональной пенсии означало приобретение высокого статуса в обществе и дополнительное получение целого пакета льгот: право на дополнительную жилую площадь, 50%-ю оплату коммунальных услуг, преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и

протезирование для самого пенсионера и членов его семьи, находящихся на его иждивении (и на супругов, не являющихся иждивенцами), 20%-ю оплату лекарств, транспортные льготы, а также право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в случае «особой нужды» (пожар, наводнение, тяжелое заболевание и др.). Иначе говоря, персональные пенсионеры являлись самой привилегированной частью советских пенсионеров, они имели право на дополнительные льготы, призванные

компенсировать утрату прежнего, во многих случаях высокого общественного положения.

Что же касается возраста, с которого могли назначаться персональные пенсии, то первоначально он был установлен в 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, т. е. с пятилетним снижением, как для рабочих и служащих, занятых в тяжелых условиях труда. Однако в 1977 году это снижение было упразднено, т. е. пенсии за заслуги перед страной стали назначаться с 60 лет мужчинам и с 55 лет женщинам, как гражданам, уходящим на пенсии на общих основаниях. Это — единственный прецедент увеличения пенсионного возраста за все время действия пенсионного Закона 1956 года. Вероятно, государство лишило заслуженных граждан одной из главных льгот по их же собственным просьбам. Практически все персональные пенсионеры занимали начальственные должности, а назначение пенсии подразумевало уход с таковых должностей на заслуженный отдых — добровольно или принудительно, как в случае с «отцами-основателями» единой пенсионной системы в СССР — Л. М. Кагановичем и Н. С. Хрущевым.

Первоначально пенсионное обеспечение по старости было введено для того, чтобы, уходя на заслуженный отдых, пенсионеры освобождали рабочие места для более молодых граждан. Впоследствии, в связи с нехваткой трудовых ресурсов, советское пенсионное законодательство стало поощрять трудовую деятельность пенсионеров. С 1960-х годов идет усиление государственной работы по привлечению пенсионеров к труду. Однако поощрялся только труд на рабочих должностях. Для этого в советском пенсионном законодательстве существовал ряд интересных ограничений: так, рабочие и младший

обслуживающий персонал независимо от места работы имели возможность одновременно получать заработную плату и пенсию в пределах 300 руб. А основная масса служащих могла получать в совокупности только 150 руб. Поэтому многие служащие после назначения им пенсии уходили со своих должностей и устраивались на рабочие должности, как правило, не требующие высокой квалификации (подсобные рабочие, уборщики и т. д.). Это коснулось многих учителей. Так происходило

«выдавливание» пенсионеров, относящихся к категории «служащих», с привычных мест, особенно с руководящих должностей, на более низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места.

Подводя общие итоги, можно сказать, что пенсионное обеспечение работников науки, культуры и образования имело достаточно сложную структуру. Однако основная масса работников интеллигентных профессий обеспечивалась на менее выгодных условиях, чем представители рабочего класса, особенно занятые во вредных производствах. Пенсионная система осуществляла перераспределение мест работы служащих, не давая им возможности продолжать после назначения пенсий привычную деятельность, но заставляя занимать низкооплачиваемые рабочие должности, которыми пренебрегали люди помоложе. Более льготное персональное и в ряде случаев обеспечение работников культуры и высшей школы создавало элитную группу получателей таких пенсий по отношению ко всем остальным пенсионерам.

1Примечания

См.: Усиков А. Я. Государственное пенсионное обеспечение. М., 1939. С. 39.

2 См.: Там же.

3

О государственных пенсиях : закон СССР 14 июля 1956 г. // Социальное обеспечение в СССР. М., 1960. С. 7 —22.

4

Ачаркан В. А. Государственные пенсии. М., 1967. С. 131.

5 Собрание законодательства СССР. 1925. № 3. С. 32.

О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства : постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 // Социальное обеспечение в СССР. С. 68—74.

7

Положение о пенсионном обеспечении работников науки : постановление Совета Министров СССР от 28 сентября 1949 г. № 4140 // Там же. С. 95—99.

8

Собрание узаконений РСФСР. 1930. № 25. С. 325.

9

Положение о персональных пенсиях : постановление Совета Министров СССР от 14 ноября 1956 г. № 1475 // Социальное обеспечение в СССР. С. 102—108.

10 Лигачев Е. К. Предостережение. М., 1999.С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.